Содержание
- Где пригодится замедлитель?
- Из истории ретардера
- Многообразие замедлителей
- Гидродинамические ретардеры
- Электродинамический ретардер. Что это такое?
- Интардер и акватардер
- Признаки неисправности
- Причины неисправности
- Что можно предпринять самостоятельно
- Наши услуги
- Отключение ретарды ДАФ
- Кто такой ретард
- История термина
Ретардер. Что это такое, далеко не всем понятно только из названия. В переводе с английского этот термин буквально означает «замедлитель». Его применяют в различных областях науки и промышленности к устройствам, агрегатам или веществам, тормозящим динамику протекания какого-либо процесса. Применительно к сфере машиностроения ретардером называют устройство, которое устанавливается на транспортных средствах с целью замедления скорости их движения без участия или с частичным использованием основных тормозных систем.
Где пригодится замедлитель?
Потребность в использовании замедлителей обусловлена тем, что в условиях длительных нагрузок на основную тормозную систему надежность и эффективность последней значительно снижаются, что оказывает негативное влияние на безопасность. Как правило, это касается тяжелых грузовиков и автопоездов, которые движутся в условиях постоянных подъемов и спусков по горным дорогам.
Рассмотрим реальную ситуацию, которая помогает понять, для чего нужен ретардер. Двигаясь вниз по склону, водителю приходится постоянно притормаживать для поддержания постоянной скорости. Такая продолжительная нагрузка на фрикционную тормозную систему приводит к ее перегреву и преждевременному износу. В первом случае тратится драгоценное время рейса на то, чтобы дать остыть тормозным механизмам, во втором — увеличивается затратная часть на ремонт и техническое обслуживание автомобиля.
На необходимость поиска дополнительного источника замедления также повлиял тот факт, что с каждым годом грузоподъемность и скорость грузовых автомобилей увеличивались. К примеру, для остановки автопоезда со скорости 80 км/ч потребуется в 4 раза большее тормозное усилие, чем для его же остановки с 40 км/ч. Трудно не согласиться, что, имея в распоряжении и зная, как пользоваться ретардером, водитель чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее.
Из истории ретардера
Наиболее значимым представителем в истории изобретения ретардера является немецкая компания Voith. Попытки применить идею замедлителя предпринимались компанией еще со второй четверти прошлого столетия, а свой первый заказ на разработку она получила в конце 50-х от крупного производителя железнодорожных локомотивов. После успешного завершения проекта в 1961 г. Voith создает отдельное свое подразделение, которое и по сей день специализируется исключительно на выпуске ретардеров.
Семь лет спустя Voith разрабатывает по заказу основателя компании Setra первые замедлители для колесных транспортных средств. Таким образом Setra стремилась существенно повысить уровень безопасности перевозки пассажиров своими автобусами. Новая разработка от Voith оправдала ожидания и начала завоевывать популярность среди прочих автопроизводителей. Уже к концу прошлого века водители большегрузных транспортных средств имели не только общее представление о том, что такое ретардер на грузовиках и автобусах, а еще и активно использовали агрегат в своей повседневной работе.
Многообразие замедлителей
К замедлителям можно отнести и торможение двигателем, и горный тормоз. Однако термин «ретардер» применяется чаще к отдельным агрегатам, которые устанавливаются на ведущие валы двигателя или трансмиссии. Различают несколько типов ретардеров. В зависимости от места установки они делятся на первичные и вторичные. Первичные расположены до КПП, а вторичные — после. У первичных ретардеров присутствует один существенный недостаток. В момент переключения передачи он не взаимодействует с трансмиссией, и тормозное усилие на колесах исчезает. По принципу работы ретардеры делятся на гидродинамические и электродинамические.
Гидродинамические ретардеры
Чаще других на большегрузных транспортных средствах можно встретить гидродинамический ретардер. Что это такое и как он работает, проще будет проще уяснить тем, кто знаком с устройством АКПП. В основе работы гидродинамического ретардера лежит принцип гидромуфты. Конструктивно агрегат состоит из двух колес с гребными лопастями, расположенными в общем корпусе друг перед другом. Одно из колес жестко закреплено внутри, а второе, которое сопряжено с валом транспортного средства, имеет возможность вращаться.
В момент включения ретардера пространство между лопастями заполняется жидкостью. Центробежная сила, возникающая при вращении ротора, стремится вытеснить ее наружу, в то время как крыльчатка статора препятствует этому процессу и оказывает ответное замедляющее воздействие. В выключенном состоянии, когда жидкости в корпусе замедлителя нет, лопасти вращаются свободно и практически не взаимодействуют.
В большинстве случаев в качестве рабочей жидкости используют масло. В некоторых агрегатах снабжение маслом является автономным, а в некоторых — сопряжено с системой смазки трансмиссии. В процессе работы ретардера выделяется значительное количество тепла. Согласно закону сохранения энергии, тяговый момент, который поглощает тормоз-замедлитель, преобразуется в тепло, что повышает температуру рабочей жидкости. Поэтому для эффективного теплообмена ретардер подключают к контуру основной системы охлаждения двигателя.
Электродинамический ретардер. Что это такое?
По схожему принципу работает и электродинамический ретардер. Что это такое и каким образом он справляется со своей задачей, можно понять, обратившись к законам электродинамики. В устройстве также есть ротор и статор, а тормозной момент создается в результате их взаимодействия. Вот только роль жидкости в электродинамических замедлителях играет магнитное поле. После включения ретардера ток от аккумулятора поступает на электрические обмотки статора, образуя магнитное поле, в котором вращается ротор. Возникающие вихревые токи создают поля, противоположные тем, что генерирует статор, и ротор приобретает замедляющий момент.
Как и в гидродинамических замедлителях, в процессе работы выделяется значительное количество тепла. Перегрев в подобных агрегатах приводит к снижению эффективности и полному выходу его из строя. Использование жидкостного охлаждения в электродинамических ретардерах по очевидным причинам является затруднительным. Поэтому конструкция устройства включает ряд элементов, выполняющих функцию защиты от перегрева. На колесе ротора расположены лопасти, которые при вращении создают воздушный поток, рассеивающий выделяемое тепло. Также электродинамические ретардеры снабжены системой ограничения подачи тока в случае перегрева.
Интардер и акватардер
Перечисленные выше разновидности замедлителей являются базовыми. На их основе конструкторы создают новые типы ретардеров, которые скорее можно назвать усовершенствованными классическими моделями. Компания ZF, лидер европейского рынка производства деталей и частей трансмиссий, к примеру, встроила тормоз-замедлитель внутрь КПП и назвала этот узел интардером.
Немецкий Voith, в свою очередь, экспериментирует с расположением ретардера на транспортном средстве и составом рабочей жидкости. Одна из разработок — акватардер — замедлитель, который устанавливается в передней части двигателя и использует тосол в качестве рабочей жидкости. Такой ретардер, принцип работы которого не отличается от любого другого гидродинамического устройства, уже не нуждается в принудительном охлаждении, что заметно упрощает его конструкцию и уменьшает снаряженную массу.
Компания Voith конструирует и строит гидроагрегаты с 1870 г., и в первую очередь для электростанций. Каких только гидротурбин и механических редукторов конструкторы фирмы не создали за 13 десятилетий! Высшее достижение в этой области – оснащение гидромашинами самой крупной в мире гидроэлектростанции в Итайпу, обладающей мощностью 13,2 тыс. МВт.
Используя принцип гидромуфты, конструкторы Voith создали свой первый тормоз-замедлитель, или ретардер, сокративший износ тормозных колодок этих локомотивов на 30%. Примечательно, что этот тормоз мог работать в течение неограниченного времени без потери эффективности. Первый агрегат был создан в 1961 г., и в тот же год, учитывая перспективность нового направления в бизнесе, руководство фирмы санкционировало открытие нового специализированного отделения Voith Retarder – ныне лидера в производстве тормозов-замедлителей для тяжелых магистральных грузовиков и автобусов.
С каждым годом рос интерес к ретардерам у производителей автомобильной техники. В1994-м компания Voith Retarder торжественно отметила выпуск 100-тысячного агрегата, а уже через три года торжества пришлось повторить в связи с поставкой 150-тысячного ретардера. Сегодня продукцию фирмы, система управления качеством на которой имеет сертификат DIN ISO 9001, можно встретить на грузовиках IVECO, Mercedes-Benz, Volvo, Renault V.I., MAN, Scania, Praha, Hino, DAF, ЗИЛ, ERF, International и др. Среди автобусных компаний потребителями ретардеров Voith являются Neoplan, Van Hool, Bova, Jonckheere, Karosa, Ikarus и др. Тысячи ретардеров Voith работают в России.
В 1960 г. среднестатистический автопоезд имел полную массу 38 т и тягач мощностью 240 л.с. Он развивал среднюю скорость 40 – 45 км/ч. В 1996 г. 44-тонный среднестатистический автопоезд имел на европейских магистралях среднюю скорость 60 км/ч, для этого потребовалось установить на его тягач дизель мощностью до 500 л.с. В тормозной системе последнего тягача естественно должны были появиться совершенно новые узлы, обеспечивающие безопасность его движения. Ведь коэффициент трения между тормозными накладками и диском (в случае дисковых тормозов) сильно зависит от времени торможения, а точнее от температуры трущихся поверхностей. Перегруженные рабочие тормозные механизмы быстро изнашиваются, негативно влияя на стоимость перевозок, а главное, заставляют водителей снижать скорость движения или даже останавливаться для того, чтобы температурный режим тормозов вернулся к норме.
Конструктивно ретардеры очень просты. Две турбины – статор и ротор – располагаются (как правило, соосно) в общей емкости, заполненной маслом, в непосредственной близости друг от друга. Ротор кинематически связан с ведущими (вращающимися) элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. Лопатки вращающегося ротора заставляют масло двигаться вместе с ними, однако такому движению препятствуют неподвижные лопатки статора.
Интардер (ретарда) ZF EST-52 (42) грузового автомобиля ДАФ XF-105 и XF-95, изобретение, которое значительно облегчает жизнь дальнобойщика. Гидравлический тормоз обеспечивающий эффективное торможение и уменьшающий износ колодок. Хотя система и надежная, но иногда дает сбой.
Признаки неисправности
Ниже указаны признаки, которые могут появится при сбоях в данной системе:
- Высветился код ошибки интардера
- Не работает тормоз-замедлитель
- Не поддерживает скорость на спуске
- Греется охлаждающая жидкость
- Низкий тормозной момент
- Интардер притормаживает при нажатой педали газа
Причины неисправности
Причинами возникновения указанных признаков неисправности, когда не работает ретарда ДАФ, следующие:
- Неисправность датчика скорости
- Неисправность CAN шины (замыкание или обрыв)
- Неисправность датчиков температуры
- Низкий уровень охлаждающей жидкости
- Неисправность вентилятора охлаждения
- Неисправность блока управления EST-52 (42)
- Неисправность электропроводки
Что можно предпринять самостоятельно
Наши услуги
Наша компания оказывает услуги по обслуживанию гидравлического тормоза-замедлителя (Ретарды) на грузовиках DAF. Мы работаем в городе Москва и Электросталь Московской области. Так же с выездом в пределах города и области. Имеется сеть сервисов по России. Оказываем следующие услуги:
- Диагностика неисправности
- Диагностика технического состояния
- Ремонт блока управления
- Ремонт электропроводки
- Выездной ремонт
- Отключение интардера
Истории из практики и интересные случаи
Отключение ретарды ДАФ
На территории базы был результативно завершен ремонт и перепрограммирование ДАФ. Коробка КПП с ретардой мешала водителю ездить и не давала нормально работать автомату и переключать скорости. Вариант решения предложили мы и он получился. Мы программным методом исключили из всех блоков указание на блок ретардера и все получилось. Ошибок на табло больше никаких, а автомобиль рвет с места на пятой передаче. Владельцам сервиса, которые пригнали автомобиль под его решение, очень понравилось такая работа и они остались очень довольны. Решили сотрудничать и обещали пригнать еще автомобилей для работы по «отшитию» блока ретарды. День сгустил сумерки и мы удаляемся на покой, чтобы привести свои мысли в порядок и готовиться к завтрашнему утру. Всем удачи.
Может быть интересно
Астроник ДАФ не включаются передачи
Можно ли безопасно съехать с высоченной горы на 40-тонном автопоезде, почти не нажимая на педаль тормоза? Можно. Но при одном условии: на тягаче должен стоять ретардер. В этом я убедился, спустившись по склону самого большого действующего вулкана Европы.
Никогда не предполагал, что к жерлу вулкана, регулярно извергающего раскаленную лаву, может вести вполне приличная автомобильная дорога! Она проложена прямо в причудливо застывшей вулканической породе горы Этна, что на итальянском острове Сицилия.
До смотровой площадки на машине может доехать любой желающий (хотя при подъеме уши закладывает как в самолете); еще выше ведет канатная дорога. Жаждущих походить по горячим камням и заглянуть в расселину, откуда валит пар, довезут «вахтовки» на шасси вездеходов Unimog… Ну а на вершину (ее высота около 3300 м) — только пешком.
Нам же предстояло сначала забраться наверх (к счастью, не самый!) на грузовиках разных марок, а потом спуститься. Желательно не нажимая педаль тормоза — потому что на всех машинах стояли ретардеры немецкой фирмы Voith.
ОТКУДА ВЗЯЛСЯ РЕТАРДЕР?
Иностранное слово retarder означает «замедлитель», причем в самом широком смысле. (Например, есть вещества-ретардеры, замедляющие процесс высыхания краски.)
Любопытно, что первый ретардер Voith был вовсе не автомобильным, а железнодорожным. Полвека назад в США уже работали поезда огромной массы (до 10000 т) и умопомрачительной длины (до 5 км). Таскали их аж десять тепловозов, мощностью 4000 л.с. каждый. А поскольку затормозить такую махину на уклоне крайне непросто, в 1961 году Voith разработал трансмиссию, где процесс длительного торможения был возложен на гидродинамическое устройство — ретардер.
Aquatarder для грузовиков MAN
«Классический» ретардер Voith
Ретардер, объединенный с коробкой передач.
КАКОЙ РЕТАРДЕР ЛУЧШЕ?
По месту расположения ретардеры подразделяются на первичные (перед коробкой передач) и вторичные (за ней). Недостаток первичных в том, что при переключении передач происходит прерывание тормозного момента — что, разумеется, нежелательно…
А по конструкции ретардеры делятся на электродинамические и гидродинамические. Понять, какая именно стоит на грузовике, очень просто.
Электродинамический ретардер — здоровенная «кастрюля», расположенная «под брюхом» грузовика. По сути, это электродвигатель, где статор неподвижно закреплен на автомобиле! К роторам (с ребристой поверхностью для лучшего охлаждения) крепятся карданные валы. При подаче напряжения в обмотках статора возникает магнитное поле; оно наводит вихревые токи в крутящихся роторах, что и создает тормозной момент. При этом ротор может разогреваться до 600°С и даже выше. А чтобы не перегрелся статор (его температура не должна превышать 250°С) существует термозащита, ограничивающая подачу тока и, соответственно, уменьшающая тормозной момент.
В свою очередь, гидродинамический ретардер работает по принципу гидромуфты и имеет собственную систему маслоснабжения (а также принудительное охлаждение).
Гидродинамический ретардер «в разрезе»
Здесь тоже есть и неподвижный статор, и ротор — колеса с лопастями, «смотрящими» друг на друга. При движении машины ротор бесцельно гоняет воздух внутри ретардера, а вот для торможения в пустующий объем подается масло. Получается этакая «буря в стакане»: чем больше масла в зоне вращения ротора, тем сильнее он замедляется. А поскольку ротор жестко связан с трансмиссией, замедляется и сам автомобиль.
Разумеется, у каждой системы есть свои плюсы и минусы. Электродинамические устройства очень громоздкие, тяжелые (несколько сотен килограммов) и заметно теряют эффективность при нагревании. Правда, они обеспечивают высокий тормозной момент даже на малых скоростях движения.
Один из примеров установки ретардера — сразу после коробки передач
Гидродинамическая конструкция (а Voith выпускает только такие) заметно легче (вес — до 85 кг) и компактнее. Она малоэффективна на невысоких скоростях, зато может непрерывно работать в течение долгого времени, поскольку при начале торможения прекращается подача топлива в двигатель и его система охлаждения обслуживает только ретардер. А тормозной момент здесь может достигать 4000 Нм, что превышает крутящий момент самых мощных «грузовых» двигателей.
ИНТАРДЕР И АКВАТАРДЕР
Если ретардер объединен с коробкой передач, он называется интегрированным: фирма ZF даже ввела для него отдельное название — «интардер». Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2 — поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях).
Кроме того, некоторые производители (например та же фирма ZF) используют для работы интардера масло, находящееся в картере КПП. А вот у интегрированных ретардеров Voith система маслоснабжения раздельная.
У фирмы Voith есть и еще одна любопытная конструкция, тоже гидродинамическая — Aquatarder (акватардер). Он смонтирован прямо на двигателе, в передней его части: ведь вместо масла здесь используется… тосол! Преимущество налицо: тепло, выделяющееся при торможении, сразу, без всяких водомасляных теплообменников, уходит в систему охлаждения двигателя. Пока такая система устанавливается только на грузовиках MAN, но не исключено, что ей заинтересуются и другие производители.
С ВУЛКАНА «НА РЕТАРДЕРЕ»
Конечно же, очень хотелось попробовать в действии акватардер, но… Мне достался Renault Premium с 450-сильным двигателем, автоматизированной коробкой и обычным ретардером Voith (такие же устанавливаются на Volvo FH, FM и автобусы с силовыми агрегатами Volvo). Хотя на Премиуме я уже ездил, кое-что новое для себя все же открыл.
Во-первых, здесь при включении ретардера на полную мощность автоматика еще и «подтыкает» пониженную передачу. Очень удобно! А во-вторых, до сих пор я еще не спускался с такой высоты «на ретардере». К тому же автопоезд был полностью груженным (в полуприцепе стояли емкости, заполненные водой), на 10-километровом серпантине — шестипроцентные (а то и круче) уклоны, повороты под 180 градусов… Короче, все по-взрослому.
Когда 40-тонная махина начала активно разгоняться под уклон, я поначалу не стал гасить скорость, пытаясь понять состояние водителя, у которого «пропали» тормоза. Честное слово, страшно!
Тут уже не выдержал итальянский инструктор: замахал руками. Врубаю ретардер на полную мощность — и чувствую, как автопоезд «оседает», сбавляя ход. Сразу полегчало — и мне, и итальянцу. Справедливости ради скажу, что на некоторых участках мощности ретардера не хватало и приходилось жать на педаль тормоза…
Кстати, управлять системой чрезвычайно просто: например, на Премиуме она включается подрулевым рычажком, у которого есть пять положений «по нарастающей». У ретардеров существует и функция V-constant — когда электроника сама управляет системой, поддерживая заданную скорость на спуске. Но организаторы нас сразу предупредили: на вулкане эту функцию использовать нельзя. Спуск слишком крутой, а трасса слишком сложная…
В том, что ретардер — весьма полезная штука для тяжелых грузовиков и автобусов, мы никогда не сомневались. Эта же поездка только укрепила наше убеждение: такая система не только повышает безопасность, но и заметно уменьшает износ рабочих тормозов (как утверждают представители Voith, в некоторых случаях в пять раз!).
Правда, и стоит ретардер немало: у того же тягача Premium за него надо доплачивать 4700 евро. Поэтому наши перевозчики их практически не заказывают… Будь я владельцем транспортной фирмы, наверное, тоже бы десять раз подумал. Но как водитель голосую за ретардер обеими руками.
По материалам журнала Авто ревю. Автор фото Геннадий Борисов.
Приветствую Вас на сайте: My-busines.ru. Слово ретард вызывает разные ассоциации. Оно похоже на аббревиатуру, без сомнения красиво звучит. Его всё чаще можно услышать от ребят, беседующих возле интернет-клуба, у школы, ВУЗа, на улице.
Необычное, оно режет слух, запоминается. Что оно означает – закономерный вопрос. Так могла бы называться художественная галерея, кафе или магазин. На самом деле смысл этого слова вовсе не такой. В качестве названия какого-либо предприятия оно вряд ли может быть использовано.
Кто такой ретард
Ретардом могут назвать геймеры своего приятеля. Это часть сленга, общепринятое, распространённое высказывание в данной среде. По реакции геймера, которого назвали ретардом, можно понять, что факт такого обращения способен возмутить, разозлить. Человек может начать что-то долго объяснять, как будто оправдываясь. Бывает и так, что обращение смешит, заставляет всех дружно сменить тему разговора. Оно всегда вызывает оживлённую, сумбурную реакцию участников беседы.
Называют так, когда хотят задеть за живое. Этим словом принято давать нелицеприятную характеристику. Ретард – это медленно реагирующий геймер, долго думающий. Обращение используется, правда, часто в шутку, передаёт эмоции, заставляет задуматься.
В игре рефлексы должны хорошо работать, иначе можно проиграть, а в командной игре и друзей подставить. Учить правилам в то же время никто не будет. У каждого участника игры своя тактика, стратегия. Ретарду часто только то и остаётся, что смущённо улыбаться, ведь он не прав. Злить может тот факт, что ситуация вышла из-под контроля. От него на самом деле ничего не зависело, обвинения друзей беспочвенны. Репутация сильного конкурента тем не менее испорчена, и слово ретард может стать вторым ником.
Можно ли профессионального геймера на самом деле назвать ретардом? Промахи знакомы всем людям. Став ретардом однажды, легко всё исправить. Новая тактика и стратегия принесёт успех. Других игроков, допустивших ошибку, уже нельзя будет так называть, а ведь обсудить игру хочется. Эмоции переполняют. Соответственно, переживать на самом деле не о чем. Ник останется таким, какой геймер себе выбрал при регистрации в игре.
Что означает это слово
В англоязычных странах слово ретард можно часто услышать в аптеке, на улице. Контекст может быть любым. Встречается это слово в литературных произведениях, в кино, текстах популярных песен. Это действительно название, но не арт галереи, паба, а медицинских препаратов. Воспользовавшись онлайн-переводчиком, можно узнать, что употребляется оно в таких смыслах:
- задержка;
- замедление;
- опоздание;
- запоздание;
- затяжка;
- оттяжка
- отставание;
- промедление.
Оно может быть использовано для того, чтобы рассказать об опоздании на работу или на поезд, и о других ситуациях с подходящим смыслом. Но в среде геймеров оно однажды приобрело особый тайный смысл. Новичок не поймёт сразу, о чём речь идёт, знать не будет, что его ругают, оскорбляют. Поинтересовавшись впервые, как переводится это выражение, может очень удивиться. Вчерашние друзья окажутся противниками.
История термина
Данное слово произошло от латинского retardare, которое в переводе означает «замедлять», а также «задерживать». Как и многие латинские слова, стало использоваться в медицине. Применялся термин при классификации лекарственных препаратов, для определения группы средств с пролонгированным действием. Через некоторое время термин стал частью сленга, жаргона – его начали использовать при обсуждении слабоумия и других психических болезней обычные граждане. Затем его стали употреблять как ругательство.
После создания сети интернет, изобретения игр, развития гейминга, оно вошло в обиход в среде геймеров. Смысл немного изменился, исчезла большая часть негативного подтекста. Но тенденция повторения истории в среде геймеров, как и в среде обычных граждан англоязычных стран, прослеживается. Если нужно выругаться, но не хочется привлекать внимание сотрудников интернет-клуба, пожалуй, именно это слово можно употребить.
Зачем придуман сленг
Сленг зарождается стихийно. Он помогает понимать друг друга быстрее. Передаёт зашифрованную информацию. С его помощью отчасти преодолевается языковой бартер. Он полезен. Но окружающие не смогут воспринимать сведения, если не имеют отношения к обсуждаемому предмету, явлению, никогда с ним не сталкивались. Принято выделять:
- профессиональный сленг;
- общественный;
- жаргонный.
Это основные разновидности. Часто используется специфическая терминология, а также слова иностранного происхождения, нередко латинского. Их применяют не только для определения темы разговора, его сути, но и для передачи эмоций. В этом всё дело. Это та самая грань, которая позволяет отличить профессиональный термин от профессионального сленга.
К жаргонному сленг принято относить слова в том случае, когда они используются для выражения негативных эмоций, передачи угрозы при коммуникациях. Потребность в брутальности и постепенная вульгаризация обеспечивает жаргонизацию.
Общественным сленгом слова становятся тогда, когда красиво звучат, помогают лаконично выразить мнение или мысль, актуально их использование для определения разнообразных явлений мира вокруг. Например, что означает слово «крышка», все знают. Это кухонная утварь, обыденная вещь. Но в рамках сленга оно передаёт разнообразные эмоции, которые вообще-то не вызывает. В рамках жаргона грозится стать бранью, ругательством, методом морального давления. Как социальный сленг позволяет подшучивать над собой и другими. Слово ретард можно причислить на сегодняшний день к общественному сленгу геймеров.
Чтобы написать эту статью, мы потратили много времени и сил. Мы очень старались и если статья оказалась полезной, пожалуйста оцените наш труд. Нажмите и поделитесь с друзьями в соц. сетях – это будет лучшей благодарностью для нас и мотивацией на будущее!
ли со статьей или есть что добавить?