Что это – ледник? Пульсирующие ледники. Где находятся и как образуются ледники?

Ледники — природные образования, представляющие собой скопление льда атмосферного происхождения. На поверхности нашей планеты ледники занимают более 16 млн. км2, то есть около 11% всей площади суши, а их общий объем достигает 30 млн. км3. Более 99% всей площади ледников Земли принадлежит полярным областям. Однако ледники можно увидеть даже и близ экватора, но располагаются они на вершинах высоких гор. Например, высочайшая вершина Африки — гора Килиманджаро — увенчана ледником, который располагается не ниже 4500 м.

Ледники образуются на участках земной поверхности при условии, если количество выпадающих твердых атмосферных осадков на протяжении многих лет превышает количество осадков, которое может растаять или испариться. Линию, выше которой выпавший в течение года снег не успевает  стаять, называют снеговой линией. Высота ее расположения зависит от климатических особенностей местности. В горах, расположенных в районе экватора, снеговая линия находится на высоте 4,5-5 тысяч метров, а к полюсам она понижается до уровня океана. Выше снеговой линии из скапливающегося там и уплотняющегося снега образуются ледники.

В зависимости от места их образования различают покровные ледники и горно-долинные.

Покровные ледники. Они занимают 98,5% всей площади ледников на Земле и образуются там, где снеговая линия находится очень низко. Эти ледники имеют форму щитов и куполов. Крупнейший ледниковый покров Земли — Антарктический. Толщина льда здесь достигает 4 км при средней толщине 1,5 км. В пределах единого покрова различаются отдельные ледяные потоки, текущие от центра материка к периферии; крупнейший из них — ледник Бидмор, стекающий с гор Виктории; он имеет в длину 180 км, в ширину — 15-20 км. По краю ледникового щита Антарктиды широко распространены большие ледники, концы которых находятся на плаву в море. Такие ледники называются шельфовыми. Самый крупный из них в Антарктиде — ледник Росса. Он по площади вдвое превышает территорию Великобритании.

Другой крупнейший ледниковый покров Земли — Гренландский, покрывающий почти всю территорию огромного острова. Значительно меньше по размерам ледники других районов Арктики. Гренландский и антарктические ледники часто спускаются на прибрежные части океана. В этих случаях от них могут откалываться глыбы льда, превращающиеся в плавающие морские горы — айсберги.

Покровные ледники встречаются на поверхности суши независимо от ее рельефа, причем рельеф почти не отражается на характере поверхности ледника.

image

Горные ледники. Они отличаются от покровных значительно меньшими размерами и большим разнообразием форм, которая определяется рельефом места их возникновения. Если движение покровных ледников происходит от центра ледникового щита к периферии, то движение горного ледника обусловлено уклоном подстилающей поверхности и направлено в одну сторону, образуя один или несколько потоков. Если ледники располагаются на плоских вершинах, то они имеют караваеподобную форму; ледники, покрывающие вершины вулканических гор, образуют ледяные шапки. Многие ледники имеют вид чаши, заполняя углубления на склонах. Наиболее распространенный тип горных ледников — долинные, которые заполняют речные долины. Горные ледники располагаются практически на всех широтах — от экватора до полярных стран. Наибольшие горные ледники находятся на Аляске, в Гималаях, на Памире, Гиндукуше и Тянь-Шане. В строении ледников различают следующие зоны:

Область питания ледника. Здесь накапливается снег, который не успевает целиком стаять за летний период. Именно здесь из снега зарождается ледник. Снег откладывается каждую зиму, но толщина слоя зависит от величины выпадающих в конкретном месте осадков. В Антарктиде, например, годовой слой снега — 1-15 см, и весь этот снег идет на пополнение ледникового покрова. На восточном побережье Камчатки накапливается 8-10 метров снега за год. Здесь находится «полюс снежности» Евразии. В областях питания ледников на Кавказе, Тянь-Шане, Памире за год накапливается 2-3 метра снега, и этого достаточно для восстановления летних затрат на таяние.

В области питания снег превращается в лед различными способами. Сначала происходит укрупнение кристаллов, уменьшение пространства между ними. Так образуется фирн — переходное состояние от снега ко льду. Дальнейшее уплотнение под давлением вышележащего снега приводит к образованию льда молочно-белого цвета (из-за многочисленных пузырьков воздуха);

Область абляции (лат. ablatio — снос, убыль). В этой области происходит уменьшение массы ледника при таянии, испарении или отделении айсбергов (у покровных ледников). Абляция ледника особенно сильна в горах ниже снеговой линии, что способствует многоводью рек, начинающихся с ледника. Например, на Кавказе, в Средней Азии и др. Для некоторых рек Средней Азии доля ледникового стока доходит летом до 50-70%. Но количество воды, отдаваемое ледниками, сильно колеблется в зависимости от условий таяния в данное лето. Исследователи ледников провели на ледниках Тянь-Шаня и Памира ряд экспериментов по искусственному усилению таяния ледников, с тем чтобы увеличить поступление талых вод на хлопковые поля в засушливые годы. Было установлено, что усилить сток с ледников можно, покрыв поверхность их угольной пылью. В ясные дни таяние увеличивалось на 25% (темная поверхность больше поглощает солнечные лучи, чем светлые). Однако до тех пор, пока не будут разработаны способы искусственного пополнения запасов снега, метод применять не рекомендуется.

Ледникам свойственно течь, обнаруживая пластические свойства. При этом образуется язык ледника, один или несколько. Скорость движения ледников достигает нескольких сот метров в год, но она не остается постоянной. Так как пластичность льда зависит от температуры, летом ледник движется быстрее, чем зимой. Ледниковые языки напоминают реки: атмосферные осадки собираются в русло и текут по склонам.

Работа ледника может быть как разрушительной (денудационной), так и накопительной (аккумулятивной). При этом ледник еще и транспортирует весь материал, попавший в него. Денудационная деятельность ледника заключается в обработке и углублении природных понижений в рельефе. Аккумулятивная работа ледника происходит в области питания ледника, где происходит накопление снега и превращение его в лед. Благодаря аккумулятивной работе ледника в области его таяния отложенная им морена создает своеобразные формы рельефа.Для районов существования горных ледников характерно такое явление, как снежные лавины. Благодаря им происходит разгрузка ледниковых областей. Лавиной называют обвалы снега, соскальзывающего с горных склонов и увлекающего на своем пути снежные массы. Лавины могут быть на склонах, крутизна которых более 15°. Причины лавин различны: рыхлость снега в первое время после его выпадения; повышение температуры в нижних горизонтах снега от давления, оттепель. В любом случае лавина обладает огромной разрушительной силой. Мощность удара в них достигает 100 тонн на 1 м2. Толчком для начала снежного обвала может быть самое незначительное нарушение равновесия нависших снежных масс: резкий крик, оружейный выстрел. В лавиноопасных местах ведутся работы по предупреждению и отводу лавин. Наиболее часты лавины в Альпах (их называют здесь «белой гибелью» — они могут уничтожить целое селение), Кордильерах, на Кавказе.

Ледники играют большую роль не только в природе, но и в жизни человека. Это величайшее хранилище пресной воды, так необходимой человеку.

По форме ледники подразделяются на горно-долинные и покровные. Наиболее крупные материковые ледяные покровы находятся в Антарктиде и Гренландии, а более мелкие — в Исландии, на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Северной Земле и островах Канадского Арктического архипелага. Горно-долинные ледники развиты почти во всех крупных горных системах (Кордильерах, Андах, Памире, Гималаях, Кавказе, Альпах и др.), где в высокогорье располагаются понижения — цирки с ледяными шап-

ками, из которых лед спускается в долины. Иногда еще выделяют промежуточный тип ледников, которые в горах обладают долинной формой, а спускаясь на равнину, превращаются в покровный ледник, сливаясь в единый ледниковый щит незначительной мощности.

Горно-долинный тип ледников

В любом горно-долинном леднике различают области аккумуляции, стока и разгрузки (рис. 10.2). Горные ледники питаются за счет снега, выпадающего в высокогорье и постепенно переходящего в фирн, а затем в лед. Естественно, что областями накопления льда являются понижения между скальными пиками, напоминающие чаши и называемые карами (рис. 10.3). Сливаясь между собой, кары образуют более обширные ледниковые цирки, из которых лед устремляется в горные долины, по которым может перемещаться на десятки километров (рис. 10.4).

В том месте, где ледник выходит из кара или цирка, всегда существует перегиб склона, а в леднике возникает подгорная трещина. Область стока ледника всегда характеризуется обилием трещин, так как в горной местности существуют резкие перепады высот рельефа, уступы, обрывы и др., т.е. быстро изменяется градиент склона. Область разгрузки представляет собой окончание ледника, где он тает и уменьшается в мощности и объеме.

Горно-долинные ледники подразделяют на простые и сложные (рис. 10.5). Последние характеризуются питанием из ледниковых цирков и наличием языков льда, сливающихся в один крупный долинный ледник. Такие ледники характерны для многих горных систем, как Кавказ, Альпы, Памир и др. Ледник Федченко на

Рис. 10.2. Горный ледник и его строение:

/ — аккумуляция льда; 2 — снег и фирн; 3 — зона движения ледника; 4 — зона разгрузки ледника и образование конечной морены; 5, 6 — ригель; 7— зона трещин над ригелем

Рис. 10.3. Кары, цирки и ледопады (фото Н.В. Короновского)

Рис. 10.4. Гора Аннапурна. Гималаи. Ледниковый цирк. Хорошо видна боковая и конечная морены (фото Н.Л. Фроловой)

Рис. 10.5. Простой ледник. Западный склон Эльбруса. Северный Кавказ (фото М.С. Мышенковой)

Памире длиной 71,7 км и мощностью до 1 000 м в средней части включает в себя около 20 относительно небольших ледников, которые его подпитывают, и картина в плане напоминает дерево. Такие сложные ледники называются древовидными.

Нередко ледниками заняты высокогорные перевалы, и языки льда спускаются по обе стороны горного хребта, образуя переметные ледники, напоминающие положение переметных сум на лошади. Существуют каровые ледники, располагающиеся только в каровом углублении. Иногда ледник выходит из кара, но не достигает днища главной долины, оставаясь как бы висеть на склоне — висячие ледники. От концов висячих ледников часто обруша- ются большие глыбы льда (рис. 10.6).

В Средней Азии существует особый тип горно-долинных ледников, питающихся не за счет каровых фирновых полей и ледни-

Рис. 10.6. Отступающий ледник. Швеция (фото Ю. А. Морозова)

ков, а за счет большого количества снега, поступающего на поверхность ледника с лавинами, сходящими со склонов ледниковой долины. Такие ледники называются туркестанскими.

Лед — хрупкое вещество. Если по нему ударить молотком, он разобьется. Тем не менее ледники движутся и это означает, что на глубинах 50 м и более, где трещин уже нет и давление велико, лед обладает пластичностью и способен медленно течь, так как атомы в кристаллической решетке льда способны смещаться друг относительно друга, а лед испытывает пластическую деформацию. Собственно говоря, лед течет точно так же, как и горные породы под большим давлением и высокой температурой на глубинах в первые километры. В этом отношении лед не отличается от горных пород. В силу различной твердости слоев льда в леднике возникает расслоенность и отдельные слои могут скользить друг по другу с разной скоростью (рис. 10.7). Особенно часто отслаивается верхний наиболее хрупкий слой ледника, на крутых склонах образуя мощные ледопады, как это бывает в Альпах и на Кавказе.

Скорость движения ледников изменяется в разные периоды года, составляя от 0,1 …0,5 м/сут, например на Кавказе или в Альпах, до первых метров в сутки на крупных ледниках Памира, Ка-

Рис. 10.7. Продольный разрез части горного ледника:

/ — зерна хрупкого льда; 2 — зона пластичного льда; 3 — зона вмороженных в лед валунов; 4 — кривая скоростей движения льда; 5 — зерна льда, движущиеся вместе; 6 — верхние зерна опережают нижние; 7 — верхние зерна еще сильнее опережают нижние; 8 — направление движения льда

ракорума и Гималаев, а в Гренландии скорость перемещения некоторых ледников в узких горных долинах достигает 30 м/сут. Существуют ледники, которые как бы внезапно приобретают аномально высокие скорости движения. Так, скорость ледника Медвежий на Памире в 1963 г. превысила 150 м/сут и за короткое время он продвинулся почти на 7 км. Так же необычно быстро двигался в феврале 1937 г. ледник Блэк Рэпидз на Аляске (210 км к югу от г. Фэрбенкс). 23 февраля его скорость достигла около 75 м/сут, и так он двигался примерно шесть месяцев. Затем скорость его перемещения снизилась и он начал отступать. На Северном Кавказе, в Осетии, небольшой ледник Колка в долине р. Геналдон неоднократно, в 1835, 1902, 1969, 2001 гг., начинал очень быстро двигаться, иногда обрушиваясь в долину, по которой распространялся вал ледяных глыб до высоты 100 м, сметая все на своем пути.

Причины аномально быстрых движений ледников обычно связаны с обильными снегопадами в области аккумуляции, а превратившись в лед, масса испытывает большое давление, не успевая протиснуться сквозь узкое сечение долины. В эти моменты скорость движения ледника возрастает и сохраняется, пока не сбросится как бы «лишняя» масса льда.

В горно-долинных ледниках скорость движения льда в плане и в поперечном разрезе различается в разных местах сечения ледника. У бортов и у днища ледника скорости минимальны ввиду трения о коренные породы, а в середине и в центральной части в плане скорости перемещения будут больше. Так как движение ледника неравномерно в поперечном сечении, он растрескивается и трещины располагаются перпендикулярно оси максимального по скорости течения ледника, загибаясь к его краям. Тре- щинообразованию способствует и расслоенность ледника, о чем уже говорилось. Талые воды, текущие как по поверхности, так и под днищем горно-долинных ледников, разрабатывают неровности и трещины, нередко превращая их в ледяные туннели или глубокие канавы. Кроме того, эти водные потоки переносят большое количество разрушенного ледником обломочного материала с коренных склонов долины.

  • Сульдина Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе, учитель географии

Разделы:География

Класс:6

Цель: Организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителями при изучении темы “Ледники”.

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать представление о ледниках, условиях их образования, движении, роли в природе Земли.
  • Развивающие: развитие навыков работы с учебником, картой, формирование географического мышления. Способствовать развитию умений анализировать информацию, делать выводы, обобщения.
  • Воспитательные: раскрытие причин в необходимости экономного расходования воды, формирование эстетического отношения к компонентам неживой природы как к источнику жизни и красоты. Способствовать развитию интереса к географии, любви к природе, стремления расширять кругозор.

Тип урока: Урок – сообщение новых знаний.

Используемые технологии: проблемно-диалогические (при  объяснении   нового  материала)  ИКТ  при   объяснении  и  закрепление  нового   материала,  элементы  критического   мышления,  технология  оценивания,   здоровье  сберегающего.Методы:

  • частично-поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный;
  • практический.

Формы:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная.

Компетентности:

  • познавательная;
  • коммуникативная.
  • общеучебные

Оборудование: Компьтерное оборудование, презентация (Приложение 1, Приложение 2), видеофрагмент (Приложение 3), учебники, атласы, раздаточные технологические карты для учащихся (Приложение 4), тест (Приложение 5), дополнительный материал (Приложение 6).Ход урока1. Организационный момент: Успокоить, настроить на плодотворную работу.

– Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а мы с вами учимся работать, поэтому не страшно, если будут ошибки.

Работаем по обычному плану.

Новая тема:

Вспомните какие виды вод суши мы уже изучили. Что осталось?

Приложение 1. Слайд 1

Отгадаем загадку

Много лет в горах подряд Снег идет и сыплет град. Слой осадков тех велик, И зовут его… (ледник)

– “Ледники”

Слайд 2

– Запись в тетради числа и темы урока.

На доске “Мешок знаний”

Слайд 3

Оцените свой мешок знаний по данной теме

  1. Какой мешок знаний по этой теме у вас есть?
  2. Какие знания о ледниках уже лежат в ваших мешках?
  3. Что вы хотите узнать по этой теме?

А я хочу помочь вам ответить на интересующие вас вопросы.

Эти вопросы и есть задачи нашего урока.

Слайд 41. Что такое ледник?Работа с картой

  • Как воды суши показаны на карте?
  • Посмотрите в легенду карты.
  • Показаны ли на карте ледники?
  • Каким условным знаком они показаны?
  • Найдите на карте ледники.
  • Где они находятся? Где их больше всего?
  • Почему на карте не показаны льды на реках и озёрах?

После получения ответов я прошу записать определение ледника в тетрадь.

Ледник — это многолетнее скопление льда на суше. Слайд 5, 6

  • В каком агрегатном состоянии находится вода в изученных видах вод суши?
  • А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?
  • При какой температуре образуется лёд?
  • Как вы думаете, чем лед в реке отличается ото льда в леднике? (Лед рек и озер образуется из воды при ее замерзании, а лед ледника образуется из снега).

Лед, из которого состоит ледник, совершенно не похож на лед, который вы видели на реках, озерах зимой. Он образуется из снега при его накоплении и постепенном уплотнении.

Условия образования ледника

– А что такое лед? Примером какого агрегатного состояния воды является лед?

– При какой температуре образуется лёд?

– Какие же условия необходимы, чтобы из снега образовался лед, ледник? Ведь снег выпадает на большей части территории нашей страны, за зиму образуются большие сугробы. Почему из них не образуется ледник? (заслушивание ответов)

– Вот мы и установили одно из основных условий образования ледника – это температура.

– Какой она должна быть? (Заслушивание ответа.)

– Сколько должно выпадать снега? (Снега должно выпадать больше, чем может растаять).

– Чтобы снег накопился и превратился в фирновый лед – что еще необходимо?

– Для накопления и уплотнения снега необходимо значительный период времени. Запишите условия образования ледника.

Итак. Какие условия нужны для образования ледника?

  1. Температура воздуха должна быть ниже 0°С в течение всего года.
  2. Осадки в виде снега.
  3. Снега должно выпадать больше, чем может растаять.

Слайд 7

Вывод:

– Значит, где можно встретить ледник? (там, где постоянно низкая температура)

– Посмотрим в окно: температура низкая, осадки в виде снега, к весне лед утрамбовался, можно ли сказать, что у нас в Хабаровском крае – ЛЕДНИК? (нет) Почему?

Образование ледника

– Как образуется ледник?

Если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, становится зернистым, пронизанным порами, т. е. превращается в фирн (учащиеся записывают этот термин в тетрадь), который в дальнейшем под воздействием собственной силы тяжести превращается в лед.

Слайд 8, 9

Это можно представить в виде схемы:

СНЕГ>ФИРН>ЛЕДНИК (фирн – утрамбованный снег)

Слайд 10, 11 Физкультминутка Представим, что вы капля воды в озере. Пригрело солнышко и вы становитесь лёгкими, испаряетесь, летите ввысь. Вам становиться холодно, вы сжимаетесь и превращаетесь в снежинку, которая плавно опускается на землю. (повтор) Теперь сели за парты. Что мы представили в физминутке? (круговорот воды)Снеговая линия

Задание: на физической карте полушарий найдите территории с такими условиями где может образоваться ледник, назовите их. (Заслушивание ответов).

– А как вы думаете, есть ли ледники у экватора?

Однако ледники есть и в Африке.

Слайд 12 “г. Килиманджаро”.

– Это одна из высоких гор Африки. Как она называется? Гора расположена близко к экватору, в жарком тепловом поясе. Значит, ледники могут образовываться не только в областях с холодным климатом, но и с жарким, в горах. Почему? (Заслушивание ответов.)

Слайд 13

1. Абсолютная высота горы — 5895 м.

2. На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С. Сколько раз произойдет понижение температуры воздуха?

5895 : 1000 = 5,9 раз.

3. На сколько градусов понизится температура воздуха с высотой?

6° х 5,9 = 35,4°С.

4. Какой будет температура воздуха на вершине?

t = (+25°С) – 35,4°С = -10,4°С.

Есть ледники в горах, которые имеют меньшую высоту, чем г. Килиманджаро.

– От чего же зависит высота образования ледников в горах? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование.

Слайд 14

Рассмотрите рисунок на вашем информационном листе (такой же рисунок на слайде). По вертикали указана высота в м. над уровнем моря, параллельно ей линии, на которых вы укажете изменение температуры с подъемом на каждые 1000м. По горизонтали Г.Ш. и условное расстояние от экватора к северному полюсу. На (рис.) нанесены горы Килиманджаро, Джомолунгма, Монблан, Мак-Кинли, о.Гренландия, Антарктида, их абсолютные высоты.

Задание: определите высоту образования ледника (отметку с температурой 0°)

  • 1 пара на г. Килиманджаро,
  • 2 пара – г. Монблан,
  • 3 пара – Мак–Кинли.
  • 4 пара – о.Гренландия, Антарктида
  • 5 пара – г.Джомолунгма

На каждые 1000 м температура воздуха понижается на 6°С.

Слайд 15

Учащиеся высчитывают высоту нулевой температуры для указанных гор, наносят ее точкой на склоне гор. Затем учащиеся подходят друг к другу и обмениваются своими результатами. Сверяют с рисунком на доске, который выполнен учеником под руководством учителя. Полученные точки соединяют.

Учащиеся находят Килиманджаро на карте и определяют его абсолютную высоту.

На доске запись:

(там, где температура воздуха будет около 0°С

  • Килиманджаро – +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Джомолунгма – +25°С, высота 25/6*100=4166м.
  • Монблан – +20°С, высота 3333м.
  • Мак-Кинли – +10С, высота 1666м.
  • о.Гренладндия – +0С, высота 0м.
  • Антарктида – +0С, высота 0м.

Вы получили линию. Где, относительно этой линии, образуется ледник? Закрасьте эту часть гор. В тексте учебника на стр. 98 найдите как называется эта линия. Слайд 16,17

Снеговая линия — это граница, выше которой снег не тает, а накапливается, образуя ледник.Слайд 18

Подпишите ее на рисунке. Изучите ход снеговой линии от экватора к полюсам, сделайте вывод и запишите его под рисунком. Сверьте свой вывод с выводом соседа по парте. В случае затруднения или разногласия обращаются к учителю.

Выводы: уровень снеговой линии изменяется от экватора к полюсам. На островах С.Л.О. снеговая линия находится на уровне моря, а на экваторе в горах на высоте около 5000м

Слайд 19, 20, 21Виды ледников

Среди ледников выделяют два вида. Как вы назовете их, глядя на рисунок?

Рассмотрим виды ледников:

  • горные
  • покровные.

Слайд 22

– Почему такое название? В какой части горы они образуются?

– Почему горные ледники расположены именно на вершине гор? (низкая температура)

– На всех ли горах можно обнаружить ледник? (их нет на низких горах, расположенных в теплых широтах)

– Правильно. Наибольшая вероятность обнаружения ледника – на вершинах высоких гор.

Горные ледники разнообразны по форме и размерам. Одни из них покрывают горные вершины как шапки, другие лежат в чашеобразных углублениях на склонах или заполняют горные долины.

Слайд 23, 24Дополнительный материал“Ледник Федченко” Приложение 6.

Сделаем вывод:

  • Покровные ледники образуются в полярных широтах, на островах там, где земная поверхность находится выше снеговой линии

Строение горного ледника

У горных ледников можно выделить части. Слайд 25

Задание: Постарайтесь дать определение частям ледника

(область питания, область таяния, снеговая линия, язык.)

Слайд 26

Проверка:

  • область питания – место накопления снега.
  • область таяния – часть ледника, где происходит таяние;
  • язык ледника – перемещающаяся вниз часть ледника.

Слайд 27-31

Ледники обладают пластичностью и под действием собственной силы тяжести могут течь (скорость до 80 м/сутки). Их языки спускаются из области питания иногда значительно ниже снеговой линии. При этом они тают, образуя ручьи и реки. На поверхности остаются обломки горных пород, принесенных ледником (размеры от песчинки до крупных валунов), которые называют мореной).

Слайд 32, 33

МОРЕНЫ – это скопление обломков горных пород при таянии ледника.

Стр.99 учебника

Итак, вы узнали, что такое ледник и условия его образования. При исключении любого из этих факторов образование ледника невозможно.

Значение горных ледников: снабжение водой многих рек (р.Амударья, р.Сырдарья). Назовите и покажите реки, которые берут начало в горах. Найдите на карте.Покровные ледники Слайд 34

Покровные ледники занимают 98,5% всей площади ледников Земли.

Слайд 35, 36

Ученики находят условные знаки обозначения ледников и определяют их на карте.

Такие ледники покрывают Антарктиду, о. Гренландия и другие арктические острова. Они имеют форму щитов и куполов.

Рельеф поверхности на форму ледника не влияет, он скрыт под толщей льда, Так, толщина льда Антарктиды достигает 4 км. Лед скапливается в средней части щита и медленно растекается в стороны. Доказательством движения ледника служит такой факт: “В Антарктиде в 1957 г. на американской научной станции Амудсен-Скотт точно в точке Южного полюса полярники установили памятный обелиск. Через некоторое время обнаружили, что обелиск переместился. Его вернули на место точно в точку полюса, он “отъехал” опять. Так как ежегодно перетаскивать тяжелый монумент дело хлопотное, то решили, как и раньше, обозначать это место шестом с флагом, который из-за непрерывного движения льда постоянно “возвращают на место”.

Слайд 37

Непрерывное движение льда приводит к образованию айсбергов.(Демонстрация слайда, картин и рисунка учебника) Я предлагаю записать определение в тетрадь:

Слайд 38

Айсберг (айс — лед, берг — гора) — плавучая ледяная гора.

Как образуются айсберги? Ледниковый щит, сползая с материка, под собственной силой тяжести может обламываться. (Демонстрация схемы образования айсбергов)

Слайд 39-42“Вдруг все сотрясает глухой гул. Прямо из-под самых моих ног рушится край айсберга. Мгновенно уходит вниз огромная глыба льда. Обвалившаяся масса тяжело ухает, вверх поднимаются брызги, смешанные со снежной пылью. Корабль отбрасывает в сторону. Расходятся крупные волны с крошевом снега и льда”.

Столкновение судна с айсбергом опасно. Всем известна трагическая история “Титаника”. (Приложение 3)

Слайд 43

Можно ли использовать айсберги? Оказывается, что айсберги — не только угроза безопасности судоходства, не только величественное явление природы. Они могут служить источником пресной воды, нехватка которой все более ощутима. Уже разрабатываются проекты “отлова” и буксировки айсбергов в безводные районы, подобные Саудовской Аравии и Юго-Восточной Африки. Не случайно инициатором первой конференции, обсуждавшей проблему использования айсбергов, был король Саудовской Аравии — страны, расположенной в пустыне.

Слайд 44-49

– А разве айсберги могут быть цветными?

– В океане можно встретить айсберги необычных цветов:

Коричневые полосы на айсберге образованы пылью и вулканическим пеплом. Такие айсберги получаются при таянии ледниковых шапок, покрывающие вулканы. Во время спуска с горячей вершины ледник тает и вращается, что придает узорам неповторимый вид.

Голубые полосы определяются из-за замершей пресной воды, заполняющих трещины в айсбергах.

Зеленые образуются из-за морской воды, которая скапливается в ледяных расщелинах. И когда по той или иной причине, лед раскалывается выходят наружу эти необычные айсберги, похожие на мятные леденцы.

– Правда, очень необычно?

Слайд 50-52

– Оказывается, есть ПОЮЩИЕ АЙСБЕРГИ. (слайд 18)

– Ученые сейсмологи, наблюдавшие за поведением земной коры в Антарктике наткнулись на айсберг, который поет.

Немецкие ученые выяснили, что частота, на которой поет свои песни айсберг недостаточна, чтобы человек мог ее услышать.

Но если эти звуки воспроизвести с определенным ускорением, то можно услышать, что песня айсберга напоминает гудение пчелиного роя.

Выяснилось, что звуки исходили от айсберга, который налетел на выступ земной коры. А вода под высоким давлением проносится по его расщелинам и тоннелям и айсберг поет.

– Представьте о чем может петь айсберг?

Закрепление.Тест Слайд 53-55 и Приложение 5Итог: Итак, мы узнали на уроке – вернутся к “Мешок знаний”.Слайд 56 Оцените свой мешок знаний по данной теме

  • Какой мешок знаний по этой теме у вас есть?
  • Какие знания о ледниках уже лежат в ваших мешках?

– Всё ли, что запланировали мы выполнили?

– Где вы сможете применить знания полученные на уроке?

– Оцените свою работу на уроке.

Слайд 57Домашнее задание:

  • Составить кроссворд по теме.
  • Параграф 32.

Источники.

1. http://pedsovet.su/

2. Яндекс картинки “Ледники”

3. http://www.slovopedia.com/14/203/1015654.html

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E4%ED%E8%EA

5. Урок географии по теме “Ледники”. 6-й класс. Рочев Сергей Алексеевич. https://urok.1sept.ru/articles/617220/

6. http://122.72.0.6www.openclass.ru/

2.07.2014

Ледники – необыкновенное чудо природы, которое медленными темпами движется по поверхности Земли. Эта скопление вечных льдов на своем пути захватывает и переносит горные породы, образуя своеобразные ландшафты, такие как морены и кары. Иногда ледник перестает двигаться и образуется так званый мертвый лед.

Некоторые ледники, продвигаясь на небольшое расстояние в большие озера или моря, образуют зону, где происходит раскол и как результат – дрейфующие айсберги.

Географический объект (значение)

Ледники возникают в тех местах, где накопленная масса снега и льда существенно превышает массу тающего снега. И через много лет в таком регионе сформируется ледник.

Ледники – самые огромные хранилища пресной воды на Земле. Большинство ледников накапливают воду в зимний сезон и отдают ее талыми водами. Такие воды особенно полезны в горных регионах планеты, где такая вода используется людьми, которые живут в районах, где выпадает небольшое количество атмосферных осадков. Также талые воды ледников являются источниками для существования растительного и животного мира.

Характеристика и типы ледников

По способу движения и визуальным очертаниям ледники классифицируют на два типа: покровные (континентальные) и горные. Ледники покровные занимают 98 % от общей площади планетного оледенения, а горные – почти 1.5 %

Материковые ледники – ледниковые щиты гигантских размеров, которые расположены в Антарктиде и Гренландии. Ледники этого типа имеют плоско-выпуклые очертания, которые не зависят от типичного рельефа. В центре ледника накапливается снег, а расходование происходит в основном на окраинах. Лед покровного ледника двигается в радиальном направлении – от центра к периферии, где происходит обламывание льда, который находиться на плаву.

Ледники горного типа – небольших размеров, но разных форм, которые зависят от их содержания. У всех ледников данного типа ярко выражены участки питания, транспортировки и таяния. Питание осуществляется с помощью снега, лавин, немного сублимацией водяных испарений и переноса снега ветром.

Самые большие ледники

Самым крупным в мире является ледник Ламберта, который расположен в Антарктиде. Длина – 515 километров, а ширина колеблется от 30 до 120 километров, глубина ледника 2,5 км. Вся поверхность ледника изрезана большим количеством трещин. Открыт ледник был в 50-х годах ХХ века австралийским картографом Ламбертом.

В Норвегии (архипелаг Шпицберген) располагается ледник Аустфонна, который лидирует в списке самых больших по площади ледников Старого Континента (8200 км2).

(Ледник Ватнайекюдль и вулкан Гримсуод)

В Исландии находиться ледник Ватнайекюдль, который занимает второе место на территории Европы по площади (8100 км2). Самым крупным в материковой Европе является ледник Юстедальсбреен (1230 км2), который являет собой широкое плато с многочисленными ледяными отростками.

Таяние ледников – причины и последствия

Самым опасным из всех современных природных процессов является таяние ледников. Почему это происходит? В настоящее время происходит нагрев планеты – это результат выброса в атмосферу парниковых газов, которые производятся человечеством. В итоге повышается и средняя температура на Земле. Так как лед является хранилищем пресной воды на планете, то ее запасы при интенсивном глобальном потеплении рано или поздно закончатся. Также ледники являются стабилизаторами климата на планете. Из-за количества льда, который растаял, происходит равномерное разбавление пресною водой соленых вод, что оказывает особое влияние на уровень влажности воздуха, уровень осадков, температурные показатели и в летний, и в зимний сезон.

07.06.2021 12:58 1521 imageВ центре снимка — фронтальная часть языка ледника Колка. Мутноватый фон на склоне слева — пыль от каменных обвалов, которые продолжаются до сих пор. Фото сделано 7 сентября 2020 года.Фото: личный архив Геннадия Носенко

По всей планете тают ледники. За последние 20 лет этот процесс ускорился в два раза. Учёные дают неутешительные прогнозы: например, высочайшая вершина Африки — Килиманджаро — к 2030 году полностью освободится от ледово-снежной шапки. 

Постепенно исчезают ледники и на Кавказе. Но есть среди них один-единственный, который, наоборот, наращивает свои размеры. И процесс этот вызывает скорее тревогу, чем радость, ведь речь идёт о печально памятном леднике Колка, чей сход в сентябре 2002 года унёс жизни как минимум 125 человек, в том числе 42 из съёмочной группы кинорежиссёра Сергея Бодрова-младшего

imageО том, что сейчас происходит с ледником, как его исследуют учёные и какова вероятность новой катастрофы, АиФ.ru поговорил с ведущим научным сотрудником Института географии РАН, руководителем прошлогодней экспедиции на ледник Колка, гляциологом Геннадием Носенко

Ледник спускался по синусоиде.

Дмитрий Писаренко, АиФ.ru: Геннадий Андреевич, стали ли ясны причины произошедшего в Кармадонском ущелье 20 сентября 2002 года? Ведь у учёных было много версий.

Геннадий Носенко: Со времени катастрофы прошло почти 20 лет, опубликованы результаты разносторонних исследований, высказано множество гипотез, а причины выброса ледника до конца так и не ясны. У учёных нет единого взгляда на происшедшее, хотя, конечно, существуют в разной степени аргументированные версии.

Кармадонская катастрофа — уникальное событие, его нельзя сравнить с известными ранее подвижками и обвалами ледников. Сценарий совершенно не похож на прежние сценарии подвижек ледника Колка, а они происходили неоднократно — в 1834, 1902, 1969 годах. Уникальность события 2002 года в том, что ледник был выброшен из своего ложа целиком, с таким явлением гляциологи ранее не сталкивались. 

image Статья по теме

Последний эпизод Бодрова. Как искали жертв трагедии в Кармадонском ущельеКолка — это пульсирующий ледник. Когда накапливается масса, превышающая критическую величину, происходит разгрузка — ледник спускается вниз по долине. Так, в 1969 году он продвинулся почти на 5 километров и остановился. А в 2002-м практически вся его масса была выброшена вниз, причём с такой высокой скоростью, что он спускался по синусоиде, перекидываясь с одного края ущелья на другой. За 7 минут этот поток, состоявший изо льда, камней и воды, преодолел расстояние почти в 20 километров. Скорость достигала 200 километров в час. 

Как я сказал, гипотез было множество. Не буду перечислять все, скажу лишь, что наиболее вероятная причина катастрофы — активизация глубинных процессов в недрах Казбека, который является «спящим» вулканом. Последние его извержения происходили 6-7 тысяч лет назад, но подземный аппарат вулкана ещё не потерял свою силу. 

В недрах под вулканом Казбек существует магматическая камера. У поверхности горного массива повышалась температура, а внутри росло давление газов. Подготовка катастрофы длилась годы, ускорилась в последние два месяца, а произошла в считанные минуты. Непосредственной причиной выброса ледника мог стать взрыв газов под ледником. Решающую роль в отрыве всей массы от ложа и её стремительном продвижении вниз сыграло огромное количество воды, скопившейся под ледником.

image Когда растают льды? В Арктике обнаружены «тепловые бомбы»

Чем питается ледник

— Как сейчас выглядит место, где находился ледник Колка?

— Практически сразу после его схода в 2002-м начался процесс формирования нового ледникового тела. Процесс идёт неравномерно. С 2006 по 2014 годы ледник активно развивался, в опустевшем цирке (котловине) сформировался новый массив льда, затем скорость приращения снизилась.

Но Колка постепенно увеличивает свои размеры и перемещается под силой тяжести вниз, по естественному уклону ложа. Сейчас восстановилось около 40% от прежнего размера ледника, до катастрофы 2002 года. Раньше его длина составляла три с небольшим километра, сегодня — примерно 1,5 километра.

— При этом по всему миру ледники тают, в том числе на Кавказе. 

— Колка — особенный ледник. Он питается почти исключительно лавинами и обвалами висячих ледников с правого борта цирка. За счёт них возникает повышенная концентрация снега и льда на его поверхности. Зимой к лавинам добавляются твёрдые осадки. Но их в высокогорье Центрального Кавказа в последнее десятилетие больше не стало. Плюс ледяные и каменные обвалы — они до сих пор продолжаются. Так идёт накопление массы вещества. 

В целом процессы восстановления ледникового бассейна Колки вместе с висячими ледниками могут продолжаться десятки лет. Правда, раньше, когда он восстанавливал свои объёмы, климатическая ситуация на планете была иной. Как отразится глобальное потепление на дальнейшем его формировании пока неясно.

— А возможно ли повторение катастрофы 2002 года? Есть ли риск очередного внезапного схода?

— Этот ледник непредсказуем. Но научные данные говорят, что в ближайшие несколько лет такого риска нет, тревожиться не стоит. В 2014 году у него высоко поднялась фронтальная часть, «надулась» над поверхностью ложа метров на 40. Тогда было ощущение, что идёт активный процесс продвижения, но на следующий год ледник стал «сдуваться». 

Сейчас он продолжает перемещаться вперёд, в сторону долины, за прошлый год линия фронта продвинулась на 30-40 метров. Но пока он не восстановит прежние размеры, катастрофы не произойдёт. Даже если в недрах Казбека будут продолжаться вулканические процессы, серьёзных последствий в ближайшие годы ожидать не стоит.

image Тает лёд. Какие страны уйдут под воду из-за глобального потепления?

«Регулярного мониторинга нет, и это плохо»

— Как ведутся наблюдения за ледником? Что именно делают учёные?

— Спустя год после схода ледника Колка, летом 2003 года, Институт географии РАН начал регулярные полевые исследования в этом районе. Они продолжаются до настоящего времени, экспедиции стараемся проводить ежегодно. 

Особый научный интерес вызывал вопрос, может ли вообще возродиться ледник в пустом цирке в современных климатических условиях, при повсеместной деградации кавказских ледников? Наблюдения показали, что может. В этом уникальность ледника Колка. 

Учёные наблюдают за изменениями в бассейне Колки и соседнего с ним ледника — Майли. Основная задача — слежение за процессами восстановления. В ходе наземных маршрутных работ выполняются GPS-наблюдения, фотосъёмка с реперных точек, цифровая стереосъёмка, в том числе с беспилотного летательного аппарата, анализируются температурные и другие данные. 

— А есть ли регулярный мониторинг? Такой, чтобы за ледником велись непрерывные наблюдения?

— Регулярного мониторинга нет, и это плохо. Всем очевидно, что он необходим. В наше время важную роль приобретают методы дистанционного зондирования Земли из космоса. Космическая съёмка высокого разрешения проводится с коммерческих спутников, что ограничивает наши возможности её использования. В основном мы используем в своих исследованиях находящиеся в открытом доступе снимки со спутников Landsat, Terra ASTER и запущенного Европейским космическим агентством в 2015 году спутника Sentinel-2. У него 10-метровое разрешение, и над ледником он пролетает довольно часто — от 5 дней при наличии двух спутников на орбите. В настоящее время этого достаточно, чтобы наблюдать за динамикой восстановления ледника, но при обострении ситуации потребуется организация мониторинга с более высокой частотой наблюдений.

image Статья по теме Ледниковый период. Наводнения и холода – звенья одной цепи В 2004 году в Кармадонском ущелье была установлена система сейсмических датчиков и автоматизированного мониторинга гидрометеорологических процессов. Она включала в себя две метеостанции, одна из которых стоит в районе ледника Колка. Предполагалось, что они будут оборудованы автономными источниками питания и системой передачи информации в центр мониторинга во Владикавказ. Но, насколько я знаю, регистрация данных на метеостанции у ледника ведётся в режиме записи. Оперативный доступ к ним отсутствует.

Дальнейший мониторинг этого ледника, отвечающий современным требованиям, не только сможет дать новый научный материал для разгадки причин катастрофы 2002 года, но и поможет избежать подобных трагедий. Причём не только в этой уникальной точке Центрального Кавказа, но и в других горных районах мира.

Следующий материал

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий