Что такое фарс определение. Смотреть что такое “Фарс” в других словарях

Автор: Генри Лайон Олди

Заметки на полях

Фарс как жанр стоит на двух ногах.

Поскольку фарс родом из мистерии, то он глубоко религиозен. Смерть, дьявол, ангел, святой — традиционные персонажи фарса. Поскольку фарс живет на площади, он низко-бытовой. Жена-изменница, лихой любовничек, муж-рогоносец, старуха-обманщица — традиционные персонажи фарса.

Фарс — сочетание крайностей. Плут лупит дьявола палкой по заднице, святой пердит во время молитвы, солдат трахает смерть, ускользая от наказания, ангел-ханжа ведет себя как дурак. Грех, непристойность, добродетель в короткой юбочке, отрекаюсь от сатаны, надев ему на голову горшок с горячей кашей.

Многим такое сочетание не по душе — очень уж крайние позиции фарс сводит воедино. Контрастный душ, не для всякого организма.

Очень люблю этот жанр.

image

imageСредневековый комический театральный жанр – комедия. Фарс – странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия – его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод – “начинка”) – Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая родственные связи, то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды – уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс? 

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс – это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые смешные случаи из жизни как батраков и торговцев, так и судей и чиновников. Образные ряды пестрят комическими ситуациями, достигаемыми довольно дешёвыми средствами – при помощи потасовок и перебранок. Развитие сюжета предполагает перескакивание из одного места действия в другое, единства нет. Характеры глубоко не раскрываются, персонажи в основном каламбурят и острят. Темы разнообразны и заимствованы чаще всего из окружающей повседневности. Постановочные средства самые примитивные, поскольку подготовки к спектаклям не предусмотрено. К концу 15-го века количество фарсов возрастает, наступает расцвет жанра.

Фарс – это расцвет французского театра

Французский театр при всей его зачаточности уже к 12-му веку приобрёл некоторые чисто фарсовые черты. Построение на остроумных сюжетных ходах. Персонажи – предшественник Арлекина (Herlequin), алхимик, монах. Особенно знаменитой становится трилогия о Потилене, стряпчем, ловкаче и пройдохе. Автор неизвестен. Подозреваются и Вийон, и де ла Саль, и Бланше. Назидательные и политические фарсы сочиняла королева Марго (Наваррская, та самая). Значительно позже постоянно просвечивал фарс в комедиях знаменитого Мольера. Например, “Мнимый больной” или “Проделки Скапена”. Критическое время развития театра – 17-й век. Фарс уходит с французской сцены. На его место с триумфом приходит полновесная литературная комедия.

Фарс – это отец итальянской комедии

Фарс, сам по себе не слишком самостоятельное драматургическое действо, оказал огромное влияние на театральное искусство всего мира. В том числе Италия стала настоящим домом для фарса, но в итоге получила талантливое дитя – комедию дель арте, с бессмертными масками Коломбины, Панталоне, Доктора и Арлекина.

Фарс – это главный жанр на подмостках средневековой Европы

Литература и других европейских стран оставила нам в наследство образчики этого жанра. В Германии существовали масленичные игры, бичующие человеческие слабости. В 12-15-м веках в сочинении фарсов чаще всего преуспевали мейстерзингеры (немецкие поэты-певцы), особенно нюрнбергские. Подобно рыцарям, гордящимся происхождением, мейстерзингеры были настоящими профессионалами и уважали искусство поэзии как ремесло. А в Испании творил Сервантес. Самые знаменитые фарсы его гениального пера – “Два болтуна” и “Театр чудес”.

18.02.2019

Что такое фарс?

  1. Слово “фарс” имеет несколько значений. Про фарс как вид театрального искусства, в предыдущих ответах уже все есть. У Даля “фарс” – это шутка, забавная шалость. В наше время “фарс” чаще употребляется в значении, как нечто лицемерное, циничное (например – выборы превратились в жалкий фарс) , или иногда, как грубая шутка.
  2. Фарс комедия лгкого содержания с чисто внешними комическими примами. В Средневековье фарсом также назывался вид народного театра и литературы, распространнный в XIVXVI веках в западно-европейских странах. Примы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунадеФАРС франц. farce, латин. farsa один из комических жанров средневекового театра. В VII веке в церковной латыни farsa (farsia) обозначало вставку в церковном тексте (Epistola cum farsa, Epistola farsita и пр.) , позже эти вставки стали обычны в молитвах и гимнах. Закрепление термина Ф. за драматической интермедией можно отнести к XII в. Несомненным источником Ф. являются французские игры (jeux), известные уже в XII веке под различными именами: dits, d#233;bats и пр. Игра под листвой (Jeu de la feuill#233;e, ок. , 1262) Адама де ла Галь 12381286 имеет ряд чисто фарсовых черт как в смысле сюжета и остроумия положений, так и трактовки отдельных персонажей (предшественник итальянского Арлекина дьявол Herlequin Croquesots, физик, монах) . Содержание фарсов, как и чрезвычайно близких к ним фабльо (см.) , заимствовалось из повседневной действительности; темы Ф. разнообразны семейные отношения и отношения хозяина и челяди, обман жены, плутни в торговле и на суде, похождения хвастливого солдата, неудачи зазнавшегося студента; образы пестры монахи и попы, торговцы и ремесленники,

    солдаты и студенты, крестьяне и батраки, судьи, чиновники; комическая ситуация достигается за счет привнесения внешнего эффекта потасовки, перебранки и пр. ; часто много осложнений вносит в действие использование нескольких диалектов, профессиональной лексики, макаронической латыни; индивидуализация речи персонажей Ф. проведена в большинстве случаев достаточно последовательно. Развитых характеров в фарсе нет; как и в фабльо, герои Ф. больше действуют, обмениваются каламбурами и остроумными репликами; нарастание сюжета происходит за счет быстрого переноса действия с одного места в другое, неожиданных разъяснений. В отличие от больших форм средневекового городского театра Ф. не знал длительной подготовки спектакля, не имел оборудованной сценической площадки, обходился самыми примитивными постановочными средствами. Французский фарс, и близкие к Ф. соти были уделом небольших братств и ставились с XIV в. преимущественно парламентскими клерками (clercs de Basoche) и актерами (enfants sans souci). К числу ранних Ф. принадлежат Вольный стрелок из Баньоле (Franc Archer de Bagnolet, 1468) и Trois galants et Philipot, где прекрасно разработан старый мотив хвастливого солдата. Сильно возрастает число Ф. с конца XV в. ; к этому времени относится своеобразный цикл Ф. о Пателене. Три фарса Господин Пьер Пателен 1470, Новый Пателен ок. 1480, Завещание Пателена ок. 1490 рисуют бессмертный образ пройдохи-стряпчего avocat sous lorme. Очевидная популярность этих фарсов, особенно первого, явствует из многочисленных изданий (16 изданий с 1489 по 1532) и тех ссылок на основной Ф. , которые встречаются в Новом Пателене и в Завещании.

  3. Во-первых, фарс – это вид народного театра, по типу итальянской “комедии дель арте”, то есть импровизационных представлени с участием актров-масок. Он получил распространение в большинстве западноевропейских стран с развитием и ростом популярности мистерий (1416 вв.) . Главное патетическое и торжественное действие начинялось комедийными вставками. Собственно, именно тогда и возник термин фарс от слова “фарш, начинка”. Фарс постепенно складывался в отдельный жанр театра, истинно народный, демократический. Для фарса характерен грубоватый юмор, буффонада, импровизация, акцент не на индивидуальных, а типических чертах персонажей. Фарсовые мотивы отчетливо видны и в литературном творчестве драматургов эпохи Возрождения и 17 века (Шекспира, Мольера, Сервантеса и др.) . Во-вторых, с 19 в. термин фарс употребляется в качестве названия отдельного жанра драматургии и театральных спектаклей, сохраняющих основные черты средневекового фарса: легкость и непритязательность сюжета, буффонный юмор, однозначность характеров, внешние комические приемы. Часто служит синонимом водевиля, сценического анекдота, комедии положений, театральной и цирковой клоунады и т. д. Шутки в одном действии А. П. Чехова “Предложение”, “Медведь”, “Юбилей” несут в себе черты фарсовости.

    На бытовом уровне слово фарс употребляется в переносном значении для определения грубой шутки, эпатажной выходки.

Средневековый комический театральный жанр – комедия. Фарс – странное дитя двух несовместимых родителей. Если комедия – его матушка, то отцом, давшим ему имя, стал церковный текст, в котором фарсом называли вставки (перевод – “начинка”) – Epistola cum farsa или Epistola farsita, впрочем, их было множество в гимнах и даже просто в молитвах. Если продолжить сравнение, рассматривая то здесь не слишком далеко расположилась и столь излюбленная древнеримским населением трагедия. Фарс в данном случае заключался в том, что на арене бедных трагиков пожирали хищные звери под жизнерадостные вопли зрителей. Не зря вспоминается поговорка, что любое действие только впервые может быть трагедией, повторенное дважды – уже фарс. Это перестаёт убеждать. Так что же такое фарс?

Итак, термин закрепился за небольшой драматической интермедией в 12-м веке. Фарс – это и проблемы семьи, и отношения слуги и хозяина, и плутовство, и похождения солдат и студентов, любые как батраков и торговцев, так и судей и чиновников.

Тату машинки – Как выбрать тату машинку? Сколько лет певице мадонне Где сейчас мадонна и чем занимается Мадонна – фото до и после пластических операций Дж мадонна биография Виды современных портретов Проект на тему “узоры и орнаменты на посуде” Орнамент на посуде из квадратов Найдено 6 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

–> Фарс

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

–> ФАРС

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

–> ФАРС

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

–>ФАРС

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

–>ФАРС

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

–>Фарсот лат. farcio — начинаю) — самый популярный жанр средневековой драмы. Это небольшие комические пьесы бытового содержания, близкие по тематике и идейной направленности фаблио. Ф. возник, видимо, в XIII в. и расцвел накануне Возрождения. Это жанр типично гор. литературы; именно гор. жизнь с ее своеобразной спецификой наполнила его сюжетами, темами, образами и создала благоприятные условия для расцвета ф. Писался для широких кругов горожан, отражал их интересы и вкусы (представители др. сословий, в первую очередь дворяне и крестьяне, изображаются в ф. не очень часто). Ф. оперирует не индивидуальными характерами, а готовыми типами — масками. Таковы плут-монах, шарлатан-врач, глупый муж, сварливая и неверная жена и т.д. В ф. обличается корыстолюбие богатых горожан, высмеиваются индульгенции, разоблачается разврат монахов, клеймятся феод, войны и т.д. Наибольшую известность получили фр. фарсы XV в.: «Лохань», «Адвокат Пателен» и др. Жанр ф. оказал большое влияние на развитие за-падноевроп. театра, особенно на комедии Мольера и ит. комедии дель арте и др.Лит.: Михальчи Д. Фарсы об адвокате Пателене // Три фарса об адвокате Пателене. М., 1951; Средневековые французские фарсы. М., 1981.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Показать еще…Толковый Словарь ОжеговаТолковый Словарь ЕфремовойТолковый Словарь УшаковаТолковый Словарь Даля

Толковый Словарь Ушакова

абвгдежзийклмнопрстуфхцчшщэюя ФАРС фарса, м., и (устар.) ФАРСА, фарсы, ж. (фр. farce). 1. Театральная пьеса легкого, игривого, нередко фривольного содержания (лит., Театр.). Театр комедии и фарса. 2. перен., только ед. Непристойное, постыдное, циничное зрелище (публиц.). В большинстве капиталистических государств т. наз. “свободные” выборы превратились в жалкий фарс. 3. Грубая шутка, шутовская выходка (разг. устар.). Всех рассмешит надутой речью, гримасой, фарсой площадной. Лермонтов. Толковый Словарь ОжеговаТолковый Словарь ЕфремовойТолковый Словарь УшаковаТолковый Словарь Даля

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий