Что такое Гедонизм? Значение слова Гедонизм в философском словаре

23 января 2011

4 архетипа поведения: гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)  Гедонизма Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом, поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья. Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.Вопрос: Архетип Крысиных Бегов Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего, поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности, поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов. С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего успеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем. Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний. К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе? Архетип Нигилизма Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма. Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла. Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали. Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья. Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойной. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами. Упражнение Четыре сектораОпросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день. Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас, а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста .Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:• УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?• ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?• НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.• СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливымтакже еще по книге ссылки: Ритуалы, которые сделают вас счастливееВыражайте благодарность      Эффект «бумеранга»    Как правило, это связано с физиологическими и психологическими изменениями, что подтверждено множеством научных работ, основанных на изучении физиологических/гомеостатических систем, лежащих в основе аппетита и приёма пищи. В последнее время в литературе появилось новое направление, основанное на физиологических/гедонических механизмах.    Что такое «гедонизм» и, соответственно, гедонический подход к еде? Гедони́зм, в переводе с древнегреческого, означает «наслаждение», «удовольствие» — это этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа.    Путь к счастью, согласно этому учению, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия. Людей с гедонистическим направлением личности характеризует жизненный подход ко всему по «пути наименьшего сопротивления».    Борьба противоположностей    Медицина собрала достаточно знаний о гомеостатических эффектах, которые возникают при ограничении калорийности: значительное ограничение в потреблении энергии для любого человека приведёт к существенному увеличению аппетита и задействовано здесь будет множество систем. Если описать все механизмы предельно кратко, то гормональный сигнал об ограничении энергии поступает в гипоталамус и более высшие мозговые центры. Ответы возникают во многих системах, отвечающих за скрытое пищевое поведение, слюноотделение, визуальную оценку обстановки, а также определённые изменения в нервной системе. Все процессы организуются таким образом, что человек любым способом будет выравнивать свой баланс (гомеостаз), используя свой опыт в поиске пищи. Это подход гомеостатический.   Какова же роль гедонического фактора? Более просто борьбу этих двух подходов подчеркивает фраза «Ум или метаболизм?». Какой из этих двух факторов так сильно мешает многим людям на планете прийти раз и навсегда к своему нормальному весу? Ответ сложен, потому что гоместатический и гедонический аспекты в переработке еды нашим организмом смешивают и путают в различных исследованиях, исследующих пищевое поведение или межличностные различия в отношении пищевого поведения. Последние исследования вводят понятие гедонический голод и исследуют это понятие через гедоническое лишение. Гедонический голод появляется тогда, когда человек лишает себя того вида продуктов, которые приносят ему чувство удовольствия, при этом весь остальной рацион питания остается неизменным.    Научных исследований, которые обосновали определение гедонического голода, очень мало. Например, Pelchat и соавторы, в своём исследовании показали, что у молодых людей, находящихся на монотонной, но хорошей по питательности, диете (жидкая диета с ванильным вкусом), через 5 дней опыта увеличилась тяга к определённому диапазону вкусной еды. Позже было проведено похожее исследование, но ограниченное по продолжительности монотонности (не 5 дней, а только 1,5 дня), и была проведена функциональная магнитно-резонансная томография. Томография делалась в то время, пока участники эксперимента воображали любимые продукты. Участники на монотонной диете показали, что у них очень ярко активировались такие отделы головного мозга как гиппокамп, островок Рейля и хвостатое ядро, то есть отделы, ответственные за сенсорную интеграцию и память.    Другие доказательства гедонического голода только косвенные. Исследования проводились на животных — было продемонстрировано, что крысы проделывают огромную работу и преодолеют невыносимые условия, чтобы получить доступ к приемлемой для их удовольствия еде, даже если другая стандартная еда в лаборатории доступна. Другое исследование показало, что желудочная секреция без соответственной стимуляции чувствительных рецепторов в ротовой полости не останавливает процесс поглощения пищи. Это доказывает некое превосходство гедонического подхода над гомеостатическим.    «Чёрный список» удовольствий    Пациенты, с расстройствами пищевого поведения, которым прописывают ограничение в питании по типу «поместите в чёрный список», даже без строгого ограничения калоража, обязательно (!) приходят через определённое время к срывам. Подобные эпизоды пищевого разгула часто начинаются с продуктов, помещённых в «список». Внесение определённого типа еды в подобный список повышает её гедоническую ценность или повышает значимость для человека. Проще говоря, до появления «чёрного списка» человек даже не представлял, какое удовольствие он может получать, наконец-то добравшись до вожделенного продукта! Проведенные исследования гедонического голода и связанного с ним поведенческих и нейрофизиологических изменений подтверждают, что гедонический подход выходит на первый план, по сравнению со стандартным гомеостатическим подходом. Следовательно, пытаясь ограничить свой рацион на один любимый, хоть и высококалорийный, продукт, вы можете свести на нет всю выполненную работу над достижением нормального веса!   Путь к достижению нормального веса должен быть выверен и пошагово и чётко выполняться. Сложность заключается в том, что в один человек может иметь различные виды нарушения пищевого поведения, плюс хронические соматические заболевания, требующие лечебного подхода к рациону питания – в этом случае необходима поддержка грамотных специалистов. 

Вот четыре простых, но небанальные вещи, которые сделают вас еще большим гедонистом, чем вы были до этого:

Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.

Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.

Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?

Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.

Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).

Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.

Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.

Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.

Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.

Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.

Недавно мы писали о том, как пить виски и получать от этого максимальное удовольствие. Многие неожиданно восприняли текст в штыки за совет «вынюхивать мельчайшие ароматы, получать удовольствие от тонких деталей». Кто-то вообще посчитал это за предательство самой идеи мужественности и признаком гомосексуализма. Не волнуйтесь, признак гомосексуализма пока только один — это когда вы мужчина и спите с другими мужчинами (причем по своей доброй воле).

Никто не мешает вам купить виски и, сев в любимое кресло в одних труханах, или вообще голым (как это делаю я) пить его, пытаясь разгадать карту тончайших ароматов. Не возбраняется периодически смачно вслух материться от удовольствия. Трюк в том, чтобы успешно совмещать элитарное и эгалитарное, высокое и низкое, изящное и приземленное.

Когда дело касается гедонизма, держать планку высоко и постоянно оказывается слишком напряжно. Но и превращаться в животное — недостойно. И вот вы балансируете, красиво одевшись в бар, где точно будет драка. Или ведя женщину вашей мечты в обскурную пельменную для заводских рабочих (чтобы потом, придя домой, заняться с ней лучшим в вашей жизни сексом под Тома Вейтса).

Собственно говоря, вот и все правило. Я стал гораздо более цельной и счастливой личностью, когда начал при первой же возможности сидеть, положив ноги на стол. Делаю так дома, делаю в гостях, делаю на патио в пабах. Делаю сейчас, при написании этой статьи. Не знаю, как это работает, но это дарит ощущение комфорта, а значит, стоит того.

– А кто такие гедонисты?

– Ну, киренаики.

– А киренаики кто такие?

– Последователи Аристиппа.

– А Аристипп кто такой?

– Один из слушателей Сократа.

– А, ну про Сократа и я что-то слышал.

– Рад, что мы во всем разобрались

Существует две группы людей:

1) Не позволяют себе получать удовольствие

2) Потребляют его чрезмерно

Первые предпочитают отодвигать радости жизни на последнее место, испытывая страдания, разочарования и депрессии. Потому что в детстве их не научили наслаждаться и кайфовать. В сознательном возрасте, одержимые профессиональным развитием, мы активно слушаем крутых тренеров, по утрам первым делом решаем сложные задачи, но список дел не заканчивается. И даже когда нам удается выбраться в театр или на ужин с друзьями, голова забита мыслями и отчетами. В итоге мы не можем полноценно расслабиться, переживая о том, что пока мы “ничего не делаем”, наш мир рушится.

Или другой вариант: обязанности быть идеальной мамой 24/7 не дают возможности отдохнуть для себя.

Нам кажется, что полчаса в ванной – это не позволительная роскошь, кофе с книгой – эгоизм! И вот так проходит жизнь с установкой: когда мы достигнем всех целей, а дети вырастут – мы наградим себя тем, что приносит удовольствие. Эта категория людей не может вовремя сказать себе стоп, в их жизни нет баланса. В поисках новых форм наслаждения они приходят к перееданию, алкогольной зависимости, сексуальным отклонениям и т.п.⠀

А третья категория – это гедонисты.

Они кайфуют и берут от жизни всё. Они сами создают свой счастливый мир через наполнение всех сфер жизни наслаждением, красотой и получением положительных эмоций. При этом они щедро делятся удовольствием с другими. Истинные гедонисты улавливают детали и моменты повседневного удовольствия, используя все органы чувств. Знаете, что к ним относится?! Струящиеся капли по стеклу, случайная улыбка прохожего, первое касание шелковой рубашки к телу, аромат кофе или чая, заигрывание морозного воздуха с щечками, солнечный лучик на столе, конфета, тающая во рту, тени от солнца на здании, мимо которого вы бегаете каждый день… Эти фрагменты – наши бусинки – легкости, радости и счастья. Нужно ловить их в моменте вечно спешащей жизни.

Но откуда тогда в современном обществе взялся негатив к этому понятию?

Для начала разберемся с происхождением гедонизма.

ГЕДОНИЗМ (греч. hedone — наслаждение, удовольствие) – учение, возникшее в античности, согласно которому: получение НАСЛАЖДЕНИЯ является целью жизни и высшим благом личности.⠀

Основоположник гедонизма Аристипп считал, что ПУТЬ К СЧАСТЬЮ лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли.

Эпикур описал удовольствие, как принцип удавшейся жизни без страданий, где счастье достигается умеренным потреблением земных благ.

Но тут в мир счастья и наслаждения вмешались стоики. Они заявили, что удовольствие – это страсть, вызывающая зависимость и привычку. Позже добавили “дегтя” аристократы во времена Людовика XV, когда гедонизм начал приобретать вульгарные формы, выражающееся в получении простейшего, бытового, развратного удовольствия. Эта “слава” идет за гедонизмом до сих пор.

Поэтому многие ассоциируют гедонистическое учение с негативом: чрезмерное употребление алкоголя, чревоугодие, чрезмерность во всем, лень, разврат, аморальное поведение, отсутствие целей в жизни, праздность и т.п. Распространено мнение, что ради получения наслаждения гедонисты идут против норм морали, чести и этики.⠀

Но, современный гедонизм – это способ стать счастливее, ощутить внутреннюю гармонию через получение и отдачу удовольствия в жизни.

Удивительно, но вы не получите удовольствие от морского бриза, если живете на берегу…От бокала игристого, если выпиваете каждый вечер…От ресторана, если ужинаете там постоянно… Можно продолжать бесконечно… Смысл в том, чтобы получить удовольствие – нужна умеренность, и даже, ограничения… И введите в привычку ежедневную благодарность. И вы увидите, какая оказывается, наполненная у вас жизнь!⠀

Мы вывели свою формулу гедонизма, которая звучит так:

Удовольствие = умеренность + замирание в моменте + внимание к деталям + благодарность⠀

Ученые лондонской школы экономики, основываясь на результатах своих исследований, выявили 5 основных занятий, которые делают людей счастливыми (а счастье там, где удовольствие):

  • Секс
  • Физические упражнения
  • Посещение театров
  • Посещение концертов
  • Посещение выставок и музеев

Что бы вы добавили в этот список? Ужин при свечах? Расслабляющую ванну перед сном? Путешествие выходного дня? Доброе дело? Вам есть над чем подумать…ловите этот момент! Позволяйте себе лучшее! И помните, что Вы в своей жизни – главный человек!

(с) Ефремова Татьяна и Головина-Милевская Валентина

основатели Клуба Гедонисток

@gedonistki_club

fb Гид по развлечениям

Найдено 6 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

—> Гедонизм (фр. hedonisme – удовольствие) – направление в этике; этический и нравственный принцип, утверждающий наслаждение, удовольствие как высшее благо и смысл человеческой жизни.

Источник: Профессионально-этические основы социальной работы словарь терминов

—> ГЕДОНИЗМ установка на наслаждение как на высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Для гедонизма чувство наслаждения считается путеводной звездой в лабиринте нравственных переживаний человека.

Источник: Нравственное развитие взрослого человека

—> ГЕДОНИЗМ от греч. hedone — удовольствие, наслаждение) — англ. hedonism; нем. Hedonismus. Морально-этическая доктрина, позиция, в соответствии с к-рой наслаждение является высшим благом и критерием человеческого поведения, определяющим всю систему моральных требований.

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

—>Гедонизм(от греч. hedone – удовольствие, наслаждение, веселье). Гедонізм. Hedonism. Морально-этическая доктрина, восходящая к Эпикуру, согласно которой высшим благом является удовольствие, которое рассматривается в качестве основы всех моральных принципов и критерия собственно человеческого существования. Своеобразное проявление Г. в современном обществе можно обнаружить в таком его проявлении, как массовая культура, сориентированная на развлечение. Г. – противоположность аскетизму. См. также Культура массовая.

Источник: Социология культуры. Краткий словарь. 2011

—>Гедонизм

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

—>ГЕДОНИЗМ

Источник: Социология: энциклопедия

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий