Что такое небылица?

Содержание

image

Русские небылицы для детей.

Зачем небылицы нужны детям

Сегодня вряд ли можно найти родителей, которых бы не волновала проблема развития ребенка. Под руководством взрослых дети играют, рисуют, танцуют, поют, лепят, вырезают, складывают конструкторы, мозаики и пазлы. Им читают стихи, рассказы и сказки. Но существует литературный жанр, который зачастую незаслуженно игнорируют не только родители, но и некоторые воспитатели. Речь идет о небылицах.

Эти творения чем-то похожи на сказки, но в последних сохраняется некоторое ощущение реальности, а вот в первых намеренно нарушается очередность событий, логика действий героев.

Казалось бы, зачем небылицы нужны детям, ведь задача взрослых – объяснить малышу как правильно, а как неправильно, что так бывает, а так не бывает. Однако дело как раз в том, что ребенок познает мир «от противного». В результате – он лучше запоминает. Подобную закономерность заметил еще Корней Иванович Чуковский и описал ее в своей книжке «От двух до пяти».

Чтение небылиц развивает внимание, мышление и воображение ребенка, воспитывает у него чувство юмора и, как это ни парадоксально, позволяет ощутить границы реальности. Он учится не принимать все на веру, а это очень важно во взрослой жизни.

Знакомить малыша с небылицами можно с трех лет. Для этих целей подойдут небольшие фольклорные произведения с понятным ему сюжетом. Например:

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла,

Ваня в лес пошел,

Лисий хвост нашел.

Или так:

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

После прочтения взрослый просит ребенка объяснить, как бывает на самом деле.

Детей постарше знакомят и с авторскими небылицами. К этому жанру обращались многие детские поэты, среди которых Д. Хармс, Г. Сапгир, Б. Заходер, Я. Бжехва, А. Усачев и другие. У подросшего ребенка уже недостаточно просто спросить, как бывает и как не бывает. Важно дать волю его фантазии.

Например, прочитав стихотворение-небылицу Яна Бжехвы «На Горизонтских островах», взрослый предлагает малышу нарисовать или слепить эти таинственные острова или даже придумать свои.

После прослушивания песенки из мультфильма «Пластилиновая ворона» интересно вместе с ребенком придумать и нарисовать существо, у которого «такие перья, рога такие, копыта очень стройные и добрая душа». Конечно, взрослый выполняет лишь роль подсказчика, а все остальное ложится на плечи малыша.

Или же пусть «изобретет» аппарат для сбора клюквы как герой Ю. Энтина из стихотворения «Небылицы». Идея воплощается в рисунке, аппликации или композиции из пластилина. Также подойдут кубики, детали конструктора, природный материал (шишки, желуди, каштаны). Потом ребенок с удовольствием расскажет о своем «ноу-хау».

Небылицы для детей – это не только литературные произведения, но и картинки, раскраски. Полезно предложить малышу определить, что перепутал художник, раскрасить черно-белую картинку-небылицу. Возможно, впоследствии он сам захочет нарисовать что-то необычное. Наконец, с небылицами ребенок знакомится в детском театре, во время просмотра мультиков и детских кинофильмов.

Впрочем, чрезмерно увлекаться подобными произведениями тоже не стоит. Любой абсурд, парадокс, выход за пределы реальности ослабляет психологическую защиту человека, а дети более чувствительны, чем взрослые. Поэтому игры с небылицами лучше сочетать с чтением произведений других жанров (сказки, рассказы), с иными, но не менее интересными занятиями (слушание музыки, прогулка во дворе, поездка на дачу и т. д.).

Русские небылицы для детей

«Небывальщины-небылицы…»

Небывальщины-небылицы

Лежат в бабушкиной светлице,

Завёрнуты в тряпицы

В медом ларце

На дубовом поставце,

Кого хочешь — позабавь,

А ларец на место поставь.

«У Иванова двора…»

У Иванова двора

Загорелася вода.

Всем селом пожар тушили,

А огонь не загасили.

Пришёл дедушка Фома,

Расседая борода.

Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Ульяна, Ульяна

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Пойдем-ка с нами,

В новую деревню;

Во новой деревне

Во старом селенье

Много див узнаешь:

Курочка в сережках,

Петушок в сапожках,

Козел в новых портках.

Коза в сарафане,

А бык, в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже, —

Нет ее дороже.

Вы послушайте, ребята

Вы послушайте, ребята,

Моей сказки небогатой,

От конька -горбунка

И медведя плясунка:

Облоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь хотят,

Полетели, полетели

И на воздухе присели.

Косолапый медведь

С мухи шкуру содрал,

Полусапожки себе сшил,

В полусапожках щеголял,

Поскользнулся и упал.

Небылицы для детей 1-3 класса

Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это — шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

Небылицы для детей

Мельник

Жили-были

Удивительная грядкаУ меня на грядке — Крокодил Растёт. А в Москва-реке Огурец живёт! Осенью на грядке Крокодил Поспел! Огурец в Москва-реке Всех лягушек съел! Я боюсь, ребятки, Что на этот год Вырастет на грядке Страшный бегемот. А в Москва-реке Клюнет на крючок — Как вам это нравится?- Страшный кабачок! Ох! Когда ж на грядке Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯЭто было в воскресенье У слона на дне рождения. Гости пели, веселились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: АН — ло — ти — па — ди — ко — дил, Ко — кро — шим — зе — пан — ко — ри — рил, Ена — мот — ге — бе — раф — ги, Мур — го — ла — ле — бра — браз — жи!

Короткие небылицы для детей

Читать еще:  Назначен новый начальник фау мо рф цска. Герой нашего времени — «решала» из фау цска полковник михаил николаевич барышев. А в чем заключаются их аргументы

Дети любят самостоятельно придумывать небылицы, им это занятие очень нравится.

Небылицы, придуманные детьми.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Небылицы» для подготовительной группы

Полина ТолкаеваКонспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Небылицы» для подготовительной группы

Цель: учить составлять небылицы.

Задачи: актуализировать представления детей о жанре небылиц, познакомить с приемами создания словосочетаний – небылиц, учить применять данный прием при составлении небылиц по картинкам; развивать связную речь, чувство юмора, воображение, умение устанавливать простые закономерности; воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: «Книжка сюрприз», ноутбук, презентация небылицы«Ехал Ваня…», карточки для составления небылиц, аудиозапись песни Е. Железновой «У жирафа».

Предварительная работа: чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Шутка», чтение небылиц, просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята – так я вас встречаю каждое утро. А как еще можно поздороваться? (привет, доброе утро). На Руси люди, встречаясь друг с другом, говорили: «Здрав будь! Здравствуй! Здравствуешь! Доброго здоровья! Здравия тебе и долгих лет жизни!»

-Таким образом, люди желали при встрече друг другу здоровья. Вот и мы каждый день желаем здоровья друг другу.

— Ребята, я хочу вам почитать новую книгу. Согласны? Ой, а книга-то не простая (показываю детям книгу-шкатулку)

-Давайте посмотрим, что в ней! (достаю игру в конверте)

— Тут какие-то карточки, прочтём их (Читая, играем в дидактическую игру «Слово заблудилось»)

1. Лежит лентяй на раскладушки, грызет, похрустывая, ПУШКИ (сушки).

Вы услышали, что грызёт лентяй? (Пушки). Разве так бывает(нет) А как вы думаете, что он мог грызть (сушки)

2. Жучка БУДКУ (булку) не доела: неохота, надоело. Что ела Жучка (Будку) Почему будку нельзя есть (она несъедобная)Что тогда не доела Жучка (булку)

3. Белка с ветки в свой домишко перетаскивала МИШКУ (шишку).Что перетаскивала белка (Мишку)Может такое быть (нет)Что тогда белка могла перетаскивать (шишку)

4. Шоколадный ПОРТ и крем, целый день сегодня ем! Ребята можно есть Порт (нет)А что тогда герой мог есть (торт)

5. Принес, Андрею, дед

Большой КУЛАК (кулек) конфет. Как можно кулак принести (никак)А что тогда принес дед (кулек)

-О чем же эти стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

(Случайно из книжки выпадает листок.)

-Ребята, смотрите здесь еще что- то есть.

(Читаю стихотворение, включаю 1слайд).

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Какие действующие лица в стихотворении? (Ваня,собачка,старушка,фикус)

Кто ехал на коне? (Ваня)

Кого вел Ваня? Как вел? (собачку на ремне)

Что делала старушка? (мыла фикус)

Где стоял фикус (на окне)

Что такое фикус (растение, цветок)

Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

— А давайте мы с вами превратим это стихотворение в «Небылицу»! Как это сделать я вам подскажу — нам нужно, запутать слова так, чтобы получилось смешно и весело. А для этого давайте вспомним еще раз и перечислим героев, стихотворения (Ваня, собачка, старушка, фикус)

-А что если вместо Вани посадить на коня кого-нибудь или что-нибудь, чтобы было весело (например, фикус). Какого героя можно вести на ремне чтобы было смешно (старушку) и т. д.

Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором выкладываю героев небылицы. Ребята с помощью картинок составляют свои небылицы, рассказывают что у них получилось. Например,

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

-А вот еще как можно переделать это четверостишие в небылицу(снова используя карточки, дети меняют героев местами)

— Ехал Ваня на окне,

Вел старушку на ремне

Ну, а фикус в это время

Мыл собачку на коне.

(Получившиеся небылицы рассматриваем на слайдах)

-Ну а сейчас самое время размяться, под нашу любимую песенку. Однако будьте внимательны, я буду путать движения, а вы должны будете показывать движение правильно! Готовы? Начинаем!

(Звучит аудиозапись песни Е. Железновой «У жирафа»)

-Здорово, справились. молодцы!

-Интересно было придумывать запутанные истории?

-А хотите сами сочинить небылицу? Давайте попробуем! А помогут вам наборы картинок.

-Но сначала давайте подумаем, что как составить небылицу? (можно поменять местами героев или предметы; перепутать слова)

— Сейчас вы в парах составите по одной небылице. (Дети делятся на пары с помощью обозначений на стульчиках. Затем рассматривают предложенные карточки и составляют «небылицы». Составленные детьми предложения записываю на доске, параллельно рифмуя их).

Небылицы получатся такие:

«Морковка ест зайчика

Рыба ловит мальчика

Сок наливает девочку

Очки носят дедушку»

«Клубком играет бабушка

Стол стоит на оладушках

Ветка сидит на птице

Вяжут девочку спицы»

«Коса плетёт девочку

Рыба ловит дедушку

Забор красит мышку

Банан ест мартышку»

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем сочиняют небылицы? (Повеселиться).

-А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно? Раньше не было ни телевизоров, ни интернета, а людям хотелось повеселиться. Вот они и сочиняли разные смешные истории. И на каких-нибудь праздниках рассказывали друг другу.

Читать еще:  Где живут сейчас турищева и борзов. В день рождения змс ссср людмилы ивановны турищевой — «легенды отечественной гимнастики. О чем был фильм, помните

-Ребята, а ведь и вы знаете небылицы, повспоминайте.

-Я вам подскажу, вспомните потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

(Рассказывают считалки, потешки.)

Например, Сидели два медведя

На тоненьком суку,

Один читал газету,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку.

-Сегодня, когда придёте домой, сможете посочинять небылицы с родителями или рассказать ту, которую сочинили сами.

-Давайте с вами выберем и выучим ту небылицу, которая вам больше всего понравилась (заучиваем небылицу по выбору детей)

-Ребята, а в нашей «Необычной книжке», пока мы с вами были заняты, что-то ещё появилось (раздаю наклейки).

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством — малыми формами фольклора — пословицами. Учить осмысливать.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сказочный театр» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: старшая группа Тема занятия: «Сказочный театр» Интеграция образовательных.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе «Вот поезд наш едет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Светлячок» Конспект организованной.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Осень» Программное содержание: Обучающие задачи: продолжать закреплять знания детей о признаках осени; Продолжать учить детей составлять рассказ.

Конспект организованной образовательной деятельности «Подарки для лесных зверей» по сенсорному развитию «Подарки для лесных зверей» Цель: продолжать формировать умение детей подбирать предметы по образцу определенной величины; развивать глазомер,.

imageКонспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ОВЗ «Живые яблочки на ветках» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми Подготовительной группы с ОВЗ «Живые яблочки на ветках» Задачи: 1. Расширить.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по аппликации «Снеговик» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по аппликации на тему: «Снеговик» Подготовила.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по «Сенсорному развитию» Тема: «Прогулка с солнышком» Образовательные задачи: • Формировать у детей умение различать предметы по величине (большой – маленький);.

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи» для второй младшей группы МАОУ СОШ №3 г. Канаш Что нам осень принесла… Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи».

Небылицы

Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»

Читать еще:  Жмых для рыбалки – основные особенности. Чем отличаются подсолнечниковый жмых и шрот

Источники:

http://proekt-klass.ru/biblioteka/nebylicy-dlja-detej-1-3-klassahttp://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-organizovanoi-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-razvitiyu-rechi-nebylicy-dlja-podgotovitelnoi-grupy.htmlhttp://friendship.com.ru/ladushki/15.shtml

category Искусство и развлечения / Литература

Что такое небылицы? Ответим на данный вопрос. Небывальщина, или небылица — это жанр фольклора, представляющий собой стихотворное или прозаическое повествование, небольшое по объему, в основном комического содержания, сюжет которого составляет изображение действительности, нарочито искаженной.

Определение небылицы

В.Я. Пропп, филолог-фольклорист, так ответил на вопрос о том, что такое небылицы — это одна из разновидностей сказочного жанра, где наизнанку выворочена действительность. Относятся к ним повествования о событиях, в жизни совершенно невозможных, вроде того, как, например, человек по плечи проваливается в болото, утка на его голове вьет гнездо и откладывает яйца, а затем приходит волк, чтобы полакомиться ими.

Русские небылицы

Веками на Руси существовала школа фольклора для детей в возрасте от 4 до 12 лет, в которой каждый себя проявлял с большим увлечением и охотой, называлась она небылицей.

Этот жанр основали скоморохи, сказители, удачливые на смешные песни и слова, игравшие по деревням и городам на гудках и свиристелях.

В исследовании отечественного фольклора, проведенного Андреем Синявским, были выделены небывальщины и небылицы, которые он называет рассказами о событиях, которых не было никогда и не могло быть. Вот что такое небылицы (определение Андрея Синявского). То есть это словосочетания и ситуации, откровенно алогические, которые рассчитаны на то, чтобы произвести комический эффект. Как пример он приводит один фрагмент из «Северных сказок», написанных Н. Е. Ончуковым. В нем говорится о том, как один человек надевал топор на босу ногу, подпоясывался топорищем, рубил дрова кушаком. Жена его была красавицей — как выглянет в окно, так собаки три дня лают. Вот что такое небылицы. Определение этого жанра было дано в начале статьи.

Различия между докучными сказками и небылицами

Отмечает Андрей Синявский также, что в небылицах для того, чтобы достигнуть комического эффекта, у слов, поставленных рядом, значения меняются местами. Как и докучные сказки, небывальщины — это пародия на волшебную сказку как таковую. Между ними различие заключается в том, что разные стороны пародируются. Доводит до бессмысленности докучная сказка принцип протяженности и связанности. Только пустая форма остается от нее: свернутая кольцом, растянутая в бесконечность цепочка слов. В небывальщине до абсурда доведено само содержание сказочного сюжета с его тяготением к сверхъестественному и чудесному. Вот что такое небылицы.

Небылицы в Америке

Американский фольклор в качестве неотъемлемой части имеет жанр небылицы, который восходит к соревнованиям по хвастовству на Диком Западе. «Тостмастерс Интернешнл» устраивает каждые два года конкурсы ораторского искусства, которые в качестве одного компонента могут включать в себя рассказывание различных небывальщин. Участнику в этом случае дается на историю 3-5 минут, а затем она оценивается жюри.

К самым популярным героям небылиц в Америке относятся следующие персонажи, некоторые из которых являются к тому же историческими: великан-дровосек Поль Баньян, взявший топор в руки на второй день после своего рождения- Пит Корд, его младший брат- Тони Бивер- Пекос Билл, Даниэль Бун и другие.

Небылицы в других странах

Как правило, действие небылицы (фольклор Австралии) происходит в буше, например, на Спива, легендарном ранчо. Являются их главными героями Большой Билл, выкапывающий скважины, предназначенные для добычи угля, самый тупой житель ранчо- а также знаменитый стригаль, который обладал большой силой, по имени Кривой Мик. Данный персонаж также фигурирует в произведении «Шепот на ветру» Алана Маршалла.

Популярным героем различных небылиц в Канаде является Джо Маферо, легендарный персонаж, великан-дровосек.

Небылицы в культуре современности

Популярным средством их рассказывания в начале 20 века стали изображения, которые делались на почтовых открытках. Создатели их обычно совмещали рисунок и фотографию, использовали изменение перспективы и монтаж для изображения ловли гигантской рыбы, охоты на огромных животных или же катание на них, выращивания необычайных размеров урожая. Также небывальщиной (что такое небылицы, читайте в начале статьи) являются различные факты о Чаке Норрисе — юмористические истории о нем.

Использование небылиц в художественной литературе

Характерны они в основном для устного народного творчества, но встречаются также литературные небылицы, в основном основанные на различных сюжетах из фольклора. Примеры можно привести следующие: приключения Мюнхгаузена в изложении писателя Эриха Распе, Гаргантюа и Пантагрюэля из одноименного романа Рабле, поморские сказки Степана Писахова и Бориса Шергина. Сюда же входит и стихотворение «Путаница» Корнея Чуковского, которое состоит целиком из перевертышей.

Чуковский показывает детям, что в поведении животных правильно. В основе этой сказки лежит борьба со злом: море подожгли лисички, которые взяли спички. Развязка неожиданно: никто не смог потушить его, только маленькая бабочка смогла это сделать.

Чуковскому в борьбе за сказку в 20-е годы приходилось сталкиваться с педагогами, утверждавшими, что она элемент отжившей буржуазной культуры, они даже издали научный труд — целый сборник статей под названием «Мы против сказки». Было высказано много оскорбительного также в адрес перевертышей. Именно Чуковский возродил этот жанр. Сегодня, к счастью, отношение к сказке совсем другое.

Самуил Маршак (годы жизни — 1887-1964) сочинил известные стихи про рассеянного человека с улицы Бассейной. Они были созданы еще в довоенное время, когда писатель жил в Ленинграде, неподалеку от существовавшей в действительности улицы Бассейной (сегодня она называется улицей Некрасова).

Функции небылиц

В детском возрасте первыми логическими упражнениями являются разделение функций предмета, наделение его несвойственными признаками. Дети придумывают перевертыши и небылицы сами. Корней Чуковский писал, что польза таких сказок и стихов очевидна: любое отступление от нормы укрепляет ребенка в ней, он оценивает все выше твердую ориентацию в этом мире. Ребенок своим умственным силам как будто делает экзамен и выдерживает его, что поднимает уверенность в интеллекте, уважение к себе, столь необходимые детям, чтобы не потеряться в нашем хаотическом мире.

Небылицы для взрослого являются словесными абракадабрами, нелепицами, а для ребенка — забавными историями о том, чего на самом деле быть не может. Отметим, что с незапамятных времен в народе существует этот вид фольклора, а ведь устное народное творчество сохраняет лишь самое лучшее, отсеивая бесполезное. Ребенок, постепенно открывая закономерности этого мира, делая новые соображения, начинает постепенно играть различными понятиями, так как лишь посредством игры маленькому человеку можно понять структуру мироздания.

Дети, перевертывая различные явления, вкладывая новый смысл в известное, учатся пользоваться и лучше управлять различными понятиями, формируют фантазию, свободу мышления, благодаря чему начинают чувствовать и понимать юмор.

Мы рассмотрели, что такое небылицы. Определение, виды, функции их также были нами изучены. Как видите, жанр этот довольно интересен и полезен. Потешки и небылицы — это не просто развлекательные истории, они служат вполне определенным, серьезным целям, помогая формировать личность ребенка.

Внимание, только СЕГОДНЯ! KAKrufb.ru В» Искусство и развлечения В» Литература В» Что такое небылицы? Небылицы: определение Главная >> Библиотека >> Ладушки

Небылица или небывальщина — жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование небольшого объёма, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого лежит изображение нарочито искажённой действительности.

По определению филолога-фольклориста В. Я. Проппа, небылица — разновидность сказочного жанра, в которой «действительность выворочена наизнанку». К небылицам относятся повествования «о совершенно невозможных в жизни событиях вроде того, что человек проваливается по плечи в болото, утка вьёт гнездо на его голове и откладывает яйца, волк приходит лакомиться яйцами и т. д.»

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

* * *

Придумать небылицу

Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.

Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.

На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.

Небылицы, придуманные детьми.

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Путаница

Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.

Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.

Читать еще:  Всё что нужно для педикюра. Как делать педикюр в салоне? Профессиональный педикюр. Убираем кутикулу и обрабатываем ногти

Небылицы с буквой м. Небылицы придуманные детьми

Короткие тексты приносят большую пользу на начальном этапе чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое — это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица — не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного — чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» — «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Лесная небылица

Путаница-перепутаница 2

Удивительная грядка

Я не зря себя хвалю.

Перепутаница 3

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Инструкция. Я буду читать стихотворение, а ты внимательно слушай. Как услышишь небылицу, подпрыгни (присядь, хлопни, топни. ).

Рассказы — небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Читать еще:  В каком месяце лучше стричь волосы. В какой день недели лучше стричь волосы

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

— Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

— Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна — рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

— Чем рыбу ловить будешь?

— Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с «перепутаницами» полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

— Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

— Ты чего тут под ногами путаешься, — спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Небылицы придуманные детьми

Небылицы придуманные детьми

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

Злой кабан сидел на ветке И чирикал со своей соседкой Как вчера он у болота Встретил синего бегемота Тот взобрался на сосну И хотел поймать лису

У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

image

Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

image

Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Читать еще:  Что такое ногти — их состав и строение. Строение ногтя человека на руках и ногах: схема. Анатомия, функции и особенности строения ногтевой пластины рук и ног человека

Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

image

Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля.

image

Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

image

Опубликовано: Бояринкова Наталья Анатольевна

Источники:

http://proekt-klass.ru/biblioteka/pridumat-nebylicuhttp://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/nebylitsy-v-razvitii-doshkolnikovhttp://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/nebylitsy/130-nebylitsy-pridumannye-detm

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий