Что такое Фатализм? Значение и толкование слова fatalizm, определение термина

Найдено 4 определения Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

—> Фатализм от лат. fatalis роковой, fatum рок, судьба)представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

Источник: Политическая наука: Словарь-справочник

—> Фатализм религиозно-философское учение о неотвратимости судьбы, неизбежности тех или иных событий в развитии общества, якобы предопределенных неведомой силой — роком. Фатализм отрицает возможность активной роли людей, партий, классов в борьбе за преобразование общества, обрекает их на пассивность и покорность. Фатальный — роковой, неотвратимый, якобы предопределенный судьбой, «волей божьей».

Источник: Политология: понятия и дефиниции

—> Фатализм вера в неотвратимую судьбу, основанная на представлении, будто в. мире все предопределено и человек не в состоянии что-либо изменить в ходе вещей. Яркий пример фатализма-религия, которая все явления в природе и в обществе объясняет предопределением, волей бога. В политике фатализм ведет к бездействию, отрицанию революционной борьбы. На фатализме основаны вредные, враждебные социализму «теории» самотека, стихийности. Фатализм враждебен марксизму. Фатальный-роковой, неотвратимый, неизбежный.

Источник: Политический словарь. Государственное изд-во политической литературы. 1940

—>ФАТАЛИЗМ

Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

Показать еще…Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Фатали́зм или Фатáльность (от лат. fátalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; мировоззрение, в основе которого убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Научный, философский (равно как и религиозный) взгляд на закономерность бытия, его физической и метафизической составляющих, тесно взаимосвязан с категориями «закономерность» и «случайность», «объективность» и «субъективность», «Творец» и «Человек», «творческое» и «тварное», и т. д.

Фатализм во всех его проявлениях есть одна из систем самоопределения человека в его отношении к целесообразности развития и смыслу бытия.

Фатум и свобода воли

Основной причиной непризнания фатализма т. н. современным обществом, неприятия его всерьёз, является вера в спонтанность творческого процесса, безграничные возможности научного поиска, включающих в себя элемент безграничности, озарения. В то же время научный, инженерный подход, доверяющий лишь очевидному и непротиворечивому, настаивает на наличии таких закономерностей даже в творчестве.

Слово «фатализм» нередко употребляется также как синоним «бытового» пессимизма — от неверия в возможность благополучного исхода инициативы и до мрачной уверенности в отрицательном её результате.

Но всё же, кроме «обывательского пессимизма», более распространено античное, «философское» понимание фатума как соединения изначальных факторов неживой природы (всевозможные стихии) и последствия творения живых сущностей. Для античного человека все необоримые стихии, это — порождение «соответствующих» богов, «продукт их творческих усилий». Кроме свобод всемогущих богов, в той же системе, в противовес и, одновременно, в дополнение понятию «фатум» существует ещё такая вещь как «жребий» (лат. la:fors). Это — словно бы «зазор», переменная в программе, благодаря которой реализация фундаментального высшего замысла приобретает живую индивидуальную вариабельность, а приносимые героями жертвы — действительное оправдание.

В связи с этим, фатум, фатальное — есть «коллективно» творимая и «уже-завершённая-в-будущем» машина, в которой пассивным участникам достаётся участь «винтика», «инструмента» («plebeium in circo positum est fatum», лат.  — «толпа огорожена судьбиной»). Что касается активных героев, то у них — роль «сырья», «расходного материала». Таким вот образом фатум каждого живого существа и составляет единую «фатум-систему». В точности так, как из эпизодов и реплик складывается драматическое действие, происходящее в предлагаемых обстоятельствах и заканчивающееся предполагаемым образом. В этом свете бунт против рока — осмысленно совершаемый подвиг, уничтожающий героя, но влияющий на «машину» в целом; чреватая, но необходимая сущему «импровизация». («Fata volentem ducunt, nolentem trahunt», лат.  — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — тащит»). Здесь стоит заметить, что эллинистические (и «дочерние» латинские) школы оперируют категорией рока-фатума в целом солидарно.

Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дха́рма санскр. धर्म, dharma). В широком смысле такое относится как к индуизму, так и к буддизму.

Китайская философия, которую от «западной» отличает цельное (холическое) восприятие, понятие фатума не рассматривает в принципе, а более заботится о методах управления жребием (или, по большему счёту, взаимодействия с ним).

В иудаизме тоже есть соответствие понятиям фатума и жребия, хотя довольно условное и своеобразное. В книге Мишна сказано: «Аколь цафуй, веарешут нетуна, убетов аолам нидон» — «Все предопределено, но свобода дана; а мир судится по благости». Условность такой параллели — вот в этом акценте на свободе воли, которая для еврея возведена в норму жизни.

В исламе термины «кадар» и «кадā’» означают Божеское предопределение, решение Аллаха, осуществления Его воли. Это не просто решение, а — справедливое решение, справедливое распределение. Это воля и мощь Аллаха, воплощённая соразмерно, правильно.

В Коране нет прямого указания на то, что людям заранее (до рождения) суждено после смерти попасть в Рай или Ад, однако такие указания встречаются в некоторых хадисах:

«Муса спросил его [Адама]: «Ты ли Адам, которого Аллах создал своей Рукой, <…> а ты затем своим грехом опустил людей на землю?» Адам сказал: «<…> За сколько лет до моего создания, по твоему, Аллах записал Таурат (Тору)?». Муса ответил: «За сорок лет». Адам спросил: «А нашёл ли ты, что там написано «Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение». (Та Ха: 121) Муса ответил: «Да», тогда Адам сказал: «Разве ты порицаешь меня за то, что я сделал дело, и Аллах предначертал мне, что я сделаю это, за сорок лет до того как Он меня создал?» (Имам аль-Бухари привёл этот хадис от Абу Хурайры в «Книге историй о пророках», в разделе «Смерть Мусы» (6/440), № 3407).

«Создав Адама в своё время, Аллах ударил его по пра­вому плечу и извлёк оттуда его белых потомков, подоб­ных жемчугу. [Потом] Он ударил его по левому плечу и извлёк оттуда его чёрных потомков, подобных углю*, после чего сказал тем, кто находился справа от [Ада­ма]: «[Вы войдёте] в Рай, и Я не буду обращать внима­ние [на то, что вы совершали]». Тем же, кто был в ле­вом плече [Адама], Он сказал: «[Вы войдёте] в Огонь, и Я не буду обращать внимание [на то, сколько вас бу­дет]». [Ахмад, т. 6, с. 441; Баззар, № 2144].

Также в Коране есть ясные указания на то, что люди могут встать на правильный/ложный путь лишь по воле Аллаха.

В трёх главных Авраамических религиях, помимо «диалогового» (между Творцом и человечеством) характера истории, наличествует «неслепая», этически определённая — справедливая, созидательная и открытая — заинтересованная в сотрудничестве с человеком позиция Го́спода.

Форс и Фатум (О случайности и предопределённости)

image

В древние времена гадатели, для того, чтобы выявить предопределённое свыше, использовали различные предметы. Из дошедших до наших дней к таковым относятся игральные карты и кости.

Авраамические религии, с одной стороны, резко отрицательно относятся к предсказаниям и гаданиям, с другой, превозносят и провозглашают святыми пророков и провидцев.

См. также

В современном мире существуют различные типы мировоззрения, их корни уходят в далекое прошлое. К одним из них относится фатализм, история которого насчитывает не одно тысячелетие. Это обширное понятие, и важно выяснить, кто это фаталист, в чем суть, преимущества и недостатки такого типа мировоззрения.

Кто такой фаталист?

Практически у каждого есть знакомый, который верит в предопределенность бытия. Такой индивид нередко употребляет в речи следующие поговорки: «От судьбы не убежишь» или «Чему быть, того не миновать». Для более глубокого понимания такого типа мировоззрения важно четко определить, что это такое фатализм. С древнегреческого языка слово fatum переводится как «судьба». То есть фатализм – это тип мировоззрения, при котором человек верит в предначертанность своей судьбы. Он считает, что сценарий его жизни зависит от Высших сил или божеств, рока или судьбы.

Фатализм в истории

С древнейших времен неизбежность судьбы была основным типом мировоззрения людей, на которых влияли сначала древние верования, астрология и прочие учения, а потом и более новые религии. Фаталисты верят не только в злой рок, но и счастливую звезду, сулящую удачу и процветание:

В Древней Греции считалось, что богини судьбы – Мойры, плетут нить человеческой жизни. Смерть наступает тогда, когда эта нить перерезается богиней. Схожие божества под названием Норны были и в скандинавской мифологии.Примеры фатализма можно обнаружить в жизни великого Гая Юлия Цезаря. Главу империи не раз предупреждали о том, что на него готовится покушение. На утро своего последнего дня жизни он отказался слушать жену, которой снился дурной сон о его убийстве. Не взял с собой охрану и отправился в Сенат, там на него совершили покушение несколько десятков мужчин со смертельным исходом.Еще одним фатальный случай, получивший всемирную известность, случился в Нидерландах. Местный режиссер Теодор Ван Гог снял короткометражный фильм о судьбе исламских женщин под названием «Покорность». Кинолента не понравилась многим приверженцам радикальных течений, которые стали писать письма с угрозами. Спецслужбы предлагали режиссеру охрану, но он отказался. Однажды утром он был убит членом одной из преступных группировок.Проследить, кто это фаталист, можно и в пятой части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Офицер Печорин предопределил судьбу одного из знакомых военных, который ночью был убит пьяным казаком.

Признаки фатализма

Из определения понятия становится ясно, что суть фатализма заключается в снятии с себя ответственности за свою жизнь и убежденность в том, что все события, происходящие с людьми не случайны, а определены в период его рождения. Отсюда можно выделить и основные признаки фатализма:

Нередко фаталисты отождествляются с пессимистами, так как и те и другие не ждут ничего хорошего от судьбы. Они никогда не видят «света в конце тоннеля».При этом приверженцы этого мировоззрения отрицают силу воли человека, его способность влиять на свою судьбу и на общий ход истории.Фаталисты полностью снимают с себя ответственность за принятие решений, происходящие события, ведь все это приходит свыше, а не по их вине.Характерной чертой фаталиста является вера в астрологию, хиромантию, гадания и другие способы узнать свое будущее, чтобы быть готовым к подаркам или ударам судьбы.

Причины фатализма

Существует несколько причин того, почему человек фаталист становится приверженцем такого мировоззрения:

Гиперопека в детстве. Когда ребенку родители не дают ступить буквально и шагу, решают за него все проблемы и не прорабатывают волевую сферу, человек вырастает не приспособленным к жизни в реальном мире. Тогда проще списать свои ошибки и неудачи на Высшие силы.Выясняя, кто это такой фаталист, стоит отметить, что мысль о предрешенности судьбы начинает формироваться не только с детства. Череда негативных событий в жизни может привести к надлому эмоционально-волевой сферы человека уже во взрослом возрасте.Низкая самооценка, сформировавшаяся по разным причинам. Недовольный собой человек чаще склонен винить жизнь в своих несчастьях.

Плюсы и минусы фатализма

В психологии фатальность считается скорее негативной, чем позитивной чертой личности. К ее преимуществам специалисты причисляют лишь то, что человек, верящий в силу судьбы, реже впадает в депрессии и подвержен неврозам из-за происходящих событий. Ведь все случающееся зависит не от него, поэтому и ответственность за происходящее не на нем. Фаталистический тип мировоззрения имеет гораздо большее количество недостатков:

Эти люди часто сдаются перед лицом конкретных трудностей, считая их неразрешимыми. Они верят, что добиться успеха в жизни поможет лишь случай: выигрыш в лотерею, нежданное наследство и прочее, нежели упорный труд.Фаталисты считают, что в ход судьбы вмешиваться неразумно, тем самым они не обращают внимание на предостережения и реальные факты.Люди, слепо верящие в судьбу, нередко попадают в психологическую зависимость от гороскопов, предсказаний гадалок и так далее, поэтому часто становятся жертвами аферистов.

Виды фатализма

Ученые и психологи уверены, что неотвратимость судьбы, как вариант понимания течения человеческой жизни, имеет разные проявления. То есть они выделяют несколько разновидностей фатализма, отличающихся степенью убежденности и ее природой:

Бытовой фатализм, в основе которого лежит вера в то, что обычные бытовые неурядицы являются следствием порчи, сглаза или собственной невезучести.Теологическое направление отличается божественным происхождением неотвратимости бытия.Логический фатализм выделяется большей рациональностью и является следствием веры в цепочку неотвратимых событий.

Бытовой фатализм

Самой примитивной считается концепция бытового фатализма. К ее приверженцам относят пессимистически настроенных инфантильных людей. Они привыкли:

Видеть жизнь и свою судьбу в черном цвете.Считать, что им не повезло родиться в лучших условиях для жизни.Отказываться брать ответственность за свою жизнь, принимать волевые решения.В понятие того, кто это такой бытовой фаталист, неотъемлемо включается вера в сглаз, порчу, дурную ауру и прочие негативные энергии, которые портят жизнь человека.

Теологический фатализм

Несколько иным толкованием является определение того, кто это такой теологический фаталист. Этот человек убежден, что все происходящее на свете определяется некой божественной сутью. Это может быть один единый бог или множество божеств в зависимости от выбранной религии. В систему такого мировоззрения включается:

Вера в то, что судьба человека, каждый ее поворот и случай заранее предопределены еще до рождения младенца или пишутся в момент родов.То есть все события и испытания даются индивиду специально, возводятся в ранг необходимых.Крайние приверженцы течения тоже склонны снимать с себя ответственность за собственную жизнь и перекладывать ее на Высшие силы.

Логический фатализм

От предыдущих разновидностей несколько отличается логический или рационалистический фатализм. Его основателем считается древнегреческий философ Демокрит. Он пришел к выводу, что в мире все имеет свою первопричину, поэтому случайности попросту невозможны. К основным моментам этого вида относят:

Фатальный случай происходит не по вине Высших сил или негативных энергий, а из-за цепочки предшествующих событий.Все то, что сейчас происходит с индивидом, является следствием всех тех действий, поступков и решений его самого и других людей, которые были в прошлом.По другому течение еще именуют детерминизмом. Его суть отлично отражена в серии фильмов «Эффект бабочки». Кратко суть можно передать следующим образом: на одном конце планеты случился тайфун, потому что на другом за определенное время до этого крылом взмахнула бабочка.

Как стать фаталистом?

Глубже изучая понятие того, что значит фаталист, некоторые индивиды понимают, что такой концепции есть место в их мировоззрении. Психологи все же уверены в том, что человек осмысленно или безвольно принимает такие идеи, а не рождается с ними. Чтобы научиться полагаться на судьбу, учтите такие моменты:

Начните интересоваться разными теологическими верованиями и учениями, которые рассказывают о том, что от человека полностью или частично не зависит его судьба.Проанализируйте свою жизнь и определенные события в ней, выделив в них ряд действий, которые привели к нынешнему состоянию.Старайтесь рассматривать свою жизнь и возникающие ситуации с пониманием, что судьбой все предрешено, чему быть, того не миновать. Статьи по теме:

Кто такой педант – примеры, признаки, плюсы и минусы, сравнение с перфекционистом Кто такой педант, ответ на этот вопрос требует тщательной и детальной проработки, расписанной до мелочей. В этой фразе выражена суть педантичности. Она помогает хорошо выполнять кропотливую работу, но мешает при взаимоотношениях с другими людьми. Кто такой эгоист – как распознать, плюсы и минусы, виды и причины эгоизма Кто такой эгоист, ответ на этот вопрос волнует каждого, кто сталкивается с черствостью и равнодушием. Корни этого явления закладываются в раннем детстве. Однако при желании человек может измениться. Здоровые проявления эго делают жизнь счастливее.
Что такое надежда – какую роль играет в жизни человека, отличие от иллюзии, можно ли жить без надежды? Что такое надежда, ответ на этот вопрос звучит словами из песни – как «компас земной». Действительно, человек всегда надеется только на улучшение в своей жизни. Однако они могут быть напрасными и от этого приносить вред людям. Сильная женщина – кто такая, признаки, минусы, слабости, зачем быть сильной? Сильная женщина – успешная, самодостаточная личность, которой подчиняются даже мужчины. Она не жалуется на судьбу, а идет к намеченной цели. Такие дамы не уживаются со слабыми партнерами, у них не равные отношения.

О вреде алкоголя: 20 фото с просторов Родины, за которые опять стыдно 20+ странных модников из метро, которым плевать, что вы о них думаете 20 наглых котов и кошек, которые сами решают, где им лучше и удобнее 30 «убойных» пляжных фото, которые точно рассмешат вас до слёз

Последние новости из России: 25 фото, которые смешнее анекдотов 14 целебных свойств хурмы, о которых стоит знать
10 продуктов, которые совсем скоро могут исчезнуть или измениться 6 групп продуктов, которые помогают забеременеть 20+ человек, которые ощутили, что такое плохой день, на собственной шкуре

В русском языке встречается немало слов, которые раньше были довольно популярны, а теперь практически не употребляются. Многие из них можно найти только в романах и стихах периода Золотого или Серебряного века, и не всегда понятно, что же означает то или иное выражение. Одним из таких слов, которые в наши дни можно услышать довольно редко, является определение «фаталист». Узнаем об этом больше.

Кто такой фаталист

Что значит фаталист? Это человек, который убеждён в том, что он никак не может повлиять на свою судьбу. С его точки зрения, всё происходящее предначертано свыше, и изменить ничего нельзя.

Такие люди слишком буквально воспринимают религиозное утверждение: «На всё воля Божья», или же простонародное: «Чему быть, того не миновать». Но это вовсе не говорит о том, что фаталисты пассивны и безвольны, просто вся их жизненная сила направлена на то, чтобы дать событиям удобное им объяснение о неизбежности происходящего, и искать этому подтверждение.

Люди с таким мировоззрением встречались во все времена. Немало подобных образов описано в мировой литературе или показано в кинематографических фильмах. Эти герои играют в «русскую рулетку», поднося к виску наполовину заряженный револьвер «наудачу». Нередко они первыми бросаются в бой, не боясь за свою жизнь и искренне веря, что всё сложится так, как и должно, и незачем бегать от судьбы.

Немало фаталистов и среди экстремалов, ежедневно подвергающих свою жизнь опасности. Это не имеет ничего общего с адреналиновой наркоманией, когда человеку просто необходима определенная порция острых ощущений. Нельзя сказать, что фаталисты не бояться смерти совсем, но они искренне убеждены в том, что «кому суждено повеситься, тот не утонет».

Значение слова в словарях

Разбираясь, кто такой фаталист, будет нелишним понять, откуда же произошло это слово. В переводе с латыни «fatalis» означает «роковой». А в английском языке есть слово «fate», что значит «судьба». В словаре А.П. Евгеньевой этому термину дается определение как человек, верящий в неотвратимость судьбы и предопределение.

В соответствии с другим источником под редакцией Д.Н Ушакова, фаталист — личность, верующая в фатум и склонная к фатализму.

Т.Ф. Ефремова утверждает то же самое, добавляя, что такой человек убеждён в неотвратимости судьбы и искренне верит в то, что всё предначертано заранее. В. Даль придерживается аналогичного мнения, дополняя его утверждением, что фаталисты отрицают свободу личности, что губительно для нравственности.

Образ жизни и убеждения фаталиста

Чтобы дать определение образу жизни и убеждениям фаталиста, сначала обратимся к классификации этого явления. Фатализм может быть:

  1. Бытовым. Приверженцы подобного мировоззрения в любых неурядицах обвиняют только высшие силы, которые за что-то ополчились против них. Нередко в это искренне верят люди, подвергшиеся за короткий срок большому количеству неприятностей и пребывающие в состоянии стресса. Бывает, что это проходит со временем, но некоторые придерживаются подобной точки зрения всю оставшуюся жизнь.
  2. Теологическим. Сторонники такого мировоззрения уверены, что любые события, происходящие на Земле, заранее предопределены. По их мнению, на небесах существует что-то вроде «книги судеб», где прописана жизнь каждого человека и самой планеты, и изменить что-либо уже невозможно.
  3. Логическим. К фаталистам этого типа относятся философы, которые пытаются отыскать во всех событиях причинно-следственную связь. Иными словами, эти люди ищут если не совсем научное, то хотя бы не слишком мистическое обоснование мнению, что всё предопределено заранее.

Учитывая сказанное, можно сделать вывод, что для фаталиста любого типа характерна роль пассивного наблюдателя за жизнью, не пытающегося, как в песне Андрея Макаревича, предпринять действия, чтобы «мир прогнулся под нас». Они покорны своей судьбе и просто плывут по течению, и к наиболее неприятным качествам подобных личностей относится то, что они не желают нести ответственность за собственные поступки, ссылаясь на роковое стечение обстоятельств.

Как распознать черту характера в человеке

Распознать фаталиста в новом знакомом не так уж трудно, если понаблюдать за этим человеком некоторое время. Существуют «обязательные» черты характера, которые присущи всем личностям подобного склада:

    1. Отрицание собственной значимости. Такой человек ощущает свое бессилие перед событиями и судьбой, и никогда не попытается изменить жизнь к лучшему.
    2. Неверие в свои силы. Эта черта является продолжением первой, когда фаталист предпочитает не бороться со сложившимися обстоятельствами.
    3. Нежелание нести ответственность. Такие люди считают себя лишь орудием в руках рока, и все свои поступки мотивируют тем, что так сложилась судьба.
  1. Неверие в случайности. Фаталисту невозможно доказать, что то или иное событие является лишь стечением обстоятельств. Они уверены в предначертанности и предписанности всего происходящего вокруг.
  2. Суеверие. Такие люди изучают нумерологию и гороскопы, верят в приметы. Если по пути на учебу или работу фаталисту, например, перебежит дорогу черная кошка, то во всех неприятностях, произошедших с ним в этот день, будет повинен встретившийся зверёк.

Иными словами, фаталист обессмысливает свою жизнь и принижает собственную значимость. Он уверен в своём бессилии перед обстоятельствами и не пытается бороться или отстаивать свои интересы.

Фатализм в истории: примеры

Несмотря на покорность судьбе, фаталисты могут добиваться определенных жизненных высот.  Ярким примером этому служат истории таких выдающихся личностей:

    1. Гай Юлий Цезарь. Древнеримский полководец и политик был предупреждён о грозящей ему опасности. Ему не раз доносили, что вокруг него зреет заговор. А в день смерти Цезаря его супруга видела сон, в котором он был убит несколькими мужчинами. Женщина рассказала об этом мужу и уговаривала его принять меры, но полководец свято верил в свою счастливую звезду. В тот же день он был убит злоумышленниками, среди которых был и его воспитанник Брут.
    2. Густав ⅠⅠⅠ. Этот шведский король за 2 недели до трагических событий получил анонимку, где его предупреждали о грозящей опасности, и даже назвали дату покушения. Но венценосец проигнорировал эту информацию, и в обозначенный день, 29 марта 1792 года, отправился на бал-маскарад, состоявшийся в Королевской Опере. Там же в него и стреляли. И хотя пуля, выпущенная из пистолета гвардейским капитаном Якобом Анкарстрёмом, попала Густаву в ногу, спустя 13 дней он умер от заражения крови.
  1. Теодор Ван Гог. Этот популярный кинорежиссер снял короткометражный фильм «Покорность», в котором осуждалось отношение к женщинам в исламе. Как и следовало ожидать, его работа вызвала недовольство определенных слоев населения, и режиссёру стали угрожать. Полиция убеждала Теодора в том, что ему необходима охрана, однако он слишком легкомысленно относился к происходящему. В результате, 2 ноября 2004 года, по дороге на работу на него было совершено нападение. Марокканец Мохаммед Буйери сначала 8 раз выстрелил в режиссера, а затем ударил его ножом в грудь и перерезал горло.

Как ни печально это признавать, большинство фаталистов сами виноваты в том, что их жизнь завершилась столь трагически. Такой грустный финал, в первую очередь, объясняется не злым роком, а беспечностью и легкомыслием человека. Поэтому не стоит так верить в судьбу, а стараться взять ответственность за свою жизнь на себя. В подтверждение можно привести народную мудрость: «На Бога надейся, а сам не плошай».

Кто такой фаталист? Что такое фатализм? Глава «Фаталист» из романа Лермонтова «Герой нашего времени»: краткое изложение и смысл. Почему именно «фаталистом» завершается «Герой нашего времени»? Стал ли Печорин фаталистом? Anews.com 12 марта 2019

Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Фаталист — это значит человек, верящий в предопределение, в неотвратимость судьбы, в добрый и злой рок. Фаталисты считают важные совпадения неслучайными, отрицают свободу воли человека.

Фатализм — это вера в судьбу и предопределение, в неизбежность. Суть фатализма кратко суммируют поговорки «от судьбы не уйдешь», «чему быть, того не миновать» и другие.

Слово «фатализм» происходит от латинского fatum — судьба, рок. Синонимы к слову «фатализм» — детерминизм, вера в предопределение. Антоним к слову фатализм — волюнтаризм. Волюнтаризм — это вера в то, что человеческая воля определяет судьбу и ход истории.

Каким бывает фатализм?

Фатализм может быть связан с религиозными представлениями, верой в божественное предопределение — например, у протестантов-кальвинистов.

В мифологическом сознании фатализм связан с мистицизмом, верой в темные и загадочные силы, управляющие миром. В греческой мифологии рок символизируют мойры, прядущие нить человеческой судьбы, в скандинавской мифологии — норны.

imageМойры — богини судьбы в древнегреческой мифологии. Картина «Золотая нить» Дж. М. Стадвика (1890)

—>

Фатализм может быть и рационалистическим — это вера в то, что все происходящее определяют законы природы и общества, а не свободная воля человека. Отчасти у этого есть научное основание: нейробиологи выяснили, что человеческий мозг принимает решение за несколько секунд до того, как мы его осознаем.

В то же время вера в предопределение — основа «протестантской этики». Протестанты верят, что человек должен усердно трудиться и добиваться успехов, чтобы убедиться: Бог предопределил, что его душа будет спасена и попадет в рай.

«Фаталист» в «Герое нашего времени» Лермонтова. Краткое содержание

«Фаталист» — так называется последняя часть в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Впервые эта новелла была опубликована в журнале «Отечественные записки» в 1839 году.

Офицер русской армии Григорий Александрович Печорин служит в крепости на Кавказе во время многолетней войны с горцами. По делам он на две недели приезжает в неназванную казачью станицу. Однажды вечером, играя в карты, офицеры обсуждают «мусульманское поверье, будто судьба человека написана на небесах». Одни верят в предопределение, другие — нет.

Поручик Вулич, страстный игрок, предлагает Печорину пари на деньги: «Испробовать на себе, может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута…» Для этого Вулич наудачу снимает со стены с оружием один из пистолетов и взводит курок. Не зная, заряжен ли пистолет, поручик намеревается выстрелить себе в голову.

Интуиция подсказывает Печорину, что Вулича ждет скорая гибель.

imageАлександр Соковиков в роли Вулича. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Вулич приставляет дуло пистолета ко лбу и спускает курок. Осечка. При этом пистолет оказывается заряжен — когда Вулич снова взводит курок и стреляет в фуражку на стене, то легко пробивает ее пулей. Затем он обращается к Печорину:

imageАлександр Соковиков в роли Вулича и Игорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Возвращаясь домой, Печорин натыкается по дороге на мертвую свинью. Выясняется, что один из казаков напился и стал буянить, зарубив животное шашкой. Под утро Печорин узнает, что этот же пьяный казак на улице наткнулся на поручика Вулича. «Кого ты, братец, ищешь?» — спросил офицер. «Тебя!» — ответил казак и ударил Вулича шашкой.

Два казака, встретившие меня и следившие за убийцей, подоспели, подняли раненого, но он был уже при последнем издыхании и сказал только два слова: «Он прав!» Я один понимал темное значение этих слов: они относились ко мне; я предсказал невольно бедному его судьбу; мой инстинкт не обманул меня: я точно прочел на его изменившемся лице печать близкой кончины.

Убийца заперся в пустой хате на краю станицы. Он вооружен пистолетом, и никто не отваживается ворваться в дом, чтобы его обезвредить. Тогда добровольцем вызывается сам Печорин, решив испытать судьбу и взять злодея живым.

Пока казаки отвлекают убийцу разговором сквозь дверь, Печорин отрывает ставень и бросается в окно. Раздается выстрел, но пуля лишь срывает с плеча героя эполет — сам он остается невредим. Печорин хватает убийцу, в хату врываются казаки. Дело кончено.

Став свидетелем странной цепочки событий, Печорин рефлексирует:

Вернувшись в крепость, главный герой рассказывает о случившемся своему старшему товарищу, штабс-капитану Максиму Максимычу. Но пожилой офицер не склонен к философским рассуждениям и замечает: «Эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или не довольно крепко прижмешь пальцем».

Этими словами роман заканчивается.

  • Читать полный текст романа «Герой нашего времени» на сайте lib.ru.

Смысл главы «Фаталист». Почему она завершает романа Лермонтова?

«Фаталист» — глава загадочная, даже по меркам такого необычного романа. В «Герое нашего времени» сознательно нарушена хронология. Действие «Фаталиста» происходит одновременно с сюжетом первой новеллы «Бэла»: Печорин отлучается в станицу из крепости, где служит с Максимом Максимычем.

Лермонтов сознательно расположил главы в «неправильном» порядке — его целью было не рассказать биографию героя, а постепенно раскрыть характер Печорина, объяснял советский литературовед Ираклий Андроников. В первых новеллах — «Бэла» и «Максим Максимыч» — Печорин показан чужими глазами. И со стороны предстает перед читателем как безжалостный и черствый человек. Но затем мы читаем журнал Печорина — главы «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» — где проникаем во внутренний мир главного героя. Мы «наконец постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности», объяснял Андроников.

В «Фаталисте» Лермонтов добавляет последние штрихи к портрету Печорина. Мы впервые видим, как он совершает настоящий подвиг — рискует жизнью, чтобы захватить живым убийцу. Однако и тут проявляется двойственность героя: его благородный поступок объясняется желанием испытать судьбу, а не человеколюбием.

Критик Виссарион Белинский писал: «Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая, которого он был свидетелем, хотя в нем вы не находите ни одной новой черты, которая дополнила бы вам портрет «героя нашего времени», но странное дело! вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее… Эта полнота впечатления, в котором все разнообразные чувства, волновавшие вас при чтении романа, сливаются в единое общее чувство…»

«Фаталист» играет в романе роль эпилога, объяснял литературовед Борис Эйхенбаум. Заключительный мирный разговор Печорина с Максимом Максимычем вносит в финал романа еще и ироническую улыбку, указывал он.

imageИгорь Петренко в роли Печорина. Кадр из телесериала «Герой нашего времени» (2006)

Сюжет «Фаталиста» парадоксален. Вулич, которому предназначено умереть, избегает пули, когда стреляет себе в голову, но затем нелепо погибает от руки пьяного. Печорин бросается навстречу опасности, и остается жив. Все это заставляет героя задуматься о судьбе и свободе воли.

Стал ли Печорин в итоге фаталистом? С одной стороны, он прямо говорит, что готов ко всему, ведь «хуже смерти ничего не случится». С другой стороны, он по-прежнему во всем сомневается и не становится фаталистом в полном смысле слова. Для «Героя нашего времени» вообще характерны недосказанность и умолчание. Так и «Фаталист» обрывается почти на полуслове, оставляя читателя в философских раздумьях…

Это одна из вещей, который позволяют называть «Героя нашего времени» первым психологическим и первым философским русский романом (выражение Ираклия Андроникова).

Подписывайтесь на наши статьи в Google News —>

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий