Антидемократический режим: понятие, виды, признаки

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3

Политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления. ФОРМЫ И ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый»

тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

§ юридическое признание верховной власти народа;

§ периодическая выборность основных органов власти;

§ всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;

§ равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

§ принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;

§ контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;

§ подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия – весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия – народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия – народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Антидемократический режим: понятие, основные черты

Форма политического режима – совокупность приемов и способов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы населения и не соблюдаются права и свободы граждан.

Признаки антидемократического режима:

· 1. Не учитываются интересы личности при управлении государством;

· 2. Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни (экономической, политической, социальной, культурной, идеологической и др.);

· 3. Огосударствление всех общественных организаций;

· 4. Личность лишена каких-либо прав;

· 5. Реально действует примат государства над правом;

· 6. Наличие милитаризация общественной жизни;

· 7. Не учитываются религиозные убеждения населения;

· 8. Наличие цензуры;

· 9. Отсутствие политического плюрализма.

Антидемократический режим бывает:

· – авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим лицом или группой лиц при минимальном участии населения;

· – тоталитарный – разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом.

Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление строится на началах всевластия, оно не определяется законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под тотальный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное подавление личности.

Тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности.

Дата добавления: 2018-04-05; просмотров: 1272; Мы поможем в написании вашей работы!

⇐ Предыдущая123

imageМы поможем в написании ваших работ!

Политический режим — это набор политических учреждений, через которые государство организовано для осуществления своей власти над обществом.

Следует отметить, что это определение действительно, даже если правительство считается незаконным.

Нужно соблюдать одну меру предосторожности при изучении данного предмета — очень сложно классифицировать формы правления. Каждое общество уникально во всех отношениях и действует в соответствии со своими специфическими социальными и силовыми структурами. Таким образом, как утверждают некоторые ученые, есть столько форм правления, сколько существует обществ.

Виды политических режимов

Демократия

Демократические политические режимы характеризуются свободными выборами, свободой печати, уважением конституционных гражданских прав, а также свободой организации и выражения своих политических убеждений. Вкратце, в этом типе режима правительство создано из людей и для служения людям.

Примеры демократического режима: Норвегия, Новая Зеландия.

Авторитаризм

В авторитарном политическом режиме конституционными нормами манипулируют или переделывают их в соответствии с интересами группы лиц или партии, которым принадлежит власть.

Авторитарные режимы описывают форму правления государственной власти с особым значением, такую как республика или союз. Это политическая система, контролируемая не избранными на выборах законодателями, которые обычно допускают некоторую степень свободы личности.

Это поведение, при котором учреждение или лицо переступают пределы возложенных на них полномочий.

Примеры авторитарного режима: Саудовская Аравия, Судан.

Тоталитаризм

Тоталитарный режим (или тоталитарный тип режима) — это политическая система, в которой государство, обычно находящееся под контролем одного человека, политика, группы или социального класса, не признает никаких ограничений своей власти. И всегда, когда это возможно, стремится контролировать все аспекты общественной и частной жизни индивидуума.

Тоталитаризм характеризуется соединением авторитаризма (где обычные граждане не принимают значительного участия в принятии государственных решений) и идеологии (широко распространённая обнародованная схема ценностей, для руководства если не всех, то большинства аспектов общественной и частной жизни индивидуума).

Тоталитарные режимы или движения удерживают политическую власть посредством всеобъемлющей политической пропаганды, распространяемой через контролируемые государством средства массовой информации, контроля над экономикой, злоупотребления законами, ограничения свободы слова, надзора, и других средств.

Примеры тоталитарного режима: нацистская Германия Адольфа Гитлера, с 1933 по 1945 годы; фашистская Италия во времена Бенито Муссолини с 1922 по 1943 годы.

Сходства и различия между авторитарным и тоталитарным режимами

Авторитарный и тоталитарный режимы имеют некоторые сходства. Они схожи главным образом тем, что оба являются диктаторскими режимами с централизованными государствами. Однако у каждого есть существенные характеристики, которые их отличают:

  1. У авторитарного режима есть один правитель, лидер или комитет, так же как и у тоталитарного, только в более экстремальном виде.
  2. Тоталитаризм правит народом своей харизмой, в то время как авторитаризм навязывает страх тем, кто против него, и награждает тех, кто ему верен.
  3. Тоталитарный лидер — скорее “идеолог божий”, который спасёт людей, тогда как лидер авторитарного режима больше концентрируется на контроле общества и своём статусе как индивидуалиста.
  4. Тоталитаризм использует своё лидерство “пророка” для управления людьми, в то время как при авторитаризме используются политические партии, массовые организации и другие доступные способы, чтобы подчинить людей и заставить следовать за лидером.
  5. В авторитаризме централизованное государство пытается замаскировать диктатуру. Это авторитарное государство, но оно как-будто допускает некоторую открытость для демократии (только на словах, на практике это не так). Также государство имеет контроль над профсоюзами, над массовыми организациями и так далее. Но допускает существование более чем одной политической партии.
  6. В тоталитаризме широко используется психологический и физический террор (вплоть до физического уничтожения своих политических противников, а также тактика запугивания). Государство или диктатор контролируют всё: экономику, промышленность, культуру и т. д. Существует только однопартийная система.

Различия между политическим режимом, политической системой и формой государства

Политический режим, принятый государством, не следует путать с его государственной формой (унитарное государство или федеративное) или с его системой правления (президентская или парламентская среди прочих).

Государственная форма

Принцип организации государственной власти и территории государства. Может быть унитарной или федеративной.

Федеративное государство

Форма административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и др.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти (например, США).

Унитарное государство

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области и т. д.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший государственный представительный орган, одно правительство и т. д., что создаёт организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны (например, Франция).

Система правления

В политологии система правления — это способ, посредством которого связаны полномочия, особенно законодательные и исполнительные.

Президентская система и парламентаризм

Система правления варьируется в зависимости от степени разделения властей. Начиная от строгого разделения законодательной и исполнительной власти (президентская система). Такая система правительства у Соединённых Штатов, где глава правительства также является главой государства. И доходит до полной зависимости правительства от законодательной власти (парламентаризм), функции главы правительства и главы государства не переплетаются. Такая система правления в Соединённом Королевстве Великобритании.

Полупрезидентская система

Ещё существует полупрезидентская республика (форма правления / система). Это система правления, при которой глава правительства (обычно с титулом премьер-министра) и глава государства (обычно с титулом президента) в какой-то мере разделяют исполнительную власть и оба участвуют в ежедневном управлении государством. Эта система отличается от парламентаризма тем, что при ней есть глава государства, обычно избираемый прямым голосованием, с полномочиями, которые делают его более чем просто протокольной фигурой. Также отличается и от президентской, так как имеет главу правительства с некоторыми обязанностями в законодательном органе. Франция предпочла именно такую систему правления.

Президентская система

  1. При этой системе устройства глава правительства также является главой государства, но здесь существует разделение исполнительной власти от других ветвей (законодательной и судебной).
  2. У главы государства/правительства также есть большая независимость в своих политических обязанностях и полномочиях.
  3. Президент осуществляет исполнительную власть, в то время как две другие ветви власти (законодательная и судебная) имеют независимость в управлении.

Парламентаризм

  1. Существует “зависимость” между исполнительной и законодательной ветвями власти, поскольку первая основана на второй. Именно законодательный орган (парламент, в России это двухпалатное Федеральное Собрание, в котором есть Государственная Дума и Совет Федерации) выбирает представителя исполнительной власти (главу Правительства).
  2. Глава государства, в отличие от главы правительства, не несёт политических обязанностей.
  3. Для формирования и правления исполнительная власть нуждается во власти парламента.

Республиканская форма правления

Также в российском конституционном лексиконе существует такое понятие, как “республиканская форма правления”. Это, в свою очередь, означает, что Россия — демократическое федеративное правовое государство с р. ф. п.: принадлежность народу всей полноты власти в стране, т.е. избрание народом для осуществления государственной власти и местного самоуправления соответствующих органов, невозможность получения власти в порядке её наследования либо захвата или присвоения.

Форма правления в России

Власть в РФ организована так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Таким образом, можно говорить о смешанной республике. Но так как приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, российская республика может быть либо президентско-парламентской, либо полупрезидентской — эта дилемма продолжает быть темой дискуссий в сфере российского конституционного права.

Однако в ст. 1 Конституции РФ говорится о “республиканской форме правления”. И потом конкретизируется в других статьях, посвящённых полномочиям президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.

Смотрите также значение Государство.

image

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

Оглавление:

Демократия – что это такое и каковы ее признаки

Дословное значение слова «демократия» — власть народа. Этот политический строй основан на коллективном принятии решений, где участвующие в процессе имеют равное воздействие на его исход.

От других политических режимов демократию отличают следующие признаки:

  • только народ может рассматриваться как источник власти;
  • граждане избирают представителей на свободных выборах;
  • средства массовой информации независимы;
  • наличие оппозиции, которая может свободно критиковать и указывать на недостатки действующей власти;
  • мораль – одно из главнейших средств социального регулирования;
  • гарантированные права и свободы для личности.

Современные политологи отошли от привычного понятия данного термина. По их мнению, власть действует лишь в интересах народа, который может участвовать только в выборе некоторых должностных лиц правительства.

Кто такие демократы

Если говорить кратко и понятно, то демократы — это люди, являющиеся сторонниками демократии, уверенные в том, что принципы, на которых она строится, приносят благо для большинства.

Оппозиционные силы, находящиеся в меньшинстве, не лишаются прав и свобод, присущим всем остальным. Их не угнетают и не преследуют за мнение, отличное от большинства.

Демократы стремятся построить общество, где закон будет равен для всех, независимо от статуса, личных убеждений и материального положения.

Понятие демократизации и демократического государства

С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Демократический политический режим

Политическим режимом определяются взаимоотношения власти и общества, политические свободы, методы управления и устройство государственного аппарата. Во многом установлению того или иного политического режима способствуют традиции, культура, исторические события страны.

Демократичность государства характеризует уровень личностной свободы и защиты прав, а также доступность участия в принятии государственных решений.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер — права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.

Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество — все еще предмет оживленных дискуссий.

Базовые принципы демократии

Принципы тесно переплетены с идеями либерализма, где индивидуальные ценности каждой личности ставятся превыше всего. Государство, общественные учреждения, группы и партии – инструмент для защиты прав и интересов индивида.

Народовластие характеризуется следующими признаками:

  1. Народ обладает учредительной и конституционной властью. Он осуществляет выбор доверенного представителя, но в то же время имеет право отозвать его.
  2. Равные права и свободы гарантируются для граждан и защищаются государством.
  3. Управленческие решения принимаются на основе мнения большинства, но при этом меньшинство может создать оппозицию. Присутствуют независимые партии, объединения и группы – политический плюрализм.
  4. Имеются независимые ветви власти, призванные уравновешивать друг друга. Наличие развитых органов местного самоуправления, чья задача – решать проблемы локального характера.
  5. Основные органы власти избираются через всеобщие выборы.
  6. Государственные органы и должностные лица действуют открыто, основываясь на принципе гласности.

При развитом демократизме гражданин имеет право на свободное самоопределение и личную жизнь.

Прямая демократия

Наиболее древняя форма правления демократии предполагает, что граждане прямо участвуют в политической жизни.

Они самостоятельно инициируют, принимают и исполняют решения на благо общества.

С укрупнением государств прямая демократия стала составным элементом организации системы управления.

Референдум – наиболее распространенный способ проявления народной воли. Однако зачастую круг вопросов, решающихся голосованием, ограничен. Отдельная группа граждан может внести на рассмотрение проект нормативного акта путем общественной инициативы.

Существует также понятие императивного мандата, наделяющего народ правом на отзыв судей или депутатов, чья деятельность не идет на благо общества.

Представительная демократия

Метод прямой демократии трудно применить на большой территории или использовать при решении сложных вопросов, поскольку голосующие не всегда имеют необходимый опыт или квалификацию. Этим объясняется широкая распространенность представительной демократии.

Подобный тип политического режима признает народ источником власти, но курс развития страны определяется представительными органами. Политическая жизнь граждан ограничивается выбором избранных представителей.

Чем отличается республика от демократии

Демократия, где властью наделено большинство, нередко отождествляется с республикой, где правительство формируется представительными органами.

Существует четыре вида республик, и основное их различие – субъект, наделенный преобладающим числом полномочий:

  • парламентская – парламент является высшим представительным и законодательным органом;
  • президентская – президент осуществляет исполнительную власть;
  • смешанная – правительство контролируется одновременно парламентом и президентом;
  • теократическая – представители религии.

Основная разница между демократией и республикой кроется в вовлеченности народа в управление государством, а также в отличиях самих понятий. Народовластие по своей сущности — это метод, отвечающий за осуществление политических отношений в обществе.

Республика – система устройства и организации органов власти в государстве. Это означает, что признаки демократии могут прослеживаться вне зависимости от формы правления.

Источник власти в демократической стране

Власть — простыми словами — это способность заставлять, принуждать и воздействовать, независимо от желаний других. В теории демократии народное большинство обладает этими признаками, и именно оно – источник власти.

В зависимости от применяемой модели, участвовать в политике может любой отдельно взятый гражданин (прямая демократия), общественные группы (плюралистическая), избранные представители (представительная).

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы;
  • свобода на самоопределение;
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов. Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Заключение

Стремление построить идеальное общество на данный момент не увенчалось успехом – социальные или экономические проблемы присутствуют в любом государстве.

Бесспорным остается факт, что демократическое общество, провозглашающее права и свободы личности высшей ценностью, является важным его элементом. Доступность и открытость информации позволит обществу оценить действия своих представителей, которые обязаны защищать его интересы.

Именно в возможности воздействовать на проводимую государством политику, назначая и отзывая членов политической элиты, кроется сущность демократии. К сожалению, концепция не лишена серьезных минусов, не позволяющих использовать демократию в чистом виде.

Рубрики Это интересно Ольга Нагорнюк 23.11.2015

Содержание:

Большинство из нас при попытке дать определение понятию «политические режимы» столкнется с проблемой: в общем, этот термин нам знаком, но истолковать его значение сложно. Поэтому в нашей статье мы решили рассказать, что представляют собой политические режимы и какими они бывают.

Определение термина

Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.

Современная политология, основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:

  • мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;
  • методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим голосованием;
  • степени политической свободы. Сравните: в России зарегистрированы 78 политических партий, а на Кубе только одна — коммунистическая — и существование другой партии даже не допускается;
  • правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.

Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.

Политологи подразделяют политические режимы на две категории:

  1. Демократические, когда власть находится в руках народа, либо он имеет возможность на нее влиять.
  2. Недемократические (антидемократические) — в этом случае устанавливается власть одного класса/партии/человека.

Теперь рассмотрим обе категории детальнее.

Виды демократических режимов

Демократия, которую еще называют народовластием, позволяет народу самому избирать органы управления государством и провозглашает равные права всех граждан. В зависимости от формы и степени участия народа в формировании власти демократический политический режим подразделяется на 3 вида:

  • прямая демократия, когда любой член общества может принимать участие в обсуждении и принятии государственных решений. Такая форма управления государством существовала в Древних Афинах, где все государственные вопросы решались на народных собраниях, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Сейчас подобные формы политического режима практически не встречаются, поскольку в современном обществе они неэффективны. Представьте, если бы все граждане страны участвовали в принятии законов и в решении внешнеполитических вопросов. Даже применяя IT-технологии, проведение ежедневных всеобщих голосований и обсуждений занимало бы массу времени и не всегда было бы результативным;

  • плебисцитная демократия предполагает участие народа в управлении государством только на определенном этапе, например, во время референдумов или выборов. Такая форма управления практикуется часто. К примеру, многие страны проводили референдумы перед вступлением в Евросоюз, чтобы узнать мнение граждан и принять правильное решение;
  • представительная демократия, в ходе реализации которой народ наделяется правом избирать своих представителей в органы власти. В США это нижняя палата Конгресса, в Великобритании — Палата общин, в России — Госдума, в Украине — Верховная Рада.

Последние две формы политического режима применяются во многих странах, но наиболее демократичными, согласно рейтингу, составленному независимыми экспертами, оценивавшими правовую свободу и защищенность граждан, считаются Швеция, Норвегия, Исландия, Дания, Финляндия и Новая Зеландия.

Виды недемократических режимов

Антидемократические виды режимов отрицают все принципы демократии и основываются на подавлении прав и свобод личности. Такие политические режимы получили распространение в период средневековья и доминировали вплоть до ХХ века, когда в мире началось активное общественное движение за права человека.

Ученые выделяют 2 вида антидемократических режимов:

  • авторитаризм;
  • тоталитаризм.

Авторитарный политический режим

В основе авторитаризма лежит практически неограниченная власть одного лица либо группы лиц. Некоторые гражданские, экономические и духовные свободы при этом сохраняются, но жестко ограничиваются со стороны государства.

Примерами авторитарного режима являются военная хунта в Аргентине, апартеид в ЮАР, правление Саддама Хусейна в Ираке.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм можно рассматривать как высшую степень авторитаризма. В государствах с тоталитарным политическим режимом обязательно существует официальная идеология и не допускается возникновение других идеологических течений, государство полностью контролирует все сферы жизни человека, власть формируется не снизу вверх, как при демократии, а сверху вниз, путем назначения на должности.

Тоталитарные политические режимы существовали в Германии во время правления Гитлера, в Испании при Муссолини, в СССР в сталинскую эпоху.

Когда политические режимы власти отсутствуют, другими словами, в стране царит безвластие и беззаконие, такую ситуацию называют анархией.

Политический режим — форма правления?

Часто политические режимы путают с таким понятием, как форма правления. Отождествлять эти понятия нельзя, поскольку политический режим отражает устройство государства в целом, а форма правления — организацию высших органов власти. Среди форм правления выделяют монархию и республику. Первая чаще существует в рамках тоталитарных и авторитарных политических режимов, вторая — демократических.

Читайте также на нашем сайте: С символикой по жизни: основные типы флагов image В прошлом, на заре истории, флаги использовали на флоте. Постепенно, по мере развития морского технического оснащения, морякам требовались опознавательные знаки кораблей. Разглядеть детали своими глазами было достаточно сложно, ведь корабли на вид нередко оказывались однотипными. Особенности процедуры банкротства юрлиц image Зачастую руководители компаний понятия не имеют,как проходит банкротство юр лица. Иногда возникают ситуации, когда предприятия не в состоянии выполнить финансовые обязательства перед кредиторами. Тогда компания имеет право объявить себя банкротом. Инициировать процедуру может руководитель юридического лица либо кредитор. Помощь в регистрации юридических лиц image Если вас интересует помощь в регистрации юридических лиц, обращайтесь к опытным специалистам. Что об этом важно знать. Что такое и зачем нужна аренда юридического адреса Каждая вновь образованная фирма при регистрации должна указать юридический адрес – вот только не у каждой этот адрес есть. Показать еще Вячеслав Кантор: для бизнесмена общественная работа и благотворительность – самореализация собственного «я» Основатель агрохимического холдинга «Акрон» Вячеслав Кантор хорошо известен в России как крупный и уважаемый бизнесмен. Бизнес-заслуги Вячеслава Кантора, создавшего на базе единственного бывшего госпредприятия целую группу компаний международного уровня, действительно не нуждаются в представлении – он участник списка Forbes, обладатель Ордена Почёта РФ за вклад в экономическое развитие и многих других наград и признаний. Преимущества получения паспорта Израиля Израильский загранпаспорт даркон входит в десятку наиболее сильных паспортов мира. В 2017 году парламент Израиля позволил новым репатриантам получать загранпаспорт на общих основаниях, то есть без обязательного годичного ожидания. Виды алкогольных зависимостей Если спросить у людей о том, каким они видят человека, страдающего алкоголизмом, то большинство представят бедняка, отброса общества или не имеющего определенного места жительства, в придачу ко всему собирающего на бутылку в переходах метро или ворующего ее в магазинах. Правовая помощь «под ключ» Каждому человеку в своей жизни хотя бы раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда возникает необходимость в правовой помощи. Оформление бизнеса, вопросы купли-продажи имущества, прочие юридические сделки требуют не только глубоких правовых знаний, но и опыта, выдержки, терпения, значительных временных затрат Биография Дмитрия Голубкова Дмитрий Голубков родился в Москве 9 апреля 1972 года. Возглавляет баскетбольный клуб «Химки». Входит в совет директоров «Мособлгаза». Женат, имеет двоих детей. Гражданство Европы: в каких государствах можно купить Обычные способы оформления европейского гражданства включают в себя определенные требования миграционного законодательства – например, претендент должен иметь кровных родственников-граждан ЕС или вступить в брак с гражданином (-кой) государства Европы. Проверка на детекторе лжи: отвечаем на основные вопросы Можно ли обмануть полиграф? Как работает детектор лжи? Для чего он используется, кроме раскрытия уголовных дел? Можно ли испытать своих подчиненных? На эти и другие частые вопросы ответим в статье. Как получить лицензию МЧС в Нижнем Новгороде? Выполнение определенных работ требует наличия лицензии МЧС. В числе таковых — монтаж и ТО систем пожаротушения, пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, противопожарного водоснабжения, огнетушителей, фотолюминесцентных знаков эвакуации и так далее. Комментарии

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий