Чеканка по металлу

Содержание

ГлавнаяКоллекция “Otherreferats”Производство и технологииЧеканка как вид художественной обработки металла

Инструменты для чеканных работ. Оборудование, оснащение и организация рабочего места. Подготовка бляшки и ее насмолка. Отжиг, отбеливание и выколотка рельефа. Технологическая карта по изготовлению серьг и медальона с помощью художественной чеканки.

Рубрика Производство и технологии
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 07.09.2013
Размер файла 46,2В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

Чеканка

В настоящее время чеканка, или получение объемных изображений на тонком листе металла распространена в художественных мастерских. Как и в прошлом, освоение тонкостей мастерства требует много времени и специального инструмента.

Чтобы понять, лежит ли душа к этому виду творчества, необязательно тратить годы на обучение и совершенствование навыков работы с металлом и профессиональными инструментами. Можно попробовать себя в технике чеканки и тиснения, используя лист пищевой фольги и несложный набор инструментов — канцелярских принадлежностей. А после освоения техники тиснения по фольге, возможно, появится желание овладеть и секретами древних мастеров чеканки.

Чеканка из фольги своими руками: мастер-класс с пошаговыми инструкциями

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок развивался, поэтому, покупая игрушки, иногда возникает вопрос о том, насколько она помогает общему развитию ребенка. Но не обязательно покупать дорогие современные игрушки для развития малыша, достаточно найти интересное занятие, в котором будут участвовать краски, кисточки и руки ребенка. Именно для таких родителей, которые хотят занять полезным делом свое чадо, существует наш мастер-класс по чеканке. Для этого вида творчества очень легко найти все необходимые материалы в каждом доме. Самое главное, чтобы ребенок мог воплотить свои фантазии, а вы помогли бы ему сделать красивое украшение для квартиры.

DIY Объёмная звезда из фольги.  Мастер классDIY Объёмная звезда из фольги. Мастер класс

Метод чеканки фольгой

Метод чеканки по фольге технологически близок к классической чеканке по листовому металлу, но отличается от него:

Читайте также:  Устройство трансформатора, принцип работы и применение

  • малыми усилиями, необходимыми для объемной формовки;
  • дешевизной материалов и инструмента;
  • невысокой прочностью получившегося изделия.

Фольга для чеканки размещается на мягком основании, дающем возможность листу деформироваться под давлением деревянного или пластмассового стержня, образуя небольшие круглые впадинки или продолговатые углубления. При рассматривании эти впадинки визуально формируют единое изображение.

Для тиснения и чеканки применяют как листовую или рулонную пищевую фольгу, так и более плотную промышленную. Ее труднее обрабатывать, но зато и долговечность изделий возрастает многократно. Их можно не только вешать на стену в рамочке, но и использовать в качестве накладок — украшений для бытовых или художественных изделий.

image Чеканка из фольги

Метод чеканки по фольге получил широкое распространение, как в детских кружках художественного творчества, так и среди взрослых любителей.

Аппликации из фольги: имитация «чеканки»

Чеканка относится к древнейшему виду художественной обработки металла. В технике чеканки выполнялись и выполняются украшения, оружие, посуда, оклады икон. За сотни лет существования техника почти не изменилась. Как и прежде, чеканят по меди, алюминию, латуни. Для выполнения работы требуются смола, инструменты (молотки и чеканы), а главное – терпение и старательность. Мастера чеканки считают себя людьми особой касты. Потрясающие картины из «ожившего» металла подтверждают это.

image

Вместе с детьми осторожно прикоснуться к необычному искусству можно и без чекана и молотка. Основным материалом для имитации чеканки будет обыкновенная фольга. Но, возможно, после имитации кто-то всерьез и по-настоящему увлечется этим ремеслом.

С помощью клеевого пистолета

Что нам понадобится:

• клеевой пистолет • пищевая фольга в рулоне • картон • клей ПВА • мягкая салфетка (тряпка) из хлопка • широкие строительные кисточки • шаблон для рисунка • клеевой пистолетсребристая и бронзовая акриловая краска

Берем шаблон – то есть контурный рисунок. В качестве шаблонов подойдут раскраски или любые другие крупные рисунки, которые нравятся ребенку. Перед началом работы его необходимо перенести на картон или наклеить на более плотную основу.

Нагреваем пистолет и наносим клей по контуру. Постарайтесь, чтобы толщина клеевой линии была везде одинаковой, не слишком выпуклой, но и не очень плоской. В первом случае клей прорвет фольгу, во втором контур «чеканки» получится недостаточно выразительным.

Внимание! Расплавленный клей и кончик пистолета могут обжечь!

Читайте также:  Строительный пистолет для герметика, силикона — как пользоваться, какой лучше?

Подготовьте лист фольги. Он должен быть больше чем картонная основа настолько, что бы его можно было загнуть на изнаночную сторону работы. Фольга может быть ровно или слегка смятой – для выразительности.

Когда термоклей высохнет (а это происходит почти мгновенно), широкими сухими мазками кисти, чтобы картон не покоробился от влаги, наносим клей ПВА и тут же прикладываем его к листу фольги «лицом» вниз. Не мешкая, переворачиваем.

Салфеткой быстро, но аккуратно разглаживаем фольгу по направлению от центра к краям, чтобы «выгнать» воздух и лишний клей. Затем также салфеткой прижимаем фольгу по контуру клеевой полосы.

Даем заготовке высохнуть. Лучше, если она отлежится до утра. После этого еще раз аккуратно поправляем контуры рисунка.

Широкими мазками наносим на изображение серебристую краску. Для имитации чеканки разводить краски водой не нужно – чему гуще серебрянка, тем качественнее будет покрытие.

Точно также наносим бронзовую краску и сразу же вытираем ее салфеткой: на выступах бронза сойдет, а во впадинах останется. Мы получим красивую фактурную работу.

Изнаночную сторону работы можно задекорировать чистым листом бумаги.

Объемная аппликация из картона

Что нам понадобится:

• 2 листа картона • клей ПВА • широкая кисть • ножницы • шаблон (лучше с геометрическими линиями) • фольга • салфетка • бронзовая и серебристая краска

Для работы можно взять, например, фотографию православного храма. Имейте в виду, что работать с прямыми линиями проще, чем с кругами и овалами.

Читайте также:  Какой двигатель стоит на пресс ажур 7. Особенности станков для ажурной ковки методом холодной штамповки. Станок «Ажур-Универсал» прокатно-гибочный

Понадобятся две распечатки – одна для работы, другая – чтобы можно было посмотреть, как должна выглядеть картинка целиком.

Рисунок вырезаем и наклеиваем на картон. Даем высохнуть.

На базовом листе обводим контур рисунка-шаблона для того, что бы после нам было легче ориентироваться. Картонная основа должна примерно на треть превосходить шаблон – при дальнейшей работе, рисунок станет шире и выше. Если вы не рассчитали, то в процессе придется доклеивать лист.

Начинается самый кропотливый труд – разрезать рисунок на сегменты и приклеить их на картонную основу.

Выполняйте работу строго по порядку. Отрезав деталь, ту же ее приклеивайте. Если все же случится так, что нужно прерваться, а детали не приклеены, пронумеруйте их и соответствующие места на основе.

Между деталями оставляйте пространство по всему периметру приклеиваемой части. Плотно прижимайте края салфеткой – они не должны торчать.

Делите рисунок на части по основным линиям. Какие-то элементы можно оставить «пустыми» (в нашем случае, это арки и окна).

Необходимые инструменты

Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:

  • плотная фольга для тиснения и чеканки;
  • ножницы;
  • лист плотного картона для подложки;
  • палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
  • мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).

Метод чеканки фольгой

Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.

К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.

Необходимые материалы и инструменты

Для чеканки понадобится фольга, бумага и кисточки. По ходу придется добавлять некоторые приспособления, об этом расскажет пошаговая инструкция. Чеканка представляет собой рисунок, который делается с помощью распечатанного трафарета и карандаша. Скорее всего, в садике малышам показывают, как делать такие красивые рисунки, и как правильно обращаться с кисточкой.

Такой вариант творчества хорошо помогает ребенку концентрироваться на мелочах, развивать свой талант и при этом весело проводить время. Чеканка позволяет ребенку развивать руку для рисования, различать границы рисунка, также помогает развитию мелкой моторики рук.

Есть несколько способов сделать чеканку, но один из них считается легким и может использоваться для маленьких детей, а второй — немного сложнее, поэтому предназначен больше детей постарше. Каждый из этих способов подразумевает проведение работы поэтапно, поэтому не стоит спешить при выполнении такого рисунка. Также придется сразу запастись бумагой и фольгой, потому что иногда эти материалы рвутся и приходится делать все заново.

Начинаем с простого

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.

Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

Читайте также:  Электроискровая и электроимпульсная обработка металла

Статья по теме: Манишка для мужчины спицами: схема для начинающих с фото и видео

Мастер-класс по объемной чеканке из фольги своими руками

Для детей будет особенно интересен способ создания чеканки в объемном виде. Для такой картины нужно вырезать все детали из картона, подложить их под фольгу, обвести и покрыть краской. В таком варианте картина будет выглядеть объемной, красивой и завершенной. Наводить контуры всех деталей нужно так же, как и в способе без краски, благодаря таким манипуляциям, картина приобретает более серьезный вид, и ее действительно можно использовать в качестве украшения или подарка.

Благодаря чеканке, каждый ребенок сможет сделать подарок своими руками. Такой процесс развития хорош не только тем, что ребенок развивает навыки рисования, но это прекрасное развлечение для маленького непоседы. С помощью разных шаблонов можно сделать чеканку смешную, например, гномиков или лунтика, но и для «взрослых» картин есть свои варианты, например, машина и дом, пейзаж или чей-то портрет.

Подарок родным и близким

Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».

  • фольга;
  • картон;
  • инструмент (кисточка, палочка для суши);
  • шаблон или трафарет;
  • подложка (ею может оказаться альбом или фетр).

Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:

Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.

После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.

Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.

Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.

Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.

Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:

Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.

Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.

В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.

Теперь обратной стороной вверх кладем на стол нашу работу. Возьмем картон.

Затем наложите картон на фольгу.

Подарок готов! Если есть подходящая рамочка, то можно вложить в эту рамочку свою работу. Для детей процесс покажется очень увлекательным, можете не сомневаться. Девочки по такому же принципу могут сделать цветок для мамы.

Мастер-класс по чеканке из фольги своими руками

Итак, для процесса чеканки понадобится фольга, кисточка (обязательно с круглым концом), подложка и рисунок (распечатанный или нарисованный). Рисунок выбранного предмета, например, дом, надо положить сверху фольги, а под ней должна находиться мягкая подложка. После этого контуры рисунка надо обвести круглым концом кисточки (вместо кисти можно использовать другой предмет с круглым концом). После того, как рисунок убрали, можно увидеть, что на фольге остались все элементы дома. При этом не стоит забывать об окнах домика, его двери и дымоходе. Все мелкие детали необходимо хорошо продавить, чтобы остался их четкий контур.

Тем же концом кисточки нужно постукивать возле контуров дома, то есть делать маленькие кружочки вокруг него. Вокруг всего дома надо сделать выпуклости кисточкой, после чего перейти к мелким деталям. То есть те же окна и двери придется простукивать, чтобы образовались маленькие кружочки.

После этого фольгу надо перевернуть и снова навести контуры дома: сначала выводятся все большие детали, потом — все маленькие. Вя работа проводится круглым концом кисточки. По возможности, сделать обводку надо несколько раз, что касается и дома, и его деталей.

После того как все контуры наведены, рисунок надо положить изнанкой вверх, на него положить картон (плотную бумагу). Все края, которые выходят за грани картона, нужно согнуть, чтобы он находился как бы в середине фольги. Перевернув чеканку лицевой стороной, можно увидеть результат работы. Такую картину можно поместить в рамочку и повесить на стену. Вот на этом этапе чеканка может считаться законченной.

Конечно, можно использовать разные краски, например, покрыть работу тонким слоем серебра или золота. Но стоит помнить, что такой процесс предназначен для ребенка, а значит, придется следить за его работой с красками.

С появлением таких больших монет, как талеры, новый импульс к развитию получила и техника чеканки монет. До конца XV века на протяжении многих веков в технологии чеканки не происходило ничего нового. Монеты чеканились старинным примитивным ручным способом, при котором из технической оснастки требовались лишь молоток и два штемпеля. Для чеканки талеров этот способ не годился, – ручным молотом было просто невозможно прочеканить большую монету. Возникла необходимость усовершенствовать процесс чеканки, чтобы увеличить силу удара штемпеля по заготовке. Так к концу XV века был изобретен фальверк. Это первое механическое приспособление с молотовым снарядом, который падал на монетную заготовку с большой высоты, и поэтому, он обладал достаточной ударной силой для прочекана монет крупного размера. Технология чеканки с помощью молотового снаряда выглядела примерно следующим образом. Нижний штемпель закреплялся стационарно снизу на лафете станка. Бревно с закреплённым внизу верхним штемпелем поднималось с помощью передаточного колеса силой нескольких человек или лошадиной тяги. Потом снаряд отпускали, и он под действием силы тяжести падал вниз и прочеканивал изображение штемпеля на монете. Потом снова поднимали снаряд и смотрели: достаточно ли четкое изображение получилось на монете. И если прочекан был недостаточный, то удар снаряда по монете повторяли ещё, для получения нужного качества рельефа монеты. C изобретением молотового снаряда минцмейстеры сделали еще одно открытие, которое стало прорывом в технологии чеканки монет. Этим изобретением стало использование маточника монетного штемпеля, – своеобразного штемпеля для чеканки штемпелей. Путем ряда сложных технических процедур, высокопрофессиональные граверы изготавливали на торце стального стержня позитивное изображение аверса и реверса будущей монеты. Эти штемпели и служили маточниками для изготовления ряда абсолютно идентичных монетных штемпелей. По той же технологии, что и чеканка монет, на заготовки будущих штемпелей наносилось негативное изображение и после закалки они использовались для производства монет. Так появилась техническая возможность изготавливать сотни тысяч монет-близнецов. Техническая мысль неустанно толкала развитие монетного производства вперед. Один из великих итальянских представителей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи внёс свой вклад и в технику чеканки монет. В 1514 году он придумал и собрал пресс для вырубки монетных заготовок из ленты, и ещё усовершенствовал механический молотовый станок. Следующим прорывным изобретением стало использование вальцевального станка для производства цан. Мастерам уже не надо было вручную выковывать тонкие серебряные пластины – за них это делали отполированные стальные цилиндры, вращающиеся навстречу друг другу. Между валами, постепенно уменьшая расстояние между ними, многократно пропускали металл для получения листа нужной толщины. Из этих листов серебра кружки металла нужного диаметра вырубались заостренной стальной трубкой или станком для вырубки.Вальцевальный станок, применялся для изготовления цан определённой толщины На основе вальцов в 1550 году в Тирольском городе Халле был изобретен вальцевальный станок для чеканки монет, использующий тот же принцип пресса. Он состоял из двух валов, соединенных друг с другом зубчатой передачей. На валы было нанесено в зависимости от их размеров – от 4 до 19 негативных изображений лицевой и оборотной сторон монет, так что при пропускании между ними ленты цана, изображения отчеканивались на ней. Появление этого станка значительно ускорило процесс изготовления монет, также улучшилось исполнение изображения на монете. Не было больше смещений рисунка на монете от двойных, или даже тройных ударов, столь характерных для чеканки молотовидным снарядом.Штемпели талера эрцгерцога Фердинанда Тирольского и монета, отчеканенная этим штемпелем Основным признаком изготовления монеты на вальцевальном станке является легкая изогнутость монеты с характерными следами вырубки по гурту. Не смотря на это и ещё ряд других недостатков этого метода производства монет, с помощью вальцверка монеты изготавливали на некоторых денежных дворах Европы до конца XVIII века.Усовершенствованный вальцевальный станок Техника чеканки монет шла в ногу с развитием научно-технического прогресса, и в середине XVII века на основе чеканного вальцевального станка изобретают станок со сменными штемпелями. Изображение монет вырезалось на круглых, изогнутых дугообразно плоскостях. Эти штемпели имели зажимной шип, который закреплялся в так называемых «карманах» обоих вращающихся валов чеканного станка. Благодаря отлаженной системе рычагов и зубчатых колёс штемпели чётко прокатывались один над другим, выдавливая оттиск монет на проходящей между ними пластине. Преимуществом этого станка является возможность замены вышедшего из строя штемпеля без замены всего вала.

Но, не смотря на все очевидные плюсы технологического прогресса, не все страны сразу применяли новинки для производства монет. В этом отношении показательным является пример одной из самых промышленно развитых стран Европы XVI-XVII веков, – Англии. Трудно поверить, но молоточный чекан использовался минцмейстерами Тауэра как основной способ производства монет вплоть до 1662 года! В то время как в Италии, Германии, Швейцарии постоянно совершенствовались и обновлялись методы чеканки, Англия практиковала средневековый молоточный чекан. Трудно сказать, что явилось основной причиной отказа от технологических новшеств на протяжении целого столетия: английский консерватизм или возмущение мастеров, боявшихся, что машина лишит их работы. Но нерегулярная машинная чеканка шла небольшими тиражами лишь с 1561 по 1572 годы в царствование Елизаветы I и два года в правлении Карла Стюарта. Но, как бы не хотели минцмейстеры на отдельных монетных дворах, долго игнорировать развитие научно-технического процесса невозможно. Мало того, в целях увеличения скорости чеканки монеты и усложнения её подделки для фальшивомонетчиков, все государства стремились использовать последние достижения своего времени в науке и технике для производства денег.Гурчение До середины XVII века гурт монет, за небольшим исключением, был гладким. После вырубки монетной заготовки из полосы он обстукивался до чеканки, как это обычно делалось, например, в Саксонии. Если же изображение монеты наносилось при помощи вальцевального станка, то после вырубки готовой монеты из полосы её гурт уже не подвергался дополнительной обработке. Первые талеровые монеты с выпуклой надписью по гурту появились во Франции около 1576 года. Эти монеты называются серебряные пьефоры (франц. pied-fort). Гораздо позднее в 1642 году гуртить монеты пробуют в австрийской земле Штрии на монетном дворе города Гарца, в 1651 – в Англии, в 1668 – в Дании, а в 1670 – в Швеции и Бранденбурге. Надпись на гурте наносили в процессе чеканки самой монеты с помощью разъемного кольца, вставлявшегося в круглую толстую рамку. В такое кольцо, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи, заготовка заключалась перед тем, как попасть между штемпелями. Металл заготовки под давлением пресса заполнял все детали рельефа штемпелей и кольца, принимая их рисунок. Чаще всего гурт декорировался не надписью, а орнаментом из повторяющихся растительных или абстрактных элементов. Такое «украшательство» имело сугубо практическое назначение — препятствовать опиливанию и обрезыванию драгоценного металла, а так же служило дополнительным и надежным средством от подделки монет. Значительно упростил технологию нанесения изображения на ребро монеты гуртильный станок, изобретенный в XVII веке. Он состоял из двух стальных рельс, на внутренней стороне одной была нанесена предназначенная для монеты насечка. Монета туго зажималась между ними на столе станка и прокручивалась при помощи системы роликов и зубчатых колес, приводимой в движение кривошипной передачей. В результате вращения монеты на ее гурте выдавливался необходимый рисунок В конце XVIII века на смену гуртильному станку вновь пришла машина с кольцом, но уже значительно усовершенствованная. Прежде чем перейти к разделу, посвященному описанию современной машинной чеканки, хотелось бы обобщить весь путь, который прошла техника изготовления монет от ранней античной ручной чеканки до первых станков по производству монет Нового времени. Начиная с древних времен, при изготовлении самых первых монет, мастера стремились сделать свою продукцию максимально однотипной: придать серии монет узнаваемый рисунок, подчинить все элементы оформления изображения и легенды одному стилю, отчеканить монеты одинаковой массы и размера. Мечта мастеров прошедших столетий о совершенно одинаковых монетах нашла своё воплощение в современном денежном производстве. Научно-технический прогресс и совершенствование методов чеканки привёли к тому, что сегодня металлические деньги чеканятся практически без участия человека. Его роль ограничивается дизайном изображения монеты, который выполняется на компьютере. Изготовление монет доверено роботам, которые выдают с конвейера миллионные тиражи абсолютно идентичных, с идеально правильными рисунком, но совершенно бездушных рельефных кружков металла. Старинные монеты на всех этапах производства проходили через руки монетных дел мастеров, которые вкладывали в них свои знания, уменья и душу. До применения в чеканке редуцирующей машины все монеты имели мельчайшие особенности, отличающие их от десятков тысяч собратьев. Не найти даже двух абсолютно одинаковых монет, изготовленных при помощи первых чеканных станков: балансира, молотового снаряда или вальцов. И уж тем более это относится к монетам, изготовленным при помощи ручной молоточной чеканки. Каждая монета уникальна! Имеет свою живую, неповторимую красоту, созданную руками нескольких мастеров от гравёра до чеканщика, живших в те давние годы… Всё это и делает старинные монеты особенно интересными для коллекционирования в наш компьютерный и стандартизированный век… ***** Добавляйте, у кого что есть? Если повтор – прошу пардону

Объявления по категориям Транспорт (489819)Мотоциклы и мототехника; Грузовики и спецтехника; Автомобили; Водный транспорт; Запчасти и аксессуары; Грузоперевозки; Другое; Недвижимость (710525)Квартиры; Дома, дачи, коттеджи; Комнаты; Коммерческая; Земельные участки; Гаражи и машиноместа; Недвижимость за рубежом; Личные вещи (412386)Женская одежда, обувь; Мужская одежда, обувь; Детский мир; Красота и здоровье; Аксессуары; Электроника, техника (166635)Электроника; Техника для дома; Техника для кухни; Климатическая техника; Личное и гигиена; Дом и сад, мебель, бытовое (175708)Мебель; Интерьер; Посуда, все для кухни; Освещение; Бытовая химия; Сад и огород; Текстиль (20529)Ткани; КПБ, полотенца, скатерти; Рабочая одежда; Другое; Животные (135166)Собаки; Кошки; Аквариум; Птицы; Товары и услуги для животных; Другие животные; Услуги и предложения (335122)Юридические услуги; Бухгалтерские услуги; Ремонт техники; IT; Безопасность, детективы; Образование, курсы; Переводы, Набор текста; Развлечение, Праздники; Другие виды услуг; Работа (357678)Вакансии; Резюме; Хобби, Отдых, Спорт (123419)Билеты и путешествия; Спорт, Активный отдых; Книги и журналы; Коллекции; Музыкальные инструменты; Оборудование (207990)Газовое, топливное; Деревообрабатывающее; Железнодорожное; Инструменты; Пищевое, с/х; Станки; Торговое; Электротехническое; Другое; Сырье (76520)Пиломатериалы; Металлы; Нефть, газ, топливо; Химия; Бумага, тара, упаковка; Другое; Строительные товары и услуги (257034)Конструкции; Материалы; Сантехника; Механизмы; Производство работ; Другое; Продукты питания (60952)Зерно, крупы; Кондитерские изделия; Консервы; Мясо, колбасы; Рыба, морепродукты; Соки, воды; Другие продукты; КупиПродай рядом с домом Свежие объявления ДомойМонетыЧеканка монет: интересные факты и стоимость image

С самых первых времен существования денежных расчетов посредством металлических монет мастера чеканки стремились к их однотипности и легкой узнаваемости. Для этого их пытались сделать равнозначными по весу, размерам и форме, а позднее и придавать им единый дизайн, идею, стиль. Достичь всего этого удалось много позднее, с получением возможности осуществлять массовую автоматическую чеканку монет. Стоимость процесса производства в прошлые века была высока, поскольку каждый экземпляр поневоле был штучным. Время поменяло приоритеты местами, и получить сегодня такие уникальные монеты можно только чеканкой на заказ, и стоить это будет куда дороже массового чекана. Путь, который прошел процесс штамповки монет, сложен, интересен и, несомненно, достоин внимания.

Первые чеканные монеты

Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.

Чеканка XV века

В этот период появляются крупногабаритные монеты талеры, которые было уже затруднительно, да и попросту невозможно чеканить с помощью штемпельной пары и молотка. Техника чеканки требовала срочного усовершенствования, в частности, в плане увеличения силы удара, способного оставить четкий отпечаток на заготовке большой площади. Увеличить пробивную силу удается с помощью фальверка. Принцип увеличения мощности устройства основывался на большой высоте, с которой падал пробивной снаряд. Чем выше его поднимали, тем более мощным был прочекан. Технологию схематично можно описать следующим образом:

  • Нижний штемпель неподвижно закреплялся на лафете машины.
  • Верхняя половина штемпельной пары устанавливалась на торец бревна.
  • Бревно поднималось на необходимую высоту с помощью нескольких человек или с применением лошадиной силы.
  • После того как его отпускали, оно отвесно падало и прочеканивало монетный диск.

image

Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.

Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.

image

Чеканка XVI века

Золотая эпоха ренессанса не оставила в стороне и монетное дело. Непосредственное участие в прогрессивном процессе принял самый знаменитый человеческий гений этого времени — Леонардо да Винчи. Именно ему монетные дворы этого периода обязаны изобретением пресса, предназначенного для вырубки идентичных монетных дисков-заготовок из цельной металлической ленты. Следом был изобретен вальцевальный станок, дающий возможность заготовки цан (стержневой формы метала), от которых специальными вращающимися инструментами отделялись тонкие пластины. Ранее это делалось вручную. Многократная протяжка металла (в основном серебра) позволяла получить заготовку нужной толщины, с которой последовательно вырубались одинаковые кружки.

Чеканка XVII века

На фоне всеобщего научно-технического прогресса продолжал усовершенствоваться и процесс чеканки. В середине столетия усовершенствуется вальцевальный станок, механизм которого теперь позволяет менять штемпели. Геометрическая форма оттиснутых монет имеет дугообразную форму из-за удобства более качественной фиксации зажимного шипа. Разработана и оптимизирована система, сочленяющая рычаги и зубчатые передачи вальцевального станка таким образом, чтобы ход штемпеля точно соответствовал форме и расположению проходящей под ним монетной заготовки.

image

Примерно в это же время в производстве монет начинает применяться балансир или шпильдельверк. Для приведения его в действие был внедрен Т-образный утяжелитель, разгон которого требовал большой силы. В качестве этой силы, как и прежде, использовались несколько человек или лошадь. Как и ранее, нижний штемпель пары, называемый штоком, закреплялся стационарно. Верхний, айсен, крепился к винтовому снаряду, для раскрутки которого и требовались большие прикладные усилия. Максимальный разгон позволял прочеканить талер номиналом 1 и 2 единицы с первого раза. Во время обратного хода балансира под него успевали подложить новые металлические заготовки.

Чеканка первых русских монет

Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.

  • Заготавливался металлический кругляк (серебро или золото).
  • С обеих сторон пресса размещались штемпели, после чего на нижний из них клалась заготовка.
  • Пресс приводился в движение и сдавливал заготовку, одновременно отпечатывая изображение на обеих ее сторонах.

image

Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.

С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки «на глазок», что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.

image

Первый массовый чекан

Нанесением рисунка, отображающего независимость государства и его финансовую состоятельность, на Руси озаботились спустя 4 века, после победы, одержанной русским оружием в знаменитой Куликовской битве. Многовековое иго было побеждено, и страна нуждалась в утверждении своей независимости. Была проведена денежная реформа, в ходе которой серебряные монеты уменьшились в размере и стали иметь массу не более грамма. Номинал их не указывался цифрами, а определялся по изображениям, среди которых были петухи, всадник, человеческая голова, пеший воин и фантастические 4-лапые животные.

Прошло еще 3 века, и на Руси появились первые медные монеты, которые получили название «пулы». Чеканили их из медной проволоки, а номиналом приравнивали к серебру. В монетных делах страны царило самоуправство, которое в итоге привело к бунту, вошедшего в историю как «медный». В дальнейшем возврат к медному чекану произошел уже в годы правления Петра.

image

Чеканка петровской эпохи

Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.

Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.

image

Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.

Чеканка в современной России

В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:

  • Исключены затраты на нагрев металла.
  • Не образуется окалина.
  • У полученного образца нет шероховатости.
  • Размер, форма и изображение на монетах получаются абсолютно идентичными.
  • Металл гораздо меньше подвержен разрушению в долгосрочной перспективе.

Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).

Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.

В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.

Ручной чекан современного периода

Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.

Золотые монеты в «proof» качестве

Поле таких образцов выполняется зеркальным, а само изображение остается матовым. Их не выбивают из металлической ленты, а отливают, после чего наносится гуртовка и производится двойной чеканный удар. Поле полируется уже после того, как готов рельефный рисунок.

Инвестиционные образцы в «UNC» качестве

Отличие от предыдущих монет состоит в допущении мелких дефектов.

«Brilliant Uncirculated»

Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.

Улучшенный UNC

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий