2. Понятие и особенности унитарного государства. Франция, пример унитарного государства

Среди 180 государств, которые являются членами ООН, лишь 21 государство относится к категории федеративных, а подавляющее большинство – унитарные государства. Унитарные государства, очевидно, более распространены в мире не случайно, потому что такая форма связи центральной власти с местными властями более удобна и в каком–то смысле гармонична. К числу унитарных государств относятся такие государства, как Франция, Великобритания, Италия, Швеция, Греция, Испания, Голландия. К унитарной форме относится много стран Латинской Америки, почти все африканские страны, страны Азии (Япония, Таиланд и др.). Для унитарного государства характерен ряд основных отличительных признаков. Среди них называют:

1. единая законодательная власть – общий для всей страны парламент;

2. единая исполнительная власть;

3. единая судебная власть (судебная система);

4. единая конституция, которая распространяется на всю территорию страны;

5. единое законодательство – единая правовая система, обязательная для всех граждан на территории этой страны;

6. территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью;

7. отмечается также такой признак унитарного государства, как единое гражданство.

В унитарном государстве контроль центральных органов власти управления над местными органами является доминирующим. Формы этого контроля можно разделить на несколько разновидностей.

Есть группа государств, в которых местные органы избираются населением, но они обязательно контролируются представителями центра (префектами, комиссарами). Это, можно сказать, модель французская.

Есть более демократическая модель унитарного государства, в котором все местные органы избираются гражданами, а представителей из центра практически нет. Эта система характерна для Великобритании и некоторых других стран, входящих в Сообщество.

Существует также такая модель унитарного государства, в котором есть обычные админстративно–территориальные единицы, и есть единицы с особым статусом – автономные единицы. Отношения между центральной властью с обычными единицами строится по одной схеме, а с автономными частями – по другой. Это итальянская модель. Об автономии речь пойдет в следующих разделах данной главы.

Так или иначе, самым характерным является положение, что унитарное государство делится на административные единицы. Эти единицы образуются по определенным принципам. Например, используется принцип примерно равной численности населения, принцип образования единиц вокруг крупных экономических, промышленных и географических центров. Данные единицы служат определенным целям – удобству управления, удобству взимания налогов и т.д. Другими словами, это деление создается для облегчения осуществления государственной власти.

Следует отметить, что наряду с обычным административным делением, в некоторых странах имеются специальные единицы. Например, территория может делиться как на стандартные административные части, так и на школьные округа, судебные округа, военные округа, избирательные округа. Границы этих специальных округов могут не совпадать и, как правило, не совпадают с границами административных единиц, а либо включают несколько административных единиц, либо делят эти единицы на несколько частей.

Есть страны, которые не имеют административно–территориального деления, но это, обычно, очень небольшие страны (Монако, Сан–Марино, остров Науру и т.д.).

Хотя унитарных государств преобладающее большинство, обычно, о них пишется гораздо меньше, чем о федерациях или автономных единицах. Объяснение очень простое: унитарное государство – это более легкое для усвоения государство, более легкий материал, поэтому ему посвящается меньше внимания.

Записи по теме

  • Монархическая и республиканская формы правления и их разновидности (4)
  • Государственное устройство зарубежных стран (4)
  • Классификация прав и свобод (4)
  • Политический режим — понятие и формы (4)
  • Понятие политического режима и государственного режима (4)

2014-12-01 Ответы (1) Знаете ответ на вопрос? Не уверены в ответе? Правильный ответ на вопрос 👍 «4. По форме территориально-политического устройства Франция это: А) Федерация. Б) Союз независимых государств. В) Сложное унитарное …» по предмету 📗 История. Развернутая система поиска нашего сайта обязательно приведёт вас к нужной информации. Как вариант — оцените ответы на похожие вопросы. Но если вдруг и это не помогло — задавайте свой вопрос знающим оппонентам, которые быстро дадут на него ответ! Новые вопросы по истории 1. Назовите достоинства и недостатки наличия регулярной армии в государстве. 2. Какие принципы были положены в основу работы различных комиссий по систематизации законодательства в 18 веке? Ответы (1) Вопрос на пол листа: без истории нет родины и без любви к истории не может быть любви к народу, эссэ Ответы (1) В каком веке была американская революция? из-за чего так начилась? Ответы (1) Кто построил башни кремля? Александр Невский Юрий Долгорукий Иван 3 Иван 4 Грозный Ответы (1) Где количесво растительно массы минимально: в 1) степи. 2) тундра 3) влажные тропические леса 4) широколиственные леса Ответы (1) Какое произведение относится к творчеству Андрея Рублева! История 6 класс Ответы (1) Что из перечисленного относится к движимой собственности, а что — к недвижимой? 1) Земля 2) Здания различного назначения (жилые дома, хозяйственные постройки, общественные здания) 3) Корабли 4) Деньги 5) Товары (зерно, ткани, оружие, металлы) 6) Ответы (2) Как природно климатические условияповлияли на занятия жителей этой страны? А-шумерские города государства Б-древняя индия В-древний египет Г-древняя греция Ответы (1) Які відомі українці що прославилися на весь світ (призвіще ім'я, професія, досягнення) Ответы (1) Назовите основного фаворита каждого правителя: Екатерины I, Петра II и Анны Иоанновны Ответы (1) Найдено 10 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

—> Унитарное государство единое, цельное, слитное государство, составные части которого формируются по административно-территориальному принципу и не обладают какой-либо политической и экономической самостоятельностью.

Источник: Теория государств и права в схемах и определениях.

—> Унитарное государство целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Источник: Теория государства и права. Словарь терминов.

—> Унитарное государство является внутренне единым государством, разделенным на административно-территориальные единицы (округа, дистрикты, префектуры, воеводства и т. п.), не имеющие в своем составе других государств или государственно-подобных образований (например, Белоруссия, КНР, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Литва и т. д.).

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

—>УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

—>Унитарное (целостное, простое, единое) государство

Источник: Большой юридический словарь

—>Унитарное государствоформа государственного или национально-государственного устройства, при котором территория государства, подразделяется на административные, территориальные единицы (районы, области). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает организационно-правовые предпосылки для усиления влияния центральной власти на всей территории страны. В отдельных случаях в состав унитарного государства могут входить одна или несколько территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных образований.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

—>УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВОгосударство, территория которого, в отличие от федеративного, состоит не из других государств и государственных образований, а из административно-территориальных единиц (областей, губерний и др.). Государство, состоящее только из административно-территориальных единиц, называется простым У.г. (Болгария, Венгрия, Польша и др.), если оно имеет в своем составе одно или несколько автономных образований — это сложное У.г. (например Финляндия, в составе которой имеется автономия — Аландские острова, Никарагуа, в составе которого две автономные области, населенные индейскими племенами, Китай, в составе которого более сотни различных автономных образований). У.г. может быть централизованным, когда в единицах областного деления нет выборных органов местного самоуправления и ими управляют назначенные из центра (президентом, правительством) чиновники (управители областей в Болгарии, воеводы воеводств в Польше до 1999), децентрализованным, когда никаких назначенных чиновников общей компетенции на местах нет, а управление полностью осуществляют выборные органы (например Великобритания), относительно централизованным (или относительно децентрализованным), когда есть и назначенные чиновники, и избираемые органы местного самоуправления (например префекты и избираемые советы регионов и департаментов во Франции). В У.г. существует один законодательный орган, одно правительство, единая судебная система. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

—>УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

—>Унитарное государство

Источник: Местное самоуправление: энциклопедия

—>УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Источник: Конституционное право России. Энциклопедический словарь

Показать еще…Xreferat.com В» Рефераты по теории государства и права В» Унитарное форма государственного устройстваЧисло ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой ценрализованной системы.

Этому способствует единая правовая система.Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

Глава 3. Франция –отличительный признак

унитарного государство.

В Конституции Франции названы три уровня организации власти в государстве и три типа территориальных самоуправляющихся коллективов: коммуны (36 757), департаменты (100) и заморские территории (4)1. С 1982 года был добавлен новый уровень — регионы, объединяющие несколько департаментов (создано 22 региона).

Франция — унитарное государство, и проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.

Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.

Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен «представитель государства». Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности11.

Территориально- самоуправляющие коллективы:

а) регионы:

В 1986 году регионы окончательно были преобразованы в децентрализованные территории, то есть получили права самоуправляющихся территориальных коллективов. Представительным органом власти в регионе выступает региональный совет, избираемый на шесть лет.

Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления — административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона — высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.

Префект представляет государство и выполняет три функции:

1) политические: представляет государство на всех официальных мероприятиях; информирует руководство обо всех местных событиях, а местное сообщество — о правительственной политике, которую он обязан защищать и разъяснять.

2) юридическое представительство: подписывает все контракты, заключаемые в регионе от имени государства с частными или юридическими лицами; представляет государство в судебных органах и передает в суды иски по поводу актов органов власти, которые он считает незаконными.

3) осуществляет широкие полицейские функции.

б) департамент:

Деление Франции на департаменты введено в 1791 году. Тогда департамент был всего лишь избирательным округом и формировался с целью обеспечения избрания Национального законодательного собрания12.

Во главе департамента стоят Генеральный совет (совещательный орган с правом принятия решений), председатель Генерального совета — «исполнительный орган» (административное лицо), при котором работает постоянная комиссия (бюро). Как самоуправляющийся территориальный коллектив департамент разбит на кантоны (избирательные округа), объединяющие несколько коммун. Кантоны не являются единицами самоуправления. Они создаются правительством Франции, и их границы меняются правительственным декретом.

в)коммуна:

Коммуна — естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна — юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.

Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.

Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия «местные дела» и государство само решает, что относится к этой категории.

Мэр является основным органом коммуны и всей ее исполнительной властью. Он избирается из числа муниципальных советников.

Функции выполняемые государством:

а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции. Так, соотношение источников покрытия расходов бюджета департамента выглядит следующим образом: 1/3 составляют субсидии государства, затем идут поступления от устанавливаемых департаментом налогов и сборов, займы и доходы от использования имущества. Иное дело — финансы коммун: здесь бюджет на 3/4 формируется из налоговых поступлений, и лишь 1/4 составляют государственные субсидии и займы.

б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, — все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.

Сегодня контроль над самоуправлением представлен двумя группами мер: опеки и административного контроля. Меры опеки включают в себя:

а) «опеку над лицами», это право префекта приостановить исполнение обязанностей (отзыва) мэра коммуны и его заместителей;

б) роспуск муниципального совета на основании определенных законом причин и по оговоренной процедуре;

д) «опеку по замещению», означающую, что префект имеет право замещения, то есть исполнения функций в отношении мэра и генерального или муниципального совета, право замещения в полицейской области13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции»14. Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако, существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжатся на протяженнии множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений15.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д16.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Нормативные акты.

Конституции зарубежных государств : Учебное пособие. — М.: Право и закон, 1998 г.

Литература.

Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. — М.: Проспект, 1993 г.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

Панарин А. С. Политология: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.

Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. — М.: Проспект, 1995 г.

Сырых В. М. Теория государства и право: Учебное пособие. — М.: Проспект, 1998 г.

Тихомиров Ю. А. Государство на рубеже столетий // Государство и право, 1997 г.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 1996 г.

Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. — М.: Наука, 1995 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства.

Унитарная.

Федеративная.

Централизованные

государства.

Административные

федерации.

Децентрализованные

государство.

Национальные

федерации.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2.

Различия между формами государственного устройства.

Форма государственного устройства.

Унитарная.

Федеративная.

Административно-территориальное единицы.

СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ.

1 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 1996 г.

2 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

3 Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

4 Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

6 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

7 Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

8 Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

9 Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.: 1995 г.

11 Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

12 Берк Э. Размышления о революции во Франции. – М.: Политиздат 1993 г.

13 Молчаков Н. Н. Пятая республика. – М.: ПРИОР, 1997 г.

14 Общая теория государства и права. Академический курс // Под ред. М.Н. Марченко. – М.,1998 г.

15 Спиридов Л. И. Теория государства и право: Учебное пособие. — М.: Проспект, 1995 г.

16 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 1996 г.

Если Вам нужна помощь с академической работой (курсовая, контрольная, диплом, реферат и т.д.), обратитесь к нашим специалистам. Более 90000 специалистов готовы Вам помочь. Бесплатные корректировки и доработки. Бесплатная оценка стоимости работы. Подробнее

Поможем написать работу на аналогичную тему

Реферат

Любая тема

От 250 руб.

Контольная работа

Любая тема

От 250 руб.

Курсовая

Любая тема

От 700 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Страницы:12

Похожие рефераты:

Найдено 6 определений Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

—> УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам.

Источник: Термины рыночной экономики

—> Унитарное государство

Источник: Экономическая география. Словарь терминов

—> Унитарное государство целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

Источник: Словарь-справочник экономических и юридических терминов. 2015

—>Унитарное государствогосударство, состоящее из административно- территориальных единиц и не имеющее в своем составе частей, которые являются самостоятельными государственными образованиями. В унитарном государстве — единые органы законодательной власти, единое гражданство.

Источник: Краткий словарь политических, экономических и технических терминов

—>УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Источник: Большой финансовый словарь

—>Унитарное государствоформа государственного устройства, при которой суверенное государство состоит из лишенных политической самостоятельности административно-территориальных единиц, а вся полнота власти сосредоточена на уровне государства в целом. Характеризуется наличием единой для всего государства системы органов государственной власти, единой конституции, общей правовой системы. Хотя в настоящее время около 85% суверенных государств мира являются унитарными, бóльшая их часть имеет в составе отдельные территориальные автономии (Франция, Великобритания, Китай, Дания и др.). У. г., в которых автономией де-юре обладают все административно-территориальные единицы, иногда именуют регионалистскими (например, Испания, ЮАР). Ф.А. Попов

Источник: Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник.

Показать еще…

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий