Что происходит при коррозии металла – причины появления и методы борьбы

imageКоррозия – разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды.

Металл разрушается полностью или частично. Следы коррозии остаются на поверхности в виде оксидных пленок, окалин или ржавчины.

В зависимости от сцепления с поверхностью порча металла проявляется по-разному. На железе образуется рыхлый слой ржавчины, коррозия проникает глубоко в металл и образовывает сквозные дыры в изделии. На алюминиевых поверхностях образуется ржавая пленка, которая защищает металл от дальнейшего разрушения.

Коррозия – это больше, чем просто образование ржавчины. Имеется даже классификация порчи. Рассмотрим самые распространенные виды коррозии метала:

1.Сплошная. Следы порчи проявляются на всей поверхности.Например, коррозия стальных труб на воздухе, потускнение серебра и помутнение никеля.

2. Избирательная. Разрушается определенная часть сплава. Образуется пористый скелет, который сохраняет форму изделия, но прочность металла снижается.Например, латунная труба с избирательной коррозией выдерживает внутренне давление воды, но разрушается при гидравлическом ударе или во время ремонтных работ.

3. Местная локальная коррозия пятнами и язвами. Коррозия пятнами не сильно углубляется внутрь, а локализуется очагами на поверхности. Язвенные поражения глубоко проникают в металлические изделия. Такому разрушению подвержена латунь и хромоникелевые стали в морской воде, сталь в грунте, медь в стоячей воде.

4. Щелевая. Наиболее восприимчива к этому виду нержавеющая сталь и алюминий. Коррозия проявляется под болтами и креплениями, которые погружены в жидкость. Например, в негерметичных соединениях труб.

5. Послойная или расслаивающаяся коррозия. Металл вспучивается и расслаивается, так как очаги порчи находятся в полостях металла.

6. Межкристаллитная. Внешний вид изделия не меняется, коррозия проникает вглубь, металл быстро теряет прочность и разрушается.

7. Газовая. Протекает в газовой среде с содержанием влаги не более 0,1% или при температуре свыше 2000С. Например, при гидрировании угля, нефти, синтезе аммиака и метанола.

8. Атмосферная коррозия металлов в воздухе или влажном газе, когда поверхность покрыта тонким слоем влаги. Например, транспорт, рельсы, мосты, провода, крыши зданий.

9. Подземная. Коррозия в почвах и грунтах – магистральные трубопроводы, кабели, водопровод, канализация.

10. Биокоррозия. Вид коррозии металла под воздействием продуктов жизни микроорганизмов. Бывает бактериальная и грибная.

11. Контактная. Возникает при взаимодействии разных металлов. Например, алюминиевый болт в стальной пластине.

12. Коррозия металла в морской воде. Часто сочетается с биокоррозией.

13. Радиационная. Коррозия металла в системе с четыреххлористым углеродом, в котором образуется фосген и соляная кислота.

14. Коррозия внешним и блуждающим током. Ей подвержены газо- и нефтепроводы под трамвайными линиями или сетями железных дорог.

15. Коррозия под напряжением, вибрацией, ударами. Растрескивание под напряжением. Опасный вид порчи металлических конструкций с нагрузками – оси, рессоры, автоклавы, паровые котлы, соединения болтов и заклепок, лопасти гребных винтов, роторы насосов и т.д.

16. Нитевидная коррозия. Форма щелевой коррозии под защитными покрытиями. Образуется на стали, сплавах магния и алюминия с серебряным, золотым, фосфатным или лакокрасочным покрытием.

Несмотря на прочность металл легко подвергается коррозии. Если его не защитить от разрушения, это может привести к большим финансовым затратам. Ведь легче предупредить и отсрочить коррозию, чем раз от раза заменять конструкции и оборудование.

imageСпособы защиты металлов от коррозии подразделяют на легирование, защитные покрытия, изменение окружающей среды и механическую защиту.

• Легирование повышает коррозийную стойкость металла. На стадии литья в состав вводят хром, никель, молибден и другие легирующие элементы. В результате на поверхности металла образуется оксидная пленка, которая защищает от коррозии. Такие сплавы из железа, алюминия, магния и цинка обладают жаростойкими и жаропрочными свойствами.

• Защитные покрытия. Металл и сплавы покрывают эмалями, красками, чистыми металлами (цинк, кадмий, алюминий, никель, медь, хром), смолами, пластмассами, полимерной пленкой, резиной. Покрытия перекрывают доступ кислорода и защищают от ржавчины. Этот способ дешевый, но недолговечный – со временем покрытия разрушаются.

Еще одна разновидность защитных покрытий – химические составы. Например, фосфатные соли марганца и цинка или соли щавелевой кислоты. Для работы с такими покрытиями нужно специальное оборудование, что удорожает процесс. К тому же, обработанный материал меняет цвет. Это не всегда эстетически оправдано.

• Изменение окружающей среды. Сюда относят вакуумирование, работу в атмосфере инертных газов (ксенон, неон, аргон). При таком способе требуются защитные камеры и костюмы. Обычно методом изменения среды пользуются в научных лабораториях.

• Механическая защита от коррозии. Сюда относят обработку металла аппаратом дробеметным. Любой металл нуждается в очистке. Свежевылитый очищают в промышленных масштабах от окалин и неровностей дробью, подготавливая к нанесению покрытий. Эксплуатируемые металлические конструкции и оборудование чистят от старых слоев краски, эмали, ржавчины и т.д.Когда дробь ударяется о металл со скоростью 100 м/с, в месте удара металл сжимается, создавая сопротивление. Проще говоря – укрепляется. После обработки он меньше ржавеет и разрушается.

В промышленном секторе используются все вышеперечисленные способы защиты металлов. Каждое предприятие выбирает свой — в зависимости от технологии. Часто комбинируют несколько способов защиты металла от коррозии.

Например, компания ООО ЛипецкТехнолит использует механический способ совместно с легированием металла в собственном цехе литья при производстве аппаратов дробеметных, оборудования для цементной промышленности и запчастей к ним.

Эффективность комбинированного укрепления металла подтверждается положительными отзывами о продукции компании от клиентов из России и ближнего зарубежья.

Основные виды коррозии

Существует два вида коррозии металлов, с различными механизмами протекания процесса: химический и электрохимический. В обоих случаях разрушение стали происходит вследствие ее взаимодействия с внешними средами.

  • Химической коррозией называют процесс, который проходит в не проводящих электричество средах. Химическая коррозия появляется, к примеру, при нагреве металла с помощью высоких температур, при термической обработке либо горячей обработке давлением. На стальной поверхности в таком случае появляется пленка из различных химических соединений — оксидов, сульфидов и других.
  • Электрохимическая коррозия в большинстве случаев подразумевает наличие электрического тока. Примером данного процесса могут служить ржавление конструкций и изделий из металла в атмосфере, коррозия стальной арматуры используемой в гидросооружениях и корпусах судов, как в речной, так и в морской воде и прочее.

Пристальное рассмотрение механизмов электрохимической коррозии наравне с химической показывает, что каких-либо существенных различий между ними нет. В некоторых случаях наблюдается постепенный переход электрохимической коррозии в химическую и, наоборот, в растворах электролитов механизм коррозии стали может носить двоякий характер.

По условиям протекания коррозии бывают следующих типов:

  • Газовая — коррозия стали при высоких температурах в газах.
  • Коррозия в неэлектролитах (примером служит коррозия металлов в бензине).
  • Коррозия в электролитах – процесс, протекающий в жидких средах которые проводят электричество.
  • Атмосферная коррозия разнообразных конструкций из металла на воздухе.
  • Почвенная (примером служит коррозия подземных трубопроводов).
  • Контактная — электрохимическое разрушение стали, происходящее в процессе контакта нескольких металлов в электролите (примером служит коррозия деталей из медных сплавов, соприкасающихся с конструкциями из алюминия).
  • Электрокоррозия либо коррозия внешним током (примером служит коррозия подземной трубы под действием блуждающих токов).
  • Структурная — связанная с неоднородностью структуры металла; примером служит ускорение коррозионного процесса чугунного изделия помещенного в раствор серной кислоты из-за имеющихся в его составе включений графита.
  • Коррозия при трении; примером служит разрушение при вращении шейки вала в морской воде.
  • Коррозия под напряжением, которое изменяется по знаку и значению, что зачастую вызывает снижение предела выносливости металла — коррозионную усталость.
  • Биокоррозия- коррозия стали под воздействием выделяемых микроорганизмами продуктов.
  • Щелевая, протекающая в зазорах и небольших узких щелях между отдельными деталями.

По характеру и месту распределения коррозионных процессов различают межкристаллитную, сплошную и местную коррозии.

Сплошную коррозию отличает то, что коррозия охватывает всю поверхность металлического изделия, разрушая его почти равномерно. Этот вид коррозии довольно просто контролировать и оценивать.

Местная коррозия в основном сосредоточенна на некоторых участках поверхности материала. Это более опасный тип ржавления, так как он имеет значительную глубину, что приводит к выходу изделия из строя. Зачастую этот тип коррозии появляется в результате механических повреждений поверхности стального изделия.

При межкристаллитной коррозии разрушение металла начинается с его поверхности и распространяется вглубь изделия, обычно по границам зерен. Коррозия межкристаллитного типа значительно снижает несущие способности стали, вызывает хрупкость металла. Этот вид коррозии часто встречается на практике и является очень опасным. Обычно ржавления происходит после термической обработки металлов либо сварки.

Наша продукция

—>

Коррозия металлов — самопроизвольное разрушение металлов вслед­ствие химического или электрохимического взаимодействия их с внешней средой. Коррозионный процесс — гетерогенный (неоднородный), протекает на границе раздела металл — агрессивная среда, име­ет сложный механизм.    При этом атомы металла окисляются, т.е.J теряют валентные электроны, атомы переходят через границу раздела во  внешнюю среду, взаимодействуют с ее компонентами и образуют продукты коррозии. В большинстве случаев коррозия металлов пройм ходит неравномерно по поверхности, имеются  участки, на  которых возникают локальные поражения. Некоторые продукты   коррозии, образуя поверхностные пленки, сообщают металлу коррозионную стойкость. Иногда могут появляться рыхлые продукты коррозии, имеющие слабое сцепление с металлом. Разрушение таких пленок вызывает интенсивную коррозию обнажающегося металла. Коррозия металла снижает механическую прочность и меняет другие свойства его. Коррозионные процессы классифицируют по видам коррозионных разру­шений, характеру взаимодействия металла со средой, условиям про­текания.

Коррозия бывает сплошная, общая и местная. Сплошная коррозия   протекает по всей поверхности металла. При местной коррозии поражения локализуются на отдельных участках поверхности.

I – равномерное; II — неравномерное; III — избирательное; IV пятна; V язвы; VI— точками или питтингами; VII сквозное; VIII нитевидное; IX— поверхностное; X — межкристаллитное; XI ножевое; XII растрескивание

Общая коррозия подразделяется на равномерную, неравномер­ную и избирательную (рис. 1).

Равномерная коррозия протекает с одинаковой скоростью по всей поверхности металла; неравномерная — на различных участках поверхности металла с неодинаковой скоростью. При избирательной кор­розии разрушаются отдельные компоненты сплава.

При коррозии пятнами диаметр коррозионных поражений большой глубины. Для язвенной коррозии характерно глубокое поражение участка поверхности ограниченной площади. Как правило, язва находятся над слоем продуктов коррозии. При точечной (питтинговой) коррозии наблюдаются отдельные точечные поражения поверхности металла, которые имеют малые поперечные размеры при значительной глубине. Сквозная — это местная коррозия, вызывающая разрушение металлического изделия насквозь, в виде свищей. Нитевидная коррозия проявляется под неметаллическими покрытиями и виде нитей. Подповерхностная коррозия начинается с поверхности, пи преимущественно распространяется под поверхностью металла, вызывая его вспучивание и расслоение.

При межкристаллитной коррозии разрушение сосредоточено по границам зерен металла или сплава. Этот вид коррозии опасен тем, что происходит потеря прочности и пластичности металла. Ножевая коррозия имеет вид надреза ножом вдоль сварного соединения в сильно агрессивных средах. Коррозионное растрескивание протекает при одновременном воздействии коррозионной среды и растягивающих остаточных или приложенных механических напряжениях.

Металлические изделия в определенных условиях подвергаются коррозионно-усталостному разрушению, протекающему при одновременном   воздействии   на   металл   коррозионной   среды  и  переменных  I механических напряжений.

По характеру взаимодействия металла со средой различают хими­ческую и электрохимическую коррозии. Химическая коррозия — раз­рушение металла при химическом взаимодействии с агрессивной сре­дой, которой служат неэлектролиты — жидкости и сухие газы. Электрохимическая коррозия — разрушение металла под воздействием электро­лита при протекании двух самостоятельных, но взаимосвязанных процессов — анодного и катодного. Анодный процесс — окислительный, проходит с растворением металла; катодный процесс — восстановительный,   обусловлен   электрохимическим   восстановлением   компонентов среды. Современная теория коррозии металлов не исключает совместного протекания химической и электрохимической коррозии, так как в электролитах при определенных условиях возможен перенос массы металла по химическому механизму.

По условиям протекания коррозионного процесса наиболее часто встречаются следующие виды коррозии:

1)    газовая коррозия, протекает при повышенных температурах и   полном отсутствии влаги на поверхности; продукт газовой корро­зии — окалина обладает при определенных условиях защитными свой­ствами;

2)    атмосферная коррозия, протекает в воздухе; различают три вида атмосферной коррозии: во влажной атмосфере — при относитель­ной влажности воздуха выше 40 %; в мокрой атмосфере — при отно­сительной влажности воздуха, равной 100 %; в сухой атмосфере — при относительной влажности воздуха менее 40 %; атмосферная кор­розия — один из наиболее распространенных видов вследствие того, что основная часть металлического оборудования эксплуатируется в атмосферных условиях;

3)    жидкостная коррозия — коррозия металлов в жидкой среде; различают коррозию в электролитах (кислоты, щелочи, солевые раст­воры, морская вода) и в неэлектролитах (нефть, нефтепродукты, ор­ганические соединения);

4)  подземная коррозия — коррозия металлов, вызываемая в ос­новном действием растворов солей, содержащихся в почвах и грун­тах; коррозионная агрессивность почвы и грунтов обусловлена струк­турой и влажностью почвы, содержанием кислорода и других хими­ческих соединений, рН, электропроводностью, наличием микроорга­низмов;

5)  биокоррозия — коррозия металлов в результате воздействия микроорганизмов или продуктов их жизнедеятельности, в биокорро­зии участвуют аэробные и анаэробные бактерии, приводящие к ло­кализации коррозионных поражений;

6)    электрокоррозия,   возникает  под действием  внешнего  источника тока или блуждающего тока;

7) щелевая коррозия — коррозия металла в узких щелях, зазорах,м резьбовых и фланцевых соединениях металлического оборудования,аксплуатирующегося в электролитах, в местах неплотного контактаметалла с изоляционным материалом;

8)    контактная коррозия, возникает при контакте разнородных металлов в электролите;

9)  коррозия под напряжением, протекает при совместном воздействии на металл агрессивной среды и механических напряжений — постоянных растягивающих (коррозионное растрескивание) и пере­менных или циклических (коррозионная усталость);

10) коррозионная кавитация — разрушение металла в результате одновременно коррозионного и ударного воздействий. При этом за­щитные пленки на поверхности металла разрушаются, когда лопаются газовые пузырьки на поверхности раздела жидкости с твердым телом;

11) коррозионная эрозия — разрушение металла вследствие одновременного воздействия агрессивной среды и механического износа;

12) фреттинг-коррозия — локальное коррозионное разрушение металлов при воздействии агрессивной среды в условиях колебательного   перемещения   двух  трущихся   поверхностей   относительно  друг друга;

13) структурная коррозия, обусловлена структурной неоднород­ностью сплава; при этом происходит ускоренный процесс коррозионного разрушения вследствие повышенной активности какого-либо компонента сплава;

14) термоконтактная коррозия, возникает за счет температурного градиента, обусловленного неравномерным нагреванием поверхности металла.

Поделитесь с друзьями!

Коррозия представляет собой опасный процесс деградации(то есть разрушения) верхнего слоя металлов под влиянием разнообразных сред. Обычно коррозию провоцирует химическая среда, которая окружает металл.

Вне зависимости от вида конструкции и ее работы, самым простым и понятным методом для ведения борьбы с таким явлением, для «защиты от коррозии» используются защитные краски и специальные лаки.

Основные типы коррозии

Говоря о механизме коррозийного процесса можно заметить 2 главных типа коррозии: химическую и электрохимическую.

Химическая — это явственный итог прохождения реакций, во время которых, после уничтожения металлической связи, части металла и все атомы, которые входят в окислители, создают собой крепкую связь. Электроток между различными частями поверхности металл не может возникнуть. Данная разновидность коррозии может быть присуща химическим средам, которые не в состоянии передавать электроток. Сюда относятся газы и неэлектролиты.

Важно помнить, что на скорость коррозии влияют также причины коррозии. Электрохимическая коррозия представляет процесс деградации металлов. Этот процесс идет вместе с возникновением в системе электричества.

Классификация коррозии по значению протекания самого процесса

Арка моста, с более сильной ржавчиной с местах где разрушен лакокрасочный слой

Коррозионные процессы могут быть разделены:

  • по типу взаимного влияния металлов с окружающей атмосферой;
  • по типу коррозионной атмосферы и условиям самого процесса;
  • по характеристике дегенерационного воздействия;
  • на «скорость коррозии» очень сильно влияет тип окружающей атмосферы.

Типы коррозии и описание процесса

  • Химическая — это такой тип взаимного влияния металла с окружающей средой, в процессе действия которого окисление и дальнейшее восстановление части среды проходят в едином акте. Продукты взаимного влияния не имеют разделения в пространстве.
  • Электрохимическая — это такой тип взаимного влияния металла с коррозийным пространством, в котором реакция ионизации коррозионной среды проходит в нескольких актах.
  • Газовая— это коррозия металлических поверхностей при слабом содержании воды (обычно влаги находится не больше 0,2 %) либо при максимальных рабочих температурах. В современной химической и газовой промышленности подобный тип коррозии может встречаться чаще остальных.
  • Атмосферная — это тип коррозии в воздушной атмосфере либо в среде влажного газа.
  • Биокоррозия — это биологический тип коррозии металла, который протекает под воздействием жизнедеятельности микробов и разных микроорганизмов.
  • Контактная — это такой тип коррозии, который провоцируется контактом нескольких типов металлов с различными стационарными потенциалами.
  • Радиационная — это такой тип коррозии металла, который обусловлен влиянием радиоактивного облучения.

Особенности антикоррозионных составов

В местах скола краски видна ржавчина, а на осях покрытых смазкой коррозии нет

Что такое ингибиторы коррозии? Это такие вещества и элементы, которые, присутствуя в среде, подверженной опасному влиянию коррозии, в состоянии уменьшать и в целом останавливать коррозионное воздействие на металл. Ингибитор коррозии может представлять собой как одно химическое соединение, так и быть смесью многих.

  • Ингибитор солеотложений ИОМС-1 (раствор)г 200 руб/кг. Макрофлекс.
  • Ингибитор коррозии Protectogen(протектоген). C Aqua.
  • Комплексонат – раствор цинкового комплекса. Эктоскейл.
  • ГАЛАН. Протектор. Ингибитор коррозии (5 л). Защищает от коррозии трубопроводы, радиаторы и прочие системы отопления.

Коррозия некоторых металлов

Коррозия меди

Коррозия меди – это ее разрушение под влиянием окружающей среды. Медь в разных концентрациях в других металлах имеет широкое применение в массе отраслей промышленности всего мира. Медь используется в строительстве в связи с максимальной коррозионной устойчивостью этого металла и ее высокой степенью теплопроводности.

Коррозия железа

Окислительная реакция во время коррозии железа проходит путем прохода электронов на окислитель. Продукт коррозии этого вида металла — ржавчина. На практике вы можете видеть ржавчину с достаточно разнообразной гаммой оттенков — от темно-красного и до светло-оранжевого, либо практически черного оттенка.

Влияние коррозии на алюминий

Коррозия алюминия наблюдается во многих средах и может не проходить лишь в тех случаях, в которых на верхней части металла образовалось защитное покрытие.

Важно помнить, что щелочи способны быстро растворить защитную пленку алюминия, который начинает свою реакцию с водой. В итоге металл обычно растворяется в среде с выделением большого количество водорода. Таким образом проходит «коррозия алюминия и его сплавов» в природе.

Способы защитить металл от коррозии

Антикоррозийная защита может проводиться такими методами как:

  • Повышение общей коррозионной устойчивости металла методом изменения его хим. структуры;
  • Также может использоваться изолирование поверхности металла с применением особенных покрытий;
  • Снижение показателя агрессивности места, где применяется металл;
  • Применение токов, увеличивающих устойчивость к влиянию коррозии.

Защитные составы достаточно легки в применении, недорого стоят и быстро обновляются при желании, а также создают более декоративный вид для металлического изделия.

Протекция от коррозии обусловливается физической изоляцией металла, или мощным электрическим-химическим влиянием антикоррозионного покрытия на поверхности. Главными минусами большей части лакокрасочных материалов является их слабая водопроницаемость, а иногда и слабая температурная устойчивость.

Защитная пленка как преграда разрушению

Покрытие верхней части металла особым лакокрасочным слоем служит отличной преградой для образования коррозии, а следовательно, способно снижать распространение коррозии. Особое значение в этом деле имеет качество покрытия(используется антикоррозийная краска) – учитывается толщина слоя краски и его пористость.

Также качество покрытия металла будет зависеть от уровня подготовки поверхности и метода работы с антикоррозионным покрытием. Любая ржавчина должны быть зачищена.

Антикоррозионные краски и лаки

Антикоррозийная краска по металлу представляют собой вещество, предохраняющее металл от воздействия опасной внешней среды.

  • Составом смазывают поврежденную поверхность.
  • Такой материал создает более устойчивое к атмосферному влиянию покрытие.
  • Максимальная укрывистость к ржавчине.

Также может использоваться краска по ржавчине. Краска по ржавчине при ее своевременном и правильном нанесении на металл гарантирует долгую протекцию трубопроводов и металлических систем. Такая краска способна защитить элементы механизмов и промышленных аппаратов, а также деталей машин от пагубного влияния ржавчины. С помощью краски проводится обработка технологическим систем и прочего оборудования, в том числе гидротехнических механизмов и мостов.

  • Элакор-ПУ — эмали для обработки металлических деталей и краска по металлу.
  • Толстослойное антикоррозионное покрытие на основе алкидных смол. FEIDAL Coatings.
  • Эмаль ПФ, ПФ 115 и эмаль ПФ-1189. «Сигма краски».
  • Антикоррозийная краска NOR-MAALI. Применяется в качестве поверхностной краски. Производитель CARBOLINE — Норвегия, Линейка красок Nor-Maali достаточно широкая – около сотни видов. В основном они используются в промышленных целях: судостроении, мостостроении, строительстве

Однако не любая краска может гарантировать лучший показатель защиты. Стоит рассмотреть виды противокоррозийных эмалей. Специалисты используют ЛКМ для снижения цены работ. Кроме этого, данная продукция ускоряет технологический процесс нанесения покрытия.

Коррозионные процессы классифицируют по механизму взаимодействия металлов с внешней средой; по виду коррозионной среды и условиям протекания процесса; по характеру коррозионных разрушений; по видам дополнительных воздействий, которым подвергается металл одновременно с действием коррозионной среды.

По механизму процесса различают химическую и электрохимическую коррозию металлов.

Химическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.Электрохимическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой (раствором электролита), при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала.

По виду коррозионной среды и условиям протекания различают несколько видов коррозии.Газовая коррозия — это химическая коррозия металлов в газовой среде при минимальном содержании влаги (как правило не более 0,1%) или при высоких температурах. В химической и нефтехимической промышленности такой вид коррозии встречается часто. Например, при получении серной кислоты на стадии окисления диоксида серы, при синтезе аммиака, получении азотной кислоты и хлористого водорода, в процессах синтеза органических спиртов, крекинга нефти и т.д.

Атмосферная коррозия — это коррозия металлов в атмосфере воздуха или любого влажного газа.

Подземная коррозия — это коррозия металлов в почвах и грунтах.

Биокоррозия — это коррозия, протекающая под влиянием жизнедеятельности микроорганизмов.

Контактная коррозия — это вид коррозии, вызванный контактом металлов, имеющих разные стационарные потенциалы в данном электролите.

Радиационная коррозия — это коррозия, обусловленная действием радиоактивного излучения.

Коррозия внешним током и коррозия блуждающим током. В первом случае — это коррозия металла, возникающая под воздействием тока от внешнего источника. Во втором случае — под воздействием блуждающего тока.

Коррозия под напряжением — коррозия, вызванная одновременным воздействием коррозионной среды и механических напряжений. Если это растягивающие напряжения, то может произойти растрескивание металла. Это очень опасный вид коррозии, особенно для конструкций, испытывающих механические нагрузки (оси, рессоры, автоклавы, паровые котлы, турбины и т.д.). Если металлические изделия подвергаются циклическим растягивающим напряжениям, то можно вызвать коррозионную усталость. Происходит понижение предела усталости металла. Такому виду коррозии подвержены рессоры автомобилей, канаты, валки прокатных станов.

Коррозионная кавитация — разрушение металла, обусловленное одновременным коррозионным и ударным воздействием внешней среды.

Фреттинг-коррозия — это коррозия, вызванная одновременно вибрацией и воздействием коррозионной среды. Устранить коррозию при трении или вибрации возможно правильным выбором конструкционного материала, снижением коэффициента трения, применением покрытий и т.д.

Коррозия называется сплошной, если она охватывает всю поверхность металла. Сплошная коррозия может быть равномерной, если процесс протекает с одинаковой скоростью по всей поверхности металла, и неравномерной когда скорость процесса неодинакова на различных участках поверхности. Равномерная коррозия наблюдается, например, при коррозии железных труб на воздухе. При избирательной коррозии разрушается одна структурная составляющая или один компонент сплава. В качестве примеров можно привести графитизацию чугуна или обесцинкование латуней.

Местная (локальная) коррозия охватывает отдельные участки поверхности металла. Местная коррозия может быть выражена в виде отдельных пятен, не сильно углубленных в толщу металла; язв — разрушений, имеющих вид раковины, сильно углубленной в толщу металла, или точек (питтингов), глубоко проникающих в металл. Первый вид наблюдается, например, при коррозии латуни в морской воде. Язвенная коррозия отмечена у сталей в грунте, а питтинговая — у аустенитной хромоникелевой стали в морской воде.

Подповерхностная коррозия начинается на поверхности, но затем распространяется в глубине металла. Продукты коррозии оказываются сосредоточенными в полостях металла. Этот вид коррозии вызывает вспучивание и расслоение металлических изделий.

Межкристаллитная коррозия характеризуется разрушением металла по границам зерен. Она особенно опасна тем, что внешний вид металла не меняется, но он быстро теряет прочность и пластичность и легко разрушается. Связано это с образованием между зернами рыхлых малопрочных продуктов коррозии. Этому виду разрушений особенно подвержены хромистые и хромоникелевые стали, никелевые и алюминиевые сплавы.

Щелевая коррозия вызывает разрушение металла под прокладками, в зазорах, резьбовых креплениях и т.д.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий