5 класс какие среды обитания живых организмов вы знаете

Содержание

Среды (места обитания), в которых живут организмы, разные. Выделяют четыре среды обитания — наземно-воздушную, водную, почвенную и организменную (тела других организмов).

Водная среда связана с водоемами: океанами, морями, реками, озерами и др. Воды в них разные, где-то стоячие, где-то с достаточно сильными течениями, соленые и пресные. Во многих водах мало кислорода и солнечного света. С глубиной наступает полумрак, а после 200 м глубины свет вообще отсутствует.

Поэтому растения в воде могут расти лишь на небольшой глубине, там куда еще проникает свет. Температура в водной среде не так резко меняется в течение года и суток. Отрицательной температуры воды не бывает, поэтому даже в самых холодных местах она составляет +4 °C.

Большинство водных растений — это водоросли. Однако среди водных встречаются и высшие растения.

В наземно-воздушной среде обитания растет подавляющее большинство растений и почти все высшие растения. Растения суши формируют леса и луга, степи и тундры и другие растительные сообщества. Особенностями наземно-воздушной среды являются большое количество воздуха и света, наличие ветра, во многих местах сильное колебание температуры и влажности в зависимости от времени года и суток.

Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения приспособлены к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие — в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие — приспособлены к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.

Почвенная среда обитания находится в почве — верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.

Организменная среда — это тело какого-либо живого организма, которое используется для жизни другим организмом (паразитом). Обычно организм-хозяин дает питательные вещества паразитирующему организму. Например, растение повилика паразитирует на стеблях других растений, поглощая из них питательные вещества.

Растения могут жить только в средах, к которым приспособлены. Если переместить растение в другую среду, то оно может погибнуть.

Поэтому когда человек выращивает культурные растения, он создает необходимые условия для их нормального роста и развития — поливает их, удобряет почву, избавляет от вредителей. Дикие же растения приспособлены к конкретным условиям окружающей среды.

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид[1], часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

image Нетронутая человеком среда обитания многих растений и животных

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и внутриорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Примечания

  1. Среда обитания //Биологический энциклопедический словарь / глав. ред. М. С. Гиляров. — М.: Советская энциклопедия, 1986. — С. 603.
  2. Абиотическая среда // БиоЭС. — С. 7.
  3. Биотическая среда // БиоЭС. — С. 70.

Литература

  • Афанасьев В. Г. Мир живого. Системность, эволюция и управление. — М.: Политиздат, 1986.

imageЭта страница в последний раз была отредактирована 3 мая 2021 в 17:48.

Слово  «экология»  в  переводе  с  греческого — это  «наука  о  местообитании».  Среда - среда жизни - водная среда - наземно-воздушная среда - почвенная среда - организм как среда жизни.

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой. Общепризнанным определением среды является определение Николая Павловича Наумова: СРЕДА — все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение. Интуитивно мы понимаем  под «средой» все то, что окружает организм и так или иначе на него влияет. Влияния среды на организм — и есть экологические факторы.  Иными словами, среда жизни характеризуется определенным набором экологических факторов. На Земле существует огромное разнообразие условий сред жизни, что обеспечивает разнообразие экологических ниш и их «заселение». Однако, не смотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а следовательно — требующих и специфического набора адаптаций. Вот эти среды жизни: наземно-воздушная (суша); водная; почва; другие организмы.Водная среда жизни.  По мнению большинства авторов, изучающих возникновение жизни на Земле, эволюционно первичной средой жизни была именно водная среда. Этому положению мы находим немало косвенных подтверждений. Прежде всего, большинство организмов не способны к активной жизнедеятельности без поступления воды в организм или, по крайней мере, без сохранения определенного содержания жидкости внутри организма. Внутренняя среда организма, в которой происходят основные физиологические процессы, очевидно, по-прежнему сохраняет черты той среды, в которой происходила эволюция первых организмов. Так, содержание солей в крови человека (поддерживаемое на относительно постоянном уровне) близко к таковому в океанической воде. Свойства водной океанической среды во многом определили химико-физическую эволюцию всех форм жизни.Наземно-воздушная среда жизни.  Наземно-воздушная среда характеризуется огромным разнообразием условий существования, экологических ниш и заселяющих их организмов. Надо отметить, что организмы играют первостепенную роль в формировании условий наземно-воздушной среды жизни, и прежде всего — газового состава атмосферы. Практически весь кислород земной атмосферы имеет биогенное  происхождение.  Основными особенностями наземно-воздушной среды является большая амплитуда изменения экологических факторов.Почва как среда жизни  Почва является результатом деятельности живых организмов. Заселявшие наземно-воздушную среду организмы приводили к возникновению  почвы как уникальной среды обитания. Почва представляет собой сложную систему, включающую твердую фазу (минеральные частицы), жидкую фазу (почвенная влага) и газообразную фазу. Соотношение этих трех фаз и определяет особенности почвы как среды жизни. Важной особенностью почвы является  наличие определенного количества органического вещества.Организм как среда обитания  Живой организм может также служить средой обитания — для паразитов и симбионтов. Например, человеческий организм является средой обитания для огромного числа различных симбионтов (прежде всего, нормальной микрофлоры кишечника), а не редко — и паразитов (разнообразных плоских и круглых червей, простейших). Среда обитания (экологическая ниша) — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Среда обитания (экологическая ниша), … Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования. Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно-воздушную, почвенную, водную и  внутри организма.  Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами.

Понятие о среде обитания и условиях существования организмов. Представьте существование в природе любого известного вам организма — белки, косули, зайца. Жизнь каждого из них зависит от множества обстоятельств: найдут ли они себе пищу, спрячутся ли от врагов, не погибнут ли от непогоды. Любой организм живет в окружении других организмов и тел неживой природы.

Все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его жизнедеятельность, рост, развитие, размножение, называется окружающей средой или средой обитания. Среда каждого организма слагается из множества элементов живой и неживой природы и элементов, привносимых человеком. При этом одни элементы необходимы организму, другие для него безразличны, третьи оказывают вредное воздействие.

Из биологии 6-го класса вы помните, что отдельные элементы или свойства среды называются факторами среды или экологическими факторами. Выделяют три группы факторов: факторы неживой природы, факторы живой природы (влияние одних организмов на другие) и деятельность человека (влияние человека на организмы). Факторы неживой природы — это свет, вода, воздух, температура и др. Они оказывают существенное влияние на жизнь организмов и границы их распространения. Факторы живой природы — это любые взаимодействия живых организмов, как положительные, так и отрицательные. Например, поедание одних организмов другими (лоси питаются растениями, лисицы — мышами) или использование одних в качестве площадки для жизни других (птицы строят гнезда на деревьях) и т. д. Влияние человека — это все формы деятельности человека, которые приводят к истреблению видов растений и животных или воздействуют на естественную среду, изменяя условия обитания живых организмов (вырубка лесов, распахивание лугов, изменение русла и уровня воды в реках, создание искусственных водоемов и т. и.).

Совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать, называется условиями существования или условиями жизни.

Среды жизни. Одни организмы живут на суше, другие — в почве, третьи — в воде. Некоторые избрали местом своего проживания тела других организмов. Таким образом, выделяют четыре среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, другой организм (рис. 3).

Рис. 3. Среды жизни

Каждая из сред жизни характеризуется определенными свойствами, к которым приспособлены живущие в ней организмы.

Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плотностью воздуха, обилием света, быстрым изменением температуры, переменной влажностью. Поэтому организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, имеют хорошо развитые опорные структуры — наружный или внутренний скелет у животных, специальные структуры у растений.

Многие животные имеют органы передвижения по земле — конечности либо крылья для полета. Благодаря развитым органам зрения они хорошо видят. Сухопутные организмы имеют приспособления, которые защищают их от колебаний температуры и влажности (например, специальные покровы тела, устройство гнезд, нор). У растений хорошо развиты корни, стебель, листья.

Для водной среды характерна более высокая плотность по сравнению с воздухом, поэтому вода обладает выталкивающей силой. Многие организмы “парят” в толще воды — мелкие животные, бактерии, протисты. Другие активно двигаются. Для этого у них имеются органы передвижения в виде

плавников или ласт (рыбы, киты, тюлени). У активных пловцов, как правило, обтекаемая форма тела.

Многие водные организмы (прибрежные растения, водоросли, коралловые полипы) ведут прикрепленный образ жизни, другие — малоподвижный (некоторые моллюски, морские звезды).

Вода накапливает и удерживает тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Количество света в водоемах изменяется в зависимости от глубины. Поэтому автотрофы заселяют только ту часть водоема, куда проникает свет. Гетеротрофные организмы освоили всю толщу воды.

В почвенной среде отсутствует свет, нет резкой смены температуры, высокая плотность. В почве обитают бактерии, протисты, грибы, некоторые животные (насекомые и их личинки, черви, кроты, землеройки). Почвенные животные имеют компактное тело. У некоторых из них есть копательные конечности, отсутствуют или недоразвиты органы зрения (крот).

Огромную роль играет почва в жизни растений. Растения укрепляются корнями в почве. Почва обладает особым свойством — плодородием — способностью обеспечивать растения водой и минеральными солями. От плодородия почвы зависит урожай культурных растений.

Средой жизни могут служить тела других организмов. Организмы, живущие в телах других организмов, защищены от воздействия факторов внешней среды. Их окружает обилие пищи. Поэтому у таких организмов часто утрачены некоторые органы. Они малоподвижны. У отдельных представителей имеются лишь органы фиксации, позволяющие закрепиться в организме хозяина (крючки, присоски). Обилие легкодоступной пищи приводит к упрощению системы пищеварения. Например, у печеночного сосальщика пищеварительная система упрощена, а у бычьего цепня и вовсе утрачена (всасывание питательных веществ бычьим цепнем происходит всей поверхностью тела). Печеночный сосальщик и бычий цепень — это паразитические черви (рис. 4).

Рис. 4. Паразитические черви

Они обитают в организме теплокровных животных и человека. Вы уже знаете, что организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма и причиняющие ему вред, называются паразитами.

Выводы.

Каждый организм живет в определенной среде обитания. Элементы или свойства среды называются экологическими факторами.

На нашей планете выделяют четыре среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, другой организм.

Живые организмы приспособлены к существованию в определенных условиях жизни и в определенной среде.

1.Что такое среда обитания и условия существования? 2. Что называют экологическими факторами? Какие группы экологических факторов выделяют? 3. Какие свойства характерны для наземно-воздушной среды? 4. Почему считают, что наземно-воздушная среда жизни более сложная, чем водная или почвенная? 5. В чем состоят особенности организмов, живущих внутри других организмов? Приведите примеры организмов, среда обитания которых — другой организм. 6. Как вы считаете, почему организмы, живущие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной среды?

Приведите пример влияния температуры на живые организмы. Как разные виды приспосабливаются к этому фактору? При необходимости обратитесь к Интернет-источникам.

Studepedia.org – это постоянно обновляющаяся большая база учебных материалов (на даный момент 282 тыс. 988 статей) для студентов и учителей.

Последнее поступление – 6 Января, 2021

Наблюдение за поведением больного во время исследования 1 страница (Медицина, Здоровье)

Истоки женского движения. Первая и вторая волна (Социология)

Тест Закупочная логистика (Экономика)

Федеральный закон о бухгалтерском учете (Право)

Тема: ДЕВЯТЕРИЧНАЯ СИСТЕМА. ВРСўМС¦. (Философия)

ПОЧЕМУ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ АГРЕССИВНЫМИ? (Педагогика)

Философия (конспект лекций), Якушев А. В. (Философия)

Индикация зарядного устройства (Электроника)

Третья мировая информационно-психологическая война (Философия)

ГОСТ 25346—2013 (ISO 286-1:2010) (Метрология, Стандартизация и Сертификация)

Взаимопомощь как фактор эволюции (Естествознание)

Возобновление заселения Приазовья и Подонцовья (История)

Богослужения мирянским чином, Вечерня (Религия)

Стихословие Псалтири – кафизмы 13 и 14 (Религия)

Всемiрное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, Обедница (Религия)

На лесной тропинке (Литература)

Вооружение гуннов (История)

Перелётные птицы (осень) (Логопедия)

Война Святослава с Византией. Битва при Аркадиополе (История)

Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии, введение в математический анализ (Математика)

Влияние рамок металлодетектора на здоровье человека (Охрана труда, БЖД)

Прибыль, ее экономическая сущность и пути формирования (на примере ООО «КСБ-Р») (Экономика)

Основы нейропсихологии, Т.Г. Визель (Психология)

Коррекция заикания у детей (Логопедия)

Девиантное поведение подростков: Теории и эксперименты (Педагогика)

Нейропсихологическое блиц-обследование (Психология)

Проектирование прямоугольного заглубленного железо-бетонного резервуара (Строительство)

Происхождение эмоций (Психология)

СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ, СЫН БОЖИЙ (Религия)

Контуры Мироздания (Философия)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий