Что такое дань

Дань (родственно др.-инд. danam и лат. donum – пожертвование) – натуральный или денежный побор, накладываемый победителем на побежденных. Иногда дань уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью откупиться, избежать захвата и разграбления. Нередко сильная держава обкладывала данью своих младших союзников — вассальные государства. В частности, так часто поступало Древнеримское государство.

В период объединения разрозненных племен под властью одного племенного вождя (князя) и формирования феодального государства дань приобретает новое значение – налог, взимаемый с населения. Позже, когда право сбора налога было пожаловано дружинникам, духовенству, светским феодалам, дань трансформировалась в феодальную ренту.

На Руси дань известна с IX в. Князья облагали подчиняемые племена данью (деньгами, натурой, преимущественно мехами, медом, воском и прочее). Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» — т. е. с плуга или сохи.

Князь Олег установил дани ильменским славянам, кривичам и мери. В 883 г. он покорил древлян и наложил дань: по черной кунице с жилья. В следующем году, победив днепровских северян, потребовал с них дань легкую. Легкость обложения преследовала далеко идущие политические цели. Северяне, ранее платившие дань хазарам, не оказали сильного сопротивления дружине Олега. Это обложение оказалось для них легче, чем во времена зависимости от хазар. Об этом узнали радимичи, жившие на берегах реки Сожи, и без сопротивления стали уплачивать дань киевскому князю, защитившему их от хазар. Последним они платили по два шляга от рала, а теперь стали платить по одному шлягу. Тогда же появляются сведения о русской гривне. Население Новгорода было обязано ежегодно платить князю 300 гривен. Это был целевой сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ. Гривной назывался слиток серебра различной формы, обычно продолговатой, служивший самым крупным меновым знаком на Руси вплоть до XIV в.

Дань взималась двумя способами: «полюдьем», когда князь с дружиной объезжал подвластные территории, содержавшие князя и его двор при сборе налогов, и «повозом», когда вассалы сами привозили дань.

imageВ XIII–XV вв. русские княжества выплачивали дань («выход») Золотой Орде. С образованием единого русского государства дань на рубеже XV–XVI вв. стала обязательным налогом с черносошенных и дворцовых крестьян и посадских людей. Дань отменена в 1679 г. после объединения важнейших прямых налогов в один – стрелецкие деньги, шедшие на содержание постоянной пехоты – стрельцов.

В некоторых странах (Англии, Франции, Болгарии и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покоренного народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побежденных налагались выплаты, сходные с данью: контрибуция и репарация.

A-ZАБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЭЮЯimage

По мере того, как зарождалось и крепло наше Отечество, увеличивались различные подати. В этом непростом деле всегда было много острых вопросов и категоричных ответов. Власти всегда стремились взять больше, а люди, соответственно, отдать поменьше. Первые вводили новые подати, вторые искали способы их обойти.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».                Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться.Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству.                         В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы.             В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника».             Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

            Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя.              По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем.              Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.                         Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей.             Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

           С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения.             В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

           К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев.            Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

             Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.             

             Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской.               Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные.               Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

             Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы.              Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений.              Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани.              После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

             Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды.               Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги.               Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

             Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

             С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт».                Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

             Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

                Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях.                Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

              Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного.                Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.***Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских.Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX — начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Источник: История России Ещё Русь и монголы здесь, здесь и здесьСколько стоило татаро-монгольское игоВ пересчете на современные деньги русские князья платили ордынцам не такую уж большую дань / Сюжет: Цена войн / Статья 2016 годаЗавоеватели подошли к сбору дани на Руси основательно: организовали 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. ©По теме: Сколько Русь платила Орде? и ещё «Сколько стоит…» «Баскаки», Сергей Иванов, 1909 год В последний век ига татаро-монголам платили всего 16 тысяч тонн ржи в год – в современных ценах это меньше 150 миллионов рублей.Все со школьной парты помнят про татаро-монгольское иго и про то, что Русь несколько веков платила Орде дань. А сколько это будет в рублях?Как ни странно, история кое-что сохранила для нас из ордынской «бухгалтерии». Завоеватели организовали на Руси 43 налоговых округа и трижды провели переписи населения. Как сетовал новгородский летописец: «И сочтоша в число, и начаша дань имати». От уплаты ордынской дани освободили только священнослужителей и церковное имущество.Дань собирали монгольские чиновники – баскаки, возглавлявшие налоговые округа – тьмы. Система налогов была продуманной и разнообразной. Основной прямой налог – «ясак» – собирался с сельского населения, изначально он составлял десятую часть «со всего» и выплачивался натурой, в том числе поставками в монгольскую собственность живого товара, людей. Со временем эта десятина была упорядочена, и дань выплачивалась с ежегодного урожая или серебром, или особо оговоренными товарами. Например, в Новгородской земле XIV века такая дань именовалась «черным бором», так как первоначально ее платили шкурами черных куниц. В отличие от таких «черных» платежей, выплаты серебром именовались «белыми».Основной налог с городов назывался «тамга», его платили купцы и торговцы ежегодно либо от размера капитала, либо с оборота. В первом случае ставка налога составляла примерно 0,4% от капитала. В случае выплаты «тамги» с оборота размер налога в разных городах варьировался от 3% до 5%. В современном русском языке термин «таможня» происходит именно от слова «тамга».По итогам последней ордынской переписи на северо-востоке Руси, прошедшей в 1275 году, дань составила «по полугривне с сохи». Исходя из стандартного веса древнерусской серебряной гривны 150–200 граммов, историки подсчитали, что в тот год Владимиро-Суздальская Русь уплатила Орде примерно полторы тонны серебра.Примерно через век после монгольского завоевания уплата дани в Орду стала собираться самими русскими князьями. Монгольские ханы лишь давали «ярлык», то есть утверждали великого князя, которому и поручались заботы по сбору «ордынского выхода». Относительно подробно известны размеры дани с различных уделов Северо-Восточной Руси в период княжения Дмитрия Донского. Дань с Великого княжества Владимирского составляла 5000 рублей. Нижегородско-Суздальское княжество платило 1500 рублей. Дань с территорий Московского княжества была размером 1280 рублей. Для сравнения: только один город Хаджитархан (Астрахань), через который в те века шла большая транзитная торговля, давал в казну Золотой Орды 60 тыс. алтын (1800 рублей) налогов ежегодно. Тогда как город Коломна платил 342 рубля, Звенигород – 272 рубля, Можайск – 167 рублей. Город Серпухов, точнее, небольшое Серпуховское княжество, выплачивал 320 рублей, а совсем маленькое Городецкое княжество – 160 рублей дани. Город Дмитров отдавал 111 рублей, а Вятка «з городы и волости» – 128 рублей.По подсчетам историков, вся Северо-Восточная Русь в этот период платила в Орду порядка 12–14 тысяч рублей. Большинство историков считают, что серебряный рубль тогда равнялся половине «новгородской гривны» и содержал 100 граммов серебра. В целом получаются все те же полторы тонны драгоценного металла.После битвы на Куликовом поле «выход» дани в Орду продолжался, но уже в меньших размерах. Дмитрий Донской и его наследники выплачивали не более 10 тыс. рублей. За московский рубль в начале XV века можно было купить 100 пудов ржи. То есть весь «ордынский выход» в последний век татаро-монгольского ига стоил 16 тысяч тонн ржи – в современных ценах такой объем зерна будет стоить смешную в масштабах государства сумму, менее 150 миллионов рублей. Но шесть веков назад 16 тысяч тонн ржи могли в течение года прокормить примерно 100 тысяч крестьян или солидных размеров средневековую армию – 15 тысяч всадников. Алексей Волынец«Профиль», 8 апреля 2016

Значение слова Дань по словарю Брокгауза и Ефрона:

Дань — термин древнерусского финансового права. Древнерусские летописные своды употребляют его прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные племена славянские платили своим победителям: на С — варягам, на Ю — хазарам. Данью облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Как скоро выходцы-норманны превратились в оседлых русских князей, Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимою населением государству. Старая Д., как контрибуция, платилась не с головы, а с плуга или с дыма, т. е. либо с известного количества пашни, либо со двора. В XI, XII и первой половине XIII вв. Д. была прямою податью. В XIII в. вследствие татарского разгрома Русь опять знакомится с Д. как военною контрибуцией, взимаемой теперь в пользу ханов Золотой Орды. Д. как подать и теперь, однако, не исчезла. она взималась вместе с Д. татарскою и таким образом как бы слилась с нею. С прекращением платежа Д. в Орду Д. — прямая подать снова получает самостоятельное значение. Новостью во время взимания татарской дани было так называемое «число», установившее размеры Д. в обязательном для князей окладе, именно по полугривне с сохи, а «в сохе числиша два мужи работники». та же единица обложения действовала и при взимании Д.-прямой подати. К началу XVII в. Д., или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, а именно, кроме древней прямой подати (Д. в собственном смысле — подати, некогда имевшие специальное происхождение и назначение: военное, как пищальные и емчужные деньги. военно-инженерное, как сбор за городовое и засечное дело. административное, как сбор за наместнич. корм и доход, казначеевы и дьячьи пошлины. Все Д. деньги собирались с одних и тех же окладных единиц, а с 20-х г. XVII в. — с одного и того же количества этих единиц. Входя в состав окладных государственных доходов, Д. нередко в XVII в. называется вообще сбором «с сошного письма» или «с живущих вытей», причем в местностях, впервые заселенных в XVII в., ее не заметно, как, напр., в местностях городов Севского и Белгородского полка. Д. вместе с оброком составляла одну группу доходов Московского государства, носившую особое название четвертных доходов и поступавшую в особые финансовые учреждения, так назыв. четверти (Галицкая, Устюжская, Владимирская, Костромская и Новгородская). К концу XVII в. в этой группе доходов все более и более выступают вперед оброчные деньги. Вообще Д. в финансовой истории Московского государства XVII в. не играет почти никакой роли. Наиболее типичным примером может служить таблица доходов с Нижнего Новгорода: в общей сумме доходов с города и уезда Д

занимает, если не принимать во внимание неокладных сборов, последнее место, именно: в 1614 г. Д

составляет всего лишь 3%, в 1619 г. — 1,1% и в 1620 г. — 1%. 5 сентября 1679 г. решено было все старые прямые подати данные, стрелецкие, ямские и полоняничные отставить «до валовых писцов» и брать вместо всех них по 1 р. 30 к. с двора в стрелецкий приказ. В 1681 г. эта временная подать под именем стрелецкой превратилась в постоянную, видоизменившись в окладе, и окончательно заменила собою всю категорию податей «с сошного письма» или «четвертных». уцелели только оброчные подати да ямские и полоняничные, в течение всего XVII в. сохранявшие свою отдельность от исчезнувшей Д. В литературе до последнего времени преобладали довольно сбивчивые и неясные представления о Д. как прямой подати. Главным образом способствовали выяснению термина Д. труды П. H. Милюкова: «Госуд. хозяйство России в первой четверти XVIII в. и реформы Петра В.» и «Спорные вопросы финансовой истории Московского государства». в первом труде указана литература вопроса. В. Сторожев.

Определение слова «Дан» по БСЭ:

Дан (псевдоним. настоящая фамилия Гурвич)Федор Ильич (1871-1947), один из лидеров меньшевизма. По профессии врач. В социал-демократическом движении с 1894, входил в Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Летом 1901 эмигрировал, в Берлине вошёл в группу содействия «Искре».В 1902 участвовал в подготовке 2-го съезда РСДРП. В 1903 примкнул к меньшевикам. Участник 4-го (1906) и 5-го (1907) съездов РСДРП. В годы реакции лидер ликвидаторства, редактор газеты «Голос социал-демократа», член меньшевистских ОК и ЦК. В 1-ю мировую войну — социал-шовинист. После февральской революции 1917 идеолог«революционного оборончества». член Исполкома Петроградского совета и Президиума ЦИК 1-го созыва. поддерживал буржуазное Временное правительство, активно участвовал в травле большевиков. После Октябрьской революции работал врачом в системе Наркомздрава, на 7-м (декабрь 1919) и 8-м (декабрь 1920) Всероссийских съездах Советов выступал от имени меньшевиков. В 1922 выслан за границу как враг Советской власти. Возглавил в Берлине контрреволюционную деятельность меньшевиков. В 1923 принимал участие в создании Социалистического интернационала. В 1923 лишён сов. гражданства. В 1941-1947 издавал в США антисоветский журнал«Новый путь» — орган меньшевиков-эмигрантов.

ДАНЬ — это что? Значение слова ДАНЬ

Найдено 7 значений для слова «дань»:

Словарь бизнес терминов

Дань — А. Принудительный натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденной страны, региона. Б. Прямые налоги, подати, собираемые с населения. В. Поборы рэкетиров с предпринимателей, коммерческих фирм.

Словарь юридический

Дань — — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. слово «Д.» означало налог и феодальную ренту. В XIII-XV вв. собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Дань — — 1) принудительное изъятие средств, натуральный или денежный побор, взимавшийся с побежденного народа, а т.ж. прямые налоги, подати, собираемые с… подробнее

Словарь БСЭ

Дань — натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. НаРуси известна с 9 в. В 11-16 вв. слово «»дань»» означало налог и феодальнуюренту. В 13-15 вв. дань («»выход»») собиралась с русских княжеств в пользуЗолотой Орды.

Словарь Ожегова

Дань — Вынужденная уступка чему-нибудь

Дань — Подать с населения или налог, взимаемый победителем с побежденных

Дань — То должное, что нужно воздать кому-чему-нибудь Lib

Дополнительно Комментарии Только что искали: светличкатолько что прежние подходытолько что отчихавшийсятолько что еропатолько что обормотка1 секунда назад текс2 секунды назад пищевые таблетки2 секунды назад снимок4 секунды назад перевалиться через планширь4 секунды назад влага4 секунды назад лапеник5 секунд назад оберегалось6 секунд назад касалетка7 секунд назад достижение7 секунд назад скирдник7 секунд назад

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий