Частицы не и ни: не с разными частями речи слитно или раздельно

Ответы (1) Знаете ответ? Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Не с чем — как пишется и какая часть речи? …» по предмету 📘 Русский язык, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по русскому языку Сочинение миниатюра на тему: описание внешности подруги в минуту радости (гнева) Ответы (1) Составьте одно предложение со словом с безударной гласной в корне второе предложение со словом с парной согласной в корне Ответы (1) Дать опредиление слову нравственный выбор Ответы (1) Как будет на книжном стиле? Вася, топай домой! Хватит, нагулялся! Имей совесть. Я голос уже сорвала звать тебя. Вот оставлю без компьютера на неделю — будешь знать, как над мамой издеваться. Ответы (1) С помощью каких слов можно описать открытие нового созвездия Ответы (1)

Что такое часть речи в русском языке

Что такое часть речи это общность слов, которую можно выделить, основываясь на схожести и различиях их грамматических и семантических свойств.

Содержание

Что такое часть речи в русском языке

Основываясь на посвящённой этой теме статье знаменитого российского лингвиста Льва Владимировича Щербы, создавшего вместе с группой других филологов теорию фонемы, доминирующим в лингвистической русистике считается принятие многогранности свойств в целях их классификации.

Беря за критерии вышеуказанные признаки и руководствуясь следующими существенными различиями и сходством, лексемы относят к определённым категориям:

  1. Единство суммарного смысла, как, например, признак признака у наречия.
  2. Единство грамматических закономерностей и словоизменения.
  3. Сходность синтаксических функций.

Дифференциация слов по классам занимала учёных ещё в древности и была актуальна на всех континентах и во все времена, так данным вопросом занимались и древнегреческие философы (Аристотель), и древнеиндийские лингвисты (Панини), и учёные царской России (Мелетий Смотрицкий).

Что такое часть речи в русском языке

Ввиду того, что в рамках русского языка большинство слов изменяемы, рассмотрим их разделение по морфологическому принципу, который широко пропагандировался представителями фортунатовской школы (названа по имени её основателя Ф.Ф. Фортунатова).

Существуют следующие признаки:

  • определённый порядок преобразования слова,
  • набор грамматических значений,
  • морфологическая структура (например, «как» и «так» – это местоимения, а «грустный» и «весёлый» – прилагательные).

То, к какому классу относится лексема, можно понять, используя лишь типологизацию по морфологическому признаку, однако в других языках использование данного принципа будет не столь очевидным.

Какие бывают части речи

Русистами определены 13 частей речи: 9 самостоятельных и 3 служебных. Рассмотрим каждую из частей речи отдельно.

Самостоятельные части речи

Иначе называются знаменательными. Если посмотреть с позиции синтаксиса, они могут выступать ещё и подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством или дополнением.

Эта категория в общемировых текстах занимает больше половины всего лексического объёма, что видно практически из любого текста. Например: «Это важное событие произошло неожиданно пятнадцатого мая».

Имя существительное

Смысловое содержание: одушевлённый или неодушевлённый объект.

Отвечает на вопросы «Кто?», «Что?».

Может выполнять функции подлежащего или дополнения. С позиции морфологии обладает такими характеристиками, как: род (муж., жен., сред., общ. и обоюдный), число, падеж, нарицательность (нарицательное и собственное).

Например, собака – сущ. ж. р., 1 скл., одушевл., Им. пад., нарицательное.

Остап – сущ. м. р., 2 скл., одушевл., Им. пад., собственное.

Имя прилагательное

Смысловая составляющая: признак объекта.

К нему подходят следующие вопросы: «Какой?», «Чей?».

В предложении играет роль определения, согласовываясь с предметами.

Выделяют также отдельно краткие прилагательные, чьей отличительной особенностью является их гетерогенность по набору параметров, так, например, очень сложным может быть включение в этот класс таких неизменяемых слов, как бордо.

Разряд может быть назван самым устойчивым признаком данного класса (качественный, относительный, притяжательный).

Качественные, несущие в себе признак или качество объекта, могут меняться: усиливаться/ослабляться. Например, самый добрый, преогромный. Достигать изменения степени выраженности признака путём сочетания с наречиями очень (чрезвычайно, бесконечно, крайне и др.). Например, бесконечно глубокое море.

Практически все представители этой группы способны преобразовываться в краткую форму: прекрасен, должен. Также их можно узнать по возможности наличия антонимов: большой – маленький.

Вместе с тем, у качественных прилагательных существуют следующие степени сравнения:

  • Положительная «длинная дорога»,
  • Сравнительная «дорога из нашего города в Москву длиннее, чем дорога в Рязань»,
  • Превосходная «длиннейшая дорога».

Относительные обладают следующими характеристиками:

  • отвечают на вопрос «Какой?»,
  • обозначают признак,
  • не соотносятся с усиливающими их наречиями,
  • имеют только положительную степень,
  • не бывают краткими,
  • не могут иметь антонимов.

Например деревянный, бумажный, питерский, миллиметровый, телефонный (то есть прилагательные, обозначающие взаимосвязь одного объекта с другим).

Притяжательные прилагательные, как понятно из названия, дают представление о принадлежности объекта другому объекту. Они обладают теми же признаками (с 3-го по 6-й), что и представители предыдущей группы. Например, Верин, Серёжин, мамин, дядин, собачий.

Глаголы

Смысловая компонента: действие или состояние предмета.

Его можно узнать по вопросу «Что (с)делать?».

В предложении выполняет обязанности сказуемого. Глаголы имеют спряжение (изменение по лицам и числам).

Выделяют:

  1. Переходные (требует присоединения объекта, на который направлено действие, например «он варит кашу») и непереходные (не сочетаются с дополнением, например «он стоит»).
  2. Возвратные (например, «обниматься», «радуется») и невозвратные («обняться», «обрадуется»).

Кроме спряжения изменяется также в рамках следующих категорий: наклонения, залог и др.

Что касается изменения по временам, то здесь всё понятно: прошедшее (было), настоящее (есть), будущее (будет).

По наклонениям глагол меняется следующим образом:

  • в изъявительном наклонении: «я пою»,
  • в сослагательном наклонении: «спел бы»,
  • в повелительном наклонении: «спой!».

Числительное

Смысловое содержание: количество, число и порядок объектов.

На вопрос «Сколько?» отвечают количественные (девять, восемь, девятнадцать), дробные (семь восьмых, восемь целых три десятых) и собирательные (четверо), на «Какой?» и «Который?» – порядковые (пятый, четырнадцатый).

Первая группа, в свою очередь, делится на:

  • определённо-количественные (десять, сто семьдесят семь) и неопределённо-количественные (несколько, много),
  • на простые, состоящие из одной основы (с 11-ти до 20-ти, тридцать, четыре), сложные, имеющие две основы (восемьсот, шестьдесят) и составные, состоящие из нескольких основ (три тысячи двадцать девять).

Наречие

Смысловая составляющая: признак: предмета, действия (в большей мере) или признака.

Можно определить по вопросам «Где?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?» и «Как?». Не изменяется!

Выделяют:

  • Определительные: количественные (крайне, слишком), качественные (ровно), сравнительно-уподобительные (по-мальчишески),
  • Обстоятельственные: по образу действия (по-зимнему, напоказ, поэтому, так, можно, видно), меры и степени (единожды), места (там, здесь), причины (неспроста, поневоле), времени (когда, всегда, иногда, уже, ещё), цели (нарочно).

Местоимение

Указывает на предметы, их признаки, количество, но не замещает их.

Выделяют следующие группы:

  • Личные (они),
  • Указательные (такова, этот, те, это),
  • Определительные (каждый, всё, весь, другой),
  • Относительные (сколько, кто, чей, который),
  • Отрицательные (ничей),
  • Неопределённые (кое-кто, где-то, что-то),
  • Притяжательные (свой, твой, мой),
  • Вопросительные (кем, чем).

Междометие

Учёные-языковеды в большинстве своём не относят их ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия выражают эмоциональные и волевые проявления одушевлённых предметов.

Существует несколько их классификаций, основанных на их смысловой нагрузке, структуре и происхождении. К ним можно отнести обозначение быстрых действий («тыдыщ!»), фразеологизмы: «Батюшки мои!», «ну вот как-то так».

Причастие

Представляет собой особую форму глаголов, обозначающую признак предмета по действию.

Отвечает на вопрос «Какой?». При этом имеет признаки прилагательного и глагола.

Выделяют действительные (занимающийся, рисующий) и страдательные (поднимаемый, сдаваемый).

Деепричастие

Можно определить, задав вопросы «Что делая?», «Что сделав?».

Образовывается от глагола.

Добавляет дополнительное действие к основному. Обладает признаками как глагола, так и наречия.

От первого достались следующие свойства: возвратность, залог, переходность, вид, от второго перешли роль обстоятельства и неизменяемость.

Примеры: «делая», «сделав», «доделав».

Служебные части речи

Связывают представителей предыдущих классов и играют вспомогательную роль. Например «Когда на улице холодно, я беру в (руки) книгу и сажусь на ковёр у камина с чашкой горячего какао».

Союзы

Связывают однородные члены и составные части предложений, бывают простыми (если, тоже, пока, чтобы) и составными (как будто).

Предлоги

Обозначают тип отношений субъекта и объекта, обеспечивая возможность подчинительной связи.

Бывают предлоги:

  • пространства («между лужайкой и парком», «около реки», «через дорогу»),
  • времени («на один час», «в пятнадцать минут второго»),
  • причины и цели («для»).

Частицы

Также исполняют вспомогательную роль, помогая окрасить эмоционально самостоятельные части речи. Кроме того, служат дальнейшему словообразованию.

Частицы бывают:

  • Вопросительные: неужели,
  • Указательные: вот,
  • Отрицательные: нет, ни,
  • Выделительные: лишь, только,
  • Усилительные: даже, уж,
  • Противопоставляющие: всё-таки.

Как определить часть речи в русском языке

Итак, чтобы понять, к какой из вышеуказанных категорий принадлежит лексема, необходимо установить:

  1. Во-первых, вопрос, на который оно отвечает, а также, что обозначает.
  2. Во-вторых, какими морфологическими признаками обладает (так, например, у существительного есть склонение, а у глагола спряжение), то есть как оно видоизменяется.
  3. В-третьих, какой частью предложения оно является.

Заключение

Таким образом, на основе семантических, синтаксических и, конечно, морфологических признаков делается вывод о принадлежности слова к вышеперечисленным классам.

Поиск

Охарактеризовать ваше действие по отношению к временному периоду в русском языке можно с помощью двух наречий – «уже» и «ещё». Что они означают и как их употреблять в речи?

Наречие «ещё» показывает, что:

— процесс или действие не началось до момента речи;

— результат действия не был достигнут;

— действие, которое должно было закончиться, до сих пор продолжается.

Например:

— Ты идёшь в кино?

— Ещё нет. Я пойду позже.

(Действие «идти в кино» не началось).

— Твоя сестра говорит по-английски?

— Ещё нет. Она только начала учить английский.

(Результат действия «говорить по-английски» не достигнут).

— Вы обедаете?

— Нет, мы ещё работаем.

(Действие «работать» продолжается).

Наречие «уже» говорит о том, что:

— процесс или действие закончилось;

— результат был достигнут;

— начался новый процесс вместо ожидаемого собеседником.

Например:

— Сходи, пожалуйста, в магазин.

— Я уже сходил.

(Действие «сходить в магазин» закончилось)

— Я помню, ты собирал деньги на машину. Ты купил её?

— Да, я уже купил машину.

(Результат достигнут – машина куплена).

— Твоя мама работает?

— Нет, она уже отдыхает.

(Мама закончила работать и начала отдыхать).

Это вся разница! Просто, не правда ли? Но есть один нюанс.

В учебниках по русскому языку для иностранцев часто помещают задания на различение наречий «ещё» и «уже». Однако не дают полного контекста, ситуации, из которой взято то или иное предложение. Например:

«Ты сейчас работаешь? – Нет, я … отдыхаю».

«У вас есть деньги? – Да, спасибо, … есть».

Какое наречие вставили бы вы в эти предложения? На самом деле, здесь два варианта, и зависят они от контекста.

Первый пример можно решить так:

  1. Работа закончилась, поэтому я отдыхаю. Значит, нужно употребить наречие «уже»: «Нет, я не работаю, я уже отдыхаю».
  2. Я отдыхаю, потому как работа еще не началась или её пока нет. Значит, употребим наречие «ещё»: «Нет, я не работаю, я ещё отдыхаю».

Второй пример решим таким образом:

  1. Человек беспокоится о том, есть ли у меня деньги. Они у меня до сих пор есть, то есть ответим так: «Да, спасибо, ещё есть».
  2. У меня не было денег, но я нашел их – получил или взял в долг у кого-то. Ответим так: «Да, спасибо, уже есть».

Эти примеры приведены для того чтобы вы всегда рассматривали один и тот же пример под разными углами и отвечали на вопросы корректно и точно.

Вы можете найти школы Русского языка и учителей:

Открыть тему в окнах

  • 09.11 12:53 #77725135 Прошу помощи зала. Сын писал диктант. Было задание определить к какой части речи относиться ЕЩЁ. Написал наречие. В Инете ответы противоречивые. Пишут, что частица. На граммоте.ру определяют как наречие. Кто прав? Спасибо
  • 09.11 12:59 #77725258 ответ на #77725135 Бывает и частицей, и наречием, и зависит от контекста предложения. Приведите ваш пример.
  • 09.11 13:53 #77726383 ответ на #77725258 (((( Не помнит. А, если ли какие-либо общие правила для «узнавания»? Спасибо, что откликнулись, готовимся к ЕГЭ (
  • 09.11 14:27 #77727236 ответ на #77726383 Слово «ещё» может быть и наречием, и частицей.Наречие:1. = опять (в добавление): приходи ещё2. = уже (в прошлом): уехал ещё неделю назад3. до сих пор, пока: ещё не приходил, нет ещё4. указывает на наличие недостаточного времени, условий для чего-нибудь: ещё успею на поезд5. при сравнительной степени (= в большей степени): ещё добрее.Частица:1. употребляется в сочетании с местоименными словами «как», «какой» для обозначения высокой степени признака, его исключительности (разговорный): хитрец он, ещё какой хитрец2. В сочетании с некоторыми местоименными наречиями, выражает грубоватое недовольство (разг.): поговори с ним. — Зачем ещё?3. В сочетании с местоименными наречиями «где», «куда», «когда» и некоторыми другими, выражает неопределённость в отдалённом будущем (разг.): куда ещё закинет его судьба4. употребляется для напоминания, отнесения к известному: забыл, как называется этот фильм, там ещё Высоцкий играет. Обобщить эти значения можно следующим образом. Слово «еще» является наречием, если оно: 1. указывает на повторяемость или достаточность времени, короче говоря, связано некоторым образом со понятием времени (кроме случая «Когда-то еще повстречаемся»). 2. используется в конструкции со сравнительной степенью, типа «еще лучше». Во всех остальных случаях «еще» является частицей.http://www.aot.ru/docs/RusAnnotCorpusReadme.htm
  • 09.11 15:48 #77728838 ответ на #77727236 Огромное спасибо, за простой понятный вразумительный ответ.

    image

    Как писать «как будто» — раздельно или через дефис

    Если вы задумались, как писать как будто – через дефис или нет, вместе или раздельно, то давайте раз и навсегда выясним, что «как будто» надо писать именно так, раздельно, двумя словами, а «как будто бы» — тремя словами.

    Почему «как будто» пишется без дефиса?

    Именно потому, что это слово образовано от слияния двух союзов: как и будто.

    Сравните: Озеро что зеркало. Озеро будто зеркало. Озеро как будто зеркало. Смысл не поменялся. Эти союзы близки по значению, то есть синонимичны.

    Вывод: «как будто» через дефис не пишется.

    Возможно, вам будет интересно: Как пишется «Не знаю, не знает, не знают, не зная»?

    Нужна ли запятая перед как будто

    Второй вопрос, который может возникнуть при употреблении «как будто», – запятые нужны или ставится ли запятая перед как будто? В этом случае всё будет зависеть от того, к какому классу служебных слов относится это слово.

    • Если перед вами подчинительный союз, имеющий значение «будто» или «словно» и употреблённый в сложном предложении, тогда перед как будто ставится запятая.

    Например: Он бежал так быстро, как будто его догоняла свора собак.

    • «Как будто» можно встретить в осложнённом предложении, где оно образует сравнительный оборот.

    Например: Алексей шагал по кабинету, как разъярённый лев в клетке. Видно, что и тут перед как будто запятая нужна.

    • Но в случае использования «как будто» в роли частицы ни перед, ни после как будто запятые не ставятся.

    Какая часть речи «как будто»?

    Чтобы верно ставить знаки препинания, нужно понять, какая часть речи слово «как будто».

    Оно может быть в контексте как союзом, так и частицей.

    Возможно, вам будет интересно: Как пишется не за что или незачто?

    Как же различить в тексте эти части речи?

    Во-первых, союз «как будто» употребляется в сложноподчинённом предложении, присоединяя придаточную часть к главной. Следовательно, в таком предложении будет две грамматические основы.

    Например: На улице было тихо, как будто все вымерли.

    Во-вторых, союз «как будто» встречается в простом предложении, осложнённом сравнительным оборотом.

    Например: Они лежали на молодой зелёной траве, как будто на мягкой перине.

    Если же «как будто» частица, тогда это слово будет придавать дополнительное значение предположения или неуверенности тому слову, рядом с которым она стоит.

    Как будто — вводное слово или нет

    Ещё один вопрос, который может вызвать затруднение, как будто – это вводное слово или нет. Здесь ответ однозначный – нет. Как бы ни хотелось обособить данное слово, делать этого нельзя. Например: Берёзки трепетали на ветру, каждый лист её как будто пытался улететь. Вывод: слово «как будто» не принадлежит к вводным словам, а значит, не выделяется с двух сторон запятыми, не обособляется.

    Если «как будто» является частицей и употребляется в предложении со значением вопроса или восклицания, выражая утверждение обратного, то не требуется никаких знаков препинания при этом слове (Как будто ты не слышишь этого! Как будто я не помогала тебе?)

    Итак, при встрече со словом «как будто» нужно запомнить следующее:

    1) «как будто» всегда пишется раздельно;

    2) прежде чем поставить знаки препинания, нужно выяснить, к какой части речи относится «как будто».

    Удачи всем изучающим «великий и могучий» русский язык!

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий