Что такое критика — определение и задачи. Литературная критика. Музыкальный критик

imageВ бытовом общении истинные мотивы и желания критика порой выглядят откровенно иррационально и наивно, поэтому при помощи нехитрой манипуляции он оборачивает свои простодушные претензии в камуфляж строгой серьезности, в надежде, что эту горькую пилюлю примут за чистую монету, и проглотят не поперхнувшись. Интересно, что не только жертва критика, но и сам он покупается на собственные манипуляции, не замечая своих реальных мотивов. Что стоит за критикой? На progressman.ru уже есть несколько статей о самооценке, где по большей части говорится о причинах болезненных переживаний пострадавшей стороны. Здесь же речь пойдет о нападающих – придирчивых критиканах.

Критика – конструктивная и не очень

Конструктивная критика – это такой «разбор полетов», который помогает выявлять ошибки и развиваться. И здесь подсудимый критикуемый, если его действительно интересует совершенствование, должен бы отбросить манию величия, перестать оправдываться, и обратить безропотное внимание на то, что ему говорится.

Такая «критика» используется в психологическом консультировании, чтобы клиента ненавязчиво ткнуть носом в его заблуждения. Но никакой конструктив не поможет, когда реципиент нацелен не столько на развитие, сколько на самоутверждение. Тогда любая критика, советы и замечания будут восприниматься, как агрессивный наезд. Вот, пожалуй, и все о конструктивной критике.

Деструктивная критика проявляется куда богаче и заковыристее. Хотя центральный мотив у нее – до пошлости прост, потому и прикрывается он обилием разноперых личин.

Без всяких личин, то есть – в чистом виде самоутверждение не практикуется, потому что построено на самообмане – подмене очевидного факта активного самолюбия прикрытием какой-нибудь благовидной причиной, например – конструктивной критикой или праведным гневом. И когда самообман обнажается, сама структура самоутверждения подкашивается. Поэтому, если уж свое эго и выпячивать, то сознательно, – так, хотя бы появляется шанс свой самообман распознать и психологически «опроститься».

Поэтому критиканы с огрубленным сознанием самоутверждаются грубовато. Им неочевидны их неотесанные мотивы. Утонченные люди дурачат себя утонченно, выставляя себя в лучшем свете по мастерски изящно.

В общем, любой формой своей деструктивной критики, критик пытается донести до нас нехитрый посыл о том, что он – лучше нас. Все остальное – детали – дымовая завеса смоченных ложью обоснований и оправданий.

«Фигуры» деструктивной критики

imageЧасто деструктивная критика заряжается завистью. Критик хочет быть таким же качественным, или даже еще лучше. А признать это свое желание для него означает – опуститься, осознать, что он невыгодно отличается от реципиента своей зависти. Я даже допускаю, что зависть – это подавленная симпатия. Критик может тебя обожать, и когда эти чувства не находят ответа, они становятся унизительными, и прикрываются критикой. «От любви до ненависти – один шаг».

Схожие мотивы дирижируют критиком, когда он замечает успехи новичков. Если критик записался в профессионалы, и на этом строит самооценку, успех новичка для него опять же граничит с унизительным осознанием своего неадекватно завышенного самомнения. По этой причине критик заранее запасается подрезателем чужих крыльев, и вливается в террариум профессиональной дедовщины.

Бывает и обратное – когда профан раздает самодовольные советы профессионалам и критикует их, чтобы сразу на халяву практично возвыситься до высокоавторитетных сфер.

Мощным мотивом критики может стать горькое переживание собственных упущений. Критик хотел успехов и побед, но утратив веру в себя, сдался, уступил удушающим рамкам, в которые его впрягло общество. Ему унизительно от рабского хомута на шее, и чтобы оправдать свое решение, он ожидает, что другие либо будут также страдать – с ним на равных, либо выразят ему великий респект за его мученичество. А когда другим наплевать, мученик, чтобы не ощущать себя лопухом, и вообще закрыться от понимания сложившейся ситуации, принимается оправдывать свой образ жизни и критиковать ту свободу, на которую ему не хватило смелости.

По схожей причине мы не любим зазнавшихся гордецов и всевозможных нестандартных личностей. Похоже, что это, вообще – «фирменный» невроз нашей страны. Мы подсажены на стереотипы которым «обязаны» следовать все добропорядочные граждане, реальные девчонки и нормальные пацаны. Мы загоняем свою гордость в угол, и запрягаем в упряжку общественных нормативов. А тем, кто этой упряжкой не стал себя усмирять, выносим «модный приговор».

Гордец критикует с целью показать, что у него есть доступ к куда более продвинутым вещам и знаниям, в сравнении с которыми объект критики – ширпотребная глупость. Дескать «видали мы такие горы, в сравнении с которыми эта – просто равнина».

Гордец критикует, чтобы внушить себе чувство, будто все кроме него – неизлечимые лохи, а он – магистр жизни, или альфа-самец, прогнувший под себя и потому обогнавший всех, кого только смог в иерархии существования. В профессиональной среде таких кадров называют самодурами.

Причиной критики может стать и банальная личная неприязнь. В таком случае мстительная критика может маскироваться под любые на первый взгляд невинные ремарки, советы и замечания.

В быту критика может прикрывать типичную манипуляцию, призванную вызвать чувство вины, чтобы критикуемый осознал, как ошибался и по волшебству встал на путь искупления своих грехов и ошибок. Разумеется, как правило таких сказочных трансформаций не происходит – в лучшем случае вместо вины потерпевший критикуемый пребывает в спокойном понимании ситуации, в ином случае выражает равнодушие, но чаще всего принимается обороняться ответной критикой.

В споре, когда мнения расходятся, оппоненты нисходят до критики, чтобы оправдать свой образ жизни и свое мировоззрение. Критик в таком случае даже не склонен задумываться о том, что именно он критикует. Он просто «прав», потому что быть неправым эго не может. Эго держится на опорах правоты, и рекрутирует для этого все мыслимые и немыслимые рационализации, порой дотягивающие до чудовищной глубины хитросплетений философской «премудрости».

Выводы

В общем, чужое мнение – это не обязательно выражение истины, а в случае деструктивной критики – скорей выражение внутреннего расстройства, нежели каких-то реальных фактов. От конструктивной она отличается не всегда адекватным содержанием, негативной эмоциональной энергетикой и наличием оценок.

Чтобы не вестись на провокации критика, не надо строить самооценку на мнении окружающих. Чужие отзывы могут быть какими угодно, тогда и самооценка будет какой угодно – вечно колеблющейся. Разве это реально? Похвалили – хороший. Поругали – плохой. Зачем доказывать критику, что он не прав? Чтобы тот понял, как ошибался в своем нехорошем мнении про нашу хорошую персону? Чтобы мы оставались правильными и одобренными даже в его критических комментариях? Даже если критик прав по содержанию и выражается конструктивно, нет такой обязанности – переживать по поводу чужого мнения.

Деструктивная критика – это всегда накручивание негативных кармических оборотов, где дурные переживания, побуждающие критиковать, закрепляются – создают сложные узлы в естественном течении жизненной энергии. Эмоциональный фон от этого безобразия методично омрачается, ум проецирует все больше и больше проблем на нейтральные жизненные ситуации, а жизнь начинает казаться несправедливой и заполненной бестолковыми эгоистами.

Выход, как и прежде – самопознание, трезвый взгляд на себя, свои мотивы и решения. После любой неоднозначной ситуации полезно проводить самоанализ и медитировать на предмет различения тех страхов, которые были прикрыты поверхностными реакциями.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

ДомойМОТИВАЦИЯЧто такое конструктивная критика и зачем она нужна?

Нас часто спрашивают в жизни, счастливы ли мы? И мы задумаемся над ответом на этот вопрос. А вот спроси любого, обижен ли он? И абсолютное большинство скажет, что обижен. Чаще всего обиду в человеческой душе можно вызвать посредством критики.

Абсолютное большинство сталкивалось с критикой в своей жизни очень часто. В детстве мы слышим критику от родителей, школьных учителей, позже нас критикуют члены семьи и друзья, а также коллеги по работе и руководящие сотрудники. Но неужели без критики нельзя обойтись? Почему она так важна и распространена в жизни человека? И как правильно критиковать человека, чтобы добиться продуктивного труда и активных действий?

Как правило, даже незначительный упрек вызывает в человеке клубок отрицательных эмоций: обиду, печаль, злость. Если упрек заслуженный, его следует принять не как обиду, а как урок. Можно даже поблагодарить своего обидчика – не вслух, а мысленно. Если же упрек не заслуженный, его просто не следует воспринимать всерьез. Прежде чем реагировать на упреки обидчика, следует разобраться, к какому виду критики относятся его слова?

Основные виды критики

  1. Конструктивная критика – это разумный и уважительный анализ действий человека.
  2. Деструктивная критика – негативный, часто не подкрепляемый объективными фактами отзыв о человеке.

Конструктивная критика подразумевает сплочение коллектива и совершенствование межличностных отношений. Данный вид анализа человеческих действий не подразумевает снижения самооценки человека и продуктивности его труда.

Критикующий старается преподнести информацию максимально просто и доступно для понимания, анализа и изменения сложившейся ситуации. Основной целью конструктивной критики является сплочение и усиление отношений между людьми, а также повышение уровня компетенций критикуемого человека. Данный вид критики не несет в себе задачи превосходства над критикуемым, его унижения и обиды.

Если вы решили высказать несколько упреков близкому человеку или коллеге, следует придерживаться основных правил. Дабы не навредить отношениям и способствовать положительным изменениям в жизни человека:

  • Уважительный тон. Принимая решение критиковать человека, не забывайте об уважении к каждому как к личности. Важно сохранить ровный тон разговора, и подбирать аргументы с крайней осторожностью.
  •  Конкретность. Критикуя чьи-то действия или ситуацию следует отмечать не общую плачевность сложившейся ситуации и её безвыходность, а конкретные моменты, подлежащие исправлению.
  • Обладание знаниями. Для критики необходимы объективные знания дела, наличие образования или жизненного опыта.
  • Положительные моменты. Любая работа не может быть выполнена абсолютно плохо. Всегда найдутся положительные моменты, которые необходимо отметить во время диалога. Следует начать разговор с выделения достоинств выполненной работы. Особенно важным данный момент является для детей. Поскольку взрослый человек, родитель выглядит в глазах маленького ребенка эталоном и примером, необходимо подчеркнуть даже незначительные положительные моменты в выполненном деле.
  • Совершенствование результата. Аргументы и комментарии следует выстроить так, чтобы напомнить о цели данной работы и способах ее достижения. Следует предложить поискать способы изменения сложившейся ситуации, проговорить этапы выполнения действия для исправления.
  • Критикуем результат, а не самого человека. Это является одним из важнейших принципов конструктивного порицания, ведь критика человеческой личности и его поведения говорят о стремлении задеть человека, а не попытаться ему помочь.

В современном деловом общении подчеркивается важность конструктивной критики, так как она помогает обсуждению и решению насущных проблем. Критика может быть полезна, если человек готов правильно её воспринимать. Если критикующий объективно прав, то необходимо выполнить некоторые условия для исправления ситуации.

Первый этап – это признание критики, второй этап – размышление над способами решения проблемы, третий – исправление ошибки, четвертый – умозаключение, исключающее повторение ошибки в будущем.

Лучшей реакцией на критику будет обещание исправления ситуации. Важное правило конструктивной критики – равенство сторон критикующего и критикуемого, а также достижение совместной цели.

Деструктивная критика – это выражение своих негативных мыслей, отрицательного мнения по поводу ситуации или дела. Деструктивная критика не имеет под собой цели в виде исправления ситуации. Здесь критикующий старается задеть чувства оппонента, вывести его из стабильного состояния.

В большинстве случаев деструктивная критика применяется в случаях личной неприязни и не связана с результатом работы или конкретной ситуацией. Чаще люди прибегают к данному виду критики, преследуя низкие цели. Для деструктивной критики характерны: субъективность фактов, переход на личности, отсутствие стремления к исправлению, желание обидеть и досадить.

Независимо от вида критики любому человеку необходимо научится правильно на нее реагировать, иначе не избежать череды поражений, как в семейной жизни, так и на работе. Необходимо научиться использовать критику себе во благо, делая определенные выводы для самосовершенствования или повышения профессиональных компетенций.

Устраниться от критики не получится, любое столкновение с внешним миром несет для человека способы изменения, также посредством критики. Главное здесь – научиться правильно на нее реагировать, делая выводы для будущей жизни.

Чаще всего критика задевает людей с завышенными требованиями к себе и миру, так называемых перфекционистов. Эта категория людей стремится быть лучшими во всем и всегда, не допуская промаха и ошибки. Как правило, данная категория людей склонна прибегать к деструктивной критике окружающих людей, с целью возвышения своей личности и самоутверждения.

Также подвергаются критике и тяжело ее переносят люди с заниженной самооценкой. Любая критика, будь то конструктивная или деструктивная обидит и расстроит этих людей. Переживая из-за критики, эти люди перестают стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.

Если вы столкнулись с ярким проявлением деструктивной критики, и упреки не объективны и скупо аргументированы, в ваших силах не воспринимать его. Следует с достоинством отстаивать право на свободу своей личности неприкосновенность к ней. Необходимо потребовать аргументирования данной критики с точки зрения оценки деятельности, а не вашей личности.

К примеру, вам сказали гадость. Поразмышляйте: зачем обижаться? Есть ли достоверность в сказанных словах? Имеют ли они отношение к вам? Вероятнее всего, это лишь выплеск отрицательных эмоций. Ведь данные эмоции были следствием чувств обиды, зависти или злости.

Если в оскорблении нет ни малейшей правды, то следует сохранять спокойствие и постараться побыстрее забыть о случившемся. Необходимо помнить, что в ваших силах не придавать значения тому, чему не так важно для вашего развития в данный момент.

Конструктивная критика очень ценна. Но необходимо правильно на нее среагировать. Именно она помогает нам расти личностным и профессиональным качествам. Важно запомнить, как нельзя реагировать на все виды критики будь то конструктивная или деструктивная критика. Первое, нельзя все отрицать, проявлять агрессию, или прибегать к игнорированию. Также не будет верным извиняться и оправдываться.

Начиная критиковать, окружающие нас люди, как правило, стремятся выказать недовольство нашими действиями. Чаще всего мы воспринимаем со страхом, так как критика грозит падением нашей независимости в глазах окружающих. Не стоит глубоко уходить в обиду. Само наличие обиды свидетельствует о заниженной самооценке и невозможности саморазвития человека.

Важно научиться самому правильно реагировать на критику и также воспитывать детей. Ребенок, неспособный к адекватной реакции, ожидающий постоянной похвалы будет пребывать в состоянии постоянной обиды на окружающий мир. Также важно научиться определять конструктивную и деструктивную критику, чтобы понимать необходимость эмоционального отклика и дальнейших действий.

‘ style=’ position:relative;background: url(https://i.ytimg.com/vi/O9PGhnUwTDI/hqdefault.jpg) no-repeat scroll center center / cover’ > Проблема «конструктивной критики»

Многие из этих советов вполне подходят и для взрослых людей, так как некоторые не всегда могут правильно среагировать на критику. Помните, что критика – залог вашего духовного и профессионального роста, без которого семейная и трудовая жизнь не возможна. Постарайтесь сформировать устойчивое поведение против деструктивной критики и прибегать к советам по части конструктивных упреков и ваши успехи не заставят себя ждать!

Плюсы и минусы профессииГде учитьсяЗарплата на 13.08.2020

Литературный критик — это человек, который занимается изучением и анализом всех видов литературных произведений. Критик знакомится с произведением, изучает его, после чего дает всестороннюю оценку. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и русский язык и литература (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам). В 2020 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Лебедев Б. М.Ю. Лермонтов и В.Г. Белинский Бумага, акварель. 1952

Человек этой профессии оказывает непосредственное влияние на формирование читательских вкусов и популярность того или иного произведения.

Специфика профессии

Профессия литературного критика достаточно высокооплачиваемая, но ее представителю придется приготовиться к тому, что не всего его рецензии на произведения будут хорошо приняты. В обществе сложилось мнение о том, что критик – это неудавшийся писатель, хотя это не так. Если оценка специалиста будет подтверждена фактами и аргументами, то обязательно найдет положительный отклик.

Читайте также:  Сегодня в России отмечается День этнографа

Литературный критик должен уметь:

  • давать оценку разным видам литературных произведений с точки зрения современности;
  • выявлять несоответствия;
  • владеть слогом и уметь подать информацию интересно, ведь рецензия должна привлекать не только ученых, но и обычных людей;
  • создавать не только статьи, но и книги;
  • хорошо разбираться в современных и классических литературных произведениях;
  • во время работы опираться на теорию и историю литературных наук;
  • изучать факторы, которые оказывали влияние на литературное произведение (биография автора, его возраст, особенности развития литературного направления и другие).

Критик должен постоянно давать оценку литературным произведениям, изучая последние новинки, читая рецензии своих коллег, вступая в литературные споры. Такой специалист может работать удаленно, публикуя свои работы в научных и публицистических журналах.

Театральный критик: профессия или призвание?

“Театроведческий текст перестал быть средством заработка, культурные полосы в СМИ сократились до невозможности, остальные газеты резко поправели, – рассказывает Павел Руднев, театральный критик и театральный менеджер, кандидат искусствоведения. – Если в 1990-е столичный спектакль мог собрать 30-40 рецензий, то сегодня пресс-секретари счастливы, когда о спектакле выходит хотя бы одна рецензия. Самые резонансные работы вызывают десять рецензий. Безусловно, это следствие, с одной стороны, рынка, выдавливающего то, что нельзя продать, с другой стороны, это следствие недоверия к современной культуре, новому театру, новым людям, приходящим в культуре. Если с первым смириться можно, то второе – по-настоящему катастрофа. Многие говорят о том, что критик сегодня становится менеджером, продюсером. И это, увы, вещь вынужденная: нужно обеспечивать себя, свою семью. Но проблема в том, что репутация и авторитет критика все равно, прежде всего, создается именно текстами, аналитикой. И то, что сегодня для молодых театральных критиков крайне мало возможностей, – это беда, так как созревание критика – это многолетний процесс. Из вузов никто не выходит полностью готовым, оснащенным.

Когда я начинал, то мне неоценимую помощь оказали старшие театроведы, которым я благодарен за это доверие, – Ольга Галахова и Геннадий Демин в газете “Дом актера”, Григорий Заславский в “Независимой газете”. И в этом был свой смысл: возникала преемственность – ты помогаешь мне, я помогаю другим. Проблема в том, что сегодня эту линию даже негде протянуть. Сегодня, увы, могут предложить свои возможности только бесплатные возможности интернета. Например, Молодежный совет СТД РФ создал блог для молодых критиков ”Start Up”. Поле для текстов широкое, так как затрагивает не только столичные культуры, но и, прежде всего, регионы. Но ведь плохо, что за тексты мы ничего не платим. Это стыдно!”

Театральный критик – профессия творческая, многие бескорыстно посвящают ей всю свою жизнь. Однако прежде чем получится стать профессионалом, придется усердно поработать. Критик должен уметь максимально объективно оценить творческую задумку автора и аккуратно и ясно рассказать о своем мнении. Нужно уметь подмечать детали, умело владеть словом и научиться воспринимать картину мира, представленную на сцене. Разве это просто? Нет. Но когда трудности нас останавливали? Никогда. Вперед!

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  1. Высокооплачиваемая профессия.
  2. Возможность удаленной работы, ведь критик может проживать в любой стране, используя для чтения книг и отправки рецензий интернет.
  3. Профессиональные критики получают уважение и популярность в определенных кругах.
  4. Возможность работать критиком, имея образование литературоведа, журналиста, филолога.
  5. Возможность самореализации для людей, которые желают работать в сфере культуры.
  6. Интересная и многогранная работа, ведь критик может совмещать написание рецензий с созданием собственных литературных произведений, работой редактора.
  7. Современные технологии позволяют размещать рецензии на литературные произведения во всемирной сети (видео, тематические блоги и другие ресурсы).
  8. У представителей этой профессии всегда есть работа, ведь ежегодно издательства выпускают тысячи книг, на каждую из которых можно писать рецензии.

Минусы

  1. Нужно приготовиться к неодобрению со стороны коллег по литературному цеху. В обществе сложилось мнение о том, что критики – это саркастичные и недобрые люди, которые не смогли себя реализовать в качестве писателя.
  2. Литературный критик, который не умеет давать объективные оценки и не обладает талантом, не добьется успеха.
  3. Огромный конкурс на филологические факультеты в высших учебных заведениях.
  4. Работа требует внимания и отличной базовой подготовки.
  5. Необходимо уметь хранить в памяти огромный объем информации.
  6. Работа малоподвижная.

Обучение

Специальности «Критика» в вузах не существует, но в творческих и гуманитарных институтах есть факультеты теории и истории искусств, выпускники которых вполне могут считаться профессиональными критиками. Обычно они специализируются в одной из пяти областей искусства: литература, музыка, кино, изобразительное искусства, театр.

Хорошее гуманитарное образование можно получить в следующих вузах:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).
  • Московский государственный институт культуры (МГИК).
  • Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП).
  • Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (ЛГУ им. Пушкина).

Share this: Facebook Twitter Google+ Pinterest

Важные личные качества

  1. Необходимо любить читать и быть всесторонне развитой личностью.
  2. Необходимо уметь не только запоминать, но и анализировать литературные произведения.
  3. Готовность к малоподвижной работе.
  4. Умение не замечать неодобрение окружающих людей и принимать конструктивную критику.
  5. Способность быстро заводить знакомство с новыми людьми, которые могут быть полезны (редакторы, журналисты, представители издательств и другие).
  6. Честность и ответственность.
  7. Умение быстро искать различную информацию, используя для этого доступные средства (архивы, интернет и другие).

Литература

Критики в Викитеке
Критики на Викискладе
  • Г. Г—ль. Библейская критика // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  • Иванов И. И., Стороженко Н. И. Критика литературная // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Кареев Н. И. Критика историческая // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 8 ноября 2011 года

.

Это заготовка статьи о профессии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Обучение на литературного критика

Специальность «Литературный критик» в высших учебных заведениях вы не найдете, поэтому необходимо ориентироваться на факультет журналистики, отечественной или зарубежной филологии, искусствоведения.

При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:

  • ЕГЭ по русскому языку, литературе и иностранному языку;
  • дополнительный экзамен творческой направленности, который поможет выявить потенциал каждого абитуриента. Для творческого экзамена используются произведения из общеобразовательной школьной программы.

Тип творческого экзамена зависит от высшего учебного заведения, в которое поступает абитуриент. Чаще всего это сочинение, которое помогает узнать больше о том, насколько хорошо абитуриент владеет русским языком, слогом, знает азы журналистики. Также может быть назначено дополнительное собеседование по результатам экзаменов.

Если вы желаете поступить на один из вышеперечисленных факультетов, то необходимо начинать подготовку за 2-3 года до подачи документов в высшее учебное заведение.

Вузы

Московский гуманитарный университет, МосГУ

Читайте также:  Идеальный ивент менеджер? Да-да, я существую!

Телерадиожурналистика (Факультет рекламы, журналистики и дизайна)

Университет Российского инновационного образования

Филология (Дагестанский филиал Университета Российского инновационного образования)

Российский университет дружбы народов

Журналистика (Филологический факультет РУДН)

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Журналистика (Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова)

Оренбургский государственный университет

Журналистика (Факультет филологии и журналистики)

На каких специальностях лучше учиться

Отдельной специальности «критик» в российских вузах не преподают. Необходимый для подобной работы набор знаний можно получить на университетских программах бакалавриата и магистратуры, связанных с искусством или литературой:

  • филология (отечественная или зарубежная);
  • искусства и гуманитарные науки;
  • теория и история культуры и искусства;
  • литературный работник;
  • журналистика и др.

Как правило, от абитуриентов требуются результаты ЕГЭ по предметам гуманитарного направления: русский и иностранный язык, литература, история, обществознание.

Критик Дарья Цивина.

Имя Дарьи Цивиной известно многим рестораторам из-за ее непреклонности и объективности. Женщина является журналистом газеты «Коммерсант» и ведущей программы «Едоки». Она с 1992 года подробно описывает рестораны Москвы. Дарья по профессии театральный критик. Однако женщина уверена, что в ее работе ей помогают полученные знания. Она создает объективные материалы, которые могли бы пригодиться большинству людей. Как уверяет женщина, в 90-е годы было работать сложнее. Тогда критики воспринимались аналогично СЭС и другим проверяющим инстанциям. Рестораторы стремились быстрее дать «премиальные», чтобы о них вышла хорошая статья. Но «Коммерсант» был против этих правил. Поэтому в 90-е годы рейтинг этой газеты был невероятно высок. Здесь можно было получить объективную информацию о тех заведения, в которые ходят рестораторы. И сегодня Дарья Цивина является одним из сильнейших ресторанных критиков нашей страны.

Владимир Гридин и его «бальная» система.

Это ресторанный критик со своим, авторским мнением на каждое заведение. Отличительной особенностью этого человека является то, что он не только ставит баллы еде, но и пытается уловить индивидуальный стиль, особенность именно того заведения, в котором побывал. Каждый ресторатор открывает заведение, которое бы кардинально отличалось от других. Зачастую, это удается. Однако критики оценивают всех и каждого по общей шкале. Даже если ресторан будет невероятным, официанты начнут презентовать каждое блюдо мастерски, критик все равно ставит свои звезды по общей системе. Владимир Гридин отличается от всех. Он улавливает индивидуальность, старается принять то, что предлагает ресторан, выявляет ту индивидуальность, которая, словно магнит, тянет к себе постоянных гостей заведения. Свои наблюдения критик публикует в авторском журнале Buro 24/7. Владимир Гридин – критик, которого можно увидеть, как в городах, так и в регионах России, в роскошных ресторанах и в небольших кафе, расположенных на окраинах городов.

Кому полезна критика?

Веды утверждают, что критика похожа на посох: у нее есть два конца. Один, неблагоприятный, – для того, кто критикует, а второй, положительный, – для объекта критики. Если человек научится понимать и принимать замечания, то его духовное, а иногда и физическое, развитие пройдет быстрее. Замеченный чужим взглядом недостаток гораздо легче изжить в себе.

Иными словами, критика спасает нас от деградации. Также услышанные в ваш адрес замечания дают бесценную пищу для размышлений, дают шанс раскрыть свой потенциал и начать менять свою жизнь. Но самый главный плюс критики в том, что она позволяет нам оценить самих себя с трезвой стороны, развить адекватное отношение к себе и своим поступкам. Иными словами, критика полезна тому, кто действительно хочет стать лучше.

Читайте также:  18 увлекательных фильмов о жизни в отелях

В «Нарада-пуране» говорится о том, что тот, кто ищет недостатки в других, равно как и тот, кто считает чужие грехи, является нардхамой, или низшим из людей.

Иными словами, критику стоит воспринимать со спокойным сердцем, при этом не критикуя других.

image

Так уж повелось на белом свете, что часть людей творит и производит, а другая часть — меньшая — эти творения критикует. В этой статье мы рассмотрим, критик кто это такой и чем он занимается.

Если коротко сказать, это человек, близкий к искусству, хотя иногда критикуют даже ресторанные заведения. Но все же работники этого профиля чаще специализируются именно на деятелях культуры.

На самом деле, как таковой профессии критик не существуют; ей не обучают ни в одном институте. Обычно эти специалисты вырастают из бывших журналистов или литераторов.

Интересно, что критики были известны еще на территории древней Греции: википедия, где есть ее детальное описание, заявляет, что тамошние общественные деятели на досуге по полочкам разбирали только что увидевшие свет спектакли: обсуждали режиссуру, подробно останавливались на достоинствах и недостатках актеров.

В наше время критики обязаны иметь глубокие познания в той сфере, которую они намерены оценивать.

Чтобы не попасть впросак, они просто обязаны:

  • владеть литературным стилем изложения и быть грамотными;
  • иметь развитый эстетический вкус;
  • уметь отделять истинное творчество от китча и шарлатанства.

Эти требования предъявляются любому человеку, который желает донести до массового читателя свою позицию. Ему понадобится большой багаж знаний, умение анализировать и адекватно мыслить. В противном случае он обречен на провал.

Между прочим, попытаться сделать карьеру литературного или кинокритика может любой желающий, при условии, если будет периодически оставлять рецензии на одном из популярных в массах открытых ресурсов.

Чтобы имя новоявленного критика заметили, он может попутно проводить сопутствующую работу:

  • писать книги;
  • читать лекции в учебных заведениях;
  • преподавать на специальных курсах.

Войти в категорию признанных профессионалов не легко: необходимо будет изучить писаные и неписаные законы журналистики, начать печататься в бумажных и цифровых СМИ, предлагать издателям качественные тексты и фонтанировать идеями.

Обычно люди этой профессии не берутся за все сразу, не пытаются, так сказать, объять необъятное.

Выделяют несколько областей, где найти себя критики:

  • кино. После посещения премьеры критик выпускает рецензию;
  • театр. Оценивается мастерство артистов и деятельность остальных участников труппы;
  • живопись. Обсуждается талант художника, для чего необходимо хотя бы время от времени бывать на выставках;
  • кулинария. В центре обсуждения — мир кулинарии и ресторанный бизнес;
  • музыка. Музыкальный критик всегда в курсе проходящих концертов и выступлений и оценивает виртуозность и талант исполнителей.

А чем занимается критик по компьютерным играм для детей или взрослых? Он делает качественный обзор видеоигр, выпущенных на мировой рынок, анализируя при этом звук, увлекательность и уникальность.

Что за профессия без особенностей? Прежде всего в этом деле нужна объективность. Критик, чьи суждения строятся на личной симпатии либо неприязни априори профессионалом считаться не может. Только беспристрастные оценки привлекут читателя, иначе — к таким оценкам прислушиваться никто не станет.

Очень хорошо, если у критика есть следующие свойства:

  • отличная память. Поможет при необходимости восстановить события многолетней давности, чтобы посмотреть на творчество автора или коллектива сквозь призму времени;
  • дипломатичность и такт. В своих высказываниях критик ненароком может задеть чувства других людей, поэтому необходимо сдерживаться в выражениях;
  • стрессоустойчивость. Нужно быть готовым к тому, что после выхода в свет статей появятся недоброжелатели, которые в лучшем случае будут брызгать слюной в сторону критика, в худшем — дело может дойти до физического устранения;
  • внимательность. Критик акцентирует внимание общества на деталях, которые обычному человеку увидеть сложно.

И последнее. Критик обязан быть всесторонне развитым человеком, много знать, многое уметь, быть знакомым со множеством влиятельных и известных людей, чтобы в случае чего заручиться их поддержкой.

В этой профессии свои — и очень необычные — плюсы и минусы. Главное достоинство, конечно, состоит в свободе слова и независимости от руководства. Критик — птица высокого полета, он не обращает внимания на условности и общественное мнение. Правда, иногда за такое приходится расплачиваться по полной программе, но разве это плата за возможность высказать все, что на душе накипело?

Основные преимущества:

  • высшее образование необязательно — обучение будет происходить в процессе работы;
  • перспектива стать богатым и знаменитым при удачном стечении обстоятельств;
  • общение со звездными персонами, частые заграничные командировки, шанс увидеть мир и показать себя во всей красе;
  • для старта не потребуется никаких финансовых вливаний.

Среди недостатков, как уже было отмечено, недовольство заинтересованных лиц, постоянная борьба за место под солнцем: коллеги-то тоже не сидят сложа руки и всегда готовы поставить подножку.

Критик кто это? Скорее всего, человек, у которого есть склонность к авантюрам и великое нежелание работать под чьим-либо началом.

Spread the love

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий