Содержание
- Общие сведения
- Слово «будь». Часть речи – глагол?
- Изъявительное наклонение
- Условное наклонение
- Повелительное наклонение
- Особенности повелительного наклонения
- Образование повелительного наклонения
- Подведем итоги
- Понятие о морфологии
- Самостоятельные единицы речи
- Класс служебных морфем
- Неоднозначные частеречные принадлежности
- Части речи в таблице
какая часть речи слово «всё»
- вы ку ку (вс) это союз
- rjyntrcn d cnelb.!
- Местоимение (Займенник)
- Естественно, что слово вс не может быть ни глаголом, ни существительным, ни числительным это полный бред.
Слово вс может быть местоимением, наречием, частицей и союзом определить, какая именно перед нами часть речи, можно только в контексте, то есть в предложении, да и то не всегда просто.
Частица вс употребляется со словами, обозначающими изменяющийся признак: ВС. II. частица. Указывает на нарастание или устойчивость признака. Шум вс сильней. Больной вс слабеет. На улице вс так же холодно. Она вс такая же.
Сочетание вс ещ употребляется в зн. нареч. Усилит.
- Смотря, в каком контексте. Это может быть и глагол, и числительное и существительное. К примеру, если предложение односоставное, и в нем нет подлежащего, то это глагол.
- ничего не куку, хватит огорчать людей, кстати это местоимение, дурачок
- местоимение
- Конечно местоимение
- Местоимение однозначно.
- Местоимение
- глагол 🙂
- местоимение
- вав
- Местоимение
- местоимение или наречие. смотря по контексту
- местоимение
- конечно, это определительное местоимение в основном,,,
1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи.
Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. |
Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой.
2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:
Общее грамматическое значение: | Морфологические признаки: | Синтаксические признаки: |
---|---|---|
значение, одинаковое для всех слов одной и той же части речи. | род, число, падеж, время, лицо и др., а также склонение, спряжение или неизменяемость слова. | свойство слов одной части речи быть определёнными членами предложения, особенности связи слов одной части речи с другими словами. |
3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Особое положение в системе частей речи занимают междометия.
4.Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.
К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:
В | Часть речи | Вопросы | Примеры |
---|---|---|---|
1 | Имя существительное | кто? что? | Мальчик, дядя, стол, стена, окно. |
2 | Глагол | что делать? что сделать? | Пилить, распилить, знать, узнать. |
3 | Имя прилагательное | какой? чей? | Хороший, синий, мамин, дверной. |
4 | Имя числительное | сколько? который? | Пять, пятеро, пятый. |
5 | Наречие | как? когда? где? и др. | Весело, вчера, близко. |
6 | Местоимение | кто? какой? сколько? как? и др. | Я, он, такой, мой, столько, так, там. |
7 | Причастие | какой? (что делающий? что сделавший? и др.) | Мечтающий, мечтавший. |
8 | Деепричастие | как? (что делая? что сделав?) | Мечтая, решив. |
Примечания.
1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.
2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в В«академической грамматикеВ» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.
3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в В«академической грамматикеВ» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5–9 классы. М., 2001.
5.Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
-
К служебным словам нельзя поставить вопрос.
-
Служебные слова не являются членами предложения.
-
Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
-
К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:
-
предлог (в, на, об, из, из-за);
-
союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если);
-
частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только).
6.Междометия занимают особое положение среди частей речи.
-
Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).
-
Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух; для выражения чувства холода – бр-р, для выражения страха или боли – ой и т.д.
7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.
-
К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:
-
наречия (вперёд, всегда);
-
деепричастия (уходя, уйдя, приняв).
-
Не изменяются также некоторые:
-
существительные (пальто, такси, жалюзи);
-
прилагательные (пальто цвета беж, костюм цвета электрик);
-
местоимения (тогда, там).
-
Неизменяемые слова не имеют окончаний.
- Если слово изменяется, оно имеет несколько форм.
Ср.: стена, стены, стену и др.; мечтаю, мечтаешь, мечтает и др.
-
Формы слова передают определённое грамматическое значение. При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется его грамматическое значение. В предложении изменяемые слова выступают в одной из своих форм.
Сестра подарила брату книгу. Форма слова сестра передает значение ед.ч., И.п.; форма слова подарила – значение прош. вр., ед.ч., ж.р.; форма слова брату – значение ед.ч., Д.п.; форма слова книгу – значение ед.ч., В.п.
-
Формы слова образуются разными способами:
-
с помощью окончания;
Ср.: сестра – сестры; читал – читала.
-
с помощью окончания и предлога;
Сестра – к сестре, у сестры, с сестрой.
-
с помощью суффиксов;
Читать – читал; быстрый – быстрее.
-
с помощью вспомогательных слов.
Читать – буду читать, читал бы, пусть читает; быстрый – более быстрый, самый быстрый.
в–єЧитайте также другие темы раздела 3 В«Морфология. ОрфографияВ»
- Бочарова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы
Разделы:Русский язык
Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.
Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.
Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.
Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.
1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.
Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
- одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
- род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
- склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);
адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам), вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).
Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?
- в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
- в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?
III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.
Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)
II. Постоянные признаки:
Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).
Непостоянные признаки:
- в степени сравнения (для качественных);
- в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
- в … падеже (для полной формы),
- в …числе (ед., мн.),
- в … роде (для единственного числа).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.
Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)
II. Постоянные признаки:
- вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
- спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
- возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
- переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
Непостоянные признаки:
- в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
- в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
- в … числе (ед., мн.),
- в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).
!!! У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).II. Постоянные признаки:
- разряд по структуре (простое/сложное/составное),
- разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
- особенности склонения:
– 1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил. – 5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл. – 40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы. – тысяча скл., как сущ.– миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл. – сложные исоставные количественные скл-ся с изменением каждой части слова. – сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.
Непостоянные признаки:
- падеж,
- число (если есть),
- род (в ед.ч., если есть).
III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)II. Постоянные признаки:
- разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
- разряд по значению с доказательством: – личное, т.к. указ. на лицо; – возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя; – притяжательное, т.к. указ. на принадлежность; – вопросительное, т.к. указ. на вопрос; – относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного; – неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во, – отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва; – определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
- лицо (для личных).
Непостоянные признаки:
- падеж,
- число (если есть),
- род (если есть).
III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)
(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)
Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).III. Синтаксическая роль.7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”
Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.
8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.Н.ф. – … (И., ед., м.).II. Постоянные признаки:
- действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
- вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
- возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
- время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
Непостоянные признаки:
- полная или краткая форма (только для страдательных).
- падеж (только для причастий в полной форме).
- число (ед., мн).
- род (только для прич в ед.ч.).
III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.II. Постоянные признаки:
- Неизменяемая часть речи.
- Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
- Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).
III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …II. Признаки:
- Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
- Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
- Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.11. Морфологический разбор СОЮЗА.I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.II. Признаки:
- Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
- Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
- Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения.12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).II. Признаки:
- Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
- Неизменяемая часть речи.
III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.III. Не является членом предложения.
26.01.2012
К какой части речи относится слово «будь»? Ответ на поставленный вопрос знает далеко не каждый. В связи с этим представленную статью мы решили посвятить именно этой теме.
Общие сведения
«Не будь трудоголиком, но и ленив не будь». Часть речи в данном случае определить не так уж и сложно. Для этого лишь следует поставить слово в начальную форму и задать соответствующий вопрос: что делать? – быть. Следовательно, это глагол. А почему же многие люди очень часто недоумевают и интересуются, какой же частью речи выступает слово «будь»? А дело в том, что к такой форме не совсем удобно задавать вопрос (что делай? – будь).
Слово «будь». Часть речи – глагол?
«Будь всегда добрым и отзывчивым человеком». Наверняка мало кто сможет с первого раза разобрать данное предложение по составу. Зачастую это связано с тем, что большинство людей сомневается в том, что это глагол. Так как же доказать обратное? Для этого лишь следует вспомнить, что все глаголы в русском языке могут употребляться в формах трех наклонений.
Наклонение глаголов
Лексическая единица «будь» – какая часть речи? Прежде чем ответить на поставленный вопрос, следует сказать о том, что глаголы в русском языке изменяются в трех разных наклонениях, а именно:
- изъявительном;
- условном;
- повелительном.
Рассмотрим их более подробно.
Изъявительное наклонение
В таком наклонении все глаголы обозначают то или иное действие, которое происходило, происходит или будет происходить. Другими словами, в изъявительном наклонении упомянутая часть речи изменяется по временам (прошедшее, настоящее, будущее). Приведем наглядный пример:
- махал, машу, буду махать;
- ходил, хожу, буду ходить;
- был, есть, буду;
- гулял, гуляю, буду гулять и проч.
Условное наклонение
В таком наклонении все глаголы русского языка обозначают действие, которое может произойти, но только при определенных условиях или обстоятельствах. Приведем наглядный пример:
- Если я купил бы эту книгу, то я бы всю ее прочитал.
- Он имел бы большее состояние, если бы она не продала свою долю.
- Они могли бы иметь детей, если бы вовремя обратились к специалисту.
Как видите, условное наклонение включает в себя глаголы только прошедшего времени, а также частицу «бы». Кстати, последняя всегда пишется отдельно и может стоять в любом месте.
Следует также отметить, что глаголы в условном наклонении изменяются только по родам (в единственном числе) и числам. Например: она была бы; он был бы; оно было бы; они были бы.
Повелительное наклонение
Слово «будь» – какая часть речи? Ответ на этот непростой вопрос вы сможете найти в данном разделе статьи. Дело в том, что в повелительном наклонении абсолютно все глаголы обозначают действие, к которому тот или иной человек побуждает своего собеседника. Таким образом, побуждение может быть представлено в виде:
- Пожелания или просьбы. Например: «Принесите мне, пожалуйста, апельсиновый сок».
- Совета. Например: «Вам лучше посоветоваться с более опытным специалистом».
- Приказа. Например: «Сядьте немедленно!»
Так к какому же из трех побуждений относится слово «будь»? Часть речи этой лексической единицы – глагол. Он, несомненно, стоит в повелительном наклонении и обозначает приказ. Например: «Будь всегда сильным и никогда не поддавайся страху».
Особенности повелительного наклонения
Следует особо отметить, что в повелительном наклонении глаголы никогда не изменяются по временам. Чтобы в этом убедиться, попробуйте самостоятельно просклонять слово «будь». Часть речи «был» или «буду» – глагол. Однако такие лексические единицы относятся к изъявительному, но никак не к повелительному наклонению. Более того, в настоящем времени они будут иметь следующую форму – «есть».
Также следует сказать о том, что в повелительном наклонении такая часть речи может изменяться и по лицам, и по числам. Однако у нее нет формы 1-го лица ед. числа. Это связано с тем, что нельзя попросить или же приказать самому себе что-то сделать.
Наиболее употребляемая и самая распространенная форма повелительного наклонения – форма второго лица. Приведем наглядный пример: «Ты будь смел и добр по отношению к ней».
Образование повелительного наклонения
- Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 2-го лица ед. числа, то следует использовать суффикс -и или нулевой суффикс, который необходимо добавить к основе глагола в настоящем или будущем времени. Например: Они положат (глагол в будущем времени) – положи (глагол в повелительном наклонении); они лягут (глагол в будущем времени) – ляг (глагол в повелительном наклонении). Исключение составляет лишь слово «будь».
- Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 2-го лица мн. числа, то к форме единственного числа следует прибавить суффикс или же окончание -те. Например: положи – положите, ляг – лягте, будь – будьте и проч.
- Если вам требуется образовать форму повелительного наклонения 3-го лица множественного или единственного числа, то необходимо использовать такие частицы, как «пусть», «да» и «пускай». Может показаться, что они добавляются к глаголам в будущем или настоящем времени, но это не так. Ведь, как было сказано выше, повелительное наклонение не имеет времен. Приведем наглядный пример: Она читает (глагол в настоящим времени) – Пусть (или пускай) она читает (глагол в повелительном наклонении); Будет с тобой отцовская любовь (глагол в будущем времени) – Да (или пусть) будет с тобой отцовская любовь (глагол в повелительном наклонении) и проч.
Как было сказано выше, у повелительного наклонения нет формы первого лица ед. числа. Однако такие глаголы все же изменяются в первом лице мн. числа. Для этого могут использоваться следующие формы:
- Глаголы в форме будущего времени (однако уже образованная форма не стоит в будущем времени!). Приведем пример: Мы пойдём на концерт завтра (глагол в будущем времени) – Пойдём на концерт! (глагол в повелительном наклонении).
- Присоединение суффикса или окончания -те к глаголам в форме будущего времени. Например: Он будет на концерте (глагол в будущем времени) – Будьте на концерте (глагол в повелительном наклонении).
- Присоединение частицы «давай» к глаголам в форме будущего времени. Например: Она будет смелой (глагол в будущем времени) – Давай, будь смелой (глагол в повелительном наклонении).
Подведем итоги
Теперь вам известно, какая часть речи слово «будь». Для закрепления пройденного материала повторим: это глагол в повелительном наклонении, который образовался от неопределенной формы – быть. Следует отметить, что он может использоваться в следующих значениях:
- Просьбы или пожелания – «Будьте любезны, передайте, пожалуйста, соль».
- Совета – «Тебе следует быть с ним осторожной».
- Приказа – «Будь терпелив, и у тебя очень скоро все наладится!»
Однако в представленной форме такая лексическая единица употребляется только в значении приказа.
Мнение лингвистов о количестве и грамматических характеристиках лексем неоднозначно. Кто-то выделяет причастие и деепричастие в группу самостоятельных единиц речи, кто-то считает их лишь формой глагола. То же самое происходит и с модальными словами и словами-звукоподражаниями. Традиционно же все части речи русского языка делят на самостоятельные и служебные. Таким образом, их количество колеблется от 10 до 15.
Содержание
Понятие о морфологии
Раздел науки о языке, который изучает частеречные принадлежности, называется морфология. Они подразделяются на классы в соответствии с их морфологическими свойствами: общностью значения и грамматических характеристик. В классификации также учитывается синтаксическая роль лексемы, другими словами, каждому слову свойственна своя роль в предложении.
Существует четыре уровня в лингвистике, с помощью которых можно определить, к какой частеречной единице относится слово:
- Семантика – значение, признак (предмет, действие, признак предмета);
- Синтаксис – роль слова в предложении (подлежащее, сказуемое, определение);
- Морфология – общий ряд грамматических признаков и форм (склонение, спряжение);
- Словообразование – общий набор средств для образования форм слов.
В более ранних классификациях в первую очередь противопоставляется имя (существительное, прилагательное, числительное) и глагол. В настоящее время преимущественно идет разделение на самостоятельные и служебные единицы речи.
Самостоятельные единицы речи
Традиционно выделяют шесть классов самостоятельных единиц речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, местоимение, наречие.
Имя существительное обозначает предмет или лицо и отвечает на вопрос «кто? что?».
По своим морфологическим свойствам имя существительное также имеет ряд общих признаков:
- может быть одушевленным или неодушевленным, то есть обозначать как живое, так и неживое;
- изменяется по падежам, склоняется;
- изменяется по числам;
- подразделяется на роды: мужской, женский, средний;
- в предложении играет роль подлежащего или дополнения.
Имя прилагательное обозначает признак и свойство предмета или лица и отвечает на вопросы «какой? какая? какое?».
Грамматические и синтаксические особенности имени прилагательного в основном зависят от существительного, с которым оно согласуется. Например, «красивая девушка». Прилагательное «красивая» будет иметь форму женского рода, единственного числа и именительного падежа, как и существительное «девушка».
Таким образом, имена прилагательные изменяются:
- по числам;
- по падежам;
- имеют родовую принадлежность;
- имеют краткую, полную и сравнительную формы: желтый – желт — желтее – самый желтый, шумный – шумен – шумнее – самый шумный.
В предложении чаще всего является определением, иногда выступает в роли сказуемого.
Имя числительное обозначает количество предметов или порядок и отвечает на вопросы «сколько? который?».
Числительные бывают количественные и порядковые, которые, в свою очередь, подразделяются на классы.
Количественные числительные:
- целые (восемь книг, десять собак);
- дробные (рукава три четверти), дробные числительные никогда не используются с одушевленными предметами;
- собирательные (трое парней, семеро козлят).
По своей структуре числительные могут быть:
- простые, состоящие из одного слова и однокоренной основы (два, сто, четыре);
- составные, состоящие из двух и более слов (пять восьмых, сто пятьдесят, три тысячи семьдесят пять);
- сложные, имеют два корня в одном слове (восемьдесят, триста).
Числительное в предложении может выступать в роли подлежащего, дополнения, определения или обстоятельства.
Местоимение – знаменательная частеречная единица, которая употребляется вместо других самостоятельных и указывает на них. Местоимение заимствует те грамматические формы, которые присущи заменяемым словам, имеет свойство изменяться по родам, числам и падежам.
Синтаксически также перенимает роль заменяемого члена предложения. Например: я, мой, твоё, себя. Местоимения бывают: личные, возвратное — себя, притяжательные, вопросительные, отрицательные, неопределенные, определительные, указательные.
Наречие – обозначает признак действия, признака или предмета. Вопросы, на которые отвечает наречие: «где? когда? откуда? куда? зачем?».
Наречие является неизменяемой лексемой и в предложении чаще всего выполняет роль сказуемого.
Класс служебных морфем
К служебным частям в русском языке относят три морфологических категории: предлоги, союзы, частицы.
Предлог является служебной частью речи, указывающей на зависимость знаменательных членов предложения от других слов. Например, в лесу, из дома, ко мне.
Существует несколько видов предлогов:
- отглагольные (спустя, благодаря, начиная);
- отыменные (в заключение, в связи, в смысле);
- отнаречные (впереди, вокруг, напротив, через).
Союз – несамостоятельная морфологическая единица речи, которая соединяет однородные члены предложения и сами синтаксические части.
Союзы бывают сочинительные (и, да, или, либо) и подчинительные (чтобы, оттого что, как только).
Выделяют союзные слова: кто, что, чей, какой, зачем, почему и другие.
По своему составу союзы подразделяются на простые (и, да, однако, будто) и составные (для того чтобы, потому что, в то время как).
Частица добавляет словам смысловые оттенки и служит для образования форм слов. Например: то, либо, то-то, именно, как раз.
Классифицируют частицы также по их смысловой нагрузке: утвердительные, отрицательные, выражающие сомнение, вопросительные, сравнительные и другие.
Неоднозначные частеречные принадлежности
Помимо описанных выше морфологических элементов русского языка, выделяют и такие как междометие, причастие, деепричастие, связка, слова категории состояния, модальные слова. Их причастность к самостоятельным или служебным разрядам остается под вопросом, поэтому они стоят в системе русского языкознания особняком.
Междометие – оборот речи, который выражает эмоцию, побуждение, чувство. Например, ай-ай-ай, классно, ух ты.
Иногда к междометиям относят слова-звукоподражания (гав-гав, тук-тук) или же слова, которые обозначают мгновенное действие (шмыг, прыг, хоп, стук), но это ошибочное мнение. Данные языковые категории междометиями не являются.
Междометия имеют несколько классификаций.
По количеству слов в составе различают простые — одно слово в составе (ах, ох), составные – из двух слов (хи-хи, ну да, да ну), сложные – состоящие из трех и более слов (ой-ой-ой).
По эмоциональной окраске они классифицируются на этикетные (спасибо, будьте здоровы, привет), побудительные (ну-ка, но-но) и восклицательные (вах-вах, браво).
А также междометия различаются своим происхождением:
- непроизводные (ай, ох, ух);
- производные (хватит, можно подумать);
- заимствованные (о май гад, караул).
В предложении междометие не несет в себе синтаксической нагрузки, но иногда, когда междометие собой заменяет другую часть речи, оно также перенимает на себя синтаксическую роль этого члена предложения.
Например: Ай да умница! – в данном предложении междометие берет на себя роль прилагательного-определения.
Причастие указывает на признак или состояние предмета (пишущий мальчик, расцветший куст роз). Взгляды лингвистов на место причастия в системе русского языка неоднозначны: кто-то относит их к частеречной категории, кто-то считает их формой глагола. По сути, причастие образовано от глагола, но соединяет в себе морфологические признаки глагола (тип/залог, вид, время) и прилагательного (форма, число, род, падеж).
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершается на фоне первостепенного действия (выслушав, исследуя). Деепричастие совмещает в себе признаки глагола (вид, переходность, возвратность) и наречий (неизменяемость – нет склонения и спряжения).
Наряду с данными неоднозначными морфологическими единицами, выделяют слова-связки, которые образуются на стыке местоимения и глагола (быть). Например: это, есть, являться и другие. Синтаксически эта единица языка несет в себе второстепенную нагрузку, и ее легко заменяют тире.
Слова категории состояния схожи с наречием, отвечают на вопрос «как? каково?», передают признак предмета, но, в отличие от него, они независимы и выступают в роли независимого сказуемого. Например: Мне грустно. Тебе приятно.
Модальные слова – группа слов, которая выражает не само действие, но отношение к нему. Чаще всего это глаголы. Например: хотел бы, могу, не отказался бы, пожалуй, надо и другие.
Части речи в таблице
Часть речи | Значение | Вопросы | Примеры |
Самостоятельные части речи | |||
Имя существительное | Предмет, лицо | Кто? Что? | Майка, камень, человек, кошка, абстракция |
Имя прилагательное | Признак предмета, свойство | Какой? Какая? Какое? Какие? | Красивый, умная, сложное, мягкие |
Имя числительное | Количество, порядок предмета | Сколько? Который? | Десять, пятый, шестеро, триста семьдесят восемь |
Местоимение | Указывает на другие слова, части речи, заменяет их | Кто? Что? Чей? Какой? Кого? Чего? | Наш, их, вы, себя |
Глагол | Действие | Что делать? Что сделать? | Бежать, прилететь, достать, узнать, искать |
Наречие | Признак действия или предмета | Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем? | Знакомо, страшно, нехотя |
Служебные части речи | |||
Предлог | Указывает на зависимость одних слов от других | В, из, от, благодаря | |
Союз | Соединяет однородные члены предложения и сами предложения | И, зато, а, но | |
Частица | Привносит эмоциональные оттенки, образует формы слов | Именно, нибудь, то, же | |
Неоднозначные части речи | |||
Междометие | Выражают чувство, эмоцию, побуждение | Ах, ух ты, вау | |
Причастие | Обозначает признак или состояние предмета | Что делающий? Что сделавший? | Смеющийся, проигравший |
Деепричастие | Обозначает второстепенное действие относительно первостепенного | Что делая? Что сделав? | Мечтая, исследовав, открывая, подумав |
Слова категории состояния | Передают признак предмета | Как? Каково? | Горячо, приятно, невесомо |
Модальные слова | Выражают отношение к действию | Нужно, необходимо, хотелось бы | |
Связка | Связывают между собой члены предложения | Есть, быть, являться | |
Звукоподражания | Звуки-подражания животным и другим явлениям | Ав-ав, цок-цок, чмок-чмок |
Такая таблица поможет запомнить как сами части речи, так и их значение и признаки.
ли со статьей или есть что добавить?