Что такое ЕРЕСЬ — Энциклопедия Кольера — Словари — Словопедия

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Запрос «Еретик» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Е́ресь (др.-греч.αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта»[1]) — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом представители двух разных религиозных учений могут взаимно обвинить друг друга в ереси.

Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин αἵρεσις используется в ином значении, как, например, в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν. В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор. 11:19). Однако, в книге Деяний в тексте «<…> πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως» слово переведено как «ересь»: «<…> и представителем Назорейской ереси» (Деян. 24:5).

В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция.

Этимология

В греческом языке термин первоначально использовался в значении «выбор, направление, течение». В иудео-эллинистической культуре, на фоне которой зародилось и развивалось христианство, этим термином обозначали «философские или религиозные школы»[2]. К примеру, так называли иудейские религиозно-политические партии[3] — фарисеев и саддукеев (см. Деян. 5:17; 15:5; 26:5). Соответственно, это понятие изначально носило описательный, вполне нейтральный характер. Именно в этом смысле иудеи называли первых христиан «назорейской ересью» (Деян. 24:5). В Вульгате в этих местах слово др.-греч.αἵρεσις переведено как лат. secta — секта.

Негативный смысл слово «ересь» впервые приобретает в новозаветных посланиях. Логика этого превращения такова, что, поскольку истину и жизнь человек может обрести только во Христе (Ин. 14:6), любая альтернатива автоматически обрекает человека на погибель. Соответственно, апостол Пётр говорит о «пагубных ересях» (2Пет. 2:1), а апостол Павел помещает «ереси» в один ряд с грехами волшебства и идолослужения (Гал. 5:20). Следуя примеру апостолов, ранняя христианская церковь использовала термин «ересь» для обозначения учения, расходящегося с христианской ортодоксией, или группы людей, отколовшихся от Церкви вследствие приверженности такому учению.

Бытовое понятие термина

В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным.

Богословское определение

С точки зрения теологии, ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению»[4].

Производные понятия

  • Ересиа́рх (греч.αἱρεσιάρχης) — глава еретической религиозной общины, движения.
  • Ерети́к (греч.αἱρετικός) — приверженец еретической идеологии, член еретической общины.

В христианстве

См. также: Список христианских ересей

Ереси в исламе

В исламе любая религиозная ересь («бида») строго осуждается. При этом ересью считается любое нововведение в религии. К сторонникам ереси применяются термины «мубтади» (еретик), «зиндик» (еретик), а также нередко «кафир» (неверный) или «мунафик» (тайный неверный).

Традиционно еретиками называли друг друга сунниты, ибадиты, шииты, а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества, где представлены государства с доминированием каждого из всех трёх течений правительства мусульманских государств обычно признают все три течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане, но допустимым мусульманским (наряду с суннизмом и рядом направлений шиизма) в Иране, где официальная конфессия ислама — шииты-двунадесятники. Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, салафиты, сикхи, бахаи и Нация ислама), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:

Энциклопедия КольераА Б В Г Д [Е] Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю ЯЕРЕСЬ ЕРЕСЬ (греч. hairesis, «выбор»), мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле — убеждения, отклоняющиеся от общепринятых. В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте; так, апостол Павел говорил о себе: «я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению (hairesis)» (Деян 26:5). Однако вскоре он приобрел иной смысл и начиная с посланий Игнатия Антиохийского к Траллийцам и Ефесянам (ок. 108) стал использоваться для обозначения религиозного инакомыслия. В эпоху Иеронима (342-420) этот термин закрепился в качестве обозначения группы христиан, отколовшихся от церкви вследствие своей приверженности той или иной неортодоксальной доктрине, в отличие от термина схизма (раскол), подразумевавшего обособление от церкви вследствие отказа подчиняться определенному иерархическому авторитету. Начиная с апостольских времен церковь претендовала на роль единственной хранительницы вероучения, воспринятого ею от Христа, и осуждала то, что рассматривалось ею как отклонение от христианской ортодоксии. С конца апостольской эпохи и до начала 3 в. не менее 40 сект, обычно носивших имя своего основателя и духовного вождя, были заклеймены как еретические. Ириней Лионский в своем сочинении Против ересей (ок. 180) называет по крайней мере 15 таких сект (в основном гностического толка). В Послании к Галатам Павел писал: «кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (1:9). Разделяя озабоченность церкви сохранением чистоты вероучения, отцы церкви были далеки от того, чтобы проявлять снисходительность к еретикам. Поликарп Смирнский называл Маркиона «отродьем дьявола». Игнатий Антиохийский видел в еретиках ядовитые растения или зверей в человеческом обличье. Юстин и Тертуллиан считали, что учения еретиков внушены им врагом рода человеческого. Феофил Антиохийский сравнивал их с бесплодными и скалистыми островами, о которые разбиваются корабли, а Ориген говорил, что они подобны морским разбойникам, зажигающим на скалах огни, чтобы заманить на них суда, ищущие безопасной гавани. Впоследствии резкость выражений несколько смягчилась, однако в целом отношение к ересям оставалось прежним и было официально закреплено в постановлениях многих соборов. Выражение «да будет анафема» (anathema sit), по-видимому, было впервые применено к еретикам на Эльвирском соборе (в Испании) в 300-306 и превратилось в обычную формулу, используемую на всех вселенских соборах, например, при осуждении Ария на I Никейском соборе (325), Нестория — на Эфесском соборе (351), Евтихия — на Халкидонском соборе (451) и иконоборцев — на II Никейском соборе (787). В Римско-католической церкви термин «ересь» приобрел весьма специфический смысл, зафиксированный в каноническом праве: «еретик есть всякий, кто, после принятия Крещения и оставаясь по имени христианином, дерзновенно отрицает или подвергает сомнению любую из истин, в которые подобает веровать в соответствии с божественной и католической верой» (Канон 1325, § 2). Таким образом, для того, чтобы формально квалифицировать некоторое учение как ересь, требуется наличие четырех условий. Во-первых, предшествующее принятие настоящего крещения (не обязательно в Католической церкви). Во-вторых, декларация своей неизменной принадлежности к христианской вере, так как в противном случае человек рассматривался бы как вероотступник. В-третьих, отрицание или сомнение в некой истине, которая уже признана Католической церковью богооткровенной. В-четвертых, моральная предосудительность выраженного неверия, связанная с тем, что называющий себя христианином отказывается принять христианский догмат. Поэтому, чтобы стать еретиком в строгом и каноническом смысле и быть отлученным от сообщества верующих, человек объективно должен отрицать или подвергать сомнению истину, которая не просто провозглашается церковью, но основана на слове Божьем, возвещенном Богом в Библии или в Священном Предании. Субъективно же этот человек должен признавать свою обязанность верить в истины Откровения. Если он добросовестно заблуждается, как это бывает с теми, кто воспитывался не в христианской (или не в католической) среде, то это всего лишь «материальная» ересь, не подразумевающая ни моральной вины, ни греха против веры, хотя она и исключает человека из церковного общения. Однако в ряде других христианских конфессий в понятие ереси вкладывается иной, скорее описательный, чем юридический смысл, поскольку в этих конфессиях не существует признания церковного авторитета, который обладал бы правом выносить окончательное суждение по поводу спорных доктринальных вопросов. В Восточной православной церкви термин «ересь» используется в более широком смысле для обозначения всех догматических позиций, которые расходятся с вероучением, принятым первыми семью вселенскими соборами (т.е. соборами до II Никейского собора). В протестантизме (на раннем этапе его развития в Европе и Америке) понятие ереси играло основную роль в образовании отдельных церквей. Такие учения, как учение об абсолютном предопределении, и решение таких вопросов, касающихся обрядовой практики, как вопрос о крещении младенцев, рассматривались как ортодоксальные или еретические в зависимости от теологической ориентации, и различия в этих оценках нередко приводили к возникновению новых деноминаций. Кроме того, светские правители часто наделялись властью ограждать своих подданных от ошибочных учений. В обязанность светским властям, в соответствии с Вестминстерским исповеданием веры, вменялось принимать меры, чтобы «в Церкви сохранялись единство и мир, чтобы божественная истина сохранялась в своей чистоте и полноте, и чтобы все святотатства и ереси были искоренены». Пресвитериане и некоторые другие протестанты и сейчас придерживаются того мнения, что еретические взгляды являются достаточным основанием для того, чтобы отстранить человека от исполнения пастырских обязанностей. В современном протестантизме лишь радикальная и «усердно насаждаемая» ересь может послужить основанием для того, чтобы в отношении человека, исполняющего пастырские обязанности, были предприняты серьезные меры. Мерилом веры в этих случаях выступает Библия, а нормой ортодоксальности — в духе Дж.Уэсли — широко понимаемое христианство. Уэсли говорил: «Мы веруем, что Христос есть вечное и высшее Благо. Но в том, что касается всех мнений, которые не затрагивают основ христианства, мы размышляем и позволяем размышлять». Обычно для того, чтобы ересь была официально запрещена, она должна «потрясать основания религии», как, например, агностицизм или атеизм.Вы можете поставить ссылку на это слово: будет выглядеть так: ЕРЕСЬ будет выглядеть так: Что такое ЕРЕСЬ

imageЕресь — это любое мнение, высказывание или вера, которая противоречит общепринятым верованиям или обычаям, а еретик — это тот, кто является сторонником таких утверждений.

Этот термин используется не только для обозначения нарушителя важных религиозных учений, таких как христианство, ислам и иудаизм, но и в отношении человека, придерживающегося взглядов, категорически противоположных общепринятым идеям.

Оглавление:

В истории среди христианских, исламских и еврейских культур, люди, считающиеся еретиками, были подвергнуты не только наказанию, такому как отлучение, но и даже смертной казни.

Что значит еретик и ересь

Слово ересь в переводе с греческого αἵρεσις, значит «выбор» или «выбранная вещь». Еретик, значение слова, обычно используемое в христианском, еврейском или исламском контексте, подразумевает несколько разные значения в каждом. Основатель или лидер еретического движения называется ересиархом, а люди, которые поддерживают ересь или совершают ересь, известны как еретики.

Христианство

Отцы Церкви идентифицировали евреев и иудаизм с ересью. Они видели отклонения от ортодоксального христианства как ересь. Теолог Тертуллиан подразумевал, что именно евреи больше всего вдохновляли ересь в христианстве. Он говорил «От еврея еретик принял руководство в этой дискуссии о том, что Иисус не был Христом». Петр Антиохийский упомянул христиан, которые отказались поклоняться религиозным изображениям как еретиков.

Первое известное использование терминов произошло в 380 г. н. э. Вышел указ Феодосия I в результате чего церковь слилась с властью Римской империи. До выдачи этого указа у Церкви не было поддержки со стороны государства и какого-либо механизма для борьбы с тем, что она толковала как «ересь».

Этим указом было закреплено разделение государственных полномочий по обеспечению правопорядка с церковными властями. Усиление Церкви дало ей возможность фактически выносить смертный приговор тем, кого церковь считала еретиками.

Первым казённым еретиком был ересиарх Присциллиан. Он был осуждён в 386 году римскими за колдовство и казнён вместе с четырьмя последователями.

После Реформации протестанты также преследовали и казнили тех, кто, по их мнению, был, еретиками, включая католиков. Последним, кого казнила католическая церковь, был испанец Каэтано Риполь. Его казнили в 1826 году. До сих пор не известно точное количество людей, казнённых, как еретики.

Католицизм

В католической церкви упрямая и умышленная проявленная ересь считается духовно отрезанной от Церкви, даже до отлучения. Кодекс Юстиниана (1: 5: 12) определяет «всех, кто не посвящён католической церкви и православной святой вере» еретиком. Папа святой Григорий стигматизировал иудаизм и еврейский народ во многих своих писаниях. Он назвал евреев врагами Христа: «Чем больше Святой Дух наполняет мир, тем более извращённая ненависть доминирует над душами евреев». Он назвал всю ересь «евреем», утверждая, что иудаизм загрязнит католиков.

Церковь жестоко обращалась с христианскими учениями, которые считались еретическими, но до XI борьба церкви, сосредоточивалась на отдельных людях или небольших нелегальных сектах, таких как:

  • арианство;
  • пелагианство;
  • донатизм;
  • марсионизм;
  • монтанизм.

Распространение секты павликиан на западе породило знаменитые еретические учения Западной Европы XI–XII века. К XI веку на юге Европы начали появляться большие организованные сообщества, такие как:

  • патарини;
  • дульчинцы;
  • вальденсы;
  • катары.

Ересь для церкви была тем обстоятельством что позволяло развязывать европейские религиозные войны.

Православие

В православии ересь относится к тем убеждениям, которые были объявлены таковыми для первых семи Вселенских соборов. С тех пор как произошли Великий раскол, православие также использовали эту концепцию в судебных процессах против людей и движений, которые считались еретическими.

Православная Церковь также отвергает ранние христианские ереси, такие как:

  • арианство;
  • гностицизм;
  • монтанизм;
  • иудаизм;
  • несторианство;
  • монофизитство;
  • иконоборчество.

Но нужно отметить что православие всегда терпимее относилось к еретикам чем другие религии. Охота, на ведьм в Европе почти не коснулась Православных земель. Были отдельные случаи сожжения на костре, но справедливости ради нужно отметить что в отличие от Европы где сжигали зачастую невинных женщин здесь казни были подвергнуты профессиональные ворожеи.

Католическая церковь считает что Православная Церковь является раскольническим (так как она отвергает авторитет Папы), но не еретическим учением. Это связано с тем что её учение почти аналогично учению католической церкви.

Ислам

Начиная с древних времён, мусульмане преследовали тех, кто противостоял исламу: обвинение наказывалось смертью. Даже сегодня в некоторых мусульманских странах ересь карается смертью.

Иудаизм

Иудаизм считает евреев, отошедших от традиционных еврейских принципов еретиками.

Знаменитые еретики

Бывший немецкий католический монах Мартин Лютер был назван еретиком папой Львом X в 1520 году. До сих пор Папский указ не был отменён, а лютеранство сегодня считается главенствующей религией в Германии.

Примером человека, имеющим отличное от церковного мнение, можно назвать знаменитого учёного Галилео Галилея, который нёс ответ пред судом инквизиции за ересь, но отрёкся от своих учений и провёл остаток жизни под домашним арестом.

Нерелигиозное использование

Слова «ересь» и «еретик» применялись и применяются не только в отношении религии, но и в науке и контексте политической теории.

В других контекстах это слово необязательно имеет уничижительный обертон и даже может быть дополнением при использовании в тех областях, где приветствуются идеи, которые находятся в фундаментальном несогласии со статус-кво в любой практике и сферах общественной жизни.

Учёный / писатель Айзек Азимов считал ересь абстракцией.

Еретики: ударение

В слове «еретики» ударение следует ставить на слог с последней буквой «и» — еретики́, ерети́к.

Отзывы и комментарии

Это интересно

  • Туринская плащаница — бесценная реликвия в христианстве
  • Перенесение мощей Николая Чудотворца в Александро-Невскую лавру
  • Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия?
  • Мощи Николая Чудотворца в городе Бари, Италия
  • Где находятся мощи святителя Николая Чудотворца

Содержание

Услышав слово еретик, большинство из нас вспоминают школьные уроки истории, рассказы о кострах инквизиции, да еще, пожалуй, Джордано Бруно. Бывшие отличники могут припомнить еще Мартина Лютера, вот, пожалуй, и все.

А ведь когда-то это слово было самым страшным обвинением, грозившим человеку смертной казнью. Давайте вспомним, кто такие еретики, откуда они взялись и чем запомнились.

Что значит еретик

Словарь дает простое определение: еретик — последователь одной из существующих ересей. А что такое ересь? Ели говорить по-простому, ересь — это любое мнение или верование, которое противоречит общепринятым канонам. Таким образом, если ваше высказывание идет вразрез господствующему мнению, еретиком могут назвать и вас.

Откуда взялись еретики

Первыми еретиками называли людей, которые по-своему толковали христианство, отрицали правильность Символа веры, либо исповедовали другую религию. Уже в 4 веке тем, кого обвиняли в ереси, выносились смертные приговоры.

До 11 века Церковь боролась с отдельными лицами или небольшими сектами. Однако, ее усилия были тщетны, и в Средние века пышным цветам расцветали все новые и новые еретические учения.

В это время, во-первых, возник огромный разрыв между мирянами, добивавшимися всего собственным трудом, и священниками, накопившими огромные богатства. А во-вторых, появились проповедники, считавшие, что пора вернутся к идеалам раннехристианской церкви.  Они порицали роскошный образ жизни духовенства, и призывали к реформации католицизма.

Борьба церкви с еретиками

Для того, чтобы пресечь распространение ереси, заподозренных отлучали от церкви. Папа мог наказать не только отдельного человека, но и целую страну. В таком случае налагался запрет на проведение богослужений и таких обрядов как венчание, отпевание, крещение. В случае, если в ереси был замечен феодал, его вассалов освобождали от присяги верности.

В начале 13 века в Тулузе был создан доминиканский орден, чьей основной задачей и была борьба с различными ересями. Псы господни, так называли себя доминиканцы, несли в массы католическое учение, произносили проповеди, были примером аскетизма. Не всегда эти меры приводили к желанному результату, и в 1215 году была учреждена Святая инквизиция — особый церковный суд. Руководили инквизицией доминиканцы, которые не стеснялись использовать пытки, слежку и доносы.

Попавший в лапы инквизиции человек либо признавался во всем, что от него требовали, после чего лишался всего и попадал в тюрьму, либо упорствовал в ереси. Во втором случае его ждал костер.

Итак, возникшее на самой заре христианства понятие, расцвело пышным цветом в Средние Века. Несмотря на яростное сопротивление католической церкви, многие течения, ранее признанные ересью, добились успеха. Например, протестантизм, против которого церковники так яростно боролись в 16 веке, является сегодня государственной религией многих стран.

Объясняет священник Андрей Чиженко.

Предисловие

В эпоху Вселенских Соборов (IV–VIII вв.) обитаемую цивилизованную вселенную-ойкумену потрясали ереси, пытавшиеся повредить догматику Православной Церкви. В результате борьбы с ними Святой Дух, руководящий отцами Вселенских Соборов, открыл им догматы (богооткровенные истины), которые ими были записаны в постановлениях как правила веры, общеобязательные  и спасительные  для всех. С тех пор догматика Православной Церкви представляет собой стройный и гармоничный организм – некую живую воду, целительную для души человеческой.

В новом времени (примерно с XIX столетия) начинаются новые потрясения для Церкви. В XX и особенно в XXI веке цунами этих потрясений нарастает. И если в XIX веке эти потрясения происходили между Церквями определенных народов, то сегодня они угрожают единству Вселенской Церкви новым великим расколом, подобным расколу 1054 года, разделившим Церковь на православный Восток и католический Запад.

Это потрясение имеет название – этнофилетизм.

О нем мы с Божьей помощью и поговорим, изучим его, как студенты мединститута изучают болезнь,  чтобы бороться с этой хворью в самих себе и в обществе.

Определение понятия «этнофилетизм»

«Этнофилетизм» переводится с греческого языка следующим образом. Данное слово двухсоставное. «Этнос» – народ; «фили» – род, колено, племя. Понятным для нас синонимом понятию «этнофилетизм» будет слово «расизм». Можно выделить две характерные черты этнофилетизма.

Первая (внутренняя черта) – попытка поставить церковные интересы, церковную жизнь, догматы и каноны ниже интересов определенной нации и народа, т. е. попытка подчинить Христа и заповеди Божии некоему кумиру определенной нации (народа, страны), возведенных в ранг «божества», определенной «священности». И здесь этнофилетизм является, конечно, стопроцентным язычеством по сути, хоть и прикрывающимся формой христианства.

Вторая (внешняя черта) – трайбализм (от англ. tribalism, от лат. tribus –племя) – форма групповой обособленности, которая характеризуется внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождается враждебностью по отношению к другим группам. Другими словами, этнофилетизм из-за отсутствия мирного духа всегда должен иметь внешнего врага. Его он должен ненавидеть, и с ним он должен бороться. А какое существо всегда воюет? Воюет непримиримо, враждебно? Какое существо исполнено ненависти? Конечно, сатана. Его имя так и переводится с еврейского – «противник».

Интересно, что обозначение этнофилетизма как ереси впервые возникло на Константинопольском Соборе 1872 года под председательством Константинопольского Патриарха Анфима VI. Оно связано с преодолением т. н. болгарской схизмы (с греч. «раскол»). Тогда иерархи Болгарской Православной Церкви вместе со священнослужителями и народом вышли из-под омофора Матери-Церкви Константинопольского Патриархата. Соответственно Константинопольский Патриарх не признавал автокефалию Болгарской Православной Церкви. Схизма просуществовала почти столетие. Она была преодолена в 1945 году, кстати говоря, благодаря посредничеству Русской Православной Церкви. 13 марта 1945 года Константинопольская Церковь даровала БПЦ томос об автокефалии.

В связи с этим историческим событием, конечно, открывается широкое поле для дискуссий, тем более при внешней похожести ситуации с православием на Украине. Но это только внешняя канва. Внутреннее же наполнение совершенно иное. Другая онтология. Разное, так сказать, бытийное существование. Оно выражается в двух факторах.

Первый. Из-под омофора Константинопольского Патриархата вышли представители законного канонически рукоположенного духовенства, в чьих хиротониях не сомневался православный мир.

Второй. Автокефалию просила не небольшая группа населения, а вся полнота Болгарской Православной Церкви.

Сейчас же в Украине совершенно иная ситуация. Украинские раскольники не имеют канонических хиротоний. Об «автокефалах» нечего говорить. А «патриарх» Филарет на время совершения его «хиротоний» был анафематствован, извержен из сана и отлучен от Церкви. Его «хиротонии» –это не действие благодати Святого Духа, а пародия на Таинство Священства. Это театр.

В этом смысле интересны письма Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всея Албании Анастасия Патриарху Константинопольскому Варфоломею. Приведем отрывки  из них…

От 4 января 2019 года:

«Все то время, пока был лишен сана и пребывал под анафемой, господин Филарет совершал неканонические чинопоследования, которые не являлись действительными таинствами. Поэтому и совершенные им хиротонии являются недействительными, пустыми, лишенными божественной благодати и действия Святого Духа. Среди них и хиротонии в диакона, пресвитера и в итоге во епископа его секретаря – Сергея Думенко, ныне митрополита Епифания. В Вашем письме от 24 декабря сказано: ‟…восстановив их в их архиерейском и иерейском сане”. Однако мы задаемся вопросом: как хиротонии, совершенные состоявшим под отлучением и анафемой господином Филаретом, задним числом, без канонической хиротонии приобрели во Святом Духе законность и подлинную печать апостольского преемства?.. Нам трудно отнестись с пониманием к тому, что недействительное и несуществующее становится ‟по икономии” духоносным; что действия, представляющие собой неоднократную хулу на Святого Духа (как, например, призывание Святого Духа отлученным тогда господином Филаретом: ‟Божественная благодать… проручествует… помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа”) признаются задним числом ‟по икономии”».

От 29 марта 2019 года:

«Наше беспокойство касалось, в частности, такой жизненно важной темы, как хиротонии епископов и апостольское преемство. А потому, прежде всего, была отмечена коварная роль самозваного ‟почетного Патриарха Киевского и всея Руси-Украины” Филарета и с богословской точки зрения выражена сдержанность в отношении законности совершенных им хиротоний, исходя из того, что божественная благодать не действует, когда совершителем является лицо, изверженное из сана, отлученное от Церкви и преданное анафеме, и что рукополагающий каноническим образом епископ действует не своей собственной силой, но от имени Церкви – единственной носительницы благодати Божией. Мы задаемся вопросом, а делает ли восстановление Филарета в каноническом чине автоматически законными совершенные им хиротонии?».

Поэтому о законном каноническом священстве, об апостольской преемственности у украинских раскольников говорить не приходится. А без него не может быть и Церкви.

Патриарх Варфоломей принял в лоно Константинопольского Патриархата людей, не имеющих священного сана, и во всеуслышание объявил, что они являются священниками. Без Таинства Священства.

Здесь уже мы видим совершенно новое явление, чем т. н. болгарская схизма. Это очевидная попытка попрания канонов, попытка их изменения. Некий псевдоправославный протестантизм, декларирующий то, что каноны – это не нечто святое и незыблемое, но просто человеческий земной закон, которым можно жонглировать, который можно нарушить, изменить, в конце концов использовать в корыстных интересах, прикрываясь нуждою сегодняшнего дня. Но ведь такой подход – уже не просто некий узкий конфликт. Нет. Это восстание на сущность православия. На его фундамент. Догматы и каноны. В конечном итоге это попытка обесценить их и ввергнуть Православную Церковь в хаос современных сиюминутных интересов некоей группы лиц с очень неоднозначными по отношению к Церкви целями. Это попытка снять Церковь с Неба и ввергнуть Ее на землю.

Поэтому современная ситуация в Церкви гораздо глубже и опаснее, чем конфликт «Константинополь – Москва», или «Украина – Россия», или «США – Россия». Это попытка разрушить сами основы православия, убрать соль и оставить только форму.

Это как хитиновое тельце мухи, попавшейся в паутину, которую убил паук и высосал из нее все соки. Трупик мухи есть, а самой живой мухи нет. Так и с расколом.

Такое обширное отступление от темы, на мой взгляд, важно. Мне хотелось бы выдернуть твое внимание, дорогой читатель, от яростных ломаний копий земных битв и баталий, не приносящих ничего, кроме крови и гор трупов, и перевести к вещам небесным. И дверь в них – догматы и каноны Церкви.

Но вернемся к этнофилетизму. Постановление Константинопольского Собора 1872 года таково: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нём небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».

Послесловие

Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Кол. 3:11).

Нет ни Еллина, ни Иудея, ни какой-либо другой нации… Но все и во всем – Христос. Мы в Таинстве Крещения облеклись в Него. Но и Он облекся в нас, соединившись с человеческой природой, взяв на Себя наши грехи и вознося нас за Собою в Небо. Так стоит ли нам с чистого и святого Неба падать в  грязь ненависти братоубийственной и идолопоклонства? Не лучше ли оставаться проводниками мира и Божественной любви? Не лучше ли достичь спасения, и нового горнего града Иерусалима, и вечного блаженства праведников, чем погибнуть в земных кровавых конфликтах?

Мы, современные православные христиане, похожи на человека, который стоит в самом центре урагана торнадо. Уцелеть в нем можно  только одним способом – остаться верным православию и свято хранить истины Священного Писания, Священного Предания, догматов и канонов. Этот дом ураган не разрушит. Он выстоит и уцелеет. Все остальное – это всего лишь песчинки и сухие осенние листья, которые этот ураган разорвет и уничтожит.

Иерей Андрей Чиженко 

Опубликовано: ср, 06/11/2019 — 13:22

Статистика

Всего просмотров5,228

Популярное за 7 дней

Как на Вознесение можно услышать Ангелов 09.06.21 12:48 Как вести себя после Причастия? 07.06.21 20:40 О святителе Луке и сердце как средоточии настоящей веры 11.06.21 10:50 Как говорить правду, чтобы не обидеть? 06.06.21 17:42 Митр. Антоний (Паканич) назвал лучшее руководство для верующих 07.06.21 12:54 Религиозная живопись Михаила Нестерова. Ч. 2 08.06.21 16:47 11 июня — память святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского 11.06.21 08:53 Митрополит Антоний (Паканич) о грусти после Вознесения 10.06.21 19:52 Вознесение Господне в книжных миниатюрах 10.06.21 09:21 Вознесение Господне. Текст службы с переводом и объяснением 09.06.21 19:00

Социальные комментарии Cackle

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий