Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных

Прежде чем рассмотреть самостоятельные части речи, отметим, что в русском языке есть слова, называющие предметы, признаки, действия, состояния, количества, порядок при счете.

К самостоятельным частям речи относим:

В предложениях они могут употребляться без помощи союзов, частиц, предлогов.  Поэтому называются самостоятельными частями речи.

Каждая их группа объединена общими морфологическими свойствами.

Например, имена существительные делятся на такие разряды: одушевленные, неодушевленные, собственные, нарицательные.

Прилагательные могут быть качественными, относительными, притяжательными.

Причастия – действительными и страдательными.

Глаголы имеют наклонения, местоимения делятся на несколько разрядов и т.д.

Перечислены далеко не все признаки самостоятельных частей речи.

Части речи обладают как общими, так и индивидуальными грамматическими свойствами.

Есть склоняемые слова: автомобиль, дочь, река, красивый, бушующий, мой, он. Они принадлежат к разным морфологическим группам, но все изменяются по падежам.

Объединяющие признаки – категории рода, числа, времени.

Спрягаются только глаголы. К неизменяемым словам относятся деепричастия, наречия.

Ни одно предложение или сочетание не может быть построено без глаголов, существительных, прилагательных, наречий, местоимений, причастий, деепричастий.

Рассмотрим строение следующего предложения.

На нашу деревню обрушился страшный буран, моментально занеся снегом  дома, улицы, деревья, машины, двигающиеся по дороге.

В примере использованы все самостоятельные части речи, которые выполняют в нем определенную функцию, то есть являются членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями, обстоятельствами, дополнениями.  Это их синтаксическая роль.

Самостоятельные слова входят в состав причастных, деепричастных, сравнительных оборотов.

Без них нельзя вычленить из предложения меньшую единицу языка: сделать по-новому, огромный шар, купить в магазине.

Все разделы русского языка тесно взаимодействуют друг с другом.

Поэтому рассматривать слово только с точки зрения трех разделов: морфологии, грамматики и синтаксиса – нецелесообразно.

  1. Знание орфографических правил  помогает не допустить ошибки в написании.
  2. С помощью фонетики можно почувствовать звуковую оболочку.
  3. Лексика растолкует значение.
  4. Комплексный анализ поможет расширить представление о слове как самостоятельной части речи.

Словарный запас взрослого человека включает около ста тысяч слов. В словаре Даля их содержится вдвое больше. Чтобы не возникло смысловых путаниц, слова принято группировать по принципу частеречной принадлежности. Для лучшего понимания разберем, что такое самостоятельная часть русской речи.

Принципы классификации

Исследованием слов занимается морфология, где все слова определяются как самостоятельные части речи и служебные. Классифицируются они по нескольким критериям:

  1. Семантический – обобщенное значение группы. Например, чтобы обозначить какой-либо предмет, пользуются существительным.
  2. Морфологический – показатель видоизменения словоформы. Она может быть постоянной или меняться при переходе в другой род, падеж.
  3. Синтаксический – свойство слов связываться в конструктивное предложение и быть его членами.

imageИсследователи по-разному классифицируют слова. Нет единого мнения о том, сколько частей речи в русском языке. Общепринятым правилом является выделение 10 речевых групп.

Числительные изучают только в школе. Академики приравнивают их к прилагательным. Спор идет вокруг причастия и деепричастия. Одни языковеды отмечают у них проявления глагольных свойств. Другие уверены, что такие формы необходимо выделять в самостоятельные (знаменательные) части речи.

Отдельные учебники предлагают относить слова «нигде», «там», «туда» к наречиям. Этим обусловлено различие состава местоимений. При написании статьи мы руководствовались литературой, утвержденной Министерством образования.

Группы

Рассмотрим, какие бывают части речи. Называют две большие группы:

  1. Знаменательные — наделяют предметы именами, дают их характеристики или указывают на них. Фактически, все слова сосредоточены в этой группе.
  2. Служебные – определяют отношения между знаменательными словоформами, способствуют их связи в одном предложении. Они не несут смысловой нагрузки, служат конструктивному построению речи.

Обособленную группу составляют междометия. Они выражают чувства. Представим, что человек в процессе готовки порезал палец. Необходимо выплеснуть эмоции. Травмированный может долго сокрушаться, используя все известные самостоятельные и служебные части речи. То есть, описать нож, свершенное действие, признаки, которыми он обладает (знаменательные); с помощью предлогов определить отношения с предметом (служебные). А может просто воскликнуть «Ай!»

[stop]Важно! Задать вопрос можно только к знаменательным словоформам.[/stop]

Характеристики частей речи и примеры мы поместили в таблицу.

Особенности

Правила гласят, что знаменательные слова:

  1. Наделены значениями, которые объединяют их в классы и отличают от других. Так, слова бок и бык имеют разное лексическое, но одинаковое грамматическое значение.
  2. Называют предметы, признаки и действия;
  3. В предложении являются главными или второстепенными членами.

В зависимости от того, какую информацию о предмете дают слова, их разделяют:

  • предмет — имя существительное. Примеры: шпинат, молодожены;
  • принадлежность, качество и свойство — имя прилагательное — симпатичный, актуальный;
  • категория состояния;
  • порядок расположения предметов или число — имя числительное — двенадцать;
  • действие или состояние — глагол (модернизировать);
  • добавочное действие — деепричастие (проломив);
  • признак по действию — причастие (манящий);
  • если слово не называет предмет, свойства или признак, но указывает на них — это местоимение (зачем, наш);
  • признак действия, обстоятельства — наречие (впервые, мало, сослепу).

[warning]Внимание! Категория состояния – еще один спорный вопрос лингвистики. Схожа с наречиями. Отличать принято по наличию усиления: слишком поздно, очень жарко.[/warning]

Словоформы

Самостоятельные и другие части речи, используемые в русском языке, делятся на постоянные и изменяемые. Прилагательные, существительные, местоимения, числительные поддаются склонению. Глагол и его производные спрягаются.

Различают:

  • формообразование – изменяется значение грамматическое (стол – на столе);
  • словообразование – меняется лексическое значение (верх – вверху).

Знаменательная часть речи, которая остается неизменной – это наречие (сбоку, сейчас, всегда).

imageНекоторые слова могут принадлежать разным речевым группам. Слово «всё», в зависимости от того, какой контекст заложен в предложении, выступает в роли одной из четырех частей речи. Разберем примеры предложений:

Всё озеро покрыто льдом – указывает на признак, является местоимением.

Ты всё учишься – отвечает на обстоятельный вопрос когда?, синоним наречия постоянно.

Каждый день темнеет всё раньше – подчеркивает постоянство нарастания, выполняет функции частицы.

Тяжелый груз мы всё же подняли – союз, синоним тем не менее.

Какой частью речи является слово, иногда определяется интуитивно по смыслу. «Молоко стекло на пол» и «разбитое стекло понесли в мусор». В первой фразе стекло является глаголом, во второй – существительным.

Морфологический разбор

Полная грамматическая характеристика словоформы называется морфологическим разбором. Определяется принадлежность слова к группе, его свойства и функции в предложении. Для самостоятельных частей речи приведем примеры:

Возьмем для анализа слово «столб».

  • определяем принадлежность: задаем вопрос что? Следовательно — существительное;
  • исследуем состояние: столб — это общее наименование неодушевленных предметов. Значит, имя нарицательное неодушевленное;
  • указываем род самостоятельной части речи, согласно правилам (мужской) и форму склонения — 2-е скл;
  • показываем количество предметов — единственное число именительного падежа;
  • значимость в предложении — главный или второстепенный член.

Аналогично поступают со словами из других групп:

  1. Определим, какая часть речи представлена словом «впервые». Словоформа дает понятие времени происходящего (когда?). Ее нельзя преобразовать. Значит, это наречие, не изменяется, выполняет функцию обстоятельства. Второстепенный член предложения.
  2. Знать (что делать?). Глагол, инфинитив, 1-е спряжение, переходный, несовершенный вид, изъявительное наклонение. Членство в предложении определяется по контексту.

Изучаем самостоятельные части речи

Какие бывают части речи в русском языке

Вывод

Если дать простое определение, что такое самостоятельная часть, то можно сказать, что это обозначение свойства, качества или действия предмета, которое теряет смысл без употребления знаменательных слов.

  • Лукашина Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Разделы:Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс:4

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Тема урока разбирается деятельностным методом. Ребята делятся на группы и готовят сообщения о частях речи применяя алгоритм разбора и пользуясь дополнительными информационными источниками. Физминутка и закрепление материала проходит в игровой форме. Презентация помогает лучшему восприятию учебного материала. Во время самопроверки теста формируются навыки самооценки и самоанализа. Домашнее задание способствует закреплению материала и развитию речи учащихся.

Цель: обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи.

Задачи

  • Совершенствовать умение находить самостоятельные части речи в тексте по их значению и признакам.
  • Формировать навыки самооценки, самоанализа.
  • Развивать внимание, мышление, речь, коммуникативные УУД.

Тип урока – урок путешествие

Оборудование: мультимедийный проектор, Презентация, тетради, орфографические словари, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Я желаю вам успешной работы, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи.

 Слайд 1

II. Минутка каллиграфии.

(Пальчиковая гимнастика)

– Запишите правильно, аккуратно, соответствуя правилам каллиграфии:

Число, месяц. Ниже «Классная работа». Обратите внимание на буквы  К, п, р, б и соединения букв  кл, ая, от. Не забываем о наклоне.

На доске образец написания. 

– Подчеркните лучшие буквы.

– Скажите, для чего мы повторили написание букв и соединений? (Работали над совершенствованием почерка)

III. Словарная работа

Работа с орфографическим словарем:

1. Запишите трехсложное неизменяемое слово с удвоенной согласной – Какие слова записали? (медленно) Аналогично. 2. Запишите двусложное слово, в котором ударение падает на гласную в первом слоге, обозначающее, признак предмета  (желтый, русский, черный) 3. Запишите слово, которое нельзя разделить для переноса (язык, класс, овес, обед, орех) 4. Слово, обозначающее количество предметов с мягким знаком показателем мягкости согласного звука (одиннадцать) 5. Слово с парной согласной в слове (народ, город, салазки) 6. Слово с непроизносимой согласной в слове (лестница, праздник, чувство) 7. Имя собственное (Москва, Кремль, Алла, Анна, Кирилл) 8. Слово, в котором букв больше, чем звуков (язык, заяц, расстояние) 9. Запишите слово, обозначающее действие предмета (жужжит, пошел) 10. Отгадайте загадку:

– Молодцы! – Это слово корабль. – Подберите родовое понятие к слову корабль. – Корабль – это транспорт. – Для чего он предназначен? – Он предназначен для перевозки людей и грузов по воде. – Сформулируйте определение слова корабль? – Корабль – это транспорт, предназначенный для перевозки людей и грузов по воде.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4  

 – Напишите слово корабль в тетради. Подчеркните непроверяемую безударную гласную.

– Какие знания применили? Что повторили?

IV.Актуализация знаний, целеполагание

– Прочитайте еще раз записанные слова. – На какой вопрос отвечает слово корабль? Что оно обозначает? Какой частью речи является? (Слово «корабль» отвечает на вопрос: что? Оно обозначает предмет. Значит, это имя существительное.) – Определим части речи у других словарных слов… (корабль, желтый, жужжит, одиннадцать, медленно…)

– К какой группе относятся эти части речи?  (Это самостоятельные части речи) Какая еще часть речи относится к данной группе? (Местоимение)

Слайд 5:

Самостоятельные части речи

– Определите тему урока. – Сформулируйте цель урока. (Тема нашего урока «Самостоятельные части речи».Обобщить и закрепить знания о самостоятельных частях речи)

Слайд 6

V. Работа над новой темой

Слайд 7

– Сегодня мы будем путешествовать на волшебном корабле по стране «Части речи» и побываем в первом большом городе – «Самостоятельные части речи». – Сколько районов в этом городе? (6) 

Слайд 8

– Назовите главные признаки самостоятельных частей речи. (Имеют лексическое значение и изменяют грамматическую форму, играют синтаксическую роль в предложении) – Какая часть речи отличается от других? Чем? (Это Наречие – оно не изменяет форму)

Работа в группах (деление на группы проходит вначале урока, дети выбирают один из предложенных шести цветов)

– А теперь вы попробуйте сами рассказать о каждой части речи. Для этого разобьемся на группы в зависимости от цвета. Каждая группа подготовит сообщение о своей самостоятельной части речи по плану. Если возникнет проблема, пользуйтесь справочной литературой (справочник для учащегося, учебник). Распределите во время подготовки кто и о чем будет рассказывать по плану. 

Время на подготовку – 7-10 минут

* Ребята записывают ответ письменно на предложенных листах бумаги, которые затем вывешиваются на доске.

Слайд 9

План

  1. На какие вопросы отвечает. Что обозначает?
  2. Как изменяется?
  3. Какую роль играет в предложении?
  4. Примеры (Составить и записать предложения)

Защита групп – (появление на доске информации о частях речи)

Слайды 10-12

* В ходе защиты учитель оценивает общую работу групп.

VI. Физминутка – закрепление изученного материала

– Мне хочется, чтобы вы подружились с жителями города. Предложим им поиграть.

«Игра на внимание»

На доске подсказки движений:  Слайд 13

Имя существительное   хлопаем Имя прилагательное      руки на поясе Глагол                             шагаем Местоимение                 приседаем Числительное                 руки вверх Наречие                          крутим головой 

Учитель читает стихотворение и с ребятами проверяет правильность определения частей речи.

* Можно под музыку. *

 Слайд 14

Проверим, хорошо ли мы запомнили наших друзей!

VII. Самостоятельная работа

Задание: Выполни задания теста. Правильный ответ отмечай V.

Тест

1. У  какого слова неправильно определена принадлежность к той или иной части речи?

2. Слово мяч является именем существительным, а слово красный

3. В предложении  «Лосенок Мишка за три года стал большим и сильным лосем». Выделенное слово является:

4. Слова сгруппированы. В какой группе только местоимения?

5. Слова сгруппированы. Зачеркни лишнее слово в каждой группе:

6. Соотнеси (соедини стрелками)части речи с грамматическими формами:

А) -ая,-яя, -ой, -ый, -ое, – ее, -ой, -ие, -ые                            1. Имя существительное Б) -ет, -ут, -ют, -ешь                                                                2. Имя прилагательное    В)  -а. –я, -о,  -е ,  -ь, -,                                                        3. Глагол

Проверка

Слайд 15

VIII. Самоанализ

Слайд 16

Оцени как ты выполнял(а) задание, закрасив кружок рядом с его номером:

– Устраивает ли тебя твоя оценка? Что нужно исправить, чтобы ее повысить?

* Индивидуальная работа предлагается 2, 3 учащимся на карточках.

Задание: Буратино вставил пропущенные буквы в словах и определил самостоятельные части речи. Необходимо найти и исправить ошибки Буратино.

Текст

У нас(м) жывет(гл.) лосенок(сущ.) Рыжик(сущ.). Он(сущ.) совсем(н) крошечный(гл.). На голаве(сущ.) торчят(гл,) два(числ.) остреньких(прил.) уха(сущ.). У него(м) пушистый(прил.) хвостик(сущ.), круглые(сущ.), как пугофки(сущ.) гласки(сущ.). Мы(м) его(сущ) очень(н) любим(гл). 

Наше путешествие закончилось.

IX. Итог урока

Слайд 17

По каким признакам определяем часть речи? (Вопросу, лексическому значению, грамматической форме, синтаксической роли в предложении)

Рефлексия

X. Домашнее задание

– Составить рассказ (стихотворение) о зиме, используя самостоятельные части речи.

11.04.2013

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

      6. занимают особое положение среди частей речи.

        7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

                  К самостоятельным частям речи относят существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение, наречи е. Существительное – это самостоятельная часть речи , которая обобщенно называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? Эта группа слов может обозначать предмет (стол, дом), лицо (мальчик, студент), ( , ), признак (глубина, высота), отвлеченное понятие (совесть, альтруизм), действие (пение, танец), отношение (равенство, исключительность). Существительные одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными, имеют род, число и падеж. В предложении они чаще всего выступают или . Прилагательное – самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы “какой?”, “какая?”, “какое?”, “какие?”, “чей?”. Под признаком принято понимать свойства, качество, принадлежность, характеризующие предметы.По значению прилагательные разделяются на качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные зависят от существительных и согласуются с ними, то есть, ставятся в таком же падеже, числе и роде. Имена прилагательные могут иметь полную и краткую форму (зеленый, зелен). В предложении эти части речи обычно бывают согласованными определениями. Краткие прилагательные употребляются только как сказуемые.Глагол – самостоятельная часть речи , которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (быть, смотреть). Глаголы бывают несовершенными и совершенными, переходными и непереходными. Эта часть речи изменяется по наклонениям. Начальная (неопределенная) форма глагола называется инфинитивом. Она не имеет времени, числа, лица и рода (делать, ходить). В предложении глаголы являются . Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию. Оно отвечает на вопросы “какой?”, “какое?”, “какие?” (летающий, рисуемый).Деепричастие – особая неизменяемая форма глагола, обозначающая признак, но выступающая как признак другого действия. Оно отвечает на вопросы “что делая?”, “что сделав?” (плача, играючи, пропустив).Числительное – самостоятельная часть речи , которая обозначает число, количество предметов, а также порядок их при счете. По значению они делятся на количественные (отвечают на вопрос “сколько?”) и порядковые (отвечают на вопросы “какой?”, “какие по счету?”). Числительные изменяются (пятый, пятого, пятому). В предложении числительные бывают подлежащим, сказуемым, обстоятельством времени, определением. Местоимение – самостоятельная часть речи , указывающая на предметы, признаки, но не называющая их (я, мой, этот).В предложении употребляются в роли подлежащего, дополнения, определения, реже – обстоятельства, сказуемого. По значению местоимения делятся на личные (я, ты, он, они), возвратные (себя), вопросительные (кто, какой), относительные (кто, чем, который), неопределенные (нечто, некоторый), отрицательные (никто, сколько-то), притяжательные (мой, наш, свой), указательные (тот, такой, столько), (всякий, другой).Наречи е – самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета, признак действия, признак другого признака. Оно отвечает на вопросы “как?”, “куда?”, “где?”, “когда?”, “почему?”, “для чего?” (хорошо, внимательно, красиво, завтра, очень). Наречи е не склоняется, не спрягается, в предложении чаще всего бывает обстоятельством.

                  Чтобы выяснить, какие части речи самостоятельные, следует разобраться в признаках, их характеризующих. Самостоятельные части речи – это основные слова в предложениях. Без них невозможно передать хоть какую-нибудь информацию. Все слова, которые называют предметы, обозначают действия (что с ними происходит) и описывают их – это однозначно самостоятельные части речи.

                  В противовес им есть служебные слова – они лишь служат остальным частям речи и помогают их объединять. Есть и третья категория слов – междометия, которые не являются ни самостоятельными, ни служебными.

                  Самостоятельные части речи могут взаимодействовать и передавать какие-либо информационные сообщения без помощи служебных. А вот служебные без самостоятельных не употребляются.

                  Признаки самостоятельных частей речи

                  Чтобы не ошибиться при определении, к какой группе относятся те или иные слова, можно сделать это по следующим признакам.

                  • К слову, которое является самостоятельной частью речи, имеется возможность задать вопрос. Кто? Что делает? Какой? Куда? Откуда?
                  • В предложении самостоятельные части речи обязательно являются его членами.
                  • Каждая отдельная часть речи, подпадающая под эту общую категорию, имеет грамматические и морфологические признаки.

                  Самостоятельные части речи

                  • Имя существительное. Оно всегда отвечает на вопросы: кто, что? Эта часть речи может быть как одушевленным предметом, так и неодушевленным. В предложении имя существительное по большей части бывает подлежащим или дополнением.
                  • Имя прилагательное. Описывает признаки существительных и местоимений. Какой или какая? Может быть качественным, относительным, притяжательным.
                  • Глагол. Выражает действие. Что делает? Что делал? Что будет делать? В предложении эта часть речи обычно становится сказуемым.
                  • Наречие. Слово, которое не изменяется. отвечает на вопросы: как?, когда?, где? и т.д.
                  • Причастие и деепричастие. Иногда их называют особыми формами глагола.
                  • Имя числительное. Говорит о количестве. Отвечает на вопросы: сколько, который по счету?
                  • Местоимение. Указывая на предмет, используется вместо имени существительного.

                  Самостоятельные части речи дифференцируются на две категории: знаменательные и местоименные. Известно, что знаменательные – называют предмет, действие с предметом либо характеризуют его. А местоименные лишь указывают на него.

                  Очень часто школьники путают самостоятельные и знаменательные части речи, считая, что это одно и то же. Однако верно лишь то, что все знаменательные части речи являются самостоятельными, а местоименные включают в себя только местоимения.

                    1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

                    Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

                    2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

                    3. Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

                    4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

                    К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

                    Часть речи Вопросы Примеры
                    1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
                    2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
                    3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
                    4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
                    5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
                    6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
                    7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
                    8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

                    Примечания.

                    1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

                    2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

                    3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других – к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

                    5. Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

                        6. занимают особое положение среди частей речи.

                          7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие – нет.

                                    ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТВ 

                                    Здравствуйте гость!

                                    В 

                                    Логин

                                    :

                                    Пароль

                                    :

                                    В 

                                    Запомнить

                                    В 

                                    В 

                                    Забыли пароль? Регистрация

                                    В 

                                    Поиск учебного материала на сайте
                                    Предмет:
                                    Название:

                                    Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

                                    Ответы Поясните сущность явления вязкого трения. Какова природа сил внутреннего трения жидкости?

                                    Информация:

                                    Тип работы: Ответы. Предмет: Физика. Добавлен: 14.12.2017. Год: 2017. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

                                    Описание (план):

                                    Оцените статью
                                    Рейтинг автора
                                    5
                                    Материал подготовил
                                    Илья Коршунов
                                    Наш эксперт
                                    Написано статей
                                    134
                                    А как считаете Вы?
                                    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
                                    ли со статьей или есть что добавить?
                                    Добавить комментарий