Что такое часть речи в русском языке

какая часть речи слово «всё»

  1. вы ку ку (вс) это союз
  2. rjyntrcn d cnelb.!
  3. Местоимение (Займенник)
  4. Естественно, что слово вс не может быть ни глаголом, ни существительным, ни числительным это полный бред.

    Слово вс может быть местоимением, наречием, частицей и союзом определить, какая именно перед нами часть речи, можно только в контексте, то есть в предложении, да и то не всегда просто.

    Частица вс употребляется со словами, обозначающими изменяющийся признак: ВС. II. частица. Указывает на нарастание или устойчивость признака. Шум вс сильней. Больной вс слабеет. На улице вс так же холодно. Она вс такая же.

    Сочетание вс ещ употребляется в зн. нареч. Усилит.

  5. Смотря, в каком контексте. Это может быть и глагол, и числительное и существительное. К примеру, если предложение односоставное, и в нем нет подлежащего, то это глагол.
  6. ничего не куку, хватит огорчать людей, кстати это местоимение, дурачок
  7. местоимение
  8. Конечно местоимение
  9. Местоимение однозначно.
  10. Местоимение
  11. глагол 🙂
  12. местоимение
  13. вав
  14. Местоимение
  15. местоимение или наречие. смотря по контексту
  16. местоимение
  17. конечно, это определительное местоимение в основном,,,

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи.

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой.

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

Общее грамматическое значение: Морфологические признаки: Синтаксические признаки:
значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи. род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слова. свойство слов одной части речи быть определёнными членами предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами.

3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4.Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

В  Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в В«академической грамматикеВ» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в В«академической грамматикеВ» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.

5.Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

  • К служебным словам нельзя поставить вопрос.

  • Служебные слова не являются членами предложения.

  • Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

  • К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

image

  • предлог (в, на, об, из, из-за);

  • союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если);

  • частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только).

6.Междометия занимают особое положение среди частей речи.

  • Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

  • Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

  • К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

  • наречия (вперёд, всегда);

  • деепричастия (уходя, уйдя, приняв).

  • Не изменяются также некоторые:

  • существительные (пальто, такси, жалюзи);

  • прилагательные (пальто цвета беж, костюм цвета электрик);

  • местоимения (тогда, там).

  • Неизменяемые слова не имеют окончаний.

  • Если слово изменяется, оно имеет несколько форм.

    Ср.: стена, стены, стену и др.; мечтаю, мечтаешь, мечтает и др.

  • Формы слова передают определённое грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые слова выступают в одной из своих форм.

    Сестра подарила брату книгу. Форма слова сестра передает значение ед.ч., И.п.; форма слова подарила – значение прош. вр., ед.ч., ж.р.; форма слова брату – значение ед.ч., Д.п.; форма слова книгу – значение ед.ч., В.п.

  • Формы слова образуются разными способами:

  • с помощью окончания;

    Ср.: сестра – сестры; читал – читала.

  • с помощью окончания и предлога;

    Сестра – к сестре, у сестры, с сестрой.

  • с помощью суффиксов;

    Читать – читал; быстрый – быстрее.

  • с помощью вспомогательных слов.

    Читать – буду читать, читал бы, пусть читает; быстрый – более быстрый, самый быстрый.

в–єЧитайте также другие темы раздела 3 В«Морфология. ОрфографияВ»

  • Бочарова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы

Разделы:Русский язык

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам), вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил. – 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл. – 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы. – тысяча скл., как сущ.– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл. – сложные исоставные количественные скл-ся с изменением каждой части слова. – сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством: – личное, т.к. указ. на лицо; – возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя; – притяжательное, т.к. указ. на принадлежность; – вопросительное, т.к. указ. на вопрос; – относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного; – неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во, – отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва; – определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).III. Синтаксическая роль.7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.Н.ф. – … (И., ед., м.).II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.11. Морфологический разбор СОЮЗА.I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.III. Не является членом предложения.

26.01.2012

К какой части речи относится слово «будь»? Ответ на поставленный вопрос знает далеко не каждый. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.image

Общие сведения

«Не будь трудоголиком, но и ленив не будь». Часть речи в данном случае определить не так уж и сложно. Для этого лишь следует поставить слово в начальную форму и задать соответствующий вопрос: что делать? – быть. Следовательно, это глагол. А почему же многие люди очень часто недоумевают и интересуются, какой же частью речи выступает слово «будь»? А дело в том, что к такой форме не совсем удобно задавать вопрос (что делай? – будь).

Слово «будь». Часть речи – глагол?

«Будь всегда добрым и отзывчивым человеком». Наверняка мало кто сможет с первого раза разобрать данное предложение по составу. Зачастую это связано с тем, что большинство людей сомневается в том, что это глагол. Так как же доказать обратное? Для этого лишь следует вспомнить, что все глаголы в русском языке могут употребляться в формах трех наклонений.

Наклонение глаголов

Лексическая единица «будь» – какая часть речи? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует сказать о том, что глаголы в русском языке изменяются в трех разных наклонениях, а именно:

  • изъявительном;
  • условном;
  • повелительном.

Рассмотрим их более подробно.

Изъявительное наклонение

В таком наклонении все глаголы обозначают то или иное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Другими словами, в изъявительном наклонении упомянутая часть речи изменяется по временам (прошедшее, настоящее, будущее). Приведем наглядный пример:

  • махал, машу, буду махать;
  • ходил, хожу, буду ходить;
  • был, есть, буду;
  • гулял, гуляю, буду гулять и проч.

Условное наклонение

В таком наклонении все глаголы русского языка обозначают действие, которое может произойти, но только при определенных условиях или обстоятельствах. Приведем наглядный пример:

  • Если я купил бы эту книгу, то я бы всю ее прочитал.
  • Он имел бы большее состояние, если бы она не продала свою долю.
  • Они могли бы иметь детей, если бы вовремя обратились к специалисту.

Как видите, условное наклонение включает в себя глаголы только прошедшего времени, а также частицу «бы». Кстати, последняя всегда пишется отдельно и может стоять в любом месте.

Следует также отметить, что глаголы в условном наклонении изменяются только по родам (в единственном числе) и числам. Например: она была бы; он был бы; оно было бы; они были бы.

Повелительное наклонение

Слово «будь» – какая часть речи? Ответ на этот непростой вопрос вы сможете найти в данном разделе статьи. Дело в том, что в повелительном наклонении абсолютно все глаголы обозначают действие, к которому тот или иной человек побуждает своего собеседника. Таким образом, побуждение может быть представлено в виде:

  • Пожелания или просьбы. Например: «Принесите мне, пожалуйста, апельсиновый сок».
  • Совета. Например: «Вам лучше посоветоваться с более опытным специалистом».
  • Приказа. Например: «Сядьте немедленно!»

Так к какому же из трех побуждений относится слово «будь»? Часть речи этой лексической единицы – глагол. Он, несомненно, стоит в повелительном наклонении и обозначает приказ. Например: «Будь всегда сильным и никогда не поддавайся страху».

Особенности повелительного наклонения

Следует особо отметить, что в повелительном наклонении глаголы никогда не изменяются по временам. Чтобы в этом убедиться, попробуйте самостоятельно просклонять слово «будь». Часть речи «был» или «буду» – глагол. Однако такие лексические единицы относятся к изъявительному, но никак не к повелительному наклонению. Более того, в настоящем времени они будут иметь следующую форму – «есть».

Также следует сказать о том, что в повелительном наклонении такая часть речи может изменяться и по лицам, и по числам. Однако у нее нет формы 1-го лица ед. числа. Это связано с тем, что нельзя попросить или же приказать самому себе что-то сделать.

Наиболее употребляемая и самая распространенная форма повелительного наклонения – форма второго лица. Приведем наглядный пример: «Ты будь смел и добр по отношению к ней».

Образование повелительного наклонения

  • Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 2-го лица ед. числа, то следует использовать суффикс или нулевой суффикс, который необходимо добавить к основе глагола в настоящем или будущем времени. Например: Они положат (глагол в будущем времени) – положи (глагол в повелительном наклонении); они лягут (глагол в будущем времени) – ляг (глагол в повелительном наклонении). Исключение составляет лишь слово «будь».
  • Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 2-го лица мн. числа, то к форме единственного числа следует прибавить суффикс или же окончание -те. Например: положи – положите, ляг – лягте, будь – будьте и проч.
  • Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 3-го лица множественного или единственного числа, то необходимо использовать такие частицы, как «пусть», «да» и «пускай». Может показаться, что они добавляются к глаголам в будущем или настоящем времени, но это не так. Ведь, как было сказано выше, повелительное наклонение не имеет времен. Приведем наглядный пример: Она читает (глагол в настоящим времени) – Пусть (или пускай) она читает (глагол в повелительном наклонении); Будет с тобой отцовская любовь (глагол в будущем времени) – Да (или пусть) будет с тобой отцовская любовь (глагол в повелительном наклонении) и проч.

Как было сказано выше, у повелительного наклонения нет формы первого лица ед. числа. Однако такие глаголы все же изменяются в первом лице мн. числа. Для этого могут использоваться следующие формы:

  • Глаголы в форме будущего времени (однако уже образованная форма не стоит в будущем времени!). Приведем пример: Мы пойдём на концерт завтра (глагол в будущем времени) – Пойдём на концерт! (глагол в повелительном наклонении).
  • Присоединение суффикса или окончания -те к глаголам в форме будущего времени. Например: Он будет на концерте (глагол в будущем времени) – Будьте на концерте (глагол в повелительном наклонении).
  • Присоединение частицы «давай» к глаголам в форме будущего времени. Например: Она будет смелой (глагол в будущем времени) – Давай, будь смелой (глагол в повелительном наклонении).

Подведем итоги

Теперь вам известно, какая часть речи слово «будь». Для закрепления пройденного материала повторим: это глагол в повелительном наклонении, который образовался от неопределенной формы – быть. Следует отметить, что он может использоваться в следующих значениях:

  • Просьбы или пожелания – «Будьте любезны, передайте, пожалуйста, соль».
  • Совета – «Тебе следует быть с ним осторожной».
  • Приказа – «Будь терпелив, и у тебя очень скоро все наладится!»

Однако в представленной форме такая лексическая единица употребляется только в значении приказа.

Мнение лингвистов о количестве и грамматических характеристиках лексем неоднозначно. Кто-то выделяет причастие и деепричастие в группу самостоятельных единиц речи, кто-то считает их лишь формой глагола. То же самое происходит и с модальными словами и словами-звукоподражаниями. Традиционно же все части речи русского языка делят на самостоятельные и служебные. Таким образом, их количество колеблется от 10 до 15.

Содержание

Понятие о морфологии

Раздел науки о языке, который изучает частеречные принадлежности, называется морфология. Они подразделяются на классы в соответствии с их морфологическими свойствами: общностью значения и грамматических характеристик. В классификации также учитывается синтаксическая роль лексемы, другими словами, каждому слову свойственна своя роль в предложении.

Существует четыре уровня в лингвистике, с помощью которых можно определить, к какой частеречной единице относится слово:

  1. Семантика – значение, признак (предмет, действие, признак предмета);
  2. Синтаксис – роль слова в предложении (подлежащее, сказуемое, определение);
  3. Морфология – общий ряд грамматических признаков и форм (склонение, спряжение);
  4. Словообразование – общий набор средств для образования форм слов.

В более ранних классификациях в первую очередь противопоставляется имя (существительное, прилагательное, числительное) и глагол. В настоящее время преимущественно идет разделение на самостоятельные и служебные единицы речи.

Самостоятельные единицы речи

Традиционно выделяют шесть классов самостоятельных единиц речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие.

Имя существительное обозначает предмет или лицо и отвечает на вопрос «кто? что?».

По своим морфологическим свойствам имя существительное также имеет ряд общих признаков:

image

  • может быть одушевленным или неодушевленным, то есть обозначать как живое, так и неживое;
  • изменяется по падежам, склоняется;
  • изменяется по числам;
  • подразделяется на роды: мужской, женский, средний;
  • в предложении играет роль подлежащего или дополнения.

Имя прилагательное обозначает признак и свойство предмета или лица и отвечает на вопросы «какой? какая? какое?».

Грамматические и синтаксические особенности имени прилагательного в основном зависят от существительного, с которым оно согласуется. Например, «красивая девушка». Прилагательное «красивая» будет иметь форму женского рода, единственного числа и именительного падежа, как и существительное «девушка».

image

Таким образом, имена прилагательные изменяются:

  • по числам;
  • по падежам;
  • имеют родовую принадлежность;
  • имеют краткую, полную и сравнительную формы: желтый – желт — желтее – самый желтый, шумный – шумен – шумнее – самый шумный.

В предложении чаще всего является определением, иногда выступает в роли сказуемого.

Имя числительное обозначает количество предметов или порядок и отвечает на вопросы «сколько? который?».

Числительные бывают количественные и порядковые, которые, в свою очередь, подразделяются на классы.

Количественные числительные:

image

  • целые (восемь книг, десять собак);
  • дробные (рукава три четверти), дробные числительные никогда не используются с одушевленными предметами;
  • собирательные (трое парней, семеро козлят).

По своей структуре числительные могут быть:

  • простые, состоящие из одного слова и однокоренной основы (два, сто, четыре);
  • составные, состоящие из двух и более слов (пять восьмых, сто пятьдесят, три тысячи семьдесят пять);
  • сложные, имеют два корня в одном слове (восемьдесят, триста).

Числительное в предложении может выступать в роли подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.

Местоимение – знаменательная частеречная единица, которая употребляется вместо других самостоятельных и указывает на них. Местоимение заимствует те грамматические формы, которые присущи заменяемым словам, имеет свойство изменяться по родам, числам и падежам.

Синтаксически также перенимает роль заменяемого члена предложения. Например: я, мой, твоё, себя. Местоимения бывают: личные, возвратное — себя, притяжательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, определительные, указательные.

Наречие – обозначает признак действия, признака или предмета. Вопросы, на которые отвечает наречие: «где? когда? откуда? куда? зачем?».

Наречие является неизменяемой лексемой и в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого.

Класс служебных морфем

К служебным частям в русском языке относят три морфологических категории: предлоги, союзы, частицы.

Предлог является служебной частью речи, указывающей на зависимость знаменательных членов предложения от других слов. Например, в лесу, из дома, ко мне.

Существует несколько видов предлогов:

  • отглагольные (спустя, благодаря, начиная);
  • отыменные (в заключение, в связи, в смысле);
  • отнаречные (впереди, вокруг, напротив, через).

image

Союз – несамостоятельная морфологическая единица речи, которая соединяет однородные члены предложения и сами синтаксические части.

Союзы бывают сочинительные (и, да, или, либо) и подчинительные (чтобы, оттого что, как только).

Выделяют союзные слова: кто, что, чей, какой, зачем, почему и другие.

По своему составу союзы подразделяются на простые (и, да, однако, будто) и составные (для того чтобы, потому что, в то время как).

Частица добавляет словам смысловые оттенки и служит для образования форм слов. Например: то, либо, то-то, именно, как раз.

Классифицируют частицы также по их смысловой нагрузке: утвердительные, отрицательные, выражающие сомнение, вопросительные, сравнительные и другие.

Неоднозначные частеречные принадлежности

Помимо описанных выше морфологических элементов русского языка, выделяют и такие как междометие, причастие, деепричастие, связка, слова категории состояния, модальные слова. Их причастность к самостоятельным или служебным разрядам остается под вопросом, поэтому они стоят в системе русского языкознания особняком.

Междометие – оборот речи, который выражает эмоцию, побуждение, чувство. Например, ай-ай-ай, классно, ух ты.

image

Иногда к междометиям относят слова-звукоподражания (гав-гав, тук-тук) или же слова, которые обозначают мгновенное действие (шмыг, прыг, хоп, стук), но это ошибочное мнение. Данные языковые категории междометиями не являются.

Междометия имеют несколько классификаций.

По количеству слов в составе различают простые — одно слово в составе (ах, ох), составные – из двух слов (хи-хи, ну да, да ну), сложные – состоящие из трех и более слов (ой-ой-ой).

По эмоциональной окраске они классифицируются на этикетные (спасибо, будьте здоровы, привет), побудительные (ну-ка, но-но) и восклицательные (вах-вах, браво).

А также междометия различаются своим происхождением:

  • непроизводные (ай, ох, ух);
  • производные (хватит, можно подумать);
  • заимствованные (о май гад, караул).

В предложении междометие не несет в себе синтаксической нагрузки, но иногда, когда междометие собой заменяет другую часть речи, оно также перенимает на себя синтаксическую роль этого члена предложения.

image

Например: Ай да умница! – в данном предложении междометие берет на себя роль прилагательного-определения.

Причастие указывает на признак или состояние предмета (пишущий мальчик, расцветший куст роз). Взгляды лингвистов на место причастия в системе русского языка неоднозначны: кто-то относит их к частеречной категории, кто-то считает их формой глагола. По сути, причастие образовано от глагола, но соединяет в себе морфологические признаки глагола (тип/залог, вид, время) и прилагательного (форма, число, род, падеж).

Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершается на фоне первостепенного действия (выслушав, исследуя). Деепричастие совмещает в себе признаки глагола (вид, переходность, возвратность) и наречий (неизменяемость – нет склонения и спряжения).

Наряду с данными неоднозначными морфологическими единицами, выделяют слова-связки, которые образуются на стыке местоимения и глагола (быть). Например: это, есть, являться и другие. Синтаксически эта единица языка несет в себе второстепенную нагрузку, и ее легко заменяют тире.

Слова категории состояния схожи с наречием, отвечают на вопрос «как? каково?», передают признак предмета, но, в отличие от него, они независимы и выступают в роли независимого сказуемого. Например: Мне грустно. Тебе приятно.

Модальные слова – группа слов, которая выражает не само действие, но отношение к нему. Чаще всего это глаголы. Например: хотел бы, могу, не отказался бы, пожалуй, надо и другие.

Части речи в таблице

Часть речи Значение Вопросы Примеры
Самостоятельные части речи
Имя существительное Предмет, лицо Кто? Что? Майка, камень, человек, кошка, абстракция
Имя прилагательное Признак предмета, свойство Какой? Какая? Какое? Какие? Красивый, умная, сложное, мягкие
Имя числительное Количество, порядок предмета Сколько? Который? Десять, пятый, шестеро, триста семьдесят восемь
Местоимение Указывает на другие слова, части речи, заменяет их Кто? Что? Чей? Какой? Кого? Чего? Наш, их, вы, себя
Глагол Действие Что делать? Что сделать? Бежать, прилететь, достать, узнать, искать
Наречие Признак действия или предмета Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Знакомо, страшно, нехотя
Служебные части речи
Предлог Указывает на зависимость одних слов от других В, из, от, благодаря
Союз Соединяет однородные члены предложения и сами предложения И, зато, а, но
Частица Привносит эмоциональные оттенки, образует формы слов Именно, нибудь, то, же
Неоднозначные части речи
Междометие Выражают чувство, эмоцию, побуждение Ах, ух ты, вау
Причастие Обозначает признак или состояние предмета Что делающий? Что сделавший? Смеющийся, проигравший
Деепричастие Обозначает второстепенное действие относительно первостепенного Что делая? Что сделав? Мечтая, исследовав, открывая, подумав
Слова категории состояния Передают признак предмета Как? Каково? Горячо, приятно, невесомо
Модальные слова Выражают отношение к действию Нужно, необходимо, хотелось бы
Связка Связывают между собой члены предложения Есть, быть, являться
Звукоподражания Звуки-подражания животным и другим явлениям Ав-ав, цок-цок, чмок-чмок

Такая таблица поможет запомнить как сами части речи, так и их значение и признаки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий