Что такое дуализм в философии

Дуализм в философии и религии – кратко

Дуализм (от лат. duo, два) – в противоположность монизму, такой способ объяснения отдельной части действительности или целого мира, при котором допускается существование двух противоположных друг другу начал. Так, в некоторых системах религиозно-нравственного миросозерцания, например, в учении Зороастра, вводится доброе существо, как причина всего доброго, и злое, как причина всего злого (у Зороастра – Ахурамазда и Ахриман). Такая же форма дуализма встречается в нравственном учении Платона и состоит в различении чувственной (безнравственной, склонной ко всему злому) и духовной (нравственной) природы человека; отсюда выводится необходимость аскетической морали.

В Средние века дуалистические секты манихеев и катаров, исходя из резкой вселенской противоположности добра и зла, призывали к жестокому истреблению «грешников», т. е. всех, кто не являлся приверженцами их собственных идей. Отголоски того же мировоззрения замечаются и в большинстве социалистических и коммунистических учений, склонных делить мир на «царство добра» и подлежащее уничтожению «царство зла» («буржуазию», «капитализм»).

Подобно этическому, антропологический дуализм различает в человеке тело и душу. В философии Нового времени Декарт обратил этот последний дуализм в метафизический, согласно которому в мире существуют две различные по всем своим качествам сущности: сущность протяженная в пространстве, или тела, и сущность мыслящая, или дух: поэтому та и другая сущность не может естественным путем оказывать влияние одна на другую – и отсюда следует необходимость окказионализма.

Также и в естествознании дуалистическая противоположность начал, как материя и сила, играет большую роль. Так как представление о двойственности основных начал противоречит нашему всюду ищущему единства мышлению и так как в действительности нигде нет резких и непреодолимых противоположностей, а скорее все явления состоят в связи, допускающей переход одного состояния в другое, то дуализм с трудом выдерживает критику, и дуалистический способ объяснения ни в одной из областей знания не может быть признан окончательным и наиболее глубоким; стоит, например. вспомнить о теории предустановленной гармонии, которая была необходима, чтобы хотя до некоторой степени объяснить, с дуалистической точки зрения, фактическую связь духовной и телесной жизни.

Дуалистический способ понимания представляется на известной ступени знания неизбежным и полезным. Мы не можем сразу охватить в понятии все стороны и отношения вещей, но должны, чтоб составить себе ясные представления, первоначально соединить воедино все, имеющее между собою связь, и установить противоположное ему там, где существуют постоянные переходы. Впервые при противоположении чувственному, материальному миру становится ясной сущность нравственного, идеального начала; и если б новейшее знание не руководилось стремлением объяснять явления телесного мира, прежде всего и невзирая на духовную жизнь, из причин чисто физических, и наоборот, последнюю исключительно по внутреннему опыту, то не могли бы возникнуть ни здравая физика, ни здравая психология.

Дуалист – приверженец дуализма; дуалистический – основанный на дуализме.

  • Вы здесь:  
  • Статьи по философииimage
  • Дуализм в философии и религии – кратко

Ещё по теме…

Что означает слово «дуализм»

ДУАЛИЗМ

(лат. duo — два) — двойственность, раздвоенность.

Дуализм

Syn: см. двойственность

Дуализм

  1. м. Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал — духа и материи, идеального и материального (противоп.: монизм).
  2. м. Двойственность, раздвоенность чего-л.

Дуализм

(от лат. dualis — двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал — духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей — Р. Декарт.

Дуализм

 • Dualism

   Христианство отвергает эту позицию, состоящую в том, что в мире существуют две фундаментальные, но противоположные действительности, т.е. добро и зло, и утверждает, что Бог суверенен и только Он один является конечным источником действительности.

Дуализм

 ♦ (ENG dualism)

 (от лат. dua — два)

   любая точка зрения, формируемая на основе двух фундаментальных принципов, таких, как дух и материя или добро и зло. Может также означать веру в существование двух богов (дитеизм).

ДУАЛИЗМ, а, м.

1.Философское направление, признающее, в противоп. монизму, в основе мира два независимых и равноправных начала: материю и дух.

2. Двойственное строение, двойственность. Д. языкового знака (асимметрическое соотношение формы и значения; спец.).

| прил. дуалистический, ая, ое.

Дуализм

(от лат.dualis — двойственный) — сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний (за исключением корпускулярно-волнового дуализма микрообъектов), принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений. Дуализм иллюстрируют такие пары понятий: мир идей Платона и мир действительности, Бог и дьявол (принцип добра и зла), Бог и мир, дух и материя, душа и тело, неорганическая и органическая природа, субъект и объект, чувственность и разум, вера и знание и др.

Дуализм

дуализм, дуализма, мн. нет, муж. (лат. dualismus) (книж.).

1. Философское учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. материю и дух, добро и зло); ант.монизм (филос.).

2. Политическое объединение двух равноправных стран в одно государство (полит.). Политическая система Австро-Венгрии была основана на дуализме.

Дуализм

 Дуализм

 ♦ Dualisme

   Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека. Быть дуалистом значит утверждать, что душа и тело суть две разные вещи, способные, во всяком случае теоретически, существовать отдельно одна от другой. Именно так полагал Декарт, по мнению которого тело так же не способно мыслить, как душа не способна к протяженности, из чего вытекает (поскольку тело протяженно, а душа мыслит), что одно действительно принципиально отлично от другого. Этой точке зрения обычно противостоит другая, утверждающая, что тело и душа не только не разъединены, как считал Декарт, но, напротив, находятся в тесном взаимодействии, что подтверждает наш общий опыт, а сегодня – еще и достижения так называемой психосоматической медицины. Подобные рассуждения, прямо скажем глупые, основаны на полном непонимании мысли Декарта и попытке выдвинуть в качестве возражения мыслителю именно ту идею, которую он сам не уставал повторять и которая доказывает его правоту: «Я не просто пребываю в своем теле, как кормчий на корабле; я связан с ним самым тесным образом, переплетен и перемешан с ним настолько полно, словно составляю с ним единое целое» («Размышления», VI). О том, что тело воздействует на душу, а душа на тело, иначе говоря, что обе субстанции, составляющие человека, связаны неразрывным единством, красноречиво свидетельствует любой наш поступок, любая переживаемая нами страсть и любая испытываемая нами боль. Но этот факт не только не опровергает дуализм, напротив, он служит его подтверждением: ведь для того, чтобы взаимодействовать, душа и тело должны представлять собой две разные сущности. Вот почему глупость упрека, выдвигаемого Декарту, является также глубоким свидетельством недопонимания механизма психосоматизма, который оппоненты философа и пытаются использовать в качестве аргумента в споре с ним. Душа может воздействовать на тело, а тело на душу только в том случае, если душа и тело суть две разные вещи, следовательно, психосоматизм не только не опровергает дуализм, но, напротив, подразумевает его. Если же душа и тело суть одна и та же вещь, как учит Спиноза и как считаю я, само понятие психосоматического явления становится бессмысленным – с равным успехом его можно назвать психопсихическим или сомасоматическим, т. е. использовать в качестве термина ничего не значащие слова. Так что хоронить дуализм пока рано.

Предложения со словом «дуализм»

Допустим ли вообще подобный дуализм по отношению к реальным процессам и явлениям? И ещё потому, что благодаря дуализму моей души во мне отсутствует нравственная самодисциплина.

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
    Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические
    В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые
    Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований
    Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
    Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики
    Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
    Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные
    Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник
    Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.
    Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов
    Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.
    Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+
    Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Другие публикации на портале:

Статья К 800-летию со дня рождения святого князя Александра Невского 19 марта 2021 Статья Православие в Бессарабии в 1930-е годы  — 9 марта 2021 Статья Выбраться из сетей  — 5 марта 2021 Персоналии Ишков Алексей, священник 5 марта 2021 Статья Духовная жизнь в эпоху технологических «мытарств»  — 4 марта 2021 Статья Сопротивление православной общественности Бессарабии переходу богослужения на новоюлианский стиль в 1920-1930-е годы  — 27 февраля 2021 Статья «Они не остались там, в этой разрушенной школе, а находятся сейчас с Богом, в Горнем мире». О росписях храма в Беслане  — 25 февраля 2021 Персоналии Головко Оксана 22 февраля 2021 Статья Сопротивление румынизации Бессарабии в 1920-1930-е годы  — 22 февраля 2021 Персоналии Хантер Дэвид 19 февраля 2021 Статья Пандемия ставит вопросы ,  — 15 февраля 2021 Персоналии Мурзин Евгений, иерей 15 февраля 2021

Прикладные словари

Финансовый словарь Большой бухгалтерский словарь Медицинский словарь Морской словарь Социологический словарь Сексологический словарь Астрономический словарь Бизнес словарь Политический словарь

Справочные словари

Биографический словарь Словарь эпитетов Словарь курортов Словарь русских технических сокращений Этимологический словарь Фасмера Словарь иностранных слов Словарь фразеологизмов Словарь географических названий Словарь символов Словарь синонимов Словарь нумизмата Словарь имён Словарь мер Словарь русских фамилий Этнографический словарь Словарь лекарственных растений Словарь народов

Толковые словари

Энциклопедический словарь Словарь Ефремовой Энциклопедия Кольера Энциклопедия Брокгауза и Ефрона Толковый словарь Ушакова Словарь Ожегова Словарь Даля

Жаргонные словари

Словарь наркотического сленга Словарь воровского жаргона Словарь молодёжного слэнга Словарь компьютерного жаргона

Гуманитарные словари

Исторический словарь Религиозный словарь Словарь по мифологии Библейская энциклопедия Словарь по искусству Философский словарь Словарь логики Психологический словарь

Технические словари

Архитектурный словарь Джинсовый словарь Словарь по ландшафтному дизайну Автомобильный словарь Кулинарный словарь Строительный словарь Полиграфический словарь Словарь моды

В настоящее время науки,изучающие человека, достигли необычайных вершин: уже полностью расшифрован геном человека, появилась возможность искусственного создания человека путем клонирования. Уровень развития медицины позволяет делать сложнейшие хирургические операции по пересадке органов, излечивать болезни, бывшие ранее бичом человечества.

Однако вопрос: «Что есть человек? Где кроются истоки его разума? Почему он поднялся над всем животным миром?» так и остается неразгаданным. Наука, призванная ответить на этот вопрос – психология, носит, в основном, описательный характер, и стала такой сложной и громоздкой, что создается впечатление, что сами психологи не могут в ней разобраться.

Оглядываясь на весь комплекс знаний о человеке, невольно задаешься вопросом: «Почему?». Почему мы лечим психические заболевания скальпелем и химическими препаратами, по сути, калеча больных людей. Почему мы много лет обучаем детей в школе, а зачастую получаем полуграмотных, ничего не умеющих переростков. Почему сажаем людей в тюрьмы с целью их исправления, а получаем закоренелых преступников. Почему люди в расцвете сил кончают жизнь самоубийством. На тысячи и тысячи таких «Почему?» должна ответить психология. Должна, но не отвечает.

Неоценимую роль в познании человека сыграл великий русский физиолог И.П.Павлов. Он изучил и экспериментально доказал, что в основе поведения животных и человека лежит рефлекторная деятельность. Учение Сеченова – Павлова, работы их последователей неопровержимо доказали, что в основе всей жизнедеятельности человека — как биологического организма — лежит рефлекторная деятельность: каждое действие человека, каждый его поступок есть исполнение рефлексов.

Но какими бы великолепными и бесспорными не были бы законы физиологии высшей нервной деятельности человека, они все равно не объясняют законы мышления, законы человеческой психики. Очень близко к пониманию сути психических процессов подошел Зигмунд Фрейд со своим методом психоанализа. Вполне вероятно, что если бы он совместил свой метод психоанализа с физиологией высшей нервной деятельности человека, психология имела бы сейчас совсем другой вид.

Факт отсутствия полноценной, единой, принятой всей наукой теории человеческого «Я» поражает сам по себе. Особенно на фоне достижений остальных наук. Поражает и тот факт, что такая наука, как физиология высшей нервной деятельности, чрезвычайно просто объясняющая многие поведенческие реакции человека и животных, общепризнанная наукой, почти не используется психологией. Фантастика! Физиология высшей нервной деятельности человека достигла впечатляющих результатов. Изучена структура человеческого мозга, раскрыты механизмы его работы. Великолепно и бесспорно доказано рефлекторная деятельность ЦНС, как основа поведения животных и человека. Неудача психологии объясняется только тем, что эти данные неправильно истолкованы.

Психология изучает разум человека, забывая, что человек есть плоть от плоти природы Земли, и возник как продукт многомиллионолетней эволюции животного мира нашей планеты. Иначе говоря: разум, как явление действительности, мог возникнуть только на основе эволюции биологической формы материи и ее взаимоотношений с окружающей действительностью.

Единственным механизмом взаимоотношений высокоорганизованных биоорганизмов с окружающей средой является рефлекторный механизм. Это давно доказано наукой. Эволюция, создав рефлекторный механизм как защитно-приспособительную реакцию, способствующую выживанию биоорганизмов в непрерывно изменяющихся условиях окружающей среды, непрерывно его совершенствовала. И, в конце концов, на основе рефлекторного механизма, создала разум человека.

Таким образом, одной из главных ошибок психологии – как науки – является принижение роли рефлекторного механизма в жизнедеятельности человека. Рефлексы и инстинкты, на самом деле, играют намного большую роль в жизни человека и составляют неразрывную часть его Разума (и мы докажем это в данной работе).

С другой стороны, Разум невозможно объяснить чистой физиологией. Опять же, если внимательно приглядеться к той же физиологии высшей нервной деятельности, то становится очевидным, что само тело человека, во главе с мозгом, способно действовать только на раздражительно-ответной основе. Физиология это доказала. Доказала результатами тысяч и тысяч экспериментов и наблюдений: ничего, кроме условного и безусловного рефлекса, основанных на физиологических механизмах торможения и возбуждения, тело и мозг человека не способно производить.

Бесспорно, все многообразие жизнедеятельности человека проявляется посредством рефлекторной деятельности. Но только рефлексами не объяснишь поэзию Пушкина, «Монну Лизу» Леонардо да Винчи, теорию относительности Эйнштейна.

Тупик в определении разума привел науки о человеке ко второй ошибке: принижая роль рефлекторной деятельности – одной из важнейших основ человеческого поведения — наука стала отрицать и роль духовности.

Оно понятно: наука возникла, прежде всего, как социальный институт, призванный ликвидировать засилье церкви в познании действительности. Наука просто не могла не стать глубоко материалистической. Это естественный эволюционный этап в развитии познания. Отрыв науки от церкви позволил познанию рвануть вперед семимильными шагами, и, в конце концов, привел к научно – техническому прогрессу и к тому, что мы называем научно – технической революцией.

Но вместе с «водой» наука «выплеснула из люльки и младенца» — понятие о душе. Тупик в деле изучения загадки человеческого «Я» прямо вопит об этом: если за сотни лет своего мощного прогресса наука не смогла найти убедительного материалистического объяснения Разуму человека, то это скорее всего означает, что она не там ищет. Трудно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Невозможно материалистическими законами объяснить нематериальные явления. Науке пора повернутся лицом к понятию нематериальности явлений.

Эта проблема есть явное следствие другой проблемы – общефилософской. Вне всякого сомнения, в мироздании существует и материальное и нематериальное начало. И ошибкой всех философов является попытка рассмотреть оба начала вкупе, совместно, по единым законам. Такой подход, при недостатке полноценных знаний о мироздании, обязательно порождал перекос, искажения в сторону либо материализма, либо идеализма – в зависимости от пристрастий автора. В результате, всегда получалось искажение реальности, построение теории на искаженных и ложных данных.

Мы исходим из того, что законы материального и нематериального начал мироздания различны. Что проблемы естествознания всегда возникают там, где к материальному пытаются применить законы нематериальные, и наоборот: к нематериальному применяются законы материального мира. А такое, при нашем недостатке знаний о действительности – неизбежно. Невозможно объяснить материальный мир законами нематериального мира, также как невозможно объяснить нематериальный мир законами материального мира. Поэтому мы разделим понятия материального и нематериального начал мироздания и будем рассматривать их отдельно друг от друга.

Данная работа есть переосмысление законов физиологии высшей нервной деятельности.

Мы будем рассматривать ее с глубоко материалистических позиций, так глубоко, как, наверное, не рассматривал ее самый махровый материалист. Тело человека и животных, в нашей интерпретации, является только и только великолепной биологической машиной, механизмом, наподобие трактора или комбайна, только намного сложнее устроенным и созданным не из железа, а из органических соединений. Центральная нервная система, во главе с головным мозгом – есть управляющий отдел этой машины, или, по-другому – великолепнейший, компактнейший, совершенствовавшийся сотнями миллионов лет естественного отбора и эволюции биологический компьютер, где «клавиатурой» являются пять органов чувств тела человека. И, наконец, самое главное: компьютерной программой, вложенной в этот биологический компьютер, управляющей этой биомашиной, является система рефлекторной деятельности, также отточенная сотнями миллионов лет эволюции и естественного отбора.

То настоящее «Я» — кем каждый из нас себя ощущает – основывается на нематериальном начале, существующем по иным законам, нежели биологическое тело.

С этой позиции мы пересмотрим, в данной работе, некоторые положения физиологии высшей нервной деятельности, по-иному интерпретируем некоторые научные факты. Некоторым терминам и понятиям классической физиологии мы дадим иную характеристику. Ну и, разумеется, введем новую терминологию. При этом: все наши теоретические построения основаны только и только на общепринятых и доказанных наукой фактах и положениях классической физиологии высшей нервной деятельности, и некоторых предположениях, пусть еще не доказанных наукой, но также имеющих чрезвычайно широкое распространение в научной среде.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий