Что такое Наблюдение? Значение и толкование слова nabljudenie, определение термина

1. Виды наблюдений. Существуют следующие виды наблюдений:I. Педагогическая классификация (выделяется признак, на основе которого, происходит деление на виды)1.По времени·В  Кратковременные (эпизодические)·В  Длительные (складываются из эпизодических). Например: распускание почек. В соответствии с этапами роста и развития растений или животных наблюдения разбивается на систему эпизодических наблюдений. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассматривать объект, сравнивать их состояние с тем, что было раньше, определение принципов, по которым изменение хорошо заметно.2. По месту проведения·В  В естественных условиях (в лесу, на лугу, около озера)·В  В специально созданных условиях (огород, живой уголок, цветниках, парках)3. По плановости·В  По плану воспитателя (планирует ежедневно определенные наблюдения)·В  По инициативе детей (нашел червяка, воспитатель должен раскрыть ребенку, все особенности этого животного).4. По новизне решаемых задач·В  Первичные (1 раз проводится наблюдение) – знакомство с хомяком·В  Повторные (даются новые сведения) – наблюдение за хомяком, обучение уходу за ним.·В  Сравнительные – хомяк и морская свинка·В  Итоговые (обобщаются, систематизируются полученные сведения о хомяке).5. По форме организации·В  Индивидуальные·В  Групповые·В  ФронтальныеII. Психологическая классификация.·В  Распознающее наблюдениеиспользуется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.Задача: распознать объект, выделить его свойства, качества на основе сенсорного обследования (предмет перед нами, он осязаем, ведущее в этом наблюдении сенсорика)·В  Воссоздающее наблюдение (старший дошкол возраст) — воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.Следы на снегу – чьи? (вороны, собаки). Опишите: какая она, что у нее есть?·В  ДлительноеЗадача: Установления связей и зависимостей, наблюдения за изменениями в росте и развитии. Здесь происходит взаимодействие двух типов наблюдения: распознающего и воссоздающего, т. Есть предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаются (наблюдение за ростом лука, с ведением календаря роста)2. Структура наблюдения. предлагал следующую структуру наблюдения:1. Мотив наблюдения (для чего), здесь может быть использована разная постановка познавательной задачи:·В  Прямая постановка задачи ( Мы сегодня должны познакомиться …)·В  Игровая (Помощь кому-либо)·В  Косвенная (Мне дали задание, вы должны мне помочь)2. Обследование предмета (порядок действий, который должны усвоить дети, выделение для данного предмета свойств и качеств)3. Выявление результата (осмысление, отражение в речи или продуктивной деятельности)3.Подготовка воспитателя к проведению наблюдения1. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитания детей, 2. задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает 3.объект для наблюдения(растение, животное, объект неживой природы), который должен быть для детей интересным и в то ж время доступным для восприятия.Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны, хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызывает интерес к нему.Воспитателю следует 4. подготовитьвсе необходимые в ходе наблюдения предметы: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными.Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.)5. Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичек), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет животное, нужно огородить.4.Общие требования к организации наблюдения1.Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.Для каждого наблюдения 2. воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширять и углублять первоначальные представления.3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыт, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности(вопросы должны будить мысль ребенка).5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему5. Фиксация наблюдений – это то, что остается осязаемым после проведенного наблюдения.1.Составление рассказа об увиденном. В рассказе обеспечивает четкость и полноту воспринимаемых образов. Особенно ценно в этом отношении придумывание самими детьми загадок о предметах и явлениях природы.2.Изобразительная деятельность (рисование разнообразных объектов природы, после детального рассматривания).3.Рассматривание природного материала и его сортировка.4.Составление календаря наблюдения («наблюдение за ростом и развитием мать-и-мачехи»).5.Игровая деятельность – использование полученных знаний в играх: дидактические словесные («Съедобное не съедобное», «Птица, рыба, зверь», настольно печатные (разнообразные лото посвященные природе).6.Практическая деятельность (труд, моделирование).Закрепляю пройденный на уроке материал, подвожу итоги.

Подпишитесь на рассылку:

image

Проекты по теме:

image Поиск

Вики

Архив

Классификация

Методы наблюдения в психологии классифицируются зависимо от разных факторов. Разделение по систематичности:

  1. Систематическое — исследование проводится согласно четкому плану, разработанному заранее. При этом учитываются условия окружающей среды.
  2. Несистематическое — ученые создают общую картину о поведении одного человека или группы. При этом не фиксируют отдельные проявления поведения.

В психологии также выделяют такие виды наблюдения:

  1. Выборочное — наблюдатель записывает, фотографирует или снимает на камеру только определенные параметры поведения, проявления активности со стороны субъекта.
  2. Сплошное — исследователь фиксируют любые изменения поведения, действий человека.

Формы наблюдения:

  • осознанное;
  • неосознанное внешнее;
  • неосознанное внутреннее;
  • неосознанное окружающее.

Во время осознанного наблюдения индивида заранее предупреждают об исследовании. Иногда ученые рассказывают испытуемому о главных задачах, целях проведения слежки, но чаще эти данные скрываются, называются совершенно другие мотивы, чтобы человек вел себя естественно.

Особенности осознанной формы наблюдения:

Читайте также:  Трипанофобия — боязнь уколов: способы побороть страх

  • ученые влияют на поведение испытуемого, что может негативно сказаться на результате;
  • объект наблюдения может нарочно изменять свое поведение.

Во время неосознанного внутреннего наблюдения, ученый не вмешивается в жизнь испытуемого, становится частью его окружающего мира. При этом он может завести разговор с объектом слежки.

Особенности:

  1. Наблюдатель может пользоваться различными способами получения информации.
  2. Возникает множество сложностей с фиксированием информации, так как наблюдаемый субъект может выезжать из страны, длительное время пребывать дома, на работе. Невозможно построить четкий график для наблюдения, из-за чего слежка затягивается на неопределенный промежуток времени.

В редких случаях наблюдатель может утерять свою скрытность при личном общении с субъектом.

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение в психологии — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

​​​​​​​​​​​​​​Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Смотри Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — СПб. 2000 и Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,
  • Невербальное поведение — экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения и др.,
  • Перемещения людей — дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

Читайте также:  Кинофобия: как проявляется боязнь собак и как с ней бороться?

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association), или APA разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Преимущества и недостатки метода

В психологии у метода наблюдение выделяют определенные достоинства и недостатки, которые нужно учитывать при применении техники. Преимущества:

  1. Возможность фиксировать изменения поведения в естественных условиях.
  2. Достижение многомерности охвата. Благодаря этому можно фиксировать несколько параметров, к которым относятся вербальные и невербальные.
  3. Возможность проводить исследования, задействую группу лиц, записывая особенности отношений между отдельными людьми и оценивая их поведение в одинаковых ситуациях.
  4. Не нужно создавать определенные условия для проведения наблюдения, использовать лабораторное оборудование, подготавливать человека.

Недостатки:

  • некоторые факторы могут помешать проведению исследования;
  • наблюдение требует больших затрат —денег, людей, времени;
  • нужно уметь правильно отмечать важные моменты, сопоставлять полученные данные между собой, делать выводы.

На результат проведения слежки процесс может повлиять:

  • неправильно составленный план действий;
  • усталость человека, который проводит слежку;
  • гало-эффект;
  • ошибки в моделировании разных ситуаций;
  • неверное первое впечатление;
  • наличие собственных предубеждений;
  • социальный статус испытуемого, экспериментатора;
  • настроение, в котором находится наблюдатель при выполнении порученной работы.

Некоторые исследователи не учитывают жизненных ситуаций наблюдаемого субъекта, из-за чего результаты получаются неправильными.

Средства наблюдения

Для проведения всей работы требуются технические и аналитические средства для фиксации результатов.

Пользуются градуированными шкалами, тестами, опросниками. При этом выделяют категорийные системы.

Они представляют собой сборник определенных блоков-категорий, которые характеризуют ту или иную черту или процесс и дают возможность ее описать на основе выбора данных. Эта система чем-то похожа на тесты, однако не дает такого категоричного результата.

Тестовые методики на основе опросников широко применяются для периодического обследования исследуемого контингента. Они удобны для многократных проверок и последующей статистической обработки.

Оценку качественных изменений позволяют дать шкалы. Они могут быть визуальными, когда испытуемому предлагается визуально оценить интенсивность процесса или явления и цифровыми, когда это же отражается в цифрах.

Кроме аналитических способов широко применяются технические средства в виде фотосъемки и видео-слежения.

Поскольку частная информация охраняется законом, то использование таких данных возможно после согласия испытуемого, что несколько ограничивает применение этого способа получения информации. Также эти средства ограничивают время испытания.

Принципы проведения и этапы исследования

Последовательность проведения исследования:

Читайте также:  Экзистенциальная психология. Гуманистическая и экзистенциальная психология

  1. Определяется объект проведения слежки.
  2. Проводится оценка окружающей ситуации, выявляются обстоятельства, при которых проживает наблюдаемый.
  3. Создается план проведения слежки. Необходимо выделить основные моменты, чтобы не растеряться при слежке.
  4. Выбирается метод обработки полученных данных.
  5. Подготавливаются инструменты для слежки.

После выполнения всех действий, сбора информации, необходимо сопоставить полученные данные, провести анализ, сделать выводы.

В Америке существует этический кодекс, согласно которому слежку можно проводить только при соблюдении ряда правил:

  1. Согласие на проведение слежки можно не спрашивать, если она будет проводиться в общественном месте. В остальных случаях потребуется разрешение.
  2. Психолог должен минимально вмешиваться в жизнь наблюдаемого.
  3. Категорически запрещено раскрывать информацию о наблюдаемых людях, указывать в общедоступных документах точные данные.
  4. Если объекту слежки что-то угрожает, исследователь должен минимизировать риск причинения травм человеку.

Ошибки, из-за которых получаются неправильные результаты:

  1. Неправильная корреляция. Ученый объясняет проявление одних признаком, на основании других.
  2. Неправильное первое впечатление. Исследователь фиксирует данные, опираясь на свои первые впечатления.
  3. Эффект снисхождения. Психолог по своей натуре дает преимущественно положительные оценки.
  4. Ошибки контраста. Наблюдатель привык характеризовать других людей по чертам, которых нет у него.
  5. Ошибки центральной тенденции. Ученый старается дать нейтральную оценку проявлениям активности.
  6. Гало-эффект. Исследователь зацикливается на действиях субъекта и не замечает мелочей.

Наблюдение применяется в различных сферах человеческой жизни. С помощью этого метода можно получить общую информацию о привычках, поведении, нахождении человека в обществе. Для его выполнения достаточно держать цель в поле зрения, отмечать важные моменты в записной книжке, делать фотографии, записывать видео.

Требования к проведению наблюдения и его эффективность

Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:

  • оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
  • оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
  • важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
  • в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.

Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.

Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).

Типичные ошибки наблюдателя:

  1. Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
  2. Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
  3. Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
  4. Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.

Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наблюдение — это наиболее непосредственный способ получения опытных данных, и в этом заключается его исключительная ценность как научного метода познания. Благодаря своей непосредственности относительно объектов наблюдения и невмешательству в ход событий этот метод стал первой и исходной формой познания психики человека.

В деятельности исследователя могут применяться различные виды объективного наблюдения (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Виды наблюдения

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с ними каждый вид наблюдения должен быть применен там, где может дать наиболее полезные результаты.

Следует отметить и наблюдение значимых ситуаций. Применительно к изучению детей значимые ситуации могут быть в их игровой, учебной и других видах деятельности. Так, они могут бурно реагировать на приход в группу нового человека, например Деда Мороза; на внесение новой игрушки; на удачно выполненную работу и т.д. Наблюдение за детьми в значимых ситуациях поможет воспитателю понять особенности взаимодействия в группе, ролевое поведение отдельных детей, их статусы и т.д.

Ниже предлагаются характеристики психологического наблюдения, включающие виды наблюдения и их особенности, позицию наблюдателя, объекта наблюдения (табл. 3.4).

Характеристики психологического наблюдения

Таблица 3.4

Характеристика

Описание

Позиция наблюдателя

  • • включенное, не включенное, частично включенное;
  • • внешнее, внутреннее;
  • • осознанное, неосознанное

Роль наблюдателя

  • • руководитель;
  • • соучастник;
  • • нейтральный наблюдатель

Активность наблюдателя

  • • руководитель;
  • • соучастник;
  • • нейтральный наблюдатель

Осведомленность объекта наблюдения

  • • осознанное, неосознанное;
  • • непосредственное, опосредствованное

Тип наблюдения

  • • формализированное, неформализованное;
  • • непрерывное, дискретное;
  • • дискретное, многоразовое;
  • • узкое, монографическое

Тип ситуации наблюдения

  • • естественная;
  • • экспериментальная;
  • • спонтанная;
  • • организованная;
  • • стандартная;
  • • нестандартная

Общая характеристика наблюдения как метода исследования приводится в табл. 3.5.

Таблица 3.5

Общая характеристика наблюдения

Симптомы

наблюдения

Особенности метода

  • 1. Движения, действия, поступки, деятельность.
  • 2. Мимика, жесты, пантомимика.
  • 3. Высказывания, речь, словесные реакции
  • 4. Вегетативные реакции
  • 1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленная после предварительного изучения объекта и предмета исследования).
  • 2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.
  • 3. «Законспирированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.
  • 4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их истолкование):
    • • протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
    • • система категорий и оценочных шкал;
    • • магнитофонная запись, фото-, кино-, видеорегистрация.
  • 5. При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей.
  • 6. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).
  • 7. Систематичность проводимых наблюдений

Достоинства

Недостатки

  • 1. Доступность, дешевизна средств.
  • 2. Не искажает естественного протекания психических процессов.
  • 3. Богатство собираемых сведений.
  • 4. Результаты зависят от опыта, научных взглядов, интересов исследователя

1. Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания).

Трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы.

Некоторые явления недоступны наблюдателю.

  • 2. Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.
  • 3. Трудность установления причины явления:
    • • слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями;
    • • много неучитываемых условий;
    • • возможность субъективизма.
  • 4. Трудность статистической обработки

Наблюдение — процесс сложный, требующий особой подготовки наблюдателей

Проводимые исследования с помощью метода наблюдения требуют особой подготовки наблюдателя. Он должен иметь предварительный опыт проведения наблюдения. Должен понимать цель наблюдения (для чего, с какой целью), быть знаком с теоретическими основами.

На основе цели наблюдения выбрать объект, предмет и ситуацию наблюдения (что наблюдать). Затем хорошо продумать план, систему категорий, протоколы наблюдений и т.п. Выбрать способ наблюдения, наименее влияющий на исследовательский объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать). После этого выбрать способ регистрации наблюдаемого (как вести запись).

Перед проведением исследования с помощью метода наблюдения желательно сделать тренировочное наблюдение, чтобы вскрыть предстоящие трудности и приобрести основные умения наблюдения.

Могут возникнуть трудности наблюдения. Они появляются, как правило, при исследовании комплексных явлений и когда явление протекает в большом темпе и постоянной смене ситуаций (табл. 3.6).

После проведения основных наблюдений происходят обработка и интерпретация полученных данных (каков результат).

Общая процедура наблюдения

Таблица 3.6

№ процесса

Содержание процедуры

Цель

1

Определение задач и цели наблюдения

Для чего, с какой целью?

2

Выбор объекта, предмета и ситуации

Что наблюдать?

3

Выбор способа наблюдения: менее влияющего на исследование объекта;

наиболее эффективного

Как наблюдать?

4

Выбор способа регистрации.

Как вести запись?

5

Обработка и объяснение полученной информации

Каков результат?

Цель наблюдения определяет не только его вид, но и детерминирует процедуру, в частности выбор единиц наблюдения, а также шкалу единиц оценивания наблюдаемого явления.

Система категорий и оценочных шкал содержит полное описание всех видов возможного поведения. Служит важным средством уточнения и облегчения наблюдения. Она выполняет роль:

• вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения;

  • • позволяет научно обрабатывать наблюдаемые факты;
  • • сделать соответствующие выводы.

Типы категориальных систем приведены на рис. 3.5.

Рис. 3.5. Основные типы категориальных систем

la. Полная категориальная система. Любое проявление поведения включается в список категории.

Например: изучение отношения ученика к коллективу (по: Залуж- ныйА.С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1931):

Тип поведения

Действие

Речь

I. Асоциальное

отворачивается,

убегает,

защищается

хнычет,

плачет,

кричит о помощи

II. Антисоциальное

разрушает,

отнимает,

гонится,

бьет

угрожает,

требует,

дразнит,

ругает

III. Пассивно социальное

присоединяется, приветствует, старается овладеть

беседует,

приветствует,

просит

IV. Активно социальное

предлагает,

ласкает,

показывает,

помогает,

исправляет,

берет инициативу

беседует,

инсценирует,

информирует,

советует,

критикует,

призывает к сотрудничеству

16. Неполная категориальная система. В список категорий включаются только те проявления поведения (существенные с точки зрения логики исследования), которые необходимо изучать.

Па. Континуальная категориальная система. Качественные показатели располагаются в непрерывном ряду.

Например, изучение внимательности ребенка: внимательный — невнимательный.

Классификация может строиться по следующей непрерывной системе:

Всегда очень внимательный

В большинстве случаев внимательный

Иногда внимательный

Невнимательный

(5)

(4)

(3)

(2)

Пб. Дисконтинуальная категориальная система. Не представляет собой континуум непрерывного ряда.

Например, при решении математических задач система категорий строится так, чтобы можно было следить за процессом решения задач:

Понимание задачи

Востребование

информации

Обсуждение

Варианты

решения

Отрицание

варианта

Не относящееся к задаче

(П.)

(Инф.)

(О.)

(В.)

(Отр.)

(Не.)

II 1а. Категориальная система одного изменения исследуемой действительности.

Например, изучение деятельности ребенка.

Шб. Категориальная система нескольких параметров изучаемого.

Например, деятельность не только ребенка, но и группы в целом, и воспитателя также.

IV. Категории по характеру требований к уровню научного наблюдения:

IVa. Явление регистрируется так, как его видит наблюдатель.

Например, поднимает руку ребенок или нет.

IV6. Исследователь должен знать суть исследуемого вопроса, его логику. Он должен быть подготовлен к наблюдению, так как требуется высокий уровень интеллектуального усилия.

Протоколирование наблюдения позволяет возвращаться к наблюдаемым фактам. Протокол является основой и исходным моментом дальнейшего анализа:

  • • записи должны быть достаточно подробными, чтобы можно было провести объективный анализ;
  • • записи должны быть сделаны на месте наблюдения или сразу после исследования; после наблюдения необходимо просмотреть записи, откорректировать их и дополнить;
  • • форма ведения протокола определяется:
    • — предметом, задачей и чистотой исследования,
    • — наличием подготовленного континуума, условных знаков для регистрации фактов,
    • — наличием технических средств (видео и пр.),
    • — повторяемости определенного рода наблюдаемых фактов;
  • • записывать следует только факты, а не их истолкование;
  • • каждую реплику, действие требуется воспринимать не изолированно, а в связи с другими действиями, словами, сопутствующими явлениями;
  • • все записи необходимо сразу же обработать; не накапливать большой объем материала наблюдений, так как обработка требует больше времени, чем само наблюдение.

СИТУАЦИЯ. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Вопрос. Почему следует тщательно продумывать план наблюдений? Решение. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений.

С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

СИТУАЦИЯ. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные.

Вопрос. Чем отличаются наблюдение научное от житейского? Что характерно для научного наблюдения?

Решение. Для научного наблюдения характерны:

  • • целенаправленность: наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования;
  • • планомерность: позволяет определить программу наиболее эффективного исследования (т.е. когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение);
  • • систематичность: позволяет выделить закономерные процессы;
  • • аналитичность: позволяет объяснить наблюдаемые факты;
  • • регистрация результатов: исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов;
  • • оперирование однозначными понятиями: использование специальных терминов позволяет четко обозначить наблюдаемый материал.

Непременным условием объективности наблюдения должно быть избежание оценочных суждений со стороны исследователя и регистрация лишь увиденного.

Для повышения объективности наблюдения необходимо регистрировать не отдельно выделенный из контекста факт, а целостное проявление.

ВОПРОС. Каковы требования к записи результатов наблюдения?

Ответ. Основные из них:

  • • запись должна быть фактологической, т.е. должны записываться только те явления, которые нельзя заменять обобщенной оценкой или характеристикой;
  • • обязательна запись всей ситуации, а не ее фрагмента, т.е. должен записываться фон, на котором происходят события;
  • • запись должна быть точной: отображать все события.

ЗАДАНИЕ. Составьте характеристику личности ученика на основе особенностей проявления, выраженности и устойчивости его интересов.

Проведите наблюдения по плану.

  • 1. Общие интересы: спорт, туризм, шахматы, техника, конструирование, музыка, изодеятельность, литература, художественная самодеятельность, экономика.
  • 2. Выраженность: а) проба сил; б) эпизодичность; в) постоянство.
  • 3. Деятельность: а) практическая; б) теоретическая.
  • 4. Устойчивость: а) высокая; б) средняя; в) невысокая (ситуатив- ность).
  • 5. Умственная активность: а) самостоятельная; б) несамостоятельная.
  • 6. Сложность: а) большой объем; б) средний; в) малый.
  • 7. Владение навыками: а) сложными; б) средними; в) постоянными.
  • 8. Выполняется в данное время…
  • 9. Творческая выраженность: а) самостоятельное творчество; б) воспроизведение с усовершенствованием; в) воспроизведение.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий