Богатый опыт бедного студента. — 14 Августа 2012 — Одинцовский Народный Театр

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Для термина «Образ» см. также другие значения.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому, нередко, по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или изменённое, преломлённое отражение подлинника природы. В эстетикеромантизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «метаметафора» (термин К. Кедрова). Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идёт о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

См. также

Понятие художественного образа

Искусство постигает бытие человечества, общества, личности, природы в художественных образах. Художественный образ является основой любого вида искусства, а также фольклора (как народного искусства). Художественный образ сочетает реальный мир и творческий замысел художника (художественный вымысел), представление (или идею) и конкретное, индивидуальное воплощение (в предметах, явлениях, лицах персонажей и тому подобное). Образность (т. е. способность к созиданию художественных образов) отличает искусство от других видов духовной деятельности, например, от науки, где важна точность, а не выдумка. Для понимания художественного образа важно не только то, какое содержание в нем воплощено (идея или представление), а и то, как он создан, какие средства использует художник для выразительности образа (например, портрет, пейзаж, речь, поступки и т. д.). Нужно учитывать и соотношение одного художественного образа с другими, его изменения в процессе развития сюжета произведения (это касается словесного, драматического, музыкального видов искусств). Художественный образ в искусстве выполняет различные функции. Он является особенным средством познания мира и человека, может воплощать духовный идеал (художника, народа, эпохи, человечества). Эстетическое назначение художественного образа заключается в том, что он дает наслаждение людям, формирует их эстетический вкус. Нам интересно общаться с любимыми образами в течение всей жизни. Художественный образ может воспитывать формировать наше представления о моральных качествах, назначение человека в мире, национальные и общечеловеческие ценности. По содержанию различают такие виды художественных образов, как образы предметов, образы-персонажи, образы-описания (изображения природы, помещения, города и тому подобное), образы автора, рассказчика, читателя и прочее. Те художественные образы, которые переходят из одной эпохи в другую, к которым часто обращаются художники, давая им собственную трактовку, называются традиционными. Они всегда имеют устоявшееся значение, что остается неизменным в течение длительного времени. Однако на него могут накладываться новые трактовки образа, в зависимости от эпохи и авторского замысла. В каждой национальной культуре есть свои традиционные образы. Например, для фольклора, художественной литературы и живописи в Японии такими традиционными образами является сакура (вишня), гора Фудзи, красавица, самурай (воин в Древней Японии, человек, который служит) и др. В России традиционными образами в устной народном творчестве мы считаем березу, иву, солнце, богатыря, мать. Они часто используются и в художественной литературе. Традиционные образы способны преодолевать границы отдельных стран, приобретая значение для людей всего мира. В таком случае традиционные образы называются вечными. Это, как правило, образы-персонажи, которые имеют возможности для философского осмысления бытия. Не все традиционные образы становятся вечными, потому что иногда они имеют смысл только для конкретной нации или народа. Однако вечные образы всегда имеют признаки традиционности. В мировой литературе вечными образами стали Христос, Богоматерь (как и другие библейские образы), Прометей и т.д. Художественный образ — это воплощение общего (представление о жизни, человека, человеческие отношения) конкретно-чувственной форме (то есть в предметах, явлениях). Признаки художественного образа: конкретность, целостность, динамизм, условность, знаковость, многозначность, жизнь во времени. Традиционный образ (в художественной литературе) — образ, который переходит от одной литературной эпохи к другой, сохраняется и активно функционирует в течение длительного времени или в одной национальной литературе, или в разных национальных литературах. Вечный образ (в художественной литературе) — литературный образ, выходящий за пределы конкретных произведений за глубиной художественного обобщения и изображенной в них исторической эпохи, содержащий неисчерпаемые возможности философского осмысления бытия. Проверьте себя! Опубликовано 25.04.2015 — 11:41 —

Обзор посвящен теоретическому аналазу понятия «Художественный образ», рассмотрению средств создания художественного образа.

Скачать:

Вложение Размер
imagesredstva_sozdaniya_hud_obraza.docx 27.93 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ

 «СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА».

Силина Ольга Викторовна,

Студент Института педагогики и психологии г. Архангельск

План обзора:

  1. Художественный образ: определение понятия, свойства.
  2. Средства создания художественного образа.
  1. Художественный образ: значение понятия, свойства

Все мы в школе не раз писали сочинения на тему «Образ такого-то героя в таком-то произведении». И вот мы сидим, пытаемся что-то сочинить, написать… или просто списываем с готового сочинения, надеясь, что у учителя нет такой же книги с готовыми сочинениями. А было бы гораздо проще написать то сочинение, понимай мы тогда, что есть это такое «художественный образ», с помощью каких средств он создается. Попробуем разобраться в этом явлении.

Для начала обратимся к определению понятия.

Анализируя понятия из разных словарных источников [1, 3, 8, 10], можно сказать, что художественный образ – индивидуализированное изображение человеческой жизни, и в то же время это обобщённая её картина.

Но на данном этапе говорить о полноте определения ещё рано.

Очень большую роль, по мнению многих исследователей в данной области в изображении играет вымысел. Без творческого воображения художника не было бы единства индивидуального и обобщённого, без которого нет образа. На основе своего знания и понимания жизни художник воображает такие жизненные факты, по которым лучше своего можно было бы судить об изображаемой им жизни. В то же время вымысел художника не произволен, он подсказан ему его жизненным опытом. Только при этом условии художник сумеет найти настоящие краски для изображения того мира, в который он хочет ввести читателя.

Произведения искусства вызывают у воспринимающих их палитру чувств. некоторые относятся к нему как к чему-то лично затрагивающему, непосредственно к нему относящемуся. Это – эстетическое чувство, связанное с представлением об идеале. А кто-то отнесется к тому же произведению с меньшей отзывчивостью, оно его никак не затронет. Хотя, мы не можем утверждать, что у данного человека нет этих эстетических чувств, у него скорее другие представления об идеале.

Итак, обобщив выше написанное:

Художественный образ — конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Художественный образ располагает особыми свойствами, присущими только ему одному. Многие исследователи называют такие как:

1) типичность (по А. И. Николаеву, — отражение в индивидуальном наиболее значимых черт общего [4]). 

2) органичность (живость) — естественность его воплощения, простота выражения и необходимость включения в общую образную систему [11].

3) ценностная ориентация — художественный образ может иметь разную философскую или религиозную подоплеку, навязанную мировоззрением автора [11].

4) недосказанность — это сгущенный лиризм или лаконизм художественного образа. Недосказанность придает художественному образу таинственность, наделяет его смысловой глубиной. Писатели рассчитывают уже не на художественное слово, но на читателя, который приглашается к диалогу, настраивается на сотворчество [11].

  1. Средства создания художественного образа

Н.А. Дмитриева, А.А. Беляев и др. ученые указывают на то, что художественный образ создается на основе одного из средств: изображение, звук, языковая среда, или комбинации нескольких. Он неотделим от материального мира. Например, смысл, внутреннее строение, четкость музыкального образа во многом определяется природной материей музыки — акустическими качествами музыкального звука. В литературе и поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в театральном искусстве используются все три средства. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определенной коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит [2, 11].

Кратко рассмотрим каждое средство создания художественного образа.

Изображение. В проштудированных словарях изображение трактуется как процесс и как некий образ чего-либо, предмет. Для нас важен момент толкования данного явления во втором его понимании, а именно как изображение чего-либо, представленное в виде продукта изобразительного искусства (картина, гравюра, скульптура, фотография). Здесь художественный образ создается с учетом всех аспектов зрительного восприятия, т.е. с помощью форм, линий, фактур, цветов, светотени, пластики и прочее – что называется изобразительными средствами. А так же с помощью выразительных средств, связанных с построением сюжета, ассоциаций, которые пытается донести автор до зрителей (так называемый сюжетно-ассоциативный комплекс) [1, 2, 11].

Звук. Мы будем придерживаться следующего  определения понятия звук — в широком смысле — упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле — субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека и животных [11].

Нас же интересует звук не сам по себе, а именно музыкальный звук, а точнее совокупность музыкальных звуков, построенная в определенную композицию и передающая определенную «историю», задумку, чувства человека создавшего ее – сама музыка. Музыкальный звук обладает определенной высотой, тембром (окраска звука), громкостью (сила звука), длительностью (условная продолжительность звука) [11].

Именно на сочетании свойств звуков и определенном ритмичном их построении, и строится музыкальный художественный образ, передающий эмоции и замысел композитора.

Языковая среда. Литературоведы средствами создания художественного образа обозначают так называемые тропы. Н.Д. Тамарченко, пишет, что в риторике и классической поэтике тропами называются выражения и высказывания в переносном значении. Среди риторических фигур к тропам причисляются метафоры, метонимии, синекдохи, аллегории, гиперболы, литоты и т. п. [9].

Метонимия — это простейший вид иносказания, предполагающего замену имени его лексическим синонимом («секира» вместо: «топор»). Или смысловым результатом (например, «золотой» век русской литературы» вместо: «русская литература XIX века»). Метонимия (перенос) лежит в основе любого тропа. Метонимичными, по М. Р. Львову, являются «связи по смежности».

Синекдоха — это такая метонимия, при которой происходит замещение имени более узким или более широким по семантике наименованием (например, «носач» вместо «человек» (с большим носом) или «двуногие» вместо: «люди»). Замещаемое имя опознается по его характерному признаку, который называет замещающее имя.

Аллегория — это образное иносказание, предназначенное для рациональной расшифровки (так, Волк и Ловчий в известной басне И. А. Крылова «Волк на псарне» легко дешифруются образами Наполеона и Кутузова). Образ в аллегории играет подчиненную роль. Он чувственно воплощает в себе какую-либо значимую идею; служит однозначной иллюстрацией, «иероглифом» абстрактного понятия.

Сравнение — это такая метонимия, которая раскрывается в двух компонентах: сравниваемом и сравнивающем. А грамматически образуется с помощью союзов: «как», «будто», «словно» и т. п.

Сравнение помогает увидеть предмет с новой, неожиданной точки зрения. Оно высвечивает в нем скрытые или незамеченные до той поры черты; дает ему новое семантическое бытие. Так, сравнение со свечками, «дарит» есенинским березам стройность, мягкость, теплоту, и слепящую красоту, свойственную всем свечам. Более того, деревья, благодаря такому сравнению, понимаются живыми, даже предстоящими Богу (поскольку свечи, как правило, горят в храме).

Метафора, по справедливому определению А.А. Потебни, есть «сокращенное сравнение». Она обнаруживает только один — сравнивающий компонент. Сравниваемый — домысливается читателем. Метафора — скрытая аналогия. Этот троп генетически вырастает из сравнения, но не имеет ни его структуры, ни грамматического оформления (союзы «как», «будто» и др. не применяются) [7].

Олицетворение — это персонификация («оживление») неживой природы. Благодаря олицетворению земля, глина и камни приобретают антропоморфные (человеческие) черты, органичность.

Эпитет — это не простое, но метафорическое определение. Он возникает путем сопряжения разнородных понятий (примерно по следующей схеме: кора + серебро = «серебристая кора»). Эпитет размыкает пределы традиционных признаков предмета и добавляет к ним новые свойства (так, эпитет «серебристая» придает согласующемуся с ним предмету («коре») следующие новые признаки: «светлая», «блестящая», «чистая», «с чернью») [11].

Гипербола в литературном словаре определяется как — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, например: «Я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими (приукрашенными, преувеличенными) [5]. 

Литота — 1. Обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: «Лошадь величиной с кошку», «Жизнь человека — один миг» и т. п. По существу литота чрезвычайно близка гиперболе по своему выразительному значению, почему ее и можно рассматривать как вид гиперболы (что и делали старые риторики, делившие гиперболу на увеличение и/или уменьшение). 2. Стилистическая фигура нарочитого смягчения, выражения путем замены слова противоположным, но отрицательным по значению: «неплохо» вместо «хорошо», «не возражаю» вместо «соглашаюсь» [4, с. 505—506].

Таким образом, художественный образ сложное и многогранное явление, которое обладает специфичными свойствами и определяется в первую очередь личностью своего создателя, его мироощущением. Средства, которыми создается образ, также многообразны и сложны. Правильное их использование, поможет автору в полной мере передать тот образ, который возник в его замысле.

Ориентироваться в средствах создания художественного образа необходимо и простому обывателю. Они помогут ему при восприятии какого-либо произведения искусства, при попытке описать, понять художественный образ, заключенный в нем.

Используемые источники:

  1. Демин Г.С. Художественный образ в живописи. // Вестник Тюменского государственного университета. Философия. — 2011, — №10 – С. 179-185.
  2. Дмитриева Н.А. Изображение и слово. / Под.ред. Ф.Д. Кондратенко и др. – М.: типография «Красный пролетарий» Госполитиздата Министерства культуры СССР, 1962г. – 354с., ил.
  3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. / Б.И. Кононенко — М.: Вече, 2003. – 512 с. Есть электронная версия, которая и использовалась при написании контрольной работы (http://notions.ru/dictionary/1170/hudozhestvenyi-obraz.html ).
  4. Литературная энциклопедия: в 11 томах / Том 6 / Под ред. А. В. Луначарского — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.» — 1932. —  920 с.: ил.
  5. Литературная энциклопедия: в 11 томах  / Том 2/ Под ред. В. М. Фриче — (б.м.): Изд-во Ком. Акад. — 1929. — 768 с.: ил.
  6. Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011, — 255с.
  7. Потебня A. A. Теоретическая поэтика./ Сост., вступ.ст., коммент. А.Б. Муратова – М.: Высш.шк. — 1990г. — 344с.
  8. Романова С. И. Художественный образ в пространстве семиотических отношений. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия, — 2008. —  № 6. — С.28-38.
  9. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д. Тамарченко – М.: РГГУ, 1999. — 286 с.
  10. Эстетика: Словарь./ Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с. Есть электронная версия http://www.terme.ru/dictionary/706/word/obraz-hudozhestvenyi .
  11. http://megabook.ru Мега Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

imageИсследовательский проект «Обучение старших дошкольников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании».

Исследовательский проект нацелен на обоснование педагогических условий эффективности обучения старших дошкольтников созданию выразительного художественного образа в сюжетном рисовании….

Составление экологической сказки посредством создания художественного образа в логопедической группе (для детей 6-7 лет).

1. Работа по тексту стихотворения «Деревья спят» А. Чолиева.2. Рассуждение по теме как люди помнят о событиях, явлениях природы и т.д.3. Пересказ рассказа «Осень».4. Дидактическая игра «Угадай дерево»…

Обучение детей трёх лет созданию выразительных образов посредством использования нескольких художественных техник

В данной статье рассмотрены вопросы развития у детей трёх лет интереса к созданию выразительных художественных образов, обучения детей приёмам различных художественных техник, формирования уверенности…

Анализ программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «От рождения до школы» в аспекте проблемы «Средства создания художественного образа»

В статье приводится краткий анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в аспекте пр…

Развитие детских способностей к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9  Тема:  Развитие детских способностей  к восприятию художественного произведения…

«Создание художественного образа посредством использования элементов театрализованной деятельности.

Данная тема расскрывает проблему речи дошкольников, которая очень хорошо решается путем использования театральных игр и театральнолй деятельности. Консультация полезна как педагогам дошкольникам, так …

Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы)

Создание художественного образа в технике «изонить» (из опыта работы)  Тема: «Рыбка»Цели:— развитие мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное вли…

  • Мне нравится

  ГлавнаяКоллекция «Revolution»ЛитератураХудожественный образ

Рассмотрение художественного образа, основного структурообразующего элемента содержания любого художественного произведения. Концентрация духовной энергии образа, создавшей его культуры или человека. Смысловое оснащение в сюжете, композиции, цвете, звуке.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2014
Размер файла 21,3В K

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.Рекомендуем скачать работу.

2

Художественный образ.

Образ и знак

Обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др. — гр. эйдос — облик, вид). В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. Отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличий. Они противостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие, повторяющиеся свойства реальности, игнорируя ее неповторимо-индивидуальные черты. Существуют, иначе говоря, чувственно-образная и понятийно-логическая формы освоения мира.

Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений. А.А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности[252]. Именно это значение слова «образ» является насущным для теории искусства, в составе которой различаются образы научно-иллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные[253]. Последние (и в этом их специфика) создаются при явном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления. Воображение художника — это, следовательно, не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении. В последнем наличествует вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия себе в реальности.

Ныне в литературоведении укоренились слова «знак» и «знаковость». Они заметно потеснили привычную лексику («образ», «образность»). Знак составляет центральное понятие семиотики, науки о знаковых системах. На семиотику ориентируется структурализм) упрочившийся в гуманитарной сфере в 1960-е годы, и пришедший ему на смену постструктурализм.

Знак — это материальный предмет, выступающий как представитель и заместитель другого, «преднаходимого» предмета (либо свойства и отношения). Знаки составляют системы, которые служат для получения, хранения и обогащения информации, т. е. имеют прежде всего познавательное назначение.

Создатели и сторонники семиотики рассматривают ее как своего рода центр научного знания. Один из основоположников этой дисциплины, американский ученый Ч. Моррис (1900–1978) писал: «Отношение семиотики к наукам двоякое: с одной стороны — это наука в ряду других наук, а с другой стороны, это — инструмент наук»: средство объединения разных областей научного знания и придания им «большей простоты, строгости, четкости, путь к освобождению от «паутины слов», которую сплел человек науки»[254].

Отечественными учеными (Ю.М. Лотман и его единомышленники) понятие знака было поставлено в центр культурологии; обосновывалось представление о культуре как феномене прежде всего семиотическом. «Любая реальность, — писали Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский, ссылаясь на французского философа-структуралиста М. Фуко, — вовлекаемая в сферу культуры, начинает функционировать как знаковая <…> Само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных характеристик культуры»[255].

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы: 1) индексальный знак (знак-индекс) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни); 2) знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул; 3) иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства)[256].

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий