Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, от аспирантуры и от младшего специалиста?

  • Выпускникам школ
31.03.2021

У вас на руках диплом магистра. Что делать дальше? Продолжить учебу, занимаясь научной деятельностью и преподаванием или отправиться на поиски работы? Многие отказываются от аспирантуры, считая ее скучной и бесполезной. Но на самом деле она открывает море возможностей! О плюсах, минусах и особенностях аспирантуры читайте в этом материале. 

Аспирантура — производственная необходимость или потеря времени?

Аспирантов делят на две категории: молодые люди, «косящие» от армии, и книжные черви, закопавшиеся в учебники. Считается, что всем остальным там не место. Но так ли это? Давайте разбираться. Несколько фактов об учебе в аспирантуре:

  • срок — 3 или 4 года;
  • направления — большинство специальностей, представленных в бакалавриате и магистратуре;
  • учебная программа — лекции, семинары и лабораторные, но уклон в сторону научно-исследовательской работы;
  • цель — написание и защита кандидатской диссертации.

Выпускники аспирантуры — полноценные ученые. Они ведут исследования, а также становятся преподавателями в вузе. Тут и кроется первый плюс диплома: кандидаты наук могут претендовать на должность доцента и неплохую заработную плату. У магистров такой возможности нет.

Получается, аспирантура нужна тем, кто хочет работать в университете? И да, и нет. Большинство компаний рады работникам с ученой степенью. Такие кандидаты не начинают «с низов», а сразу получают хорошую должность. Это касается в первую очередь исследовательских центров и лабораторий.

Уехать или остаться, вот в чем вопрос

Первый плюс аспирантуры — возможность учиться в лучших вузах страны. Она поможет выбраться из родного города и отправиться покорять столицу. В бакалавриат не хватило в баллов, в магистратуру подавать документы стало лень… Аспирантура — самое лучшее время! Появляется осознанность и понимание своих целей, поэтому этот период станет поворотным в вашей жизни.

Все зависит от выбора вуза. Он должен предлагать большое количество научных направлений, стажировки (в том числе международные), а также помогать в трудоустройстве. Этим критериям соответствует Российский Университет Дружбы Народов. РУДН — это объединение комфортной образовательной среды, карьерных возможностей и широкого выбора студенческих активностей.

Сообщество молодых ученых

Всегда мечтали погрузиться в исследования и стать частью мирового научного сообщества? В этом поможет аспирантура! Основная задача учебы — ведение научных проектов, разработка и внедрение собственных разработок. Она объединяет людей, увлеченных наукой, позволяет сотрудничать с мировыми лабораториями, обмениваться опытом на международных конференциях.

Аспирантура подходит тем, кто нашел тему, которой «горит». Научное сообщество любит людей инициативных, знающих свои цели и пути их достижения. Такие учащиеся достигают высот в выбранной области.

Девиз РУДН: превращение абитуриентов в полноценных ученых. Университет создает среду, в которой каждый найдет для себя подходящее научное направление и будет иметь возможности для проведения исследований. Преподаватели подсказывают перспективные области, в которых можно развиваться и достигать результатов.

Возможности международного сотрудничества

Программы обмена и стажировки — это возможность получить диплом востребованного зарубежного вуза. В аспирантуре таких предложений намного больше, чем в магистратуре и бакалавриате.

Наука интернациональна. Важным шагом в карьере будет стажировка в иностранной лаборатории или семестр в лучшем мировом университете. Аспирантура открывает много возможностей для международного обмена опытом. Самый «продвинутый» вариант — получение степени PhD по программе двойного диплома. Если вы хорошо знаете иностранный язык и занимаетесь перспективным научным направлением, аспирантура предоставит такой шанс.

РУДН — самый международный университет России. Он подписал 250 соглашений с иностранными вузами и проводит 176 совместных образовательных программ. Регулярно проходит обмен студентами, культурные и научные мероприятия, в том числе для аспирантов. Партнерами являются вузы 160 стран.

Бесплатное обучение: миф или реальность?

Хотите учиться в аспирантуре, но переживаете из-за денег? Приятная новость: бюджетные места есть. Вузы нуждаются в квалифицированных научных кадрах, поэтому приглашают перспективных ребят учиться бесплатно. В РУДН, например, на большинство направлений от 2 до 5 мест. Аспирантам предлагаются места в общежитиях, а также стипендия. Из-за уровня загруженности она выше, чем в бакалавриате и магистратуре. Есть возможность трудоустроиться в университете и работать на кафедре. Это называется аспирантурой полного дня. Отличный вариант для тех, кто вынужден самостоятельно обеспечивать себя!

Чем занимаются аспиранты РУДН

А теперь поговорим о процессе обучения более подробно. Био- и нанотехнологии — одно из самых перспективных направлений. Оно развивается настолько активно, что университет РУДН выделил его в отдельный институт. Аспиранты направления:

  • проводят научные исследования. Они занимаются наноматериалами и их применением в медицине, а также пищевыми и фармацевтическими технологиями;
  • читают лекции и проводят семинары. Чаще всего работают с первокурсниками, ведут у них предметы по специальности, например, биологию;
  • проходят педагогическую практику. Это полноценное преподавание, при котором аспиранту доверяют группу студентов;
  • изучают философию и иностранный язык, а также специализированные дисциплины: биоорганическую химию, химию лекарственных препаратов, нанотехнологии в медицине. Аспирантам предоставляется доступ к мировым библиотекам, а научные руководители помогают подбирать литературу;
  • проходят стажировки и практики. Рабочие места — крупные лаборатории и R&D-центры предприятий, где можно заниматься прикладной наукой.

Выпускники направления идут работать в исследовательские центры или остаются на своих кафедрах, где ведут уже самостоятельную научную работу. Некоторые продолжают обучение, становясь докторами наук.

РУДН — это 17 факультетов и институтов, более 200 образовательных программ аспирантуры. Можно изучать все, от философии до медицины. 

Зачем же поступать в аспирантуру? В первую очередь, ради возможности заниматься наукой в интересном вам направлении. Аспиранты проходят стажировки и отправляются в иностранные университеты по программам обмена. Это незабываемый опыт. А если такой шанс предоставляется бесплатно, как в РУДН, то его просто нельзя упустить.

Реклама от Google

Может ли аспирант или кандидат наук поступить на бюджет в магистратуру?

Содержание

Может ли аспирант с дипломом специалиста поступить на «бюджет» в магистратуру?

Может ли выпускник с дипломом специалиста поступить на бюджетную программу магистратуры, чтобы это не считалось как получение второго высшего профессионального образования, которое, как известно, платное, т.е. за свой счёт или на средства направляющей организации?

Согласно п. 8 ст. 69 и п. 1 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), вторым или последующим высшим образованием для обучаюющихся по программам подготовки научно-педагогических кадров будет считаться таковым, если данное лицо имеет диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук, так как образовательный уровень (образовательный ценз) «послевузовское профессиональное образование в аспирантуре (адъюнктуре)» и «ассистентуре-стажировке» приравниваются к уровню «высшеее образование — подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и ассистентуре-стажировке».

Реклама от Google

Одновременно, обучение по программам магистратуры является получением второго или последующего высшего образования для лица, имеющими диплом специалиста или диплом магистра, поскольку образовательный уровень (ценз) высшее профессиональное образование — подготовка специалиста или магистратура приравнивается к высшему образованию — специалитету или магистратуре (п. 8 ст.69 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ в ред. от 24.04.2020 «Об образовании в Российской Федерации»).

Однако в п.15 ст. 108 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ сообщается, что «лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования».

Таким образом, обучение в магистратуре для поступивших на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а таже в ассистентуру-стажировку и адьюнктуру, не рассматривается законодательством как получение второго или последующего высшего образования при условии, что у аспиранта или кандидата наук есть диплом «дипломированного специалиста». В таком случае он имеет право поступить на любую форму обучения в магистратуру за счёт бюджетных средств.

Однако аспиранты и кандидаты наук, имеющие диплом «специалиста» или магистра, имеют права быть принятыми на обучение по программ магистратуры только на договорной (платной) основе за счёт своих средств или работодателя (в том числе вуза, в котором они преподают), то есть стать так называемыми целевиками.

Таким образом, законодательство гарантирует получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственны образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые, а второе высшее образование можно получить на платной основе, как в государственном, так и в негосударственном учебном заведении. При этом оплату за обучение может вносить как сам учащийся, так и его работодатель (направляющая организация). И от того, какой диплом выдан выпускнику специалитета ― «дипломированного специалиста» или «специалиста» ― зависит возможность его поступления в бюджетную магистратуру. Однако и здесь есть нюансы, о которых будет рассказано во второй части статьи …

Как отличить «дипломированного специалиста» от диплома специалиста?

Диплом специалиста, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», имеют лица, поступившие на обучение по пятилетней программе обучения до 2008 года включительно и закончившие обучение в 2013 году. В связи с принятием Федерального закона от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» в период с 2008 по 2010 годы включительно в отдельные высшие учебные заведения по их решению прием мог вестись не только на обучение по программам подготовки дипломированного специалиста в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО), но и на программы специалитета.

До 2013 года включительно диплом, подтверждающий присвоение квалификации «дипломированный специалист», выдавался по образцу (форме), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 9 (с изменениями, внесенными приказом Министерства образования Российской Федерации от 29 сентября 2003 г. № 3692 и приказом Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2009 г. № 319).

В документе об образовании и квалификации, подтверждающем присвоение квалификации «дипломированный специалист» в соответствии с ГОС ВПО в графе «Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация» должна быть запись вида «Учитель математики», «Географ», «Юрист» и т.д. Лица с дипломом, подтверждающим присвоение им квалификации «дипломированный специалист», в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Политолог» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Политология»), «Социолог» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Социология»), «Философ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Философия») и т.д.

Образец диплома «дипломированного специалиста»

В отличие от диплома, подтверждающего присвоение квалификации «дипломированный специалист», в дипломе, подтверждающем получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в указанной выше графе присутствует запись «Специалист». При этом в 2012 – 2013 годах такой диплом выдавался по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2012 г. № 163 (при этом запись «СПЕЦИАЛИСТ» содержится в самом бланке диплома), а с 1 января 2014 года по образцу, также утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

Лица с дипломом, подтверждающим присвоение им квалификации «специалист», в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист». В отличие от диплома, подтверждающего присвоение квалификации «дипломированный специалист», в дипломе, подтверждающем получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в указанной выше графе присутствует запись «Специалист». При этом в 2012 – 2013 годах такой диплом выдавался по форме, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2012 г. № 163 (при этом запись «СПЕЦИАЛИСТ» содержится в самом бланке диплома), а с 1 января 2014 года по образцу, также утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100.

Образец диплома специалиста

Что же касается лиц, поступивших на обучение по программам специалитета после 1 января 2011 года, то они в настоящее время могут обучаться только по программам специалитета и по завершению получат диплом специалиста, подтверждающий получение высшего образования – специалитета по специальности в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Для данных лиц после получения высшего образования – специалитета обучение по программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований будет являться получением второго или последующего высшего образования в соответствии с ч. 8 ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Итак, на данный момент «дипломированные специалисты», поступившие в вузы на программы обучения специалитета до 1 января 2011 года, имеют право бесплатно обучаться в магистратуре. А лица с дипломом «специалиста» такой возможности лишены.

При написании данного раздела статьи использовались материалы «Виртуальной приемной СПбГУ» [URL: www.guestbook.spbu.ru].

Поступать в магистратуру или аспирантуру?

А этот раздел предназначен для тех, кто уже получил диплом специалиста или магистра, и раздумывает на тему продолжения своего обучения. Для тех, кто размышляет над вопросом: «что дальше – аспирантура или второе высшее образование (магистратура)? Что будет полезней и что сейчас нужней? Какие преимущества у учёной степени перед дополнительным высшим образованием?»

Если Вы хотите работать и иметь дополнительные профессиональные навыки (компетенции), а также преимущество перед другими работниками с точки зрения работодателя – то лучше получать второе высшее.

Если же у Вас есть желание заниматься наукой, преподавать в вузах этой страны, Вам банально нужна отсрочка от армии, или просто нужно получить дополнительную корочку для работы или повышения по службе, тогда Вам дорога в аспирантуру. Действительно, доходы кандидата юридических или медицинских наук значительно возрастают…

Если Вам всё перечисленное не интересно или не нужно, а Вы хотите просто самореализоваться, то лучше отказаться от идеи о зачислении в аспиранты, так как, скорее всего, в этом случае Вы не получите какой-либо существенной материальной выгоды или компенсации, а с Вашей стороны за годы пребывания в аспе будет затрачена масса усилий, денег, а также прочих средств и ресурсов. Поэтому, следует учесть, что, кроме аспирантуры, существуют и всевозможные курсы повышения квалификации, которые также часто оплачиваются работодателями.

Зачем многие дипломированные специалисты вновь возвращаются за студенческие парты во второй раз?

Обучение по программам второго высшего образования кардинально различается от специалитета или магистратуры после бакалавриата. Ведь человек, стремящийся получить второе высшее образование, преследует совсем другие цели и у него иные задачи, чем у семнадцатилетних учащихся.

Дипломированный специалист или магистр, получающий дополнительное академическое образование, — это, как правило, человек, четко осознающий свои интересы и предпочтения, уже ориентирующийся в требованиях, предъявляемых работодателями к соискателям вакансий на рынке труда. Кроме этого, они стремятся получить дополнительное образование по новой специальности, которое будет способствовать их карьерному продвижению и профессиональному росту. Так, многие экономисты учатся на юристов или переводчиков, а инженеры выбирают экономические факультеты.

Впрочем, многие студенты обучаются по второй специальности одновременно с занятиями в вузе по первому высшему. Но возраст большинства студентов, получающих академическое образование во второй раз колеблется от 22 до 45 лет. Таким образом, эти студенты — весьма интеллектуально зрелые люди, со своими специфическими запросами к процессу обучения.

Из-за чего нужен второй вузовский диплом?

Каковы же предпосылки для повторного обучения в вузе? Одним из главных обстоятельств считается неудовлетворенность собственной сегодняшней квалификацией. Наверное, это обусловлено прошлой ошибкой: неверным выбором во время поступления в высшее учебное заведение в семнадцать лет. Ведь даже очень часто выпускники высших университетов и институтов не представляют, чем они займутся в ближайшее время. Кроме того, они осознают, что не смогут работать по специальности из-за невысокой зарплаты, которую готовы предложить им работодатели.

Другие осознают, что выбранная профессия, хотя и приносит ожидаемый доход, но не приносит им ожидаемого морального удовлетворения. Некоторые узнают, что не могут работать по специальности из-за ограничений по состоянию здоровья. Другие, наоборот, желают получить второе высшее образование, чтобы эффективно работать на должностях, требующих дополнительных компетенций, которых им не хватает в рамках знаний по специальности, полученных за годы учебы в вузе.

©

Вместе с этим читают: • Преподаватель повышает квалификацию • Курсы повышения квалификации • Он-лайн курсы на русском • Льготы для магистрантов • Образовательный кредит

просмотров: 4382 Опубликовано 2009-05-21 05:07 пользователем

 |  

Интеграция российской высшей школы в Европейское пространство заставляет по-новому взглянуть на систему высшего профессионального образования. Дипломы магистров легко сопоставимы во всех странах и обеспечивают мобильность в трудоустройстве. Качественное образование по международным стандартам открывает перспективные возможности строить научную, или бизнес-карьеру как в России, так и за рубежом.

В условиях обновления Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования многие университеты рассматривают реализацию магистерских программ подготовки  как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Однако, не секрет, что ряд российских университетов в этой связи сегодня столкнулись с проблемами обновления формы и содержания образовательных услуг. Создание эффективных механизмов развития факультетов и специальностей, согласно международным стандартам образования − процесс длительный и не простой.

Трудности переходного периода

Одним из результатов реформы высшего образования является переход на уровни высшего профессионального образования: первый − это бакалавриат со сроком обучения 4 года, и магистратура со сроком обучения 6 лет (4 года бакалавриат + 2 года магистратура). Переход на 2-х уровневую систему образования в России находится в процессе становления. Далеко не все вузы к настоящему время готовы к реформам. Не все имеют возможность предоставлять образовательные услуги по всему спектру направлений подготовки и специальностей, не все могут иметь магистратуру, аспирантуру. Поэтому при выборе вуза в настоящее время важно учитывать не только специализацию учебного заведения, но и возможность продолжать обучение в его стенах магистратуре, аспирантуре. В силу специфики некоторых профессий, после 4-х летней подготовки, предусмотренной программами бакалавриата, для более успешной практической деятельности, имеет смысл пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход на европейские стандарты, безусловно, сулит ряд ощутимых преимуществ выпускникам в будущем. Но в процессе переходного периода с определенными сложностями приходится сталкиваться не только высшим учебным заведениям, но и будущим студентам. При новой системе важно сделать правильной выбор программы и формы образования: сколько лет вы готовы потратить на обучение, нужно ли высшее образование, достаточно ли степени бакалавра, или интересует полное высшее образование – магистратура, или есть желание  поскорее поступить в аспирантуру. Ответы на эти вопросы помогут вам понять, с чего начать (колледж или бакалавриат), и на чем  закончить (магистратура или аспирантура). 

Зачем придумали магистратуру?

Магистр – это  вторая (после бакалавриата) ступень, самый высокий уровень профессионального образования. Обучение в магистратуре позволяет дополнить базовое образование и получить степень магистра по профильному направлению или по другой специальности. Главное преимущество магистратуры — формирование опыта профессиональной деятельности, то есть глубокое понимание практических проблем, получение практических знаний по конкретным сферам профессиональной деятельности. В то же время, обучение в магистратуре дает возможность получить ценный опыт научно-исследовательской работы. 

Обучение в магистратуре – это не просто вопрос престижа, но объективная необходимость для построения успешной карьеры по таким направлениям как социология, экология и природопользование, юриспруденция, политология, экономика, менеджмент. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры разделяются на исследовательские, когда студенты под наблюдением курирующего преподавателя самостоятельно проводят исследования в интересующей их области, и обучающие, состоящие из лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы. Срок обучения по очной форме – 2 года. Возможно обучение в магистратуре по заочной форме длительностью 3 года.

После магистратуры (или специалитета) обучение можно продолжить в аспирантуре. В России обучение в аспирантуре длится 3 года (при заочной форме – 4 года). Аспирантура − формa повышения квалификации, с целью подготовки к соисканию ученой степени кандидата наук. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации, аспирант становится кандидатом наук и может продолжить обучение в докторантуре. Аспирантура – путь для тех, кто желает посвятить себя научной деятельности и чувствует свое призвание в этой области.

В аспирантуре вы приобретаете умение организовывать и реализовывать проекты, завязывать контакты в профессиональном сообществе. Аспирантура – это возможность накопить социальный капитал.

Если вы обладаете хорошими навыками самоорганизации, то аспирантуру можно совмещать с работой. Для этого существуют такие формы как заочная аспирантура и соискательство.

Аспирантура становится полезной

Целесообразность обучения в аспирантуре в последнее время ставилась под сомнение  студентами, ориентированными на быстрый карьерный рост. Учеба в аспирантуре ассоциировались с непомерными интеллектуальными, временными и финансовыми затратами, а жизненные перспективы и практические выгоды в процессе и после получения ученой степени, всегда представлялись весьма туманными. Однако, по мере интеграции в европейское образовательное пространство, российская аспирантура обретает новые привлекательные черты.

Деньги, слава, связи

К учебному процессу активно привлекаются ведущие специалисты из отечественных и зарубежных партнерских организаций, профессора из университетов Европы и США. Аспиранты получают все больше возможностей претендовать на различные гранты и стипендии, участвовать в международных конференциях, стажировках, налаживать полезные контакты и связи. Размеры и стипендий и грантов могут быть весьма впечатляющими. Но участвовать в конкурсах на их получение, как правило, могут только представители официальных организаций (студенты, аспиранты, научные работники). 

Два в одном

Аспирантура может стать реальной альтернативой второму высшему образованию. Например, если вы уже имеете высшее образование филолога, или психолога, но хотите стать специалистом еще в какой-то другой области. В аспирантуре Академии МНЭПУ можно получить послевузовское профессиональное образования по наиболее приоритетным сегодня областям науки: экологии, геоэкологии, политологии, экономике и юриспруденции.

Карьерный рост

Нередко приходится слышать о том, что наличие ученой степени у кандидата, никак не повышает его рейтинг в глазах работодателя. Это не совсем так. Наличие ученой степени по-прежнему помогает делать карьеру госслужащим. Во многих органах исполнительной, законодательной и судебной власти при распределении должностей до сих пор учитывается факт наличия ученой степени. Особенно, если речь идет о ключевых позициях.

Сильная мотивация

Платная аспирантура – это отличный стимул не останавливаться на полпути! Ваш выбор будет более осознанным, а отношению к учебе – более серьезным. Не секрет, что аспиранты бюджетных отделений нередко бросают аспирантуру от разочарования, усталости, или просто от лени. Вложение собственных денег в аспирантуру выступает дополнительной страховкой от желания бросить учебу раньше времени: чем больше личных ресурсов вы потратите на обучение, тем сложнее будет отказаться от защиты кандидатской диссертации. Затраченные средства и усилия не должны пропасть даром!

Рубрика: 

imageБолонская система предполагает наличие сразу нескольких планок в образовании. Первая их них – это бакалавриат, далее по подготовленной программе студенты проходят повышение квалификационного уровня специалиста (магистратуру). Что касается аспирантуры, то это переходная ступень между специалистом наивысшего уровня и уже квалифицированным научным работником. Все эти 3 ступени отличаются друг от друга и характеризуют совершенно различные этапы подготовки выпускников.

Чем отличается образование магистранта и аспиранта

Аспирантура представляет собой систему по увеличению квалификационного уровня научных, преподавательских сотрудников из числа выпустившихся специалистов и магистров. Заканчивать аспирантуру допускается как в университетах, так и в научно-исследовательских центрах в России.

Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.

Читайте также: Отличие академического бакалавриата от прикладного

Чем отличается уровень подготовки и знаний

Бакалавриат, магистратура и аспирантура представлены тремя ступенями в системе получения «вышки». Те студенты, которые решают идти в магистратуру в собственном ВУЗе, проходят специальную подготовку, где для каждого студента преподавательский состав старается обеспечить индивидуальный подход и подробно рассмотреть все дисциплины по специализации.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Аспирантура – это наивысшая образовательная планка, главной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов для преподавания в средних и высших школах. Обучаться и поступать на аспирантуру имеет право каждый студент, который получил диплом специалиста либо магистра, а также рекомендационные листы от собственных научных представителей и кафедры. Прежде чем выпуститься из аспирантуры, студент должен защитить собственную диссертацию на ступень кандидата наук, а после этого сможет продолжить свою научную работу. Обучаются аспиранты, в зависимости от выбранной формы, от 3 до 5 лет.

Читайте также: Список документов для поступления в колледж после 11 класса

Сравнительные характеристики аспирантуры и магистратуры:

  • аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
  • в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
  • магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
  • для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
  • после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.

Читайте также: Документы для поступления на заочное отделение

Рассматривать в одном ключе аспирантуру и магистратуру не совсем корректно, ведь такое сравнение подобно аналогии между учениками 9-11 классов или директорами и завучами. Все знают, что после 9 класса нельзя сразу поступить в высшее учебное заведение, для этого следует закончить колледж. А будучи обычным учителем сложно стать сразу директором, так же, как и стать кандидатом наук, не защитив предварительно научную работу и не закончив аспирантуру.

11 ноября 2020, 18:37

Москва. 11 ноября. ИНТЕРФАКС – Высшая школа экономики (ВШЭ, Москва) впервые в России запустила единый трек «магистратура — аспирантура», сообщает пресс-служба вуза.

«ВШЭ подвела итоги набора на единый трек «магистратура – аспирантура», где был выявлен высокий спрос со стороны студентов – конкурс составил почти 5 человек место. Стипендия прошедших конкурсный отбор составит 50 тыс. рублей ежемесячно в период учебы в магистратуре, 70 тыс. рублей – в период учебы в аспирантуре», — говорится в сообщении.

Для участия в этой программе отобраны студенты, которые приобрели опыт исследовательской работы еще в бакалавриате, имеют опубликованные статьи в соавторстве или индивидуально.

Отбор слушателей проходил публично, научные достижения студентов обсуждали в соответствующих подразделениях вуза. Из 212 заявок, поданных студентами первого курса магистратуры, были отобраны 45. Победители распределены по 17 аспирантским школам.

Обучение на едином треке длится пять лет. Основная учебная нагрузка приходится на первые два года. Каждый студент имеет индивидуальный учебный план, который будет координироваться и корректироваться соответствующей аспирантской школой. В этот же период подбирается тема диссертации и научный руководитель.

Ожидается, что участники единого трека смогут завершить свои диссертации до истечения пятилетнего срока.

По словам проректора ВШЭ Сергея Рощина, главная задача этой программы – выявить на раннем этапе тех, кто имеет способности и желание заниматься наукой.

«Это хорошая альтернатива программам PhD в зарубежных университетах. Комиссии отбирали студентов, которые встраиваются или уже встроены в научные проекты, приоритетно реализуемые ВШЭ. Так что уже на ранней стадии занятия наукой наши молодые коллеги становятся частью исследовательских команд. Надеюсь, что по окончании аспирантуры они успешно защитят диссертации, придут работать в вузы и научные институты», — приводятся в сообщении слова Рощина.

Читайте «Интерфакс-Образование» в «Facebook», «ВКонтакте», «Яндекс.Дзен» и «Twitter»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий