22.2 Конспект для ученика по теме «Основные международные магистрали и транспортные узлы».

Москву ждет еще одна большая стройка: до 2020 года 90 станций метро «обрастут» капитальными транспортно-пересадочными узлами. Что изменится с их появлением в жизни москвичей?

«Пока в Москве нет ни одного капитального ТПУ, который можно сравнить, к примеру, с хабом в одном из столичных аэропортов с его парковками, удобной пересадкой с железной дорогой, кафе, банками, магазинами, — рассказал «РГ» первый замначальника дирекции строящегося метрополитена Владимир Моисеев. — Там все под одной крышей. Наша задача — сделать такую же быструю, безопасную и комфортную пересадку для пассажиров метро и наземного транспорта».

читайте также—> Под небоскребами «Москва-Сити» появится крупный пересадочный узел Транспортно-пересадочные узлы облегчат дорожную обстановку в Москве

Вестибюли большинства московских станций проектировались давно, многие из них устарели, перегружены пассажирами и не приспособлены для нужд современного человека — оплаты телефона, банкоматов и так далее. Транспортно-пересадочные узлы же будут представлять собой комплексы, где человек может утром оставить машину на перехватывающей парковке, пересесть на метро или наземный транспорт, по дороге быстро купив кофе или газету. А вечером — подождать кого-то в тепле, провести встречу, что-то купить. При строительстве ТПУ будет учитываться такой критерий, как «сухие ноги»: чтобы пассажир мог перейти с одного вида транспорта на другой, не выходя из помещения, либо под навесом.

image Проект ТПУ на станции «Новокосино». Автор: Дирекция строящегося метрополитена

Первые узлы начнут появляться в Москве в 2015 году, всего до 2020 года их должно быть введено 255 — считая и плоскостные, и капитальные. Сейчас разрабатываются несколько пилотных предпроектов, но сроки и приоритетность стройки будут определяться на уровне руководства города. Из 90 ТПУ, за которые ответственен метрополитен, 42 появятся на действующих станциях, а 48 — на строящихся. Новые станции строители стараются проектировать сразу с ТПУ, по принципу единого инженерного комплекса. Предпроекты по всем 90 станциям должны быть готовы в течение года. Кроме метрополитена, ТПУ строят «МКЖД» и «РЖД — Развитие вокзалов».

Один из пилотных ТПУ — на станции метро «Улица Академика Янгеля». Здесь по одному из вариантов под будущей эстакадой по Варшавскому шоссе (она уже есть в инвестиционной программе города) пройдет трамвайная линия: ее могут продлить от ул. Академика Янгеля по Россошанской улице до железнодорожной станции Красный строитель. Таким образом получится связать сразу несколько видов транспорта — и наземный, и железную дорогу, и метро.

image Один из вариантов ТПУ на станции «Селигерская».Автор: Дирекция строящегося метрополитена

Другой «пилот» — метро «Отрадное», там сложный вопрос с парковкой. Возле метро есть большой торговый центр с паркингом, который фактически используется как перехватывающий, но парковка открывается только в 10 утра. Сейчас идут переговоры с собственником ТЦ — чтобы он взял на себя решение вопроса с перехватывающей парковкой для ТПУ.

Строительство транспортно-пересадочных узлов — очень сложная и дорогостоящая задача, особенно на существующих станциях, где плотная застройка и действуют градостроительные ограничения. Для Москвы было бы идеально, чтобы эти объекты построили инвесторы — а значит, им понадобятся коммерческие площади. Но задачи инвестора — зарабатывать деньги — часто противоречат задачам по обеспечению качественной пересадки, поскольку технологическое пространство ТПУ — парковки, залы ожидания — приносит больше затрат, чем прибыли: к примеру, перехватывающие парковки бесплатны для пассажиров метро. К 2020 году подземка вырастет в 1,5 раза, а это принесет с собой значительное увеличение эксплуатационных расходов, которые одной билетной выручкой уже не окупить. Над снятием всех этих противоречий сейчас работают проектировщики.

Так может выглядеть транспортно-пересадочный узел на станции «Отрадное». Автор: Дирекция строящегося метрополитена

В состав классического ТПУ кроме переходов могут входить: парковки, камеры хранения, кассы, здесь могут разместиться офисы, магазины и даже кинотеатры, но ТПУ, подчеркивают проектировщики, должен прежде всего решать вопросы транспортные. На технологическую канву «насаживаются» архитектурные и экономические решения. Комплексы проектируются так, чтобы, с одной стороны, москвичам было комфортно, с другой — ТПУ не должны создавать дополнительного притяжения людей в эти точки. Чтобы соблюсти этот баланс, нужно создавать столько торговой площади, чтобы ее хватило только для пассажиров и она не привлекала больше людей и машин. Основная задача — избавиться от хаотичной парковки возле метро, которая мешает жителям района, и создать условия для удобной пересадки.

Что касается внешнего вида, то проектировщики обещают, что двух одинаковых ТПУ не будет — каждый узел уникален. Но архитектурные решения по ТПУ еще не утверждены, их облик будет обязательно утверждаться на публичных слушаниях и обсуждаться с москвичами.

Кстати

Как ранее заявлял заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, до 2020 года город рассчитывает привлечь 800 млрд рублей инвестиций, большая часть которых и пойдет на строительство транспортно-пересадочных узлов.

ЭкономикаТранспортОбщественный транспортЭкономикаНедвижимостьИнфраструктураФилиалы РГСтолицаЦФОМоскваРГ-Фото Москва уйдет в завязку Марина Анциперова16.04.2016, 17:12

Проект ТПУ В«ПланернаяВ» ТПУ В«ПланернаяВ»

Правительство Москвы ратует за децентрализацию: половина рабочих мест находятся в центре, 92% москвичей живут в спальных районах. От этого переполненное метро и забитые пробками дороги. Выход — в развитии сервисов и рабочих мест на периферии. Как это можно сделать? В стратегии стройкомплекса есть три направления, которые в теории вместе должны решить эту задачу: развитие замерших промзон, запуск пассажиропотока по обновленной Московской кольцевой железной дороге и главное — создание больше двух сотен пересадочных узлов — ТПУ. «Газета.Ru» разбиралась, какими должны быть эти узлы и какие ошибки при их создании допускаются в Москве.

Транспортно-пересадочный узел — это интеграция всех видов общественного транспорта в единую сеть через одну крупную пересадку, вокруг которой «наматывается» сопутствующая инфраструктура. В Азии, Европе и Америке подобные проекты представляют собой многоуровневые пространства, которые соединят железную дорогу, метро, трамвай, травелаторы и паромы (в Гонконге), автобусы и троллейбусы. Через них идут гигантские потоки (несколько миллионов человек в день), поэтому там выгодно располагать общепит и торговлю, но при этом часто там же создаются общественные пространства и рекреационные зоны.

Этими супервокзалами XXI века могут заниматься выдающиеся архитекторы.

Например, в Неаполе Заха Хадид построила огромное здание-скульптуру, как мост связывающее транспортные потоки, а Норман Фостер устроил эффектный спуск в метро из стекла в Бильбао. Но в то же время ТПУ могут выглядеть и как достаточно скромные функциональные сооружения.

Реклама close

Станция метро проекта Нормана Фостера в Бильбао, Испания

Станция метро проекта Нормана Фостера в Бильбао, Испания

Shutterstock close

Площадь Orenco station

Площадь Orenco station

Oregon station close

Afragola station проекта Захи Хадид в Неаполе

Afragola station проекта Захи Хадид в Неаполе

Afragola station

Такие программы могут не «втыкаться» в городскую ткань, а реализовываться вместе с параллельным развитием близлежащих территорий. Такая концепция называется TOD — транзитно-ориентированное развитие. Классическим примером TOD является район в американском штате Орегон — Orenco station. Вокруг новой станции легкого метро здесь построили городской квартал, спроектированный специально для пешеходов: с узкими улицами, парковками, не мешающими дорожному движению, близко спланированными друг к другу домами и офисными зданиями. С одной стороны, пассажиропоток увеличился, с другой, — резиденты, по данным исследования, стали лучше отзываться о своем месте проживания.

Какими будут наши ТПУ, пока не вполне понятно. Известно, что к 2020 году их будет 271 в Москве и 390 в Московской области. Отечественные ТПУ делятся на два типа — капитальные, то есть те, которые будут строиться с многофункциональными центрами и гостиницами, и плоскостные, которые фактически представляют комбинацию из перехватывающей парковки, площадки для автобусов, платформы электрички и входа в метро. Такими, например, должны стать проекты вдоль Московской кольцевой железной дороги: ТПУ «Автозаводская», «Владыкино», «Войковская», «Сити».

В чем будет заключаться специфика этих пространств — непонятно: таких мест в Москве множество. Речь идет о благоустройстве существующих площадей примерно в том же духе, как происходит благоустройство троллейбусных и трамвайных депо. По сути, это разлинованная парковка с заранее оговоренными границами, где «осуществляется благоустройство» и «обеспечивается безопасность», но от слов «пересадка» и «узел» нет почти ничего. Так, подобный «недоузел» был введен одним из первых, в 2013 году, рядом с метро «Бульвар Дмитрия Донского».

Отметим, что 169 ТПУ будут капитальными, что, впрочем, тоже не должно внушать оптимизм. По заявлению директора Института экономики транспорта и транспортной политики , построенный еще до масштабной программы ТПУ «Планерная» представляет собой просто торговый центр. Того же мнения придерживаются и жители этого района, отмечая, что «пересадочную роль этот узел фактически не выполняет и является, в общем-то, отдельно стоящим зданием торгового центра с парковкой, которое отгорожено со всех сторон шлагбаумами и заборами, за которыми находятся несколько остановок автобусов и маршрутных такси».

Этот ТПУ на «Планерной», кстати, планируют перестроить, признав градостроительной ошибкой.

В заявляют, что строительство ТПУ должно уменьшить время на пересадку до 8–10 минут, разгрузить дороги на въездах в город на 14–20 тыс. автомобилей утром, а на въездах в центр города — на 11–16,5 тыс. машин. Столичные власти обещают, что ТПУ упорядочат междугородние и даже международные перевозки и сократят несанкционированные пункты отправки автобусов.

Вообще-то новая структура транспорта — 169 новых узлов с большими потоками — способна преобразить город сильнее, чем любой парк Горького. С другой стороны, создается впечатление, будто ни единого мнения, ни четкой линии в количестве и составе ТПУ до сих пор не достигнуто. В 2015 году на одном и том же событии, Московском урбанистическом форуме,

глава стройкомплекса вице-мэр Марат и главный архитектор столицы противоречили друг другу даже в том, сколько ТПУ уже построено!

Хуснуллин тогда сказал, что 61 ТПУ уже обустроен и активно работает, а Кузнецов отметил, что реализованных узлов пока очень мало, а ТПУ мирового уровня нет даже в проектах.

Похоже, с точки зрения вице-мэра, ТПУ вЂ” это нечто вроде новой конечной станции метро в Саларьево, а на взгляд главного архитектора, это скорее похоже на Hauptbahnhof Мейнарда фон Геркана в Берлине. Сроки затягиваются из-за трудностей согласования земельных участков и кризиса, а, кроме того, общее количество заявленных ТПУ постоянно корректируется. Последнее редактирование данных приходится на сентябрь 2015 года: постройки многих капитальных узлов были признаны нецелесообразными по экономическим причинам, а ряд проектов отменены как нарушающие вид города.

Hauptbahnhof Мейнарда фон Геркана — крупнейший вокзал Европы, расположенный в 1,8 км от Бранденбургских ворот: одних только эскалаторов в здании 54. Это центральное звено всей железнодорожной системы Берлина, интегрированное с городским транспортом, парковками и велопарковками. В огромном пространстве вокзала (175 тыс. кв. м) нашлось место и для 80 магазинов, разнообразных кафе и офисов.

Для того чтобы ТПУ стали стимулом развития территории, они должны демонстрировать высокое качество среды и продуманное функциональное наполнение, что редко бывает, когда проекты разрабатываются с такой скоростью. Ранее заявлялось, что наполнение ТПУ будет определяться с учетом мнения горожан, но это, разумеется, утопия — если инфраструктурные проекты привлекают деньги от девелоперов, то они сопровождаются офисами и торговлей, а не общественными пространствами для местных нужд. Так происходит, к примеру, на месте сносимого кинотеатра «Кунцево» вЂ” тут возникнет бизнес-центр и торговый центр. Для проекта ТПУ в Митино жители замечают, что закрепленные на «культуру и досуг» 7,7 тыс. кв. м фактически представляют собой «гостиницу с культурно-досуговым центром», где из транспортной составляющей [запланированы] только козырьки над остановками».

Таким образом, крайне высока вероятность результата, обратного ожидаемому.

Проект, направленный на развитие транспорта, может сам вызвать транспортные проблемы,

поскольку новые площади требуют новых потоков. Особенно при приступах гигантомании: самые большие ТПУ, запланированные городом, «Саларьево» и «Рассказовка», будут 450 тыс. кв. м и 340 тыс. кв. м площадью соответственно. На станциях «Нагатинская» и «Петровско-Разумовская» будут возведены 25-этажные здания, а на «Коломенской» вЂ” девятиэтажное. Впрочем, в Гонконге, Сингапуре и Токио новые транспортные узлы снабжались гораздо более масштабными сооружениями — по 50–60 этажей.

По словам Блинкина, ТПУ, которые появятся, к примеру, вдоль МКЖД, надо условно разделить на две категории: там, где железная дорога идет в сложившейся застройке, например «Площадь Гагарина», и там, где ничего, кроме советских промзон, не было. «В первом случае ТПУ ничего, кроме пересадочных функций, выполнить не может — там и так всего достаточно, это же Ленинский проспект, — пояснил эксперт. — Там, где мы уходим на восток и северо-восток Москвы, градостроительная территория рыхлая и неосвоенная, там ТПУ могут стать ядрами для освоения земли, нового очага застройки».

Любое ТПУ на периферии города должно как обязательный элемент включать огромную перехватывающую парковку. «Что касается ТПУ в ближней городской зоне,

надо избегнуть наших типичных ошибок, когда мы около пригородных электричек Курского вокзала поставили «Атриум»,

— продолжает Блинкин. — Последние годы эксплуатации показали, что ни один пассажир Курского направления не заходит в «Атриум», и ни один посетитель «Атриума» не пользуется электричками вокзала, потому что это противоречит его статусу. Такого сорта гибриды абсолютно противопоказаны, это должно быть категорически исключено».

Проектирование новых ТПУ в Москве — тема достаточно закрытая. В отличие от Европы конкурсы на новые комплексы не проводятся, проекты до реализации не публикуются. Пресс-служба стройкомплекса обещает, что проект каждого ТПУ будет индивидуален, что может вызывать определенный скепсис, имея в виду их количество, сроки реализации программы и сложившуюся на сегодня практику. С другой стороны, для разработки проекта НИиПИ Генплана привлек экспертов из Японии, Китая и Сингапура, что обнадеживает. В Токио, например, транспортный узел Синдзюку с комфортом перевозит 3,5 млн человек в день, что в 20 раз превышает ежедневный оборот самых загруженных станций Москвы, например «Комсомольской». Однако это не проектировщики, а консультанты проектов. За успешностью реальных совместных проектов можно следить на примере Nikken Sekkei, в сотрудничестве с которыми будет создан ТПУ «Ботанический сад».

Город, 1 мин. на чтение

Город,

1 мин. на чтение

У «Лосиного Острова» построят вот такой огромный ТПУ

Назад пути нет: проект одобрила градостроительно-земельная комиссия во главе с Сергеем Собяниным.

Так что в тихом Богородском народу станет заметно больше. Сейчас там расположена станция Сокольнической линии «Бульвар Рокоссовского» и одноименная станция МЦК. Теперь выясняется, что существующий терминал собираются полностью переделать.

Проект называется «Открытое шоссе». Стройкомплекс упорно доказывает, что это транспортно-пересадочный узел, но по транспорту изменений не анонсировано, а пересадка (наземная) и так есть. «Появится встроенная технологическая связь со станциями метро и МЦК», — туманно говорит председатель Москомстройинвеста Анастасия Пятова. (Рядом еще проходит Северо-Восточная хорда.)

А вот жилая застройка — совсем другое дело. На территории появится многофункциональный комплекс со спортивными объектами и жильем площадью более 252 тыс. кв. м. Но говорят об этом как будто невзначай, между делом: все в рамках строительства ТПУ.

Также в планах детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс, пожарное депо и отстойно-разворотная площадка. Где именно их расположат, пока точно не известно — станет известно после внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Фото: mos.ru

Строительство транспортно-пересадочных узлов

ЧТО ТАКОЕ ТПУ?

Состав каждого ТПУ – индивидуальный.

ПРЕИМУЩЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  • Разделение пешеходных и транспортных потоков;
  • Сокращение времени пересадки с одного вида транспорта на другой;
  • Комфортная зона пересадки;
  • Отказ от личного транспорта в пользу общественного;
  • Организация торговых зон для удобства транзитных пассажиров;
  • Доступность для пассажиров, включая маломобильных людей;
  • Создание новых рабочих мест;
  • Создание социальной инфраструктуры.

ТПУ, обслуживающий пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой в отношении международных, междугородних, пригородных и городских маршрутов транспорта, включающий в том числе вокзалы, станции внешнего транспорта, станции скоростного внеуличного транспорта и остановочные пункты городского пассажирского транспорта;

 ТПУ ВТОРОГО УРОВНЯ ТПУ

ТПУ, обслуживающий пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой в отношении междугородных, пригородных и городских маршрутов транспорта, включающий в том числе вокзалы, станции внешнего транспорта, станции скоростного внеуличного транспорта, остановочные пункты городского пассажирского транспорта, перехватывающие парковки;

ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

ТПУ, обслуживающий пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой в отношении маршрутов различных видов городского транспорта, включающий в том числе станции скоростного внеуличного транспорта, остановочные пункты городского пассажирского транспорта, парковки.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Вестибюль станции метрополитена

Автобусный вокзал

Остановки пассажирского транспорта общего пользования

Перехватывающая парковка

Полицейский участок

Медицинский центр

Культура и досуг

Многофункциональные центры

Товары первой необходимости

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Повышение привлекательности общественного пассажирского транспорта и создания предпосылок для переключения населения при движении между городом и областью с личного транспорта на общественный за счет

сокращения общего времени в пути, посредством сокращения времени на пересадку с одного вида транспорта на другой и улучшения условий пересадок

повышения доступности всех видов пассажирского транспорта и равномерное распределение пассажиропотоков

повышения комфортабельности пассажирских перевозок общественным транспортом

повышения уровня безопасности пассажирских перевозок

ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОЕКТА

Общее количество ТПУ Количество первоочередных ТПУ Средний срок окупаемости объекта, лет Общий объем инвестиций, млрд рублей Объем инвестиций в первоочередные ТПУ, млрд рублей Затрачено средств на разработку проекта, млн рублей

Получено задание по функциональному составу ТПУ от Комитета по транспорту.

В настоящее время, проанализирован рынок и маркетинговая среда, разработан предпроект следующих ТПУ.

  • Старая деревня;

  • Гражданский проспект;

  • Проспект Большевиков;

  • Улица Дыбенко.

Основные виды транспорта для перемещения между крупными городами / агломерациями России, а также для сообщения с другими странами — железнодорожный, воздушный и автомобильный. Я намеренно не рассматриваю пригородные маятниковые миграции, «там уже другие спорты» (с). Автобусами и по воде за сотни километров перемещается несравнимо меньше народу. При этом автомобильным транспортом люди могут добраться напрямик из пункта А в пункт Б, от двери до двери, будь то личное авто или такси. А вот инфраструктура ЖД и самолетов предполагает наличие точек концентрации пассажиропотока — вокзалов и аэропортов.Решил сопоставить друг с другом пассажиропотоки крупнейших железнодорожных вокзалов (считая только поезда дальнего следования) и аэропортов России. По первым нашлись официальные данные за 2018 год, по вторым взял за тот же год — на их основе у меня уже были публикации. Ниже — топ-25 транспортных узлов России.

1 Москва Аэропорт Шереметьево 45,4
2 Москва Аэропорт Домодедово 29,4
3 Москва Аэропорт Внуково 21,5
4 С.-Петербург Аэропорт Пулково 18,1
5 С.-Петербург Московский вокзал 17,2
6 Москва Казанский вокзал 16,3
7 Москва Ленинградский вокзал 12,7
8 Москва Курский вокзал 12,3
9 Москва Ярославский вокзал 7,0
10 Сочи Аэропорт Сочи (Адлер) 6,3
11 Екатеринбург Аэропорт Кольцово 6,1
12 Новосибирск Аэропорт Толмачево 5,9
13 Екатеринбург Вокзал Екатеринбург 5,4
14 Симферополь Аэропорт Симферополь 5,1
15 Н. Новгород Московский вокзал 4,9
16 С.-Петербург Ладожский вокзал 4,5
17 Новосибирск Вокзал Новосибирск-Гл. 4,3
18 Краснодар Аэропорт Пашковский 4,2
19 Москва Белорусский вокзал 4,2
20 Москва Киевский вокзал 4,1
21 Краснодар Вокзал Краснодар-1 4,1
22 Москва Павелецкий вокзал 4,0
23 Сочи Вокзал Адлер 3,8
24 Тюмень Вокзал Тюмень 3,6
25 Ростов н/Д Вокзал Ростов-Гл. 3,5

Частный вывод: четыре важнейших точки в Москве, через которые проходит подавляющее большинство гостей столицы — это три аэропорта (без мелкого Жуковского) и Площадь Трех Вокзалов (Комсомольская — по совместительству там самый загруженный узел метро). Когда наши Илоны Маски изобретут телепорт, пусть берут на вооружение :-)))А теперь — другой топ-25, в котором отражен суммарный пассажиропоток по всем аэропортам и вокзалам для ПДС в каждой агломерации или конурбации. Очевидно, что между Москвой и СПБ, как и между СПБ и всеми остальными — колоссальные отрывы, а вот дальше играют роль три фактора — население агломераций, их туристическая привлекательность (ввиду чего в топе присутствуют многие курорты, а Сочи вообще на третьем месте) и «денежность» (Тюмень и тем более Сургут не настолько велики, насколько высоки в этом рейтинге, но богаты).

1 Москва 158,5
2 Санкт-Петербург 41,8
3 Сочи 14,9
4 Екатеринбург 11,6
5 Новосибирск 10,3
6 Краснодар 8,3
7 Ростов-на-Дону — Шахты 7,2
8 Казань 6,7
9 Самара — Тольятти 6,7
10 Нижний Новгород 6,4
11 Новороссийск — Анапа 5,8
12 Тюмень 5,6
13 Уфа 5,3
14 Симферополь 5,1
15 Красноярск 5,0
16 Иркутск 4,6
17 Пятигорск (Кавминводы) 4,5
18 Омск 4,1
19 Хабаровск 4,0
20 Челябинск 3,8
21 Владивосток — Уссурийск 3,5
22 Саратов 3,5
23 Волгоград 3,5
24 Пермь 3,4
25 Сургут 3,4

Выкладки могут быть интересны для , , , , , а также для , у которого несколько лет назад было подобное исследование.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий