Содержание
- Преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций. Дуальное обучение, как продукт взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной адаптации будущего специалиста.
- Зарубежный опыт
- Российский опыт
- Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования
- См. также
- Дуальное обучение
ГлавнаяКоллекция “Otherreferats”ПедагогикаДуальная система образования как успешный проводник профессиональной и социальной адаптации студента
Преимущества и недостатки дуальной системы обучения для производства и образовательных организаций. Дуальное обучение, как продукт взаимодействия образовательных организаций и работодателей по успешной профессиональной адаптации будущего специалиста.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.12.2016 |
Размер файла | 18,7В K |
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Дуальное обучение — это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая — на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы. [1] В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент — наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников. [2]
Зарубежный опыт
Родоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат. [3]
Российский опыт
В 2014 году в России Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». [4] В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области. [5]
Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования
Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы. Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область. В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе. [6]Свердловская область получила статус ментора в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Считается, что здесь уже сложились программы подготовки кадров по дуальной модели, и этот регион будет учить другие субъекты РФ. [6]Пермский край первым привлек к участию в системе дуального образования не одно предприятие, а сразу несколько компаний и образовательных учреждений. В 2012 году в Пермском крае стартовал проект «Рабочие кадры под ключ». Разработчиком и инициатором проекта выступила Пермская торгово-промышленная палата . Работодатели составляют запрос с указанием количества и специальности требуемых работников, а палата обрабатывает заказ и помогает найти учебные заведения, которые могут его выполнить. [7][8] Пермский опыт показался главе государства полезным и был рекомендован к применению в других регионах, он послужит основой для изменения федеральных образовательных стандартов . [9][10]
См. также
Найдено 1 определение –> ДУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ это параллельное обучение в образовательном учреждении, и на производстве. «Дуальность» означает «двуединство, двойственность», «единое организационное целое. В основу обучения заложен принцип взаимодействие теории с практикой. Подобная форма профессионального образования возникла как продукт социального партнерства, которое представляет собой механизм тесного взаимодействия государства, работодателей, профсоюзов и различных общественных объединений по подготовке высококвалифицированного персонала в соответствии с потребностями рынка труда. Внедрение дуальной формы обучения позволяет решить основную проблему профессионально-технического образования – разрыв между теорией (вузовской) и практикой (производством). Дуальная система подразумевает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20–30 – в вузе. При этом обучение максимально приближено к конкретным запросам производства. Эта система подготовки успешно используется в таких развитых странах, как Германия, Австрия, Дания, Нидерланды, Швейцария. В последние годы к ней проявляют серьезный интерес в Китае и других странах Азии. (Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (Опыт ФРГ и России): дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Федотова Галина Анатольевна ; Ин-т развития проф. образования. – М., 2002. – 340 с.). Г. Б. Тимохова
Источник: Глоссарий экономики образования. Нар. укр. Акад. 2017
Дуальное обучение
Отчет по дуальному обучению 2019-2020 учебный год
Практическая подготовка – одно из основных направлений профессионального становления будущих специалистов –выпускников ОГБПОУ «Буйский техникум градостроительства и предпринимательства Костромской области»
Реализация учебной программы по дуальному обучению происходит на производстве и в техникуме: теоретическое обучение в техникуме чередуется с практикой в торговой организации ООО «Экстра». С каждым годом обучения постепенно усложняются учебные и производственные задачи, которые решают обучающиеся через сочетание работы на производстве и изучении теоретических вопросов в техникуме.
В нашем техникуме внедряются следующие элементы дуального обучения:
Заказ на подготовку кадров формируется предприятием; заключение ученического договора о дуальном обучении; производственная практика максимально приближена к реальным условиям предприятия и основана на индивидуальном подходе; обучение наставников от предприятий по программе «Психолого-педагогическое обучение наставников от предприятий в условиях дуального обучения»; гарантированное трудоустройство, карьерный рост и отсутствие дополнительной переподготовки; использование в учебном процессе самого современного оборудования в реальном производственном режиме; погружение обучающихся в общественно-корпоративную культуру предприятия, способствующее повышению статуса и престижа рабочих профессий и сокращающее процесс адаптации в трудовом коллективе.
Наименование специальности и количество групп выведенных на дуальное обучение в 2019-2020 учебном году
Код |
Наименование |
Курс |
Группа |
Численность обучающихся на дуальном обучении от общей численности обучающихся группы |
38.02.04 |
Коммерция (по отраслям) |
2 |
А |
25/25 |
38.02.04 |
Коммерция (по отраслям) |
3 |
А |
20/25 |
ИТОГО: |
45 |
Предприятием Партнером по реализации дуального обучения является ООО «Экстра». На базе техникума и на базе предприятий – социальных партнеров неоднократно проводились совместные производственные совещания, на которых рассматривались вопросы дуального обучения. Работодатели принимали непосредственное участие в разработке содержательной части основных профессиональных образовательных программ (ППССЗ), а также фонда оценочных средств для проведения текущего, промежуточного контроля и квалификационных экзаменов по модулям с учетом используемых на производственном цикле предприятия.
- Вы здесь:
- Главная
- Дуальное обучение
Сегодня перед системой ТиПО стоит ряд вызовов, требующих незамедлительных действий. Осуществляется трансформация всей системы подготовки кадров в соответствии с нуждами индустрии 4.0 и с учетом социальной ориентированности.
Оторванность от производства не позволяет образовательному процессу отвечать требованиям, предъявляемым современным обществом к подготовке профессиональных кадров. Уже недостаточно теоретических и практических знаний, получаемых обучающимися в колледже, требуется сочетание обучения с частичной занятостью на производстве, взаимодействие образовательной организации с различными институтами рынка труда, то есть с работодателями, возможности применения дуальной системы обучения, использование которой входит в концепцию практико-ориентированной направленности обучения и является одним из вариантов решения проблемы повышения качества образования.
В этой связи формируется принципиально новая модель технического и профессионального образования. Основные задачи по подготовке кадров определены Госпрограммой развития образования до 2020 года, Программой продуктивной занятости и массового предпринимательства.
В рамках программы «Дорожная карта — 2020» с 2013 года в колледже успешно внедряется дуальная форма обучения: В рамках программы «Дорожная карта — 2020» с 2013 года успешно внедряется дуальная форма обучения.
Учитывая потребность региона при подготовке кадров, партнеры по проекту: ТОО «Строительная компания «Базис», Филиал ТОО «Bazis Construction» в г.Нур-Султан, Холдинг «Bi Group» — ТОО «KAZBAIN & Company» , ТОО «Аманат-2009», на обучении по дуальному обучению находятся 3 группы по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 140121 3 «техники-строители, в количестве 62 человек. Из них 61 человек обучается на бюджетной основе, 1 человек на договорной основе. Годы поступления 2017, 2018, 2019. по специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», квалификации 140121 3 техник – строитель, с присвоением трех смежных рабочих профессий (140101 2 каменщик, 140104 2 штукатур, 140105 2 маляр, 140120 2 специалист по сухому методу строительства). Согласно Правил организации дуального обучения, (Приказ № 50 от 21 января 2016 года) заключено 62 договора по дуальному обучению (приказ №93 от 28 января 2016г) со студентами, в котором предусмотрены обязательства трех сторон «обучающийся, колледж и предприятие», зарегистрированные в РПП «Атамекен».
В соответствии с требованиями работодателей разработаны рабочие учебные планы, основанные на модульно- компетентностном подходе, к организации учебного процесса с учетом интеграции образовательных программ технического и профессионального, послесреднего образования, со сроком обучения 2г 6 месяцев и 2г 10 месяцев, на получение квалификации: 140101 2 – каменщик, 140104 2 – штукатур, 140105 2 — маляр, 140121 3 – техник-строитель.
При сроке обучения 2г6 месяцев, соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 66%/34%, 66 % отводится на практическое обучение и 34% на теоретическое. Соотношение часов практического обучения на предприятии -93% и в колледже -7%.
При сроке обучения 2г10 месяцев, соотношение часов по дуальной форме обучения составляет 60%/40%, 60 % отводится на практическое обучение и 40% на теоретическое.
В рабочих программах предусмотрены максимально возможный учет потребностей и требований к квалификации и компетентности выпускника, со стороны работодателя согласованные с предприятиями, а также разработаны и утверждены рабочие программы практик и графики производственного обучения.
Студенты нового набора, группа Сс-18-17б, (набор 2018г) прошли ознакомительную практику, которая была дополнена, после корректирования РУПа, после первого выпуска группы, с целью профессиональной профориентации.
Во время практики студенты ознакомились с циклом работ по монтажу опалубки на ЖК «Dream city», Bi Group, в ЖК «Арнау 7»- на фасадных работах, побывали на Домостроительном заводе «GLB»-Арматурный цех, ознакомились с производством арматурных каркасов и закладных деталей, паллеты для заливки трехслойных панелей, ЖК «Городской романс», ТОО «Базис» общестроительных и внутренних отделочных работах.
После завершения теоретического курса обучения в группе было проведено анкетирование с целью определения эффективности 1 курса обучения. В опросе участвовали 21 человек. На вопросы «Знаете ли вы, что обучаетесь в группе с дуальной формой обучения», «Понятны ли цели и задачи обучения», «Видите ли преимущества дуального обучения по сравнению с традиционным», «Прослеживается ли межпредметные связи между модулями» все студенты дали положительный ответ. Качество преподавания дисциплин и материальную базу колледжа 16 студентов оценили на «отлично», 5 человек на «хорошо». К увеличению часов практического обучения 15 студентов отнеслись положительно, 6 человек затруднились ответить. Перечень компетенций освоенных за первый год обучения и пожелания студентов группы представлены на слайде. Успеваемость в группе составила 100%, качество знаний 57%.
Группа освоила базовые модули и приступила к профессиональным модулям.
По завершению первого модуля — облицовщик по технологии КНАУФ проведена промежуточная аттестация по международным сертификатам: по программам 1 «Сухое строительство», программа 2 «Сухие смеси», программа 3 «Стяжки полов», программа 4 «Машины PFT», а 6 чел пожелали пройти обучение в РЦ «ТехноНиколь», два человека получили сертификаты по материалы и системам ТехноНИКОЛЬ . Общий курс.
Студенты проходят квалификационную практику на объектах холдинга Базис, на АЖК «Аллея тысячелетия», посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал» и осваивают практические навыки по 4 модулям: Модуль 1- облицовщик по технологии КНАУФ; Модуль 2- плотник ; Модуль 3 — штукатур-маляр ; Модуль 4- каменщик. По завершению практики будет проведена итоговая аттестация по присвоению рабочих профессий.
На объектах холдинга Базис, на АЖК «Аллея тысячелетия», Посольство «Беларусь», ЖК «Австрийский квартал» под руководством 6 наставников бригадиров Бейсембаева Дастана, Бекбосынова М, Мырзабекова А.. Нурбаева Р., Садвакасова Р, Перепелина В.
Мониторинг присвоения сертификатов по рабочей специальности 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», Сс-17-16дб
SWOT-анализ:
Сильные стороны
Положительные карьерные перспективы студентов,
гарантированное трудоустройство;
хорошая квалификация выпускников;
бытовые и социальные преимущества студентов во время обучения;
длительный период адаптации студентов на производстве;
овладение тремя смежными рабочими профессиями повысило конкурентоспособность студентов;
Слабые стороны:
Сложности предприятий с прогнозированием потребности в кадрах;
низкая ответственность предприятий ;
отсутствие стимулов для бизнеса и финансовые затраты;
отсутствие достаточного количества рабочих мест;
невысокий уровень квалифицированных инстркуторов –наставников, с педагогическим и навыками;
Производственная практика в настоящее время не обеспечивает студентов требуемыми навыками и компетенциями;
отсутствие законодательной и нормативно-правой базы по механизму внедрения дуального обучения;
рост расходов предприятий на подготовку кадров, т.к. подушевое финансирование откладывается уже третий год;
зависимость от погодных условий и отсутствие тепла на объектах; трансформация крупных компаний и переход на аутсорсинг,
необходимость службы в армии студентов сразу после окончания колледжа;
Возможности:
Учитывать навыки и способности студентов при поступлении в колледж;
развитие профессиональных компетенций педагогов, путем стажировок на производстве;
маштабировать дуальное обучение по всем специальностям;
кадровый ресурс предприятий;
внедрение подушевого финансирования;
налоговые преференции работодателям;
выделение грантов от предприятий на целевую подготовку кадров;
популяризация дуального обучения среди молодежи и населения;
Угрозы:
нестабильность и спад экономики РК (уменьшение объемов строительства на 43%);
отсутствие финансирования на подготовку кадров;
отсутствие дефицита кадров на предприятии;
ли со статьей или есть что добавить?