Что такое Хореография

На протяжении многих веков, в соответствии с развитием культуры и общества в целом, развивалось и хореографическое искусство, эволюционировали танцевальные жанры, танец, на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Каждая новая эпоха в культуре сопровождалась появлением новых танцев. Вытесняя жанры, популярные прежде, они концентрировали в себе особенности быта людей, характерные черты того или иного художественного стиля и зачастую становились символом своей эпохи.

Таким образом, в танце и в отношении общества к танцу всегда выражается характер времени, дух эпохи. Уже простейшие танцевальные жанры и формы древних времен, связанные с практической трудовой деятельностью человека, языческими и бытовыми обрядами, отражали условия быта людей и их мироощущение. У каждого народа складывались свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой.

Профессионализация танцевального искусства обусловила возникновение сценической хореографии. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа, причем чувственное начало, согласно бытовавшим философским концепциям, представлял собой форму выявления духовной сути, и трансформировался в театрализованные зрелища.

В хореографическом искусстве произведение состоит из отдельных элементов, составляющих его форму и раскрывающих его конкретное содержание. Это построение не стихийно. Оно осуществляется при помощи различных систем, категорий, понятий, находящихся во взаимодействии.

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии. На протяжении веков претерпели изменения формы и жанры танца, виды и стили, основные выразительные средства, язык, делающие танец танцем. Потому сегодня мы уже говорим об исторически сложившейся системе норм и выразительных средств, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке всех искусств.

Форма произведения танцевального искусства – это система специфических ритмически организованных выразительных движений человека, претворяющих и обобщающих пластику реальной жизни. Простейший танец, выражающий то или иное настроение, всегда содержателен, одухотворен, его форма, как воплощение явлений духовной жизни человека. Соотношение формы и содержания носит неизбежный характер и относится к философским категориям. Отношение содержания и формы и формы характеризуется относительным единством. В ходе развития образуется несоответствие содержания и формы, которое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой формы и возникновением новой формы, соответствующей развившемуся содержанию.

Содержание – определяющая сторона целого, совокупность его частей.

Форма – способ существования и выражения содержания.

Содержание и форма – эстетические категории, выражающие соотношения в искусстве внутреннего, духовного, идейно-образного начала и его внешнего, непосредственно воспринимаемого, слышимого и зримого воплощения. Содержание произведения танцевального искусства отражает реальную действительность. Оно может включать чувства, переживания, состояния людей, их характеры и поступки, события истории и современной жизни, особенности труда, быта, национального характера и психического склада народа.

Хореографическая форма складывается из танцевально-пластического языка, танцевальных и пантомимных эпизодов и сцен (сольных, ансамблевых, массовых), организующихся в цельную композицию. Содержание и форма взаимосвязаны друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму; все, что не воплощено в форме, остается лишь замыслом, но не действительным содержанием произведения. И наоборот, форма только тогда художественна, когда она одухотворена, наполнена содержанием. Отдельные танцевальные «па», взятые сами по себе, еще не составляют художественной формы. В изолированном виде они не несут никакого определенного содержания, хотя обладают некоторым кругом выразительных возможностей, образных предпосылок.

Выразительные возможности отдельных танцевальных движений приобретают определенный характер, когда эти движения ставятся во взаимосвязь, складываются в целостную танцевальную форму, организуемую в соответствии с особенностями и требованиями содержания. Форма не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчиненная содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл.

В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придает танцу его общественное значение и идейный смысл. На протяжении всей истории хореографического искусства его передовые деятели стремились к богатству и глубине содержания. Одухотворенность танца «душой исполненный полет», идейная глубина и образная значительность – важнейшие критерии художественности.

Вместе с тем только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание не благим намерением, а действительной духовной силой искусства. Форма зависит от содержания, но она активна и сама влияет на него. Слабая, не соответствующая содержанию форма может испортить самое хорошее содержание. Талант и мастерство хореографа выражаются, помимо прочего, в умении создать форму, наилучшим образом выражающую содержание, найти такие выразительные средства, которые окажутся единственными и незаменимыми для данного содержания.

В процессе исторического развития хореографического искусства содержание и форма эволюционируют. Меняют свой характер соответственно потребностям времени. Открываются новые грани жизни, углубляется содержание, расширяется и обогащается круг выразительных средств. Эти изменения начинаются с содержания и влекут за собой развитие формы [1, с. 146].

Веками вырабатывались малые и крупные танцевально-хореографические формы, способные выражать обобщенно-поэтическое жизненное содержание. Форма – это способ (метод) изложения хореографического материала, и как он будет изложен – такую форму этот материал, как хореографическое произведение и приобретет. Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца.

Хореография является одним из видов сценического искусства, который имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также развивается в различных направлениях и жанрах. В настоящее время можно выделить наиболее распространенные формы хореографических произведений.

Вот некоторые из них:

  • миниатюрная форма в хореографическом искусстве;
  • этюд – основа сюитной формы хореографии;
  • сюита;
  • хореографическая картина, картинка;
  • симфонический танец, танцсимфония;
  • эстрадный номер (танец);
  • хореографическая сценка;
  • триптих;
  • полька;
  • вальс;
  • вокально-хореографическая композиция;
  • хореографическая композиция и другие.

Как правило, так определяют форму постановочной работы, которая по каким-либо свойствам и качествам не соответствует точным формам танца (по определению). Чаще всего это происходит в современных направлениях развития хореографии, так как постановщики, к сожалению, это касается любительского творчества, не владеют достаточной информацией и полнотой знаний, а следуют, исключительно тенденцией моды на конкретный танец или направление.

Лучшие произведения выдающихся балетмейстеров открывают новые формы, жанры и направления, развивают язык танца. Именно в едином творчестве воссоединяется работа композитора, драматурга, художника. Не следует забывать и о том, что синтетическая природа хореографии богата и тем, что новую жизнь произведения каждый раз творят его исполнители – танцовщики и музыканты.

Содержательность и образность хореографического текста и целостного танцевального произведения, характер его раскрытия непосредственно зависят от выбора балетмейстером формы, жанра и приемов построения композиции танца в процессе создания живописного хореографического полотна, его художественного сценического воплощения.

Стиль танца – один из самых важных компонентов и должен быть во всех танцах разным. Непонимание стилистической разницы нивелирует различные образы героев танцев. Чаще всего это ощущается в массовых танцах. Массовый танец не менее значим, а иногда даже более выразителен и вызывает реакцию зрительного зала более восторженную, чем фрагмент, исполняемый солистом.

В работе по созданию танца нет мелочей. Это творческий, созидательный процесс. Основываясь на знаниях природы танца, опыте профессиональных балетмейстеров, который является школой мастерства в создании танца, мы учимся логике построения композиции, лаконичности и сценической яркости самых разнообразных танцев. Это естественным образом позволит грамотно выдержать стиль, манеру, характер и даст возможность талантливому балетмейстеру выработать свой почерк, определить свой стиль. Говоря словами И.А. Моисеева, только личность может по-настоящему проявиться в искусстве, потому что личности есть, что сказать.

Игорь Александрович Моисеев говорил об искусстве: «Я не понимаю пустословия в искусстве. Афористически я выразил бы эту мысль такими словами: «В искусстве лучше не сказать ничего, чем сказать ничего». Танцевать просто для того, чтобы танцевать, ничего этим не выразив: если не мысль, так чувства, – нет смысла! Иначе это не искусство, а пустое времяпровождение. Я всегда ищу мысль, которая дала бы повод появиться именно этому танцу… Я всегда приспосабливаюсь к той музыке, которая в данный момент нужна для того или иного танца. В тот момент, когда я работаю, скажем, над молдавским танцем, все мои пристрастия вокруг молдавской музыки. Она, кстати, очень зажигательна, спокойно слушать ее нельзя – она зовет к движению» [3, с. 186-189].

В народном искусстве произведение рождается как бы самопроизвольно, импульсивно, из навыков телодвижений человека, координации, темперамента. Оно вытекает из всего того, что окружает человека и чем он живет. В грузинском танце длинные платья стелются по земле, и поэтому девушка плывет, а не выбрасывает ноги, как в канкане. Органика заключается в том, что все сочетается: ритм с музыкой, музыка с движением, движение с костюмом, темперамент танца с темпераментом народа, координация в танце соответствует координации, свойственной данной нации. Тогда это воспринимается как естественное самовыражение национального характера.

Стиль – выдержать стиль конкретного танца, иметь свой уникальный стиль в работе над сочинением и постановкой хореографического произведения.

Гротесковый мир нельзя понимать буквально или расшифровывать однозначно, как в аллегории. Былинный, или эпический – свойственный эпосу, повествовательный (бесстрастный). «Моралите» – жанр западноевропейского театра, ХV-ХVI век, назидательная, аллегоричная драма. Олицетворение различных пороков, добродетели. Скупость. Лесть. Дружба.

В качестве примера народно-сценического танца можно привести триптих «Русский фарфор» в постановке Н.С. Надеждиной в хореографическом ансамбле «Березка». Он состоит из трех танцев, где первый танец «Год 1812» – имеет лирический жанр, второй танец «Год 1886» – комедийный жанр, с элементами сатиры, третий танец «Год 1918» – героический жанр.

В энциклопедии «Балет» говорится: «Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на жанры балетные накладывают отпечаток роды и виды, свойственные литературе. Так есть балеты эпические – «Пламя Парижа», лирические – «Шопениана» и драматические – «Лауренсия». Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические – «Каменный цветок», лирико-драматические – «Лебединое озеро», эпико-драматические – «Спартак» [4, с. 204].

Итак, мы можем сказать, что каждый танец, независимо от его формы имеет жанр: лирический, комический, драматический, трагедийный, героический, эпический, сатирический, смешанный, где могут быть черты разных жанров.

Делаем соответствующие выводы.

Хореографическая форма складывается из танцевально-пластического языка, танцевальных и пантомимных эпизодов и сцен (сольных, ансамблевых, массовых), организующихся в цельную композицию.

Содержание и форма взаимосвязаны друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму; все, что не воплощено в форме, остается лишь замыслом, но не действительным содержанием произведения. И наоборот, форма только тогда художественна, когда она одухотворена, наполнена содержанием. Отдельные танцевальные «па», взятые сами по себе, еще не составляют художественной формы. Веками вырабатывались малые и крупные танцевально-хореографические формы, способные выражать обобщенно-поэтическое жизненное содержание.

Форма зависит от содержания, но она активна и сама влияет на него. Слабая, не соответствующая содержанию форма может испортить самое хорошее содержание. В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придает танцу его общественное значение и идейный смысл.

В работе по созданию танца нет мелочей. Это творческий, созидательный процесс. Основываясь на знаниях природы танца, опыте профессиональных балетмейстеров, мы учимся логике построения композиции, используя самые разнообразные формы ее представления. При этом грамотно выдержать стиль, манеру, характер. Это, в свою очередь дает возможность талантливому балетмейстеру выработать свой почерк, определить свой стиль.

Лучшие произведения выдающихся балетмейстеров открывают новые формы, жанры и направления, развивают язык танца. Содержательность и образность хореографического текста и целостного танцевального произведения, характер его раскрытия непосредственно зависят от выбора балетмейстером формы, жанра и приемов построения композиции танца в процессе создания живописного хореографического полотна, его художественного сценического воплощения.

Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца. Хореография как один из видов сценического искусства, имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также развивается в различных направлениях и жанрах.

Список литературы:

  1. Ванслов В.В. Статьи о балете / В.В. Ванслов. – Л.: Музыка, 1980 – 192 с.
  2. Лукиан С. О пляске / С. Лукиан. – М.; Л.: Academia, Собрание сочинений в 2 томах. Том 2, 1935. – 792 с.
  3. Моисеев И.А. Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь / И.А. Моисеев. – М.; Согласие, 2001. – 226 с., ил.
  4. Энциклопедия «Балет». – М.: Сов. Энциклопедия, 1981. – 623 с.[schema type=»book» name=»ФОРМЫ ТАНЦА И ЕГО МНОГООБРАЗНЫЕ ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» author=»Карпенко Виктор Николаевич, Карпенко Ирина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]

imageСовременный танец состоит из огромного количества видов и подвидов танцевальных течений, поэтому считается самым обширным разделом в хореографическом искусстве.

Виды современных танцев: джаз-танец

Не смотря на своё название современный танец не так уж молод по сравнению с другими видами танцевального искусства. Например, джаз-танец представляет собой самый «зрелый» подраздел данного направления, так как своё начало он берёт в конце 19 века.

Джаз-танец имеет свои течения, которые отличаются как танцевальными приёмами, так и манерой исполнения. Это степ, фанк, соул, бродвей-джаз, классический джаз, афро-джаз, стрит, фристайл и многие другие виды.

Самым молодым направлением джаз-танца является соул. Его отличительной чертой можно  считать  большое количество различных движений на единицу темпа, которые выполняются с максимальным растягиванием во времени.

Однако самым ярким видом современного танца является флэш-джаз, который поражает сложностью танцевальных трюков, виртуозностью и большим количеством танцевальных приёмов, что делает его схожим с бальным танцем.

Джаз-танец, особенно стрит-джаз, сыграл важную роль в развитии современного хореографического искусства и стал прародителем танцев-однодневок и  молодежных танцевальных направлений, таких как буги-вуги, брейк, рэп, хаус. Вы, наверное, заметили, что названия танцев совпадают с распространёнными стилями современной популярной музыки.

************************************************************************

Виды современных танцев: бальный танец

Бальный танец сегодня – самостоятельный вид спортивного искусства, который был образован от смешения историко-бытового, джаз-танца, а так же социальных танцев-однодневок. В современном танцевальном мире бальный танец включает в себя латиноамериканскую и европейскую программы.

К латиноамериканской программе относятся такие танцы, как:

  • Ча-ча-ча
  • Самба
  • Румба
  • Пасодобль
  • Джайв

Исполнители европейской программы танцуют:

  • Медленный вальс.
  • Венский вальс.
  • Медленный фокстрот.
  • Квикстеп.
  • Танго.

Данные виды современных танцев  предполагают собой красивое движение не только тела, но и лица. Это предает бальным танцам еще большую выразительность и живость.

************************************************************************

Виды современных танцев: модерн

Особенностью этого  вида современного танца является философский подход к движению и отказ от канонов классического танца. Данному виду танца свойственно взаимоотношения движений танцовщика и ритмообразующие основы, а так же поиск второго, третьего плана музыкального сопровождения.

************************************************************************

Виды современных танцев: contemporary dance

Важным моментом в данном современном  направлении хореографического искусства является связь внутреннего эмоционального состояния танцора c самой формой танца. Сontemporary dance предполагает собой максимальное  использование внутренних ресурсов с помощью различных техник, таких как танцевальная и контактная  импровизация, релиз.

************************************************************************

Многие виды современных танцев, впрочем, равно как и народные танцы, пользуются огромной популярностью, как среди молодежи, так и среди людей зрелого возраста. Это и не удивительно, ведь красота виртуозности исполнения джаз-танцев, душевность и гармоничность медленного вальса и передача состояния и настроения в contemporary dance не только сильно впечатляет, но и заставляет задуматься о масштабах данного направления в хореографическом искусстве.

Автор – Ольга Наталевич

Что такое Экспериментальная хореография?

image

Что такое Экспериментальная хореография?

Экспериментальная хореография – сравнительно новый танцевальный стиль, уверенно проникающий в души молодых людей. Достаточно продолжительное время танцоры не воспринимали этот стиль всерьез, однако, большое число поклонников сделало танец популярным.

Experimental – это такой танец, который путем эксперимента, позволяет найти и показать свой индивидуальный стиль. Помогает в этом нестандартная музыка, специфический ритм, мелодичные фрагменты, именно они делают танец дерзким и неповторимым. Вам может понадобиться аренда танцевальной студии, где можно будет беспрепятственно провести репетицию. Основой направления Experimental считается чистая импровизация и чуткое ощущение музыки. В таком танцевальном стиле даже небольшие движения наполнены смыслом.

Сегодня экспериментальная хореография только начинает свое развитие, набирая популярность. А это означает, что каждый может стать лидером в этом танце. Experimental прекрасно подойдет тем людям, кто предпочитает стиль танца, похожий на Hip-Hop, однако, хотел бы чего-то более экзотичного.

—> твиты Хендрикс Студио—>КАРТА И КОНТАКТЫ

Что такое эстрадные танцы для детей. Что такое эстрадный танец? Эта статья о том, как разобраться.

Вы наверняка решили посещать занятия по хореографии, а может, собираетесь записать своего ребенка в одну из студий танца. А может, и не собираетесь вовсе. В любом случае, если Вы читаете эту статью, то по каким-то причинам жизнь свела Вас с таким видом искусства как Танец или Хореография. Танец… он удивителен и многообразен. Сколько различных направлений, течений существует! Всего не перечесть!

ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Сегодня многие школы, студии, коллективы работают в направлении «Эстрадный танец», а вот что собой представляет эстрадный танец, знают не многие. Если с народным или бальным танцем все более или менее понятно, то с эстрадным все гораздо сложнее. Так что же такое эстрадный танец? Попробуем разобраться в этой статье. Для начала обратимся к словарям и посмотрим, какие определения эстрадному танцу они дают. Гуманитарный словарь. – 2002.

ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ – вид сценического танца, хореографический концертный номер, небольшая танцевальная сценка, предназначенные для концертного исполнения на эстраде. Опираясь на джазовые ритмы, танцевально-игровые и сатирические миниатюры создавал Н. Фореггер. Яркие эстрадные миниатюры на спортивные жанровые и др. сюжеты создавали Р. Захаров, А. Мессерер и др.

На эстраде развивался. Большая советская энциклопедия (3-е издание) Эстрадный танец — «вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности… усложнённые элементами акробатических поддержек.» Эстрадный танец – это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматическом построении. Вот уже картина начинает проясняться. Но это словари и их сухие определения. А если по простому?

ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

В чем суть эстрадного танца и чем он отличается от других направлений? Современный эстрадный танец – это синтез различных танцевальных стилей , всегда яркий, зажигательный, эмоциональный. «Эстрадный танец – некий микс направлений в таком позитивном виде. Он предназначен для исполнений на эстраде, преимущественно на концертах. В каждом хореографическом номере данного направления должна четко прослеживаться драматургия.

При этом сюжет танца должен быть понятен простому зрителю. В эстрадном танце достаточно часто встречаются элементы акробатики, что делает его еще более ярким и зрелищным. Эстрадный танец не самобытное направление в хореографии, огромное влияние на него оказывает как народный, так и классический танец. Поэтому во время изучения эстрадного танца особое внимание уделяется изучению других танцевальных и сопутствующих хореографии дисциплин. Т.е. ребенок, занимающийся в ансамбле эстрадного танца, будет обязательно изучать основы классического и народно-сценического танца, ритмику, акробатику, познакомится с основами музыкальной грамоты, а в дальнейшем и основами современной хореографии (джаз, модерн, контемпорари). Итак, что мы имеем: Эстрадный танец – яркое, эмоциональное, зрелищное направление в хореографии, интересное, а главное, понятное детям.

Заниматься именно этим направлением легко, т.к. занятия насыщенны и разнообразны, а танцевальные номера всегда имеют понятный сюжет. Эстрадный танец – наиболее выгодное направление для всестороннего и гармоничного развития ребенка, а так же поддержания физического здоровья, т.к. занимаясь эстрадным танцем, дети изучают и другие смежные дисциплины. Это основные отличительные черты эстрадного танца. Надеюсь. теперь ваше представление об этом направлении стало немного шире.

ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Можно конечно еще много говорить и писать, но эту информацию лучше узнать на занятии.

Смотрите также

  • ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВИДЕО

    Территория игры. Эстрадный детский танец. DekaDance Dance Video 添加 Группа эстрадного танца. Дети. Педагог-хореограф Юлия Балахонова VK: vk/deka_dance ИН:…

  • ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Хореография для детей от 3 до 6 лет. «Corona Dance» приглашает малышей в группы детской хореографии. Основные направления: классическая подготовка,…

  • ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ЛЕТ

    Танцы для детей от 2-3 лет. для детей от 2 лет. 2 раза в неделю. развитие творческих способностей. в малых группах. Искусство танца — полезное средство…

  • ЧТО ТАКОЕ ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕТЕЙ

    Эстрадный танец. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . Смотреть что такое “Эстрадный танец” в других словарях: ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ…

  • ЭСТРАДНЫЕ ТАНЦЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧТО ЭТО

    Эстрадные танцы для детей. Ваш ребенок – непоседа? Ему всегда надо как-то выделиться из круга сверстников, удивить, поразить? Мечтает выступать на свете,…

Со стороны жизнь и трудовая деятельность этих профессионалов кажется чередой нескончаемых праздников. Однако на их пути нередко встречаются и подводные камни, о которых мы сегодня постараемся рассказать.

image

—> —> image—>

Общество всегда тяготело к искусству и ценило великих художников и артистов. Любовь к творчеству по-прежнему живет в каждом человеке и, хотя не у всех есть особый дар создавать уникальные произведения самостоятельно, все стремятся прикоснуться к прекрасному. Театры, концерты, кино – творческое воплощение всего народа. Одним из таких воплощений являются танцы, постановкой которых занимается хореограф.

Разрабатываемые хореографом композиции составляют часть балетных спектаклей и концертных номеров. Они дополняют выступления артистов и делают их красочными, вдыхая жизнь во всю постановку. Общее впечатление зрителя и успех программы зависит от слаженных движений исполнителей, которые в свою очередь зависят исключительно от профессионализма хореографа.

Отметим, что со стороны жизнь и трудовая деятельность этих профессионалов кажется чередой нескончаемых праздников. Однако на их пути нередко встречаются и подводные камни, о которых мы сегодня постараемся рассказать.

Кто такой хореограф?

image

Хореограф – творец, деятель искусства, который перенимает опыт поколений и дополняет его новыми элементами. Он полностью отдает себя созданию новых уникальных хореографических номеров и их воплощению на сцене через танцевальные постановки.

На каждом этапе работы хореограф взаимодействует со всеми участниками постановки. Вместе с композиторами и дирижерами он работает над музыкальным сопровождением танца, определяя музыкальный настрой и продумывая соответствующие ему образы. Для полного представления о предстоящей работе он знакомится с литературной первоосновой, после чего продумывает костюмы и хореографические номера, которые танцоры репетируют под его чутким руководством.

Понятие хореография имеет древнегреческое происхождение («choreia» — пляска, «grapho» – описываю) и подразумевает искусство танца, взаимосвязанный комплекс движений и поз, согласовывающихся между собой и образующих танцевальный эпизод или полноценный танец посредством особых аллегорий. Именно на хореографии сосредотачивается жизнь и деятельность хореографов.

Становление этой профессии длилось на протяжении веков. Еще до нашей эры танцы составляли часть обрядов и ритуалов, а в дальнейшем они были отнесены к одному из видов искусства. Элементарные движения в такт музыке или сложные «Па» позволяли народу выразить свои эмоции и отражали национальный колорит. Танцевальные обычаи каждого народа постепенно преобразовывались, дополнялись, совершенствовались – это обусловило потребность в выделении профессии хореографа.

Простым крестьянам, естественно, было не до разучивания новых постановок, и они вполне обходились собственными умениями, которые они демонстрировали после тяжелого рабочего дня в веселых хороводах. Но для представителей знати хореография играла значимую роль. Ведь ни один бал не обходился без грациозного и слаженного исполнения вальса. Кроме того, на многие приемы во дворцы приглашались танцоры, развлекающие публику своими выступлениями. Поэтому человек, умеющий придумать оригинальный танец и способный скоординировать своих подопечных, был просто необходим.

Подчеркнем, что наибольшую популярность и отделение в отдельную профессию специальность «хореограф» получила только в последние несколько десятилетий. В основные обязанности хореографа сегодня входит:

  • Создание и обсуждение композиции.
  • Участие в кастингах по отбору танцоров и распределение конкретных образов с учетом умений и навыков каждого из них.
  • Выбор декораций, костюмов и музыки.
  • Посещение репетиций для обучения танцоров и отработки техники.
  • Обеспечение выступлений участников своей группы в концертных программах.
  • Преподавание разных видов танца.

Какими личностными качествами должен обладать хореограф?

Хореографу, чтобы стать успешным в профессиональной сфере, несомненно, нужен талант. Ведь именно он определяет его способность видеть прекрасное и создавать неповторимые хореографические композиции. При этом вполне естественно, что одним лишь талантом и умением танцевать нельзя добиться высоких результатов. Чтобы стать известным и востребованным специалистом, хореографу необходим еще и набор личностных качеств, определяющих движущую силу его деятельности.

image

Профессия предполагает наличие лидерских качеств, которые позволят вести всю группу. Поскольку в круг обязанностей входит не только создание танца, но и его постановка, хореограф должен уметь организовать работу танцоров, определять навыки и особенности каждого из них. Для танцевального коллектива он является учителем и режиссером, который, хоть и не может в полной мере отвечать за все выступление, но принимает на себя ответственность за качество постановки и подготовки к мероприятию.

Одним из определяющих факторов деятельности являются профессиональные знания. Хореограф – это эрудит, хорошо разбирающийся как в истории искусств, так и в других сферах жизнедеятельности, из которых он черпает свое вдохновение. Ему известны все виды танцев и их происхождение, что позволяет ему создавать не только новые эпизоды, но и восстанавливать исторические постановки. Кроме того, он обладает превосходным слухом, чувством ритма.

Постоянное пребывание в обществе и необходимость находить общий язык с костюмерами, продюсерами, музыкантами и другими членами постановки обязывают хореографа быть общительным и уметь идти на компромиссы.

Он занимается не только созданием новых образов, но и принимает непосредственное участие в танце, поэтому всегда должен следить за своей физической формой. Большие нагрузки, длительные репетиции и переживания требуют затрат большого количества энергии, что обуславливает наличие у хореографов высокого уровня физической и психологической выносливости.

Преимущества профессии хореограф

Профессия является широко распространенной в сфере шоу-бизнеса. Талантливых и опытных хореографов нанимают для работы в танцевальных шоу, мюзиклах, съемках фильмов, театре, опере и других культурных проектах. Поэтому у них есть много возможностей для реализации своих идей. При счастливом стечении обстоятельств результатом кропотливой работы может стать всеобщее признание и слава.

Отметим, что с ростом популярности увеличивается и спрос на хороших специалистов, что непосредственно влияет на уровень его благосостояния. Поэтому заработная плата при высокой степени занятости может быть очень высокой.

Как и другие представители творческих профессий, хореографы чаще всего не привязаны к определенному месту работы. Они могут работать в любом удобном для них месте: на открытом воздухе или в помещении – неважно, главное свободный полет мыслей и приятная атмосфера. Сфера деятельности так же не обязывает их оставаться в пределах одной страны, поэтому хореограф имеет возможность побывать в каждом уголке мира, где единственным способом его выражения станет танец.

Еще одним преимуществом является тот факт, что по достижению определенных результатов в выбранной профессии можно открыть частную школу танцев и передать свои знания следующему поколению, а также принимать участие в танцевальных соревнованиях и навсегда оставить свой след в истории хореографии.

Недостатки профессии хореограф

image

Несмотря на весь романтизм, деятельность хореографа не лишена недостатков. Работа сопряжена с тяжелыми нагрузками и ненормированным рабочим графиком, что истощает организм и может вызвать разные заболевания и нервные срывы. Абсолютное вовлечение в процесс, постоянные гастроли и репетиции делают невозможным планирование личной жизни и отпуска. Нередки случаи травматизма во время выполнения сложных движений и иногда эти травмы ставят крест на дальнейшей карьере.

Пугающим фактором для хореографов является возрастное ограничение. Поскольку для выступлений крайне важна хорошая физическая форма и внешний вид бывает очень сложно задержаться в профессии после 35 лет. По достижению определенного возрастного порога постановщикам танцев приходится искать новые способы заработка и осваивать новую профессию.

К тому же, ввиду массового распространения этого вида деятельности, которое привело к сокращению востребованности и высокой конкуренции, проложить себе дорогу на вершину успеха удается не каждому. Большие инвестиции, требующиеся в начале пути, когда профессия еще не начала приносить доход, могут так и не оправдать себя, что в результате приведет к разочарованию.

Где можно получить профессию хореограф?

Освоение профессии часто начинается с детства. Посещение классов хореографии в школе искусств является первым этапом на пути к мечте. Наряду с учебой в общеобразовательной школе, будущий хореограф уделяет особое внимание танцам. Подготовку на базе 9 классов предоставляют колледжи искусств, а после получения аттестата можно подать документы в высшее учебное заведение.

Следует заметить, что хотя ранняя допрофессиональная подготовка дает неоспоримые преимущества для поступления и дальнейшей работы, наличие таланта, большого желания или участие в танцевальных кружках позволит успешно поступить в ВУЗ и стать хореографом без предварительной подготовки. На сегодняшний день в сфере хореографического образования также представлено множество танцевальных студий, однако предоставляемой ими подготовки недостаточно, чтобы овладеть профессией в полной мере.

Профессиональное образование хореографам дают институты культуры и педагогические университеты, которые проводят тщательный отбор абитуриентов. Поэтому для поступления очень важна хорошая подготовка. Большинство приемных комиссий уделяют особое внимание классическому танцу, технике его исполнения и музыкальности исполнителя. В ходе прослушивания кандидату на вакантное место также может быть предложено исполнить композиции из других танцевальных направлений.

К университетам, позволяющим получить хореографическое образование, относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена;
  • Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;
  • Московский государственный институт культуры.

Источники изображений: profirk.ru, vladtime.ru, vokrugsveta.ru, women-job.kiev.ua

image Санкт-Петербургская государственная консерватория (Академия) им. Н.А.Римского-Корсакова

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 347 208,00 ₽

image Российский университет театрального искусства — ГИТИС Москва

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 290 500,00 ₽

image Московская государственная академия хореографии Москва

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 290 430,00 ₽
Бакалавриат Заочная 122 000,00 ₽

[52.03.02] Хореографическое исполнительство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 290 430,00 ₽

Московский государственный университет дизайна и технологии Москва

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 250 300,00 ₽
Бакалавриат Очно-заочная 87 600,00 ₽

Волгоградский государственный институт искусств и культуры Волгоград

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 178 600,00 ₽

[52.03.02] Хореографическое исполнительство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 206 100,00 ₽

Хабаровский государственный институт искусств и культуры Хабаровск

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 205 800,00 ₽
Бакалавриат Заочная 72 800,00 ₽

Челябинская государственная академия культуры и искусств Челябинск

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 174 000,00 ₽

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Кемерово

[52.03.02] Хореографическое исполнительство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 169 550,00 ₽
Бакалавриат Очная 169 550,00 ₽

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств Улан-Удэ

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 169 100,00 ₽

Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки Магнитогорск

[52.03.01] Хореографическое искусство

Тип Форма Стоимость
Бакалавриат Очная 165 900,00 ₽

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий