Содержание
Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск
Диверсант | |
постер фильма | |
Жанр |
Военный фильмдрамаКинофантастика |
---|---|
В ролях |
Владислав ГалкинАлексей БардуковКирилл Плетнев |
Страна |
Россия Россия |
Количество серий |
4 |
Производство | |
Продюсер |
Сергей Мелькумов |
Хронометраж |
52 мин. |
Трансляция | |
Телеканал |
Первый канал (Россия) |
На экранах |
с 6 сентября2004 года[1] |
Хронология | |
Последующее шоу |
Диверсант 2: Конец войны |
Ссылки | |
IMDb |
ID 0439358 |
«Диверса́нт» — российский телесериал 2003 года, по мотивам романа Анатолия Азольского.
Сюжет
1 серия
Младшие сержанты разведчики Леонид Филатов (Алексей Бардуков) и Алексей Бобриков направляются в свою войсковую часть для начала службы. Просят шофёра полуторки (Виктор Косых) довезти их до части. Шофёр соглашается. По пути они подбирают сержанта-попутчика (Кирилл Плетнёв) и в этот момент их начинают обстреливать немцы. Полуторка взрывается и в живых остаются только Филатов и сержант-попутчик, а водитель полуторки погибает. Попутчик забирает винтовку водителя и прицеливается в двух немцев, подъехавших на мотоцикле сразу после взрыва. Лёня, поняв, что сержант медлит выхватывает у него винтовку и тут же убивает обоих немцев. Тут подъезжает немецкий бронетранспортёр и сержантам приходится убегать. Они прячутся в лесу и только тут знакомятся. Попутчик представляется Алексеем. Алексей просит Филатова отдать ему документы погибшего Бобрикова. Сам он — пехотинец, но говорит, что ему очень нужно попасть в Берлин на Leipziger Straße 13, так как имеет с этим населённым пунктом особые счёты. Лёня соглашается. На следующее утро они добираются до заброшенной железнодорожной станции и убивают ещё одного немца, находящегося в карауле. Лёня надеется, что им за это полагаются награды, однако Алексей велит ему засыпать все «трофеи», предупредив: «Если где-нибудь брякнешь, что с немецкой стороны пришли, плакать будем оба. Горько и долго». Наконец-то они добираются до своей части. Их принимает майор Лукашин (Андрей Краско), а подполковник Костенецкий (Михаил Ефремов) проверяет их на знание немецкого языка. Сержанты поступают на обучение к старшему лейтенанту Калтыгину (Владислав Галкин).
2 серия
Калтыгин возвращается в часть с новым званием капитана и докладывает младшим сержантам, что их переводят в распоряжение Чеха (Александр Лыков).
3 серия
За отличное выполнение операции Бобриков и Филатов получают внеочередные звания младших лейтенантов. Чуть позже на станции Белокаменная — крупном немецком перевалочном узле при эвакуации документов застрял вагон с архивом обкома партии.
4 серия
Калтыгина, Бобрикова и Филатова готовят на спецзадание и засылают в Польшу.
В ролях
“Диверсант (2004)” – военный сериал про разведчиков-диверсантов в тылу врага. Снят в 2004 году по роману Анатолия Азольского “Диверсант”. Действие фильма происходит в 1942 году. Молодые ребята – выпускники разведшколы, разрабатывают и выполняют сверхсложные операции в тылу врага. Тема, поднятая в фильме, получила совершенно новое и неоднозначное развитие и вышла на принципиально иной художественный уровень, благодаря напряженному движению сюжета и безукоризненной реализации стилистической задачи.
Сериал “Диверсант” (2004) смотреть онлайн бесплатно все серии:
Факты о сериале “Диверсант” (2004):
- В фильме снимался последний в России на тот момент летающий самолёт Ли-2 (бортовой номер 01300 ФЛА РФ), вскоре после съёмок он разбился.
- В одном из эпизодов фильма герой В. Галкина при совершении марш-броска поёт песню, что является аллюзией на действия героя его отца в фильме «В зоне особого внимания», снятого тем же режиссёром. Эпизод, когда немцы окружают разведгруппу в болоте и через громкоговорители предлагают сдаться — почти точная цитата из того же фильма.
- В Польше, во время нападения на конвой, Калтыгин стреляет из пулемёта РПД, который создадут только в 1955-м.
Поскольку я пытаюсь не пропускать мимо себя всё, что каким-либо образом связано с тематикой Великой Отечественной войны, то и сериалом А. Малюкова «Диверсант (2004)» я рано, или поздно обязан был пересечься. Имя Андрея Малюкова — для меня не пустой звук. Первая же работа мастера — «В зоне особого внимания» (1977) — стала в своё время практически культовой, особенно в среде военных, попутно обозначив курс режиссёра на остросюжетное кино. «34-й скорый» (1981) тоже изрядно нашумел. Из работ А. Малюкова постсоветского периода меня очень зацепили две картины — «Бабочки» (1991) и «Я — русский солдат» (1995).
Но вот настал момент знакомства с малюковской лентой из разряда «новое русское кино о Великой Отечественной» — «Мы из будущего» (2008), — после которой весь мой предыдущий пиетет перед талантливым мастером безоговорочно и скоропостижно скончался. Стало понятно, какой путь избрал для себя режиссёр — путь показа глянцево-прилизанной войны, пусть абсолютно недостоверной, но зато, в известной степени, зрелищной, и главное, прибыльной. Коммерчески ориентированный поворот, одним словом. Ввиду сказанного, от сериала «Диверсант (2004)» я уже изначально не ждал чего-либо хорошего. И был, по большому счёту, прав.
Коротко сюжет. В полковой разведке образуется трио, неизменно с впечатляющей эффективностью выполняющее поставленные перед ним задания — и всё это несмотря на, вроде бы, изначальную несостоятельность членов тройки: маленький шупленький 18-летний красноармеец Филатов (Алексей Бардуков) — раз, присвоивший себе чужие документы, назвавшийся чужим именем Бобриков (завсегдатай подобных сериалов Кирилл Плетнёв) — два, и неуравновешенный, любящий выпить ст. лейтенант Калтыгин (Владислав Галкин) — три. Вот эти-то три героя на протяжении 4-х серий вытворяют подлинные чудеса разведывательно-диверсионной эквилибристики. (Кстати, я так до самого конца и не понял, а кто «диверсант»-то (?), в честь кого конкретно назван роман А. Азольского и фильм?) Трио выполняет задания, одно умопомрачительнее другого. Вот, например, самое первое из них — оно звучит столь фантастично, что уместно будет привести точную цитату: «С вашей группой пойдёте к немцам в Чернушку!
Там штаб, возьмёте языка — майора-артиллериста! Владеет важными данными о дислокации артподразделений и новому вооружению! Фамилия неизвестна. Установочные данные: имеет собачку, любит классическую музыку и всё время возит с собой патефон. Всё!» Если у меня, как у зрителя, и были какие-либо иллюзии по поводу правдоподобия фильма, то после ТАКОГО вот приказа они сразу же улетучились.
Уважаемые создатели сериала «Диверсант» (2004), вы по факту, скорее, снимали кино про Диснейлэнд, но никак не о РЕАЛЬНОЙ войне 1941-45 годов. (Кстати, цитирую жанровое определение, данное фильму Википедией: «Военный фильм, драма, кинофантастика.») Ибо если бы вы были знакомы с рассказами реальных разведчиков, то имели бы представление о том, насколько трудно было взять на передовой «языка» в виде рядового солдата — неделями выслеживали нужный окоп, подходы к нему, и т. д. А тут даже не передовая, а глубокий тыл врага, и нужно взять по заказу не рядового, а майора (!), да ещё и непонятно какого из них (!), да ещё и выкрасть его из штаба (!). Это только в «Штрафбате» языков таскают на любой вкус (хочешь — солдата, хочешь — офицера), но в реальной фронтовой обстановке ТАКОГО не было. Не верите — почитайте мемуары разведчика А. И. Шумилина.
Но «языки» — это ещё что, куда фантастичнее выглядит задание из последней серии. Представьте себе, полковых разведчиков посылают… в Польшу!! Задумайтесь только на секунду: 1942 год, линия фронта проходит примерно по ломаной Ленинград — Калинин — Тула — Воронеж — Сталинград — Владикавказ… и вдруг в глубочайший тыл немцев за полторы-две тысячи километров (!) посылается группа с совершенно иным профилем деятельности (подобной работой должна заниматься спецгруппа НКВД), при этом командир группы даже не знает немецкого языка! Почему тогда уж не сразу в Берлин!?
Сериал «Диверсант» (2004) — это потрясающее кино! В том смысле, что оно потрясло меня авантюрностью своего сюжета, полным неправдоподобием и тем, что я в подобных случаях называю «сказочностью». Первым серьёзным шоком было увидеть солдата немецкой армии с автоматом… ППШ в руках! (1-я серия, 43:26) Дальше — больше, неувязки с оружием встречаются в фильме поразительно часто: на супер-задании в Польше Калтыгин стреляет из пулемёта РПД, появившегося в армии несколькими годами позже, а Бобриков во 2-й серии направляет на Колязина немецкий пистолет P7, разработанный, вообще, в 1970-х. А как вам в кадре танк Т-34-85 образца 44-го года!? А паровоз, выпущенный аж в 1958 году!?
По ходу просмотра в глаза бросаются десятки и десятки несуразностей, несостыковок, приукрашиваний и прочих выдумок. Перечислю лишь некоторые из них. Вот, допустим, самое простое: почему если в кадре присутствует машина, то она непременно новенькая, чистенькая, свежепокрашенная? Позвольте, ну не бывает такого, в жизни всё ровно наоборот — на одну новенькую с десяток запыленных. А присутствующие в фильме женщины — героини Ренаты Литвиновой (майор!), Ксении Кузнецовой (радистка на передовой!), Екатерины Редниковой (девушка в оккупированной деревне!) — почему-то все они предстают на экране с лицом, украшенным ярким макияжем. Подобная деталь, отнюдь не мелкая, ощущения военного времени, мягко говоря, не добавляет. А как вам регулярные утренние пробежки на передовой — не по приказу, а так, для удовольствия!?:) Смотрим дальше: спящие на ответственном посту немцы, ползающий у них буквально под ногами русский разведчик… генералы, секретничающие так, что их может подслушать каждый желающий… на сверхважное задание посылается командиром неуравновешенный офицер, да ещё и склонный к выпивке, да ещё и с двумя лидерами в составе группы (Калтыгин/Вилли) — не надо быть психологом, чтобы понять неизбежность конфликта между этими двумя… войсковые офицеры, вмешивающиеся в работу особистов (нонсенс!)… сержанты, становящиеся офицерами без училища, или курсов… Всё это, конечно, в определённом смысле, потрясает. Как тут не вспомнишь слова Героя Советского Союза В. В. Карпова — разведчика, лично участвовавшего в захвате 79 «языков» (кто-кто, а ЭТОТ человек точно знает суть предмета), — о том, что «ни один эпизод фильма не несёт в себе и доли достоверности».
Лишь одну сторону картины А. Малюкова я могу выделить в плюс — актёрскую игру. Помимо вышеназванных исполнителей в фильме участвуют такие замечательные актёры, как А. Краско, М. Ефремов-мл., А. Лыков, В. Меньшов, В. Баринов, И. Ливанов, А. Смоляков, И. Лифанов, В. Вержбицкий, А. Толубеев. Именно актёры, исключительно они, вытягивают данную работу на более-менее приемлемый уровень. Опять-таки уточню — уровень визуальный, а не уровень глубины.
похожие фильмы: 67
(saboteur, internal) Термин, используемый Фэрбэрном (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ) для описания того, что он также называет антилибидным ЭГО. Одну из трех частей Эго, на которые расщепляет (см. РАСЩЕПЛЕНИЕ) первоначально целостное Эго. Две другие части представляют центральное Эго (Я) и ЛИБИДНОЕ Эго. Согласно Фэрбэрну, неизбежное нарушение первоначального чисто либидного отношения младенца к МАТЕРИ ведет сначала к АМБИВАЛЕНТНОМУ отношению к ней, а затем к отщеплению от Эго двух частей. Одна из них – либидная – прикрепляется к ХОРОШЕМУ или “принимающему". Образу ГРУДИ, другая – агрессивная (антилибидная, см. Также АГРЕССИЯ) – прикрепляется к ПЛОХОМУ или “отвергающему". Образу груди.
Либидное Эго Фэрбэрна соответствует ИД Фрейда, тогда как Внутренний Диверсант способствует образованию СУПЕР-ЭГО. См. ПАРАНОИДНО-ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ. ШИЗОИДНАЯ ПОЗИЦИЯ..
Значения в других словарях Психологическая энциклопедия Дивергенция
1. Вообще – характеристика движения от центральной точки или расположения в другом направлении. 2. В восприятии – расхождение глаз, поворот глазных яблок наружу при удалении точки фиксации взгляда от наблюдателя. Это явление выполняет функцию бинокулярного сигнала для восприятия глубины. 3. В нейропсихологии – ответвление и распространение нескольких отростков от одного нейрона или волокон нервного пути. Ср. С конвергенцией.. ..
Психологическая энциклопедия Дивергенция Глаз
(от лат. Divergentio -расхождение) – один из видов вергентных движений глаз. Д. Г. Возникает при переводе взгляда с близкого на дальний объект, и состоит в разведении зрительных осей, т. Е. Приближении их к параллельному положению. В качестве наименьшей удаленности объекта, при которой зрительные оси могут считаться параллельными, принимают расстояние в 6 м. Ср. Движения глаз, Конвергенция глаз.. ..
Психологическая энциклопедия Дивертикул
(diverticulum, множ. Diverticula) – мешковидное выпячивание, образующееся в слабых участках стенок пищеварительного тракта. Дивертикул может образовываться в результате повышенного давления внутри (пульсионные дивертикулы (pulsion diverticula)) или вне кишечника (тракционные дивертикулы (traction diverticula)). Фарингеальный дивертикул (pharyngeal diverticulum) образуется в глотке, нарушая процесс глотания пищи. Дивертикулы пищевода (ocsophageal diverticula) появляются обычно в среднем или нижне..
Психологическая энциклопедия Дивертикулез
(diverticulosis) – существование дивертикулов в каком-либо отделе кишечника без явных признаков его воспаления (для сравнения. Дивертикулит).. ..
Дополнительный поиск Диверсант, Внутренний
На нашем сайте Вы найдете значение “Диверсант, Внутренний” в словаре Психологическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Диверсант, Внутренний, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква “Д”. Общая длина 21 символа
- Год: 2010
- Название: Диверсант
- Автор: Азольский Анатолий
- Жанр: Книги Проза
- Серия: Военная проза
- Язык: Русский
- Издательство: Эксмо
- Страниц: 151
- ISBN: 978-5-699-39249-0
- Рейтинг:
- Ваша оценка:
Этот роман заслуженно считается одним из лучших в жанре о Великой Отечественной войне и включён в списки классики. На его основе снят знаменитый многосерийный фильм с одноимённым названием. Это история превращения неопытного новобранца советской армии в беспощадного диверсанта, без колебаний уничтожающего немецких захватчиков. Его обучали лучшие инструктора Главного разведывательного управления вооружённых сил. Он владеет навыками выживания и достижения победы в абсолютно безнадёжном положении. Он настоящий мастер рукопашного боя, виртуозно владеет любым оружием и водит любой транспорт. На его руках кровь десятков врагов. Благородная ярость и святая ненависть к противнику переполняют его душу. Парень сумел дойти до самой Германии, карая и осуществляя месть. Ведь есть за что. Он очень хорошо научился убивать и ненавидеть. Теперь он должен научиться прощать и проявлять милосердие. Беспощадному мстителю предстоит превратиться в настоящего русского солдата. Читайте непревзойдённый шедевр военного жанра и наблюдайте за приключениями молодого диверсанта с очень сложной судьбой.
Диверсант – Азольский Анатолий читать онлайн бесплатно полную версию книги
Перейти
Анатолий Азольский
Диверсант
«Диверсант»: Эксмо, Яуза; М.; 2010
ISBN 978-5-699-39249-0
Аннотация
Он прошел обучение у лучших инструкторов ГРУ. Он способен выживать и побеждать в самых безнадежных ситуациях. Он виртуозно владеет всеми видами оружия и рукопашного боя. Он пролил реки крови. Он полон “благородной ярости” и “святой ненависти” к врагу. Он пришел в Германию мстить и карать – ему есть за что. Он как молитву затвердил слова Ильи Эренбурга: “Убей немца!” Он умеет ненавидеть и убивать. Научится ли миловать и прощать? Превратится ли из беспощадного мстителя в русского солдата?
Один из лучших романов о Великой Отечественной войне, безоговорочно признанный классикой жанра! Литературная основа знаменитого телесериала! Поразительная история превращения “зеленого” юнца в матерого диверсанта, хладнокровного истребителя немецко-фашистской нечисти.
Анатолий Азольский
Диверсант
1
Наш герой, влюбленный патриот и враль, рвется на фронт. — Прощание с Этери. — Первое звучание «мананы». — Жуликоватый незнакомец по имени Алеша подружится с ним. — Оба, с трудом верится, станут диверсантами высочайшего класса! — Даешь Берлин!
28 августа 1941 года мне исполнилось (как я уверил себя) шестнадцать лет, войне же было два месяца с неделей, войска наши отступали, показывая немцам спину, войска ждали человека, который остановит их, повернет лицом к подлому захватчику и обратит его в бегство. Таким человеком мог быть только я, Леонид Филатов, для чего и отправился в военкомат.
К этому дню, началу моей личной войны с Гитлером, я готовился пять лет. В Сталинграде должны помнить мальца, бегавшего наперегонки с трамваем: так я воспитывал в себе выносливость, столь нужную защитникам республиканской Испании. Потом мы переехали в Грузию, и мне выпал редкий шанс: мать учила русскому языку местных школьников, а сыну ее разрешали прыгать через класс, вот почему я так быстро кончил среднюю школу. Как ни любили в районе мать, никто не решался отправить меня на фронт: непризывной год! Напрасны были справки о первом месте на спартакиаде, о парашютных прыжках, о готовности с оружием защищать Родину. Но я наседал, умолял, требовал, и, чтоб отвязаться от меня, военкоматский майор пообещал: вот когда исполнится шестнадцать, тогда и…
И в день, назначенный майором, я покинул дом, бежал, оставив матери краткое послание, твердо указав, что вернусь победителем через год, если не раньше. Мать заседала где-то (наступал новый учебный год!), я смело полез в шкаф и надел единственный взрослый костюм, чтоб молодцом предстать перед майором, прикрутил и прицепил к лацканам нагрудные значки, и если что меня отягощало, так это — расставание с Этери, одноклассницей, которую я любил и которая любила меня, поклявшись до гроба хранить верность. Жили мы в райцентре, учительский дом часто навещался учениками, и мы решили, что Этери придет ко мне, благословит на ратные подвиги, и никто не узнает о нашем первом поцелуе. Время шло, я смотрел и смотрел в окно, а Этери все не было и не было. Сердце мое сжималось в тоске.
Да, сжималось и скорбело. Но я уже чувствовал в себе невесомость листочка, который вот-вот сорвется с ветки ураганом, бушевавший над страной, над миром, и ветка легко расстанется с едва распустившимся плоским клейким побегом.
Похожие книги
Стоит ли удивляться тому, что у молодежи на постсоветском пространстве извращено представление о Великой Победе?
Обсуждения того, при помощи каких фильмов лучше рассказывать детям и подросткам о Великой Отечественной войне, популярная тема на «родительских» и педагогических форумах Рунета. Пользователи дают по этому поводу самые разные советы, но очень часто в списках рекомендуемого присутствует две достаточно популярные картины, вышедшие в свет уже после 2000 года: «Апостол» и «Диверсант» (с продолжением).
Первая в свое время собрала целую коллекцию «ТЭФИ», а вторая получила «Золотого орла». Так вышло, что оба фильма раньше я от начала до конца не посмотрел, и, прислушавшись к многочисленным рекомендациям, решил теперь наверстать упущенное.
Сильной стороной обеих картин, вне всякого сомнения, является динамичный, захватывающий сюжет. Вот только хорошо ли это? Занимательное зрелище снижает критичность восприятия и заставляет бездумно заглатывать целый ворох совершенно небезобидной информации.
С ляпами в деталях, в принципе, можно мириться, хотя создатели картины, вышедшей на центральных телеканалах и получившей престижные награды, могли бы и поактивнее работать со своими военно-историческими консультантами. А так, реконструкторы и просто любители оружия вволю постебались на своих форумах над появлением в «Диверсанте» в начальный период войны пулемета РПД, которому на самом деле предстояло быть разработанным лишь в 1944 году.
В «Апостоле» же бросалось в глаза несоответствия званий у сотрудников НКВД и «Абвера» и жвачка у немецкого военнослужащего за много лет до ее официального изобретения.
Такие вещи режут глаз, но они были бы простительны, если бы не масштабные исторические фальсификации и попытки представить советский режим едва ли не более жестоким и безумным, чем нацистский.
И дело даже не в том, что в «Апостоле» советское и немецкое руководство выстраивает сложнейшую схему и пытается «влиять не судьбу мира» при помощи информации о злосчастной Армии Андерса, что уже само по себе забавно. И не бредовость самой идеи отправить вместо погибшего шпиона его брата-близнеца к профессиональным спецслужбистам, знающим его, как облупленного, и который в реальной жизни в первый же день погорел бы если не на сверке отпечатков пальцев, то на том, что элементарно не вспомнил содержание разговоров с начальниками и сослуживцами.
Но из каких соображений любимую жену особо ценного агента запирают в психбольнице, где она подвергается издевательствам и изнасилованию, а приемного ребенка – в детдом? При этом сотрудники НКВД стойко преодолевают созданные ими же самим себе трудности, фальсифицируя «доказательства» того, что с семьей «Апостола» якобы все в порядке.
Разве не легче было бы действительно отправить жену и сына главного героя куда-нибудь в отдаленный городок и поставить их на довольствие под присмотром местных «органов»?
Времена были такие, что лишних вопросов о находящемся на спецзадании отце семейства никто бы не задавал… Главврач, принуждающий к интиму супругу человека, имеющего отношение к НКВД, – существо определенно фантастическое. В реальной жизни подобные проделки для него закончились бы очень нехорошо.
Но чтобы доказать садизм и безнравственность системы, пойдет любая чушь…
Интеллигент-очкарик, который после пары месяцев подготовки оказывается способен полностью имитировать матерого уголовника, а потом – громить лучших спецов НКВД – это просто песня. Суперменами, видимо, автоматически становились все, не поддерживающие советский режим. И сталинистов громили они силой духа.
Ведь в реальности сделать человека за несколько месяцев мастером стрельбы и рукопашного боя невозможно по определению – история о том, как вчерашний учитель начинает раскидывать по три вооруженных сотрудника НКВД зараз, вникнув в какую-то систему рычагов, годится разве что для кинокомедии.
Концовка «Апостола» – это пик «бессмысленности и беспощадности». Намек на то, что и самого главного героя, и его семью злые НКВДешники убили, достаточно прозрачен. Вот только зачем? Рационального объяснения тому нет. Ну, кроме, конечно, врожденного зверства советского режима.
В «Диверсантах» мрачного «трэша», характерного для «Апостола», нет, но зато мы можем насладиться настоящей симфонией безалаберности и быдлячества.
Кадр из фильма «Диверсант». Фото с сайта russkoekino.ru
Уже сама система подчинения подразделения, в котором служат главные герои, достаточно загадочна и алогична. Изначально они – бойцы армейской разведки, но, зарекомендовав себя, начинают привлекаться для решения стратегических задач.
Состоянием на начало войны Разведупр Генштаба действительно был единой структурой, но в октябре 1942 все изменилось. Разведупр переподчинили Наркому обороны, оставив за ним диверсии и агентурную разведку на иностранной и оккупированной территории, а фронтовые разведорганы отдали Управлению войсковой разведки Генштаба.
Герои «Диверсанта», по идее, должны были остаться в УВР, но, по фильму, реформы их никак не коснулись. В апреле 1943 операции на оккупированных территориях СССР вернули в воссозданное Разведуправление Генштаба, а агентурную зарубежную разведку оставили в Наркомате. Но герои «Диверсанта» – просто универсальные солдаты, работающие на все органы и структуры сразу и бегающие через линию фронта, как будто по спортплощадке, что вызвало бы возмущение у любого настоящего войскового разведчика, прошедшего ту войну, так как переползание, да еще и с языком, было одной из сложнейших составляющих его работы.
При всем при этом в элитный спецотряд передают необученных и необстрелянных ребят из Средней Азии, превративших войну в комедию, а в перерывах между заданиями «диверсантов» учат пользоваться «сверхсекретными» нунчаку и сюрикенами.
Самоуправство в Красной Армии так сильно, что два раза командиры уровня капитана-майора без суда и следствия планировали поставить героев к стенке, не потрудившись даже связаться с их «центральным» руководством.
Естественно, попытайся в реальности какой-то капитан сотворить нечто подобное с возвращающимися с задания «центра» разведчиками, то возле стенки очень быстро оказался бы он сам. Но самоубийцу, додумавшегося до такого, нужно было еще поискать.
Штурм немецкого аэродрома в Крыму на одной бронемашине, безнаказанный угон самолета под носом у Вермахта и СС и стрельба с самолета из снайперской винтовки по торпеде, лежащей на земле – пусть останутся на совести у авторов сценария. А вот попытка изобразить знаменитых крымских партизан клоунами – это уже просто моральное уродство.
За годы войны люди, над которыми создатели «Диверсанта» поиздевались, совершили более 3 тысяч акций против нацистов, уничтожив почти 30 тысяч немецких военнослужащих и полицаев. Свыше 3 тысяч крымских партизан были удостоены государственных наград, половина из них – посмертно. Конечно, именно их нужно было выставить нелепыми пьяницами с огромной бутылкой самогона в руках.
Отвратительно и поведение командира группы на отдыхе в Абхазии. Как же было не показать офицера советской разведки дебоширом и алкоголиком, не уважающим местные обычаи?
На фоне подобных вещей «мелочи» вроде вручения «просто так» героям фильма офицерских званий даже теряются. А ведь для того, чтобы стать лейтенантом в военное время, необходимо было закончить хотя бы ускоренные курсы подготовки офицерского состава. Именно так, кстати, стал младшим лейтенантом родной дед автора этих строк, удостоенный чести защищать Родину как раз в подразделении, аналогичном тому, над которым поглумились (иначе не скажешь) создатели «Диверсанта».
Во второй части «Диверсанта» нельзя без смеха смотреть на то, как офицеры военной разведки лихо строят сотрудников МВД и делают работу МГБ. Но это – опять-таки детали.
Какие выводы можно сделать, посмотрев «Диверсанта» и «Апостола»?
Первый – никакого «правого дела» не было, за Родину в атаку практически никто не шел, каждый на войне руководствовался своими эгоистическими соображениями, а сама война была делом «одиночек». Ощущения народной войны, народного подвига в фильмах нет – от слова вообще.
И этим они просто разительно отличаются от советского кино. Действия «Семнадцати мгновений весны», например, разворачиваются в самом сердце Германии вдалеке от фронта, а ощущение войны в фильме есть. А в «Апостоле» или «Диверсанте» – нет.
Вывод второй – советская система была бесчеловечна и отвратительна. Даже немцы на ее фоне смотрелись не так плохо.
Вывод третий – в Красной армии и Советском Союзе везде и во всем творился тотальный бардак. Разведка табунами бессистемно ходила за линию фронта, а любой капитан мог на свое усмотрение кого угодно расстрелять. Даже если этот «кто-то» выполняет задание чуть ли ни самого Сталина.
Как с таким подходом войну-то вообще выиграли? Наверное, благодаря все тем же «рэмбам-одиночкам», выпивающим по литру самогонки в один присест.
Самое мерзкое – это тотальная бессмысленность происходящего. Главный герой «Апостола» получает откровенное удовольствие от того, что носит форму Вермахта, «победившего половину мира», и готов «уйти» с секретными бумагами к немцам, и его сдерживает лишь желание спасти супругу. Ни в чем не повинных соотечественников он убивает на удивление спокойно.
Весьма размыты цели и у героев «Диверсанта». На фоне порою циничных и эгоистичных рассуждений всплески героического самопожертвования смотрятся просто странно.
После просмотра этих двух картин становится предельно ясно, откуда в головах некоторых наших современников настоящая историческая «каша». И пока при помощи такого «творчества» кто-то будет пытаться рассказывать подрастающему поколению россиян о Великой Отечественной войне, с их стороны патриотизма и любви к истории Отечества можно даже не ждать.
Даже если все это – следствие банальной некомпетентности, любые неприятели России могут смело пожать создателям подобной кинопродукции руку и дружески похлопать их по плечу.
Сценаристы и режиссеры то ли осознанно хотели добиться отвращения зрителей к одной из самых героических страниц нашей истории, то ли бессмысленная ненависть ко всему советскому уже настолько пропитала наш креативный класс, что он, делая что-либо, просто не в состоянии себя контролировать.
ли со статьей или есть что добавить?