Содержание
- Общие черты и различия бинокля и монокуляра
- Кратность у бинокля и монокуляра
- Как сделать правильный выбор?
- Что выбрать: монокуляр или бинокль?
- Вывод
- Обзор китайского монокуляра и модели Steiner Miniscope 8×22
- Выводы по китайскому монокуляру и модели Steiner Miniscope 8×22
- Краткие пояснения к характеристикам монокуляров
- Состав очков
- Монокль – это очки для коррекции одного глаза
- Появление монокля
- История монокля
- Монокль в России
- Конструкция
- Способы ношения
- Пенсне
- Пенсне и Чехов
- Фотограф и монокль
- Главная
- Информация
- Статьи
- Бинокли
- Что лучше бинокль или монокуляр?
Любой оптический прибор может оказаться полезным в условиях длительного похода, путешествия или охоты. Если фотоаппарат вам не нужен и вы предпочитаете рассматривать объекты в бинокль или монокуляр, можно выбрать любую модель, которая будет соответствовать вашим потребностям. Возникает вопрос, как сделать правильный выбор и что лучше: монокуляр или бинокль?
Общие черты и различия бинокля и монокуляра
В отличие от телескопов, зрительных и подзорных труб и камер ночного наблюдения монокуляры и бинокли более компактны и не доставляют сильных неудобств во время постоянных передвижений на местности. Кроме компактности следует отметить удобство использования обоих приборов и более лояльную стоимость.
Бинокль представляет собой две зрительные трубки, которые соединены друг с другом. При наблюдении вы используете оба глаза и у вас нет необходимости прищуриваться, а обзор, безусловно, будет гораздо шире. Монокуляр же чаще всего называют «половинкой бинокля». В него вы сможете смотреть только одним глазом, прищурив другой для точности. Для одних это удобно, другие же предпочитают использовать возможности бинокулярного зрения.
Кратность у бинокля и монокуляра
Выбирая подходящий инструмент, обращайте внимание на его кратность. У большинства монокуляров кратность составляет 8-10. Мы не рекомендуем покупать монокуляр свыше 12 крат. При наблюдении вы будете ощущать дрожание рук. Эти же рекомендации применимы и к биноклю. Но у большинства биноклей имеется резьба для крепления к штативу. Да и выбор по увеличению у них намного шире.
Есть инструменты, обладающие опцией переменной кратности, но у недорогих моделей по этой причине могут страдать надёжность и качество изображения.
Как сделать правильный выбор?
Перед тем как делать выбор в пользу монокуляра или бинокля, коротко разберём достоинства и особенности того и другого инструмента.
Итак, бинокль:
- удобен, так как в него мы смотрим обоими глазами, не напрягаясь;
- комфортен при длительных наблюдениях за разными объектами;
- имеет широкий угол обзора.
В свою очередь, монокуляр:
- более компактен;
- меньше весит;
- меньше стоит;
- ещё более прост в обращении.
Недостатком бинокля может быть его большой вес и высокая цена, в то время как монокуляры можно купить за минимальную сумму. Угол обзора у него, безусловно, будет гораздо меньше, а прищуривать другой глаз придётся привыкать.
Если вы планируете долго рассматривать разные объекты, выбирайте бинокль, так как длительное разглядывание предметов в монокуляр всегда сопряжено с определёнными неудобствами и маленьким углом обзора. Конечно, для многих решающую роль играют цена прибора и его компактность, но здесь следует подумать о конкретных целях его применения. Монокуляр подойдёт вам в том случае, если вы цените лёгкость, компактность и простоту.
В сложных условиях, когда на первый план выступают скорость, безопасность и быстрота реакции, лучше остановить свой выбор на качественном монокуляре с хорошей оптикой, который может давать качество изображения ничуть не хуже среднего полевого бинокля.
Что общего между биноклем и монокуляром?
Помимо этих двух приборов для наблюдения за удаленным объектом можно использовать оптические прицелы, зрительные и подзорные трубы (они есть в продаже), приборы ночного видения и даже телескопы. Но все эти приборы либо громоздки, либо дороги и имеют специфическое назначение, поэтому для простого наблюдения подходят не лучшим образом. Другое дело бинокли и монокуляры; эти устройства специально предназначены для этого, имеют компактные размеры, адекватную цену, просты в обращении.
Все представляют, как выглядит бинокль и как он примерно устроен. По сути это две соединенные между собой зрительные трубы. Монокуляр же представляет собой половину бинокля, т.е. в бинокль мы смотрим двумя глазами, а в монокуляр — одним. В этом и заключается основное различие между этими устройствами.
Основными характеристиками как бинокля, так и монокуляра являются кратность и диаметр объектива. Эти данные указываются на самом приборе и имеют вид, например 8×30, где 8 — это кратность, а 30 — диаметр объектива в миллиметрах. Говоря простым языком, кратность равная 8 означает, что наблюдаемый объект через оптический прибор будет казаться в 8 раз больше. А чем больше диаметр линзы, тем более качественным будет изображение, особенно при недостаточной освещенности. Поэтому, чем больше оба показателя (в разумных пределах), тем лучше.
Что выбрать: монокуляр или бинокль?
На самом деле тут все просто. Основные достоинства бинокля:
- бинокулярное зрение (двумя глазами);
- удобство, особенно при продолжительном наблюдении.
Ощутимых недостатков, по сравнению с монокуляром, всего два: масса и стоимость.
Что касается монокуляра, то его достоинствами являются:
- компактность;
- небольшой вес;
- невысокая стоимость (в 1,5-2 раза дешевле бинокля с такими же характеристиками).
Минусов также два: меньший угол обзора и, соответственно, меньшее удобство при длительном наблюдении по сравнению с биноклем.
Вывод
Если есть необходимость длительного наблюдения за каким-то объектом или важен широкий угол обзора, а масса и стоимость не играют решающей роли, то берите бинокль. В противном случае лучше подойдет монокуляр, который обеспечит такое же увеличение, но при этом будет гораздо легче и дешевле. И несколько слов по поводу кратности: в лесистой местности, где дальность прямой видимости редко превышает километр большая кратность увеличительного прибора ни к чему; она может только помешать, сужая угол обзора. Другое дело обширный водоем, степь или тундра; тут чем больше кратность, тем лучше.
Читайте также:
Как выбрать налобный фонарьЗащищенные смартфоны и планшетыЧасы для активного отдыхаОффлайн карты на AndroidОдежда и обувь для активного отдыха
В конце марта я попал на больничный с простудой, причём простуда мне досталась премиум-версии для особых ценителей, в результате чего моё вынужденное заключение дома несколько затянулось. К апрелю мне стало окончательно скучно. В один прекрасный момент на глаза мне попалась лежащая без всякого дела линза – одно из немногих напоминаний об фотоувеличителе УПА-506, из которого я в своё время изъял объектив “Индустар-50У 3,5/50” и дни которого окончились некоторое время назад на свалке. Линза эта была некогда составной частью двухлинзового конденсора, который в оптической схеме увеличителя на пути от лампочки к фотоплёнке предшествовал объективу.От скуки я решил собрать из этой линзы монокль.Монокль – это такой объектив как раз из одной линзы. Это морально устаревшая и исторически первая конструкция линзового объектива для фотоаппарата, имеющая целую кучу оптических недостатков, сочетание которых оказалось ныне внезапно популярным в некоторых кругах фотографов. Встречаются даже сообщения о том, что всякому следует пофотографировать моноклем, дабы повысить свои навыки в фотографии и, быть может, даже познать её глубинную суть. Поэтому ныне созидание моноклей довольно популярно не только среди фотографов, склонных к самодельничеству, но и среди отдельных фотомастеров, производящих монокли на продажу.Чаще всего их делают путём ампутации лишних линз у какого-нибуть старого советского объектива – обычно используют “Гелиос 44” той или иной модификации. Мне мой “Гелиос 44-2”, служащий верой и правдой, безусловно жалко было бы разрушать подобным образом, да и вообще подобную процедуру в отношении работоспособных объективов я считаю разновидностью варварства. Да я и не собирался.Я же расскажу о том, как с помощью нехитрых приспособлений из буханки хлеба… то есть из линзы, пластиковой бутылки, чёрной изоленты, двух винтов с гайками и крышки от байонета сделать самый настоящий объектив.Линза, доставшаяся мне, очень толста и весьма выпукла, без следов какого-либо покрытия, имеет диаметр около 54 мм и толщину, приближающуюся к сантиметру.Для начала я решил определить параметры своей линзы. Попытавшись определить фокусное расстояние, поставив лампочку на одной стороне комнаты и встав с линзой у другой стороны, я обнаружил, что более-менее чёткое изображение лампочки на стене получается, когда линза находится на расстоянии от 7 до 8,5 см. Уточнил я значение путём сравнения масштаба получающегося изображения лампочки на стене с тем, что дают настоящие объективы с разными значениями фокусного расстояния, расположенные таким же образом у стены. В результате оказалось, что линза даёт изображение очень близкое, но чуть меньшее, чем 78-мм объектив. Я принял, что фокусное расстояние линзы – 75 мм. Может быть, это не совсем корректно с научной точки зрения, но с практической вполне годится.С точки зрения науки линза для монокля должна быть выпукло-вогнутой и стоять в объективе вогнутой стороной наружу. Мне попалась плоско-выпуклая линза, и я, проведя аналогию, решил установить её плоской стороной наружу.Наверное, проще, удобнее и надёжнее было бы сделать корпус объектива из двух коротких отрезков труб, скажем, пластиковых – так, чтобы одна содержала линзу и выдвигалась (для обеспечения фокусировки) из другой, прикреплённой к байонету. Совсем хардкорный вариант – выточить на токарном станке металлический корпус с настоящим механизмом фокусировки и байонетным соединением. У меня не нашлось дома подходящих труб, нет у меня в квартире и токарного цеха, а оказалась лишь пустая пластиковая бутылка из-под минералки объёмом 1,5 литра. Что ж, тоже лучше, чем ничего. Я решил сделать корпус по принципу двух трубок, но с добавлением очень простого механизма фокусировки – в одной трубке будут диагональные прорези, а в другой – винты, ходящие по этим прорезям.Для того, чтобы зафиксировать линзу, переднюю трубку я вырезал и склеил из той части бутылки, на которой есть небольшая “ступенька”. Она будет не давать линзе провалиться внутрь объектива. С другой стороны линза фиксируется толстой клейкой лентой, наклеенной по внутренней поверхности трубки вплотную к линзе. Я использовал толстый двухсторонний скотч для зеркал, а снаружи заклеил его чёрной изолентой, чтобы не лип и не бликовал.Длины трубок я подобрал так, чтобы у будущего объектива была возможность фокусироваться на бесконечность. Это значит, что линза в положении “на бесконечность” должна оказаться на таком расстоянии от матрицы фотоаппарата, которое равно её фокусному расстоянию, в данном случае 75 мм.Затем я прорезал в передней половине объектива две диагональные прорези. Когда я винтами соединю две половины через эти прорези, можно будет фокусировать объектив, поворачивая его переднюю половину. Прорези должны быть как можно более одинаковыми, чтобы объектив не перекашивало. Лучше сделать не две, а три прорези, но я решил, что это слишком сильно уменьшит и без того невысокую прочность корпуса.После сборки объектива из двух частей получилась хотя и отчаянно заклинивающая, но тем не менее пригодная к использованию конструкция: при повороте передней части относительно задней корпус объектива удлиняется, вместе с чем линза перемещается вперёд, обеспечивая изменение фокусировки. Из-за того, что я сделал только две прорези и два винта, передняя половинка качается относительно задней, создавая невольный лёгкий тилт-эффект. Минимальная дистанция фокусировки получилась около 65 см. Прорези не очень длинные, поэтому передняя часть поворачивается относительно задней меньше, чем на четверть оборота.Осталось каким-то образом приделать объектив к фотоаппарату. Я решил использовать для этого лишнюю крышечку для байонета. Острым ножом я вырезал середину, получив колечко.Его я приклеил к объективу обыкновенным коричневым скотчем. К сожалению, крышки от камер Pentax и Samsung с байонетом К не имеют байонетных лепестков и держатся в камерах только на силе трения. Объектив же слишком тяжёл, нужны байонетные лепестки. Я не придумал ничего лучше, чем сделать “имитацию” лепестков с помощью степлерных скрепок. Из них же я сделал и упоры для фиксирующего штырька. Не слишком изящное и надёжное решение, но в байонете держится, а значит, для испытаний сойдёт, а потом можно будет подумать и над конструкцией понадёжнее. Можно использовать, например, переходник “М42-К” неутапливающегося в байонет типа, с площадкой.Обе детали корпуса я также снаружи и где возможно изнутри оклеил чёрной изолентой, чтобы свет не попадал внутрь объектива через его бока. Для этой же цели после соединения двух частей винтами я добавил на заднюю половинку два “лепестка”, которые закрывают диагональные прорези в передней половинке, когда она выдвинута, то есть когда объектив сфокусирован не на бесконечность.Чтобы рассчитать приблизительно относительное отверстие однолинзового объектива, нужно разделить фокусное расстояние на диаметр линзы. Из-за крепления линзы примерно 0,5 мм у края оказалось закрыто, поэтому диаметр видимой части линзы стал равен примерно 53 мм. Получаем: 75/53 примерно равно 1,4. По идее, надо бы ещё учесть всяческие потери на линзах и т.п., но мне такая точность не требуется.Пишут, что монокли лучше применять с диафрагмами, иначе качество изображений будет не очень хорошим. По науке диафрагма должна быть перед линзой и на расстоянии 1/10 от фокусного. Конечно, я не стал собирать механизм ирисовой многолепестковой диафрагмы, а просто взял плотную бумагу и вырезал из неё два кружка. На одном я обвёл карманный фонарик, на другом – толстый маркер, и вырезал отверстия. По моим подсчётам относительное отверстие у них получилось, соответственно, приблизительно f/2.6 и f/5.4. Диафрагмы я решил просто приклеивать к объективу спереди всё той же чёрной изолентой.
Осталось навести лоск. Объектив получился столь причудливым и странным, если не сказать зловещим, что я дал ему имя “Мононокль“, от слов “мононокэ” – “воплощённый злой дух” в переводе с японского, и “монокль” – от оптической схемы, которая частично легла в его основу (частично – потому что вместо выпукло-вогнутой использована плоско-выпуклая линза). Я дал объективу номер модели “1” и индекс “К” по типу соединения с фотокамерой.Также я наклеил на корпус бумажку с обозначением фокусного расстояния и относительного отвестия: “1,4/75“, серийного номера – “1401” и знака изготовителя, в качестве которого я выбрал кита.Соответствующие обозначения нанесены и на диафрагменные диски.Теперь всё готово к проведению полевых испытаний объектива “Мононокль-1К 1,4/75”. Рассматриваем призматические карманные монокуляры, доступные на российском рынке — характеристики моделей, их сравнение. –> Содержание статьи: На прогулке в парке, в туристической поездке, походе, на охоте или рыбалке часто хочется подробнее рассмотреть какой-либо объект, находящийся от вас на большом расстоянии. Наиболее комфортно это можно сделать с помощью биноклей. Сейчас в продаже имеется их большое разнообразие от бюджетных моделей до самых дорогих, оборудованных системами стабилизации изображения, лазерными дальномерами и др. полезными и не очень опциями. Однако их самым большим недостатком являются относительно большие размеры.На фото ниже представлено наглядное сравнение габаритов этих оптических приборов. Числовые обозначения на картинке соответствуют следующим моделям:Альтернативой биноклям являются монокуляры. Конечно, наблюдение через них менее комфортно, но благодаря их небольшим размерам они не создают неудобств при ношении. Самыми компактными из них являются монокуляры с призмами Порро (оптическая система Малафеева). По внешнему виду их легко можно выделить среди других типов монокуляров по несоосности входной линзы объектива и окуляра. Далее для простоты они будут называться призматическими монокулярами, хотя это не совсем корректно. Слева — Steiner Miniscope 8×22 (Германия), справа — монокуляр 8х20 (Noname) На российском рынке доступны две модели таких монокуляров. Оба они имеют 8-ми кратное увеличение, как и у стандартного армейского бинокля. Первый из них компании «Miniscope 8×22» выпускается немецкой компанией «Snider» и относиться к категории престижных моделей (ценовой разброс 6.500–8.000 рублей), а второй — пришел с Востока, из Поднебесной и является бюджетной моделью (200–500 руб.).Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время можно приобрести и еще более компактный монокуляр. Монокуляр «МГТ 2,5 х 17,5» (справа) Этот монокуляр был разработан и выпускался в России на Лыткаринском заводе оптического стекла (ЛЗОС) под маркой «МГТ 2,5 х 17,5» (в экспортном исполнении — «MGT 2,5 х 17,5»). Хотя производство его прекращено, но его и его китайские клоны все еще можно приобрести в зарубежных интернет-магазинах. Производитель позиционировал его как театральный, в связи, с чем по кратности увеличения он в несколько раз уступает малогабаритным призматическим монокулярам. Китайский монокуляр является, по сути, половинкой компактного призматического бинокля. Поскольку в России компактные призматические бинокли не производятся, то соответственно выпускаемые монокуляры такого типа никак не подходят под определение компактных карманных. Хотя в советское время производились малогабаритные бинокли серии БП 6х24 (БПС — спортивный, БПТ — театральный), но на их основе монокуляров не выпускалось. А за рубежом еще в начале прошлого века начали выпускаться портативные карманные призматические бинокли, которые без труда можно было переносить в карманах одежды. На основе таких биноклей и были разработаны еще более компактные монокуляры. Тем не менее, до недавнего времени на Новосибирском приборостроительном заводе (НПЗ) для армии выпускались компактные призматические монокуляры с кратностью увеличения х6, х7 и х8. При этом их длина составляла соответственно 55, 55 и 104 мм. Они были доступны для приобретения и гражданскими лицами. Но в настоящее время они сняты с производства. Китайский карманный бюджетный монокуляр Как уже отмечалось выше на российском рынке можно приобрести карманные монокуляры из Китая. Производитель их неизвестен. В китайских интернет-магазинах аналогичные модели можно встретить под наименованиями «Omegon Mini», «Portable Handheld HUMVEE», «YYEDC Compact Pocket Monocular» и др. Все они имеют одинаковую конструкцию, практически одинаковые характеристики и стоимость. Карманный монокуляр «Steiner Miniscope 8×20» премиум класса Монокуляр Штейнер является современной репликой монокуляра «Turmon 8×21», разработанного в 1920-х годах в Германии компанией «Carl Zeiss Jena». Несмотря на то, что этот монокуляр предназначался для гражданского использования (театры, спорт, туризм), благодаря своим компактным размерам он использовался и спецслужбами Германии для скрытого наружного наблюдения. В послевоенное время немецкой компанией «Docter Optics» был налажен выпуск лицензионной копии этого монокуляра — «Doctermono 8×21» (за рубежом его стоимость составляет 250–300 долл. США). По своим техническим характеристика «Doctermono 8×21» и «Steiner Miniscope 8×22» практически одинаковы. По некоторым из них (поле зрения на расстоянии 1 км, сумеречный фактор, относительная яркость и вес) монокуляр Штейнер даже несколько превосходит Доктера, уступая ему немного по габаритам и минимальному расстоянию фокусировки — 2 м вместо 4 м. В СССР Загорским оптико-механическим заводом (ЗОМЗ) и Лыткаринским заводом оптического стекла выпускались клоны цейсовкого монокуляра с кратностью х5, х7 и х8.Обзор китайского монокуляра и модели Steiner Miniscope 8×22
Оба монокуляра поставляются в картонных коробках. При этом китайская упаковка не блещет информативностью — на ней есть только графическое изображение монокуляра и надпить «8х20 мм». Упаковка немецкого изделия содержит практически всю необходимую для покупателя информацию — наименование производителя с его девизом «Nothing Escape You» (Ничто не ускользнет от Вас) и контактными данными, изображение изделия, его полное наименование, назначение изделия, штрих-коды и даже QR-коды. Более того, поставщик снабдил упаковочную коробку наклейкой с основными характеристиками монокуляра на русском языке. Комплектация монокуляров Помимо краткой инструкции и чехла, в комплектацию китайского изделия входит матерчатая салфетка для протирки оптики и ремешок для переноски.В обоих случая прилагаемая к монокулярам инструкция по пользованию в нарушение российского законодательства не переведена на русский язык. На приведенных ниже изображения этот недостаток исправлен. Инструкция китайского монокуляра Инструкция монокуляра «Steiner» Чехлы обоих монокуляров изготовлены из кожзаменителя. Учитывая достаточно высокую цену Штейнера, производитель мог бы обеспечить его и кожаным чехлом. По качеству изготовления и материалу чехол китайца заметно уступает немцу. По замыслу производителей чехлы можно носить на поясном ремне. Однако если в немецком чехле минимальная ширина ремня составляет 5 см, то в китайском в два раза меньше — 2,5 см. При стандартной ширине мужского ремня в 3 см, закрепить на нем такой чехол не удастся. Крепеж переносного ремешка Несомненным достоинством китайского монокуляра является наличие на его корпусе крепления для ремешка. Это позволяет переносить его на руке или на шее (если использовать более длинный шнурок), Это значительно удобнее, чем постоянно держать его в руке или же доставать и прятать его обратно в чехол, как в случае с его немецким конкурентом. При внешнем осмотре монокуляров сразу бросается в глаза яркое рубиновое просветление входной линзы китайского монокуляра. Часто недобросовестными менеджерами это выдается за достоинство оптического прибора. Но это не так. По существу такое покрытие является фильтром, который не пропускает через линзу значительную часть спектра от красного до желтого, к которому человеческий глаз наиболее восприимчив.В монокуляре Штейнера цвет покрытия — фиолетовый. Такое просветление пропускает свет нижней части спектра от красного до зеленого и частично отражает свет верхней части спектра от голубого до фиолетового, который плохо фокусируется на сетчатке человеческого глаза.Следует обратить внимание на следующую особенность монокуляра «Steiner» Для приведение его в рабочее состояние его необходимо «сложить» как показано на фотографии. В не сложенном виде в монокуляре изображение будет перевернуто. В целом же, когда впервые берешь эти монокуляры в руки, от китайского изделия остается ощущение какой-то игрушечности, а от немецкого — основательности. Возможно это лишь субъективные ощущения.Ниже приведена таблица с основными техническими характеристиками описываемых монокуляров.
Параметры | Китайский монокуляр 8х20 | Steiner Miniscope 8×22 |
Увеличение | Х8 | Х8 |
Диаметр вх. Линзы | 20 мм | 22 мм |
Диаметр окуляра | 12 мм | — |
Поле зрения на дальности 1 км | 96 м | 115 м |
Диаметр окуляра | 10,5 мм | 10,7 |
Диаметр выходного зрачка | 2,5 мм | 2,75 мм |
Вынос зрачка | 10,3 мм | 10 мм |
Сумеречный фактор | 12,6 | 13,3 |
Относительная яркость | 6,3 | 7,6 |
Минимальное расстояние фокусировки | 5 м | 4 м |
Просветление | ||
Материал линз | Стекло | Оптическое стекло |
Угол зрения | 5,5 градусов | 5,8 градусов |
Рабочий диапазон температур | н.д. | -10 – +55 градусов |
Гарантийный срок производителя | н.д. | 10 лет |
Габариты | 73х38х38 мм | |
Вес | 39 грамм | 78 грамм |
Относительно приведенных в таблице характеристик следует отметить, что поскольку отсутствуют данные по производителю китайского прибора, то приведенные его характеристики являются результатом обобщения имеющихся в Интернете данных по аналогичным изделиям. При этом в качестве материала для линз обычно указывается стекло. Однако учитывая вес изделия (39 грамм у китайца и 78 грамм у немца), это вызывает некоторые сомнения. В монокулярах либо используются пластиковые линзы, либо его значительно более простая оптическая система по сравнению с немецким. Для тех, кто не знаком с тем, что означают некоторые специфические параметры, приведенные в таблице, то для того чтобы не загромождать обзор дополнительной информацией необходимые пояснения по этим параметрам приведены в конце обзора.Одной из отличительных особенностей «Steiner Miniscope» является наличие так называемой «спортивной фокусировки» (Sport Auto-Focus). Смысл ее состоит в том, что на дальностях от 20 м до бесконечности необходимо лишь один раз подстроить резкость изображения. В дальнейшем при изменении дальности до предмета наблюдения повторно такую подстройку выполнять не нужно — изображение будет резким.Как и следовало ожидать изображение в топовом Штейнере по качеству (четкость, яркость, насыщенность цветов) значительно превосходит изображение в бюджетном китайском монокуляре «Noname». Эта разница становиться еще более разительной, в вечернее и ночное время при недостаточном освещении. Основная причина этого — использование самых совершенных технологий, высококачественная обработка и юстировка оптических элементов немецкого монокуляра. Но, в то же время, результатом этого является его высокая стоимость. Тем не менее, китайский монокуляр все же неплохо справляется со своим основным предназначением — рассматриванием удаленных объектов. А его невысокая цена снизит ваше огорчение при утрате прибора, по каким либо причинам, которые случаются в походах и путешествиях. –> –>
Выводы по китайскому монокуляру и модели Steiner Miniscope 8×22
Краткие пояснения к характеристикам монокуляров
- Диаметр зрачка. Если посмотреть на окуляр, держа монокуляр в вытянутой руке, то можно увидеть светлый кружок, диаметр которого будет меньше, чем диаметр линзы окуляра. Это и есть диаметр зрачка оптического прибора. Оптимально, чтобы его размер совпадал с диаметром зрачка человеческого глаза. Диаметр глазного зрачка человека с зависимости от освещенности либо сужается в дневное время, либо расширяется в пределах от 1,5… 2 мм до 7 … 8 мм. При средних условиях освещения его диаметр составляет 3–4 мм. Т.е. чем больше диаметр выходного зрачка монокуляра, тем более яркой будет наблюдаемое в нем изображение.
- Вынос зрачка. Расстояние от окуляра до глаза, на котором наблюдается резкое изображение. При величине выноса зрачка 18–20 мм наблюдение через монокуляр можно вести не снимая очков. Но обычно, как и в случае описываемых монокуляров, эта величина составляет 10–12 мм.
- Сумеречный фактор. Определяет яркость изображения в условиях пониженного освещения. Определяется как корень квадратный от произведения диаметра входной линзы объектива на кратность увеличения. Чем выше этот показатель (при прочих равных условиях), тем более яркой будет картинка в условиях слабого освещения.
- Относительная яркость. Определяет способность монокуляра «собирать» свет. Она определяется как квадрат диаметра линзы окуляра. При показателе относительной яркости 1–16 отчетливо видеть предметы можно только дневном свете или искусственном освещении в ночное время. При значениях 16–25 можно отчетливо наблюдать предметы, как при дневном свете, так и в сумерках. При значениях этого показателя свыше 25 можно пользоваться монокуляром при любом освещении, за исключением полной темноты.
Просветление — специальное покрытие поверхности оптических элементов устройства. Такие покрытия уменьшают потери светового потока при прохождении через оптическую систему, за счет снижения паразитного отражения света от поверхности линз. Для обеспечения этого эффекта в как можно большем диапазоне спектра такое покрытие выполняется многослойным. Соответственно различают следующие типы просветления: –>
Иногда случается так, что люди начинают плохо видеть, то есть пропадает зрение. И как бы ни хотелось, но рано или поздно приходится надевать очки. Всем известно, что очки – один из самых распространённых приборов, который предназначен для улучшения или коррекции зрения человека, также они защищают глаза от вредоносных воздействий. Очками пользуются люди, у которых зрение отклоняется от нормы, и это не зависит от вида отклонения.
Состав очков
Как правило, все виды очков состоят из следующего:
- Линзы.
- Рамки оправы.
- «Мост» оправы.
- Заушники или дужки.
- Упор для носа.
- Шарнир или замок.
Монокль – это очки для коррекции одного глаза
Бывают случаи, когда плохо видит один глаз, и его необходимо скорректировать, для этого разработали оптический прибор. Этот оптический прибор стал предметом роскоши еще в 19 веке, его могли позволить себе только богатые люди. В нынешнее время редко кого встретишь с таким прибором. “Что же это за оптический прибор?” – спросите вы. Ответ прост: этот прибор называется монокль.
Монокль – это одна из разновидностей очков для коррекции или улучшения зрения. Составляющей частью его является линза, чаще всего с оправой и с прикрепляющейся цепочкой для того, чтобы можно было закрепить его на одежде. Также цепочка необходима была для того, чтобы не потерять очки-монокль. Монокль сам по себе маленького размера, отлично садится в глазную впадину. Вообще, один глаз не может удержать очки, поэтому стоит лишь удивиться или приподнять бровь – как они выпадают из впадины.
Появление монокля
Монокль появился в 19 веке, изначально этот оптический прибор выглядел как линза с ручкой. Чаще всего его и использовали для того, чтобы можно было прочитать текст, его держали непосредственно перед самим текстом или же перед глазами. В скором времени ручка утратила свою функцию, потому что стало распространённым зажимать монокль мышцами лица.
История монокля
Монокль – это символ ретроградства, оставивший красочный отпечаток не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Первый приверженец новой моды – известный писатель Эмиль де Жирарден. Князь де Саган ввел лорнет в оправе из черепахи с широкой муаровой лентой, а князь де Бофремон надевал монокль на поле своей шляпы. Журналист и писатель из Франции Орелльен Шолль носил монокль без оправы. А вот знаменитая Жорж Санд использовала прибор для того, чтобы можно было рассмотреть незнакомых мужчин, это приводило их в недоумение и восторг, ведь такое поведение было за гранью приличия. Также монокль использовали поэты Жан Морреас и Жан Лоррен, писатель Жорис-Карл Гюисманс. Хотя последний больше всего предпочитал пенсне, но все же существуют фотографии, где он изображен с моноклем.
В начале 20 века стал известным английский министр Невилл Чемберлен, он прославился своим моноклем. Однако многие считали, что они ему не идут, но он все равно продолжал их носить. В нынешнее время модель «используется» вымышленным персонажем Юстасом Тилли, он является настоящим денди и талисманом известнейшего журнала The New Yorker. Первый раз Тилли появился на обложке этого журнала в 1925 г. В этот период владельцев монокля уже высмеивали, но, как видно, это ни капли не мешает жить вымышленному герою до сих пор.
Монокль в России
В России монокль начали носить представители самых разных литературных течений. Барон Николай Франгель регулярно носил прибор и не снимал. После окончания революции монокль начали называть признаком старорежимности и буржуазности. Его начали носить даже артисты, люди, которые были изображены на плакатах, также были со вставленной линзой.
Монокль – это оптический прибор, который стал популярным в одно время с пенсне. Эти два вида очков были популярны до Первой мировой войны. Их массово носили на лице, чаще всего мужчины. Большую популярность монокль имел у гвардейских офицеров, особенно немецких. Максимальную популярность прибор получил в Германии и Российской империи. Когда началась война, в России монокль перестал быть популярным.
Последним любителем такого прибора считают Михаила Булгакова. Принято считать, что монокль – это эпатирующий символ буржуазности для Булгакова. Купил его Михаил Афанасьевич после получения первого своего гонорара. Сразу же после приобретения он с ним сфотографировался. После чего это фото он раздал всем друзьям и знакомым. Также монокль ассоциируют с одним из лучших символов жизни Европы в конце 19 – начале 20 века.
Конструкция
Монокль – это одиночная оптическая линза, которая размещена в тонкой оправе с сопутствующим шнурком или цепочкой. Шнурок вешали на лацкан или на пуговицу пиджака. Линза-монокль хорошо крепилась к оправе, и выпасть из нее она не могла.
Способы ношения
Если монокль не использовали, то его носили в жилетном кармане. Если же его применяли, то вставляли в глазную впадину и зажимали его между бровью и щекой. Историки отмечают, что из–за мускульного усилия лицо становилось особенным. Такое лицо стало образом аристократического человека. Носители монокля придумали некий вид акробатики, они вставляли прибор в глазную впадину и быстро его сбрасывали. Это было неким развлечением среди ценителей монокля.
Пенсне
Пенсне – это очки без дужек, которые цепляются за уши, они держались на носу с помощью зажимания пружины на переносице. Впервые о пенсне стало известно в 16 веке, но одним из модных аксессуаров и предметов регулярного обихода они стали только в 19 веке, вместе с моноклем. Пенсне – это в переводе с французского pincer – “защемить”, и nez – “нос”. Первые пенсне были круглой формы, со временем они приобрели овальную форму. Вообще принято считать 19 век насыщенным временем разнообразных аксессуаров. Единственным сложным требованием для выбора пенсне было то, что, помимо выбора линзы, нужно было тщательно подобрать оправу, чтобы она отлично подходила по размеру. Если оправа была подобрана неверно, то у человека становился больным нос, но происходила хорошая коррекция зрения. Потом приходилось лечить нос, чтобы этого избежать, люди старались правильно подбирать оправу.
Пенсне и Чехов
Многие считают, что пенсне – неотъемлемая часть образа Антона Павловича Чехова, но у него оно появилось в самые последние годы. Носить его писатель стал в 1897 г. После тяжелой болезни Чехова осматривали многие врачи. Окулистом был обнаружен астигматизм, плюс ко всему у него была разница в диоптриях в полторы единицы, поэтому линзы подбирались долго. Брат Антона Павловича носил всю жизнь пенсне, поэтому писатель часто его примерял. Выходит, что Чехов видел свои проблемы со зрением, но почему-то не спешил от них избавляться. Однажды все-таки пришлось обратиться к врачу, ему с трудом подобрали линзы, но с того момента Антон Чехов начал носить пенсне. Теперь же пенсне Чехова можно увидеть в его музеях, оно хранится там до сего дня.
Фотограф и монокль
В нынешнее время моноклем пользуются многие фотографы, ведь это простой объектив, который состоит из одиночной положительной линзы. Существует классический вид, который предложил Уильям Уолластон еще в начале 19 века для использования камеры – обсуры. Данный объектив выглядит как вогнутый и выпуклый мениск, который обращается вогнутостью наружу к предмету. С помощью этого объектива можно изменить астигматизм и сделать меньше кривизну поля на изображении. Это происходит благодаря отрицательному астигматизму передней поверхности.
Монокль как объектив имеет невысокую светосилу и небольшой угол поля зрения. Фотография, которая была сделана при использовании такого объектива, как правило, малоконтрастная с невысокой, убывающей к краю резкостью. Хотя резкость можно и повысить. В современном мире применяют творческий, мягкорисующий объектив, который используют чаще всего для портретов, пейзажных съемок, а также натюрмортов. Современные фотографы очень любят использовать монокль для своих фотографий. Ведь благодаря ему можно сделать очень красивые снимки, которые будут только радовать глаз.
ли со статьей или есть что добавить?