1232,Образование Российского централизованного государства: познавайте с нами

Главная Книги о политологии Политико-административное управление (учебник): В.С. Комаровского Централизм и децентрализация в управлении унитарными системами

С точки зрения организации публичной власти, унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные. Существование централизованных государств обусловлено рядом объективных факторов. К таковым относятся преимущества национального единства, достигаемого в результате централизации. Именно централизованное государство выражает в большей степени интересы нации как политической общности, нежели интересы отдельных этнических, региональных или социальных групп. Сильный центр сплачивает общество, слабый центр создает условия для соперничества и дисгармонии.

К факторам централизации относится и необходимость единообразия в функционировании органов государственной власти и управления. Только центральная власть может унифицировать законы и обеспечить предоставление гражданам одинаковых публичных услуг. Это способствует внутригосударственной миграции, позволяя гражданам беспрепятственно перемещаться из одного региона страны в другой. Географическая мобильность существенно ограничена, если в разных частях одного государства существуют различные режимы налога- обложения, законодательные и образовательные системы, условия социального обеспечения и т. д.

Реальное социальное равенство граждан также относится к важным преимуществам и факторам развития централизованного унитарного государства. Децентрализация вынуждает периферийные политико-административные институты опираться, прежде всего, на собственные силы и ресурсы. Только центральное правительство может исправить неравенство, выражающееся в том, что регионы с наименьшим экономическим потенциалом имеют самые острые социальные нужды. Как показывает опыт многих стран, экономическое процветание и централизация часто идут рука об руку. Только центральное правительство может обеспечить общий экономический рост, создавая, например, инфраструктуру — шоссейные и железные дороги, аэропорты и другие системы коммуникации. В то же время следует учитывать, что население многих современных государств насчитывает десятки и сотни миллионов человек. Управление таким государством из единого центра имеет в качестве результата не процветание страны и благополучие граждан, а неэффективность и бюрократический хаос. Именно поэтому тенденция к централизации сосуществует с другой, не менее объективной, тенденцией — к децентрализации.

Децентрализация — конституционное перераспределение центром властных полномочий и управленческих функций в пользу региональных и местных властей — касается равным образом подавляющего большинства единиц. В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает унитарные государства с федеративными. В пределах основных принципов, установленных конституцией, при условии непро – тиворечия национальным интересам и интересам других регионов, последние могут устанавливать нормы для проведения в жизнь общегосударственных законов, а также издавать собственные законы, как правило, по вопросам организации ведомств и единиц своего подчинения, по градостроительству, сельскому и лесному хозяйству и т. п. Перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенции государства и регионов. Исключительной сферы ведения, в отличие от субъектов федераций, они не имеют. Регионы могут иметь свои уставы, которые, в соответствии с конституцией и законами страны, устанавливают нормы, относящиеся к внутренней организации региона, реализации права инициативы, референдума. Регионы, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру.

Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы. Примером такого государства является Болгария.

Централизованные унитарные государства — те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. Наиболее централизованным является такое унитарное государство, где существует вертикальная система назначенных органов управления сверху донизу. В настоящее время такая система создается только в условиях военных режимов. Современные унитарные государства являются в большинстве своем децентрализованными.

Децентрализованным является такое унитарное государство, в высших территориальных единицах которого имеются только выборные органы власти и нет назначенных из центра чиновников общей компетенции, призванных осуществлять административный контроль за региональной властью. Это не означает полного отсутствия контроля со стороны центра, который осуществляет и финансовый, и судебный контроль. На места также высылаются инспекции министерства, ответственного за региональное и местное управление. С соответствующими министерствами согласовываются кандидатуры ведущих чиновников регионального уровня.

Факторами политико-административной децентрализации являются:

1) важность активизации политического участия граждан; местная или региональная власти предоставляют гражданам большие (по сравнению с центральной властью) возможности для участия в политической жизни; преимущества от расширения масштабов политического участия заключаются в том, что оно помогает формированию более воспитанных и информированных граждан;

2) необходимость воспитания «отзывчивой» власти: периферийные политико-административные институты стоят ближе к народу, поэтому в большей степени способны откликаться на его нужды; воспитание такой способности равным образом укрепляет демократическую подотчетность государства обществу и позволяет убедиться, что власть не только действует в широко понятых общественных интересах, но и откликается на специфические потребности конкретного сообщества;

3) усиление легитимности государственной власти; физическое дистанцирование граждан от центрального правительства сказывается на оценке его решений; решения, принимаемые на среднем и низшем уровнях, кажутся более понятными и, следовательно, являются более легитимными;

4)защита демократических свобод; не сдерживаемая ничем централизация угрожает наступлением государства на права и свободы индивида; децентрализация власти и управления способна защитить граждан, ибо разделение властей «по вертикали», дробя монолит государственной власти, создает систему «сдержек и противовесов»; центральная власть, в свою очередь, сдерживает антидемократические поползновения периферийных политико-властных институтов.

Формы политико-административной децентрализации

Деконцентрация

Делегирование

Деволюция

Федера

лизм

Незави

симость

Префек-

Функ

Регио

Местное

тураль-

цио

нальное

самоуп

ная сис

нальная

управле

равле

тема

система

ние

ние

В порядке комментария к приведенной схеме отметим, что термин «деконцентрация», используемый чаще всего применительно к сфере управления, означает перераспределение административной ответственности в рамках самого центрального правительства.

Деконцентрация может проводиться в префектуральной и функциональной формах. Префектуральная система предполагает существование префектов — высших чиновников в регионах, отправляющих властные полномочия по поручению конкретных министерств и центрального правительства в целом и представляющих собой главный канал административной коммуникации между регионами и столицей. Интегрированной префектуральная система называется потому, что префект как главный представитель центра в регионе одновременно надзирает и за региональной властью, и за другими официальными лицами, являющимися представителями центра в этом же регионе. Классическим образцом этой системы выступают французские префекты, являющиеся главами исполнительной власти в департаментах.

В неинтегрированных префектуральных системах префект представляет собой только один из каналов административной коммуникации с центром и не является начальством для других работающих в регионе чиновников центра. Такие префекты только надзирают за региональными правительствами, но не являются главами их исполнительных органов. Примером неинтегрированной системы служат итальянские префекты. В де- концентрированных функциональных системах чиновники, представляющие центр, принадлежат к отдельным министерским и ведомственным иерархиям. Управление каждой отраслью осуществляется отдельно. В таких системах нет единого регионального координатора. Вся координация осуществляется непосредственно в центре. Функциональная система деконцентрации власти и управления существует в Великобритании. Понятие делегирования используется для обозначения передачи центром властных полномочий не обладающим ими субъектам и властным органам, не находящимся в прямом подчинении центральным министерствам.

Самую большую из возможных меру децентрализации в унитарной государственной системе создает т. н. «деволюция» (от лат. с! еуо1уеге — передавать) — метод управления, затрагивающий сферу законодательной власти и приближающий унитаризм к федерализму. В последние десятилетия термин «деволюция» активно используется в Великобритании для обозначения процесса реституции части региональной автономии Уэльсу и

Шотландии. В отличие от делегирования полномочий деволю – ция необратима. Однажды созданные, деволюционные парламенты приобретают собственную политическую идентичность и получают свою долю демократической легитимности. После этого их очень трудно ослабить и почти невозможно упразднить. Исключением стал парламент Северной Ирландии — Стормонт. Его полномочия были приостановлены в 1972 г. и заменены прямым управлением британского парламента, но только тогда, когда стало очевидным, что преобладание в Стормонте Протестантской юнионистской партии не позволит региональному парламенту стать барьером на пути разгорающейся гражданской войны.

Одна из самых укорененных традиций деволюционного управления сложилась в унитарной монархической Испании, разделенной на 50 провинций, каждая из которых имеет собственную систему регионального самоуправления. Высшие территориальные единицы этой страны, как и итальянские, обладают не административной формой автономии, а политикогосударственной, которая, как уже отмечалось, характеризуется тем, что ее носитель имеет внешние признаки государства — парламент, правительство и т. д. При этом Испания остается унитарным государством; это подтверждается, в частности, тем, что уставы (статуты) автономных сообществ Испании утверждаются актами центрального правительства.

На протяжении двух последних столетий в испанской истории переплетаются традиции как децентрализации, так и централизации. Исторические области Испании имели ярко выраженную национально-региональную специфику и политико-правовые привилегии — традиционные местные свободы (так называемые фуэрос — средневековые конституции), оговаривавшиеся в двусторонних соглашениях между королем и провинциями. Начиная с 1800 г. Испания стала высоко централизованным государством, переставшим признавать региональную специфику. Автономное региональное управление Каталонии и Страны Басков было восстановлено в годы Второй республики (1931 — 1939 гг.), а после победы Франко снова упразднено. По конституции 1978 г. Испания по-прежнему является унитарным государством с выраженными нейтралистскими тенденциями, однако централизованным унитарным государством ее назвать нельзя. Наличие в стране большого числа национальных меньшинств привело к установлению самоуправления областей и формированию системы региональных автономий. Поэтому современную Испанию называют «государством автономий». Конституция 1978 г. предусматривает, что наряду с законами, принимаемыми испанским парламентом — Генеральными кортесами, могут издаваться (даже по вопросам, отнесенным к ведению Испанского государства) законодательные акты автономных областей. Такие акты издаются автономными областями в порядке делегированного законодательства, на основе принципов и директив, указанных в общегосударственном законе; они должны содержать условия контроля за соответствующими нормами со стороны Генеральных кортесов. При передаче или делегировании государством собственных полномочий автономным областям законом должно быть предусмотрено выделение в каждом случае соответствующих финансовых средств (ст. 150). В мае 1983 г. в стране было создано 17 автономных общин (коммун), имеющих идентичные с центральными базовые политические институты. В каждой области работает избираемая населением однопалатная легислатура — ассамблея, которая издает законы, действующие на территории данной области. Ассамблея формирует Правительственный совет (местное правительство) во главе с президентом (председателем), ответственный перед ассамблеей. Деятельность властных органов автономных областей контролируется центральным правительством, Конституционным судом и Счетной палатой. Полномочия региональных правительств закреплены в конституции; при этом существуют различия в объеме правительственных полномочий между «историческими нациями» (Каталония, Страна Басков, Галисия) и остальными общинами. В течение первых пяти лет после получения автономии региональная власть в последних располагает полномочиями, ограниченными решением следующих вопросов: городского развития, организации общественных работ, жилищного строительства, защиты окружающей среды, развития культуры (прежде всего национальных языков), спорта, туризма, организации здравоохранения и социального обеспечения. По истечении указанного срока регионы должны были получить «полную автономию», хотя определение последней до сих пор остается весьма проблематичным.

Трансферт полномочий на уровень автономий определен в Испании как постоянно идущий процесс двусторонних переговоров между отдельными общинами и центральным правительством. Каждое двустороннее соглашение разрабатывается и принимается в результате длительного и сложного процесса, в ходе которого свое согласие дают как испанский парламент, так и население данного региона.

Испанское «государство автономий» в значительной степени есть продукт переговоров и компромисса в переходный к демократии период. Серьезным препятствием на этом пути являются экстремистские политические силы — прежде всего, баскское радикально-националистическое движение ЭТА, действующее террористическими методами и борющееся за отделение от Испании и провозглашение независимого государства.

Содержание Пред. статьяСлед. статья Административные и политические начала в территориальном устройстве унитарных государств Госслужба в унитарных государствах як вплинули революційні події на розвиток національного руху в україні

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаковсуверенитета.

Отличительные признаки унитарного государства

  • 1. Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
  • 2. Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
  • 3. Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
  • 4. Наличие единого гражданства.

Виды унитарных государств:

Простое унитарное государство — в составе нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления (Мальта, Сингапур), либо состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Словакия, Алжир).

Сложное унитарное государство — имеет в составе одно или несколько автономных образований, которые различаются на:

Территориальная автономия — определённой части унитарного государства в месте компактного проживания какой-либо народности, сложившегося в силу исторических, географических или иных особенностей, передаётся право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности. Например, возможность формирования своих высших органов власти, принимать свои законодательные акты, вводить национальный язык наравне с государственным (Дания, Азербайджан, Франция, Китай).

Экстерриториальная автономия — право самостоятельно решать часть вопросов государственной важности предоставлена этническим меньшинствам, проживающим в различных частях страны, а не на определённой территории (Хорватия, Македония).

Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и это не противоречит демократическому режиму правления. Если это условие не выполняется, унитаризм ведет к монополизации всей власти в центре и нарушению прав и свобод человека.

Территориальное деление в большинстве унитарных государств является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Наряду с административно-территориальными единицами существуют и специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и др.

Административно-территориальное деление в унитарных государств включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других – трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п. Так, территория Дании разделена на 14 административных единиц — амтов. Во главе каждого амта стоит амтман, назначаемый королем, и действуют выборные советы. Исландия разделена на семь административных округов — сисл. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.

Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.

В то же время на нашей планете существуют небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).

В послевоенное время в ряде стран проявляется тенденция к укрупнению низовых единиц административно-территориального деления и к созданию крупных регионов в целях экономической координации различных частей страны.

В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями. Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).

Особый статус в ряде стран имеют столицы или столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.

Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц. Так, территории Испании и Италии состоят из автономных единиц (20 — в Италии и 17 — в Испании), хотя объем их прав не является одинаковым. Все высшие территориальные единицы в этих странах могут иметь свое законодательство. Так, в соответствии с Конституцией Италии, каждая область имеет статут, который устанавливает положения, относящиеся к внутренней организации области. Статут принимается областным советом и утверждается законом республики. Органами области является областной совет, джунта и ее председатель. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть, которой наделена область, и другие функции, предусмотренные конституцией страны и законами. В области имеется также правительственный комиссар, который руководит деятельностью государственной администрации и координирует ее с деятельностью, осуществляемой областью. В пределах основных принципов, установленных законами государства, область может издавать законодательные нормы по вопросам организации ведомств и административных учреждений, подчиненных области; территории коммун; местной городской и сельской полиции; ярмарок и рынков; благотворительных учреждений, санитарной и больничной службы; ремесленного и профессионального обучения, туризма и гостиничного дела; сельского и лесного хозяйства и др. Однако законами республики могут быть отменены противоречащие им областные правовые нормы. Каждый закон, принятый областным советом, должен быть завизирован правительственным комиссаром, если не возникает возражений со стороны правительства. Такие страны, как Италия и Испания в науке конституционного права названы «регионалистскими», имеющими тенденцию перехода от унитарной к федеративной форме государственно-территориального устройства.

Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.

Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время не много (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.

В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.

Автономия – в общем значении право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению кого-либо. В конституционном праве понятие автономии используется в нескольких аспектах: а) для обозначения так называемой государственной или областной автономии – формы национально-государственного устройства, при которой территория, имеющая определенный компактный национальный состав населения, хозяйственные и бытовые особенности, провозглашается автономным государством (республикой) или автономным национально-государственным образованием (областью, округом, провинцией и др.); б) применительно к возможностям групп граждан, принадлежащих к определенной национальности, самоорганизовываться и совместно действовать для осуществления своих национальных, духовных, культурных, образовательных и иных интересов; в) чтобы оттенить, что тот или иной участник конституционно-правовых отношений обладает самостоятельностью в осуществлении своей компетенции. В этом плане нередко можно встретить в специальной литературе и газетных текстах выражения типа “должностное лицо получило большую автономию в осуществлении своих полномочий”,”область полностью автономна в своих делах” и т. д. В данном аспекте термин “автономия” применяется скорее не в строго конституционно-правовом, а в общем смысле и лишь подчеркивает самостоятельность соответственно государства, государственного образования, административно-территориальной единицы, местного самоуправления и его органов, общественного объединения, должностного лица и т. д.

Автономия административная и политическая – понятия, используемые применительно к государственной или областной автономии. Если автономная единица образуется в форме автономной республики, т. е. государства, эту форму автономии принято называть политической, подчеркивая тем самым более высокий ее ранг и права, характерные для государства. Если автономная единица образуется в форме автономной области (округа), это – не государство, а так называемое Государственное (национально-государственное) образование. Его статус ниже, чем статус автономной республики и ближе к статусу административно-территориальной единицы. Поэтому данная автономия в литературе нередко называется административной, хотя у нее есть ряд особенностей и специфических черт по сравнению с административно-территориальной единицей (представительство в центральных органах государства, специальные формы защиты прав и интересов, в том числе при утверждении бюджета и принятии своих нормативных правовых актов).

Автономия государственная – создание автономных образований в виде автономных государств или национально-государственных образований, являющихся элементами государственного устройства соответствующего государства.

В правовом понимании, автономия — это право, предоставляемое объединениям, сословиям, корпорациям, руководствоваться собственными нормами и правилами в определённых пределах.

Теорией государственного управления выделяется самоуправление — реализация децентрализации государственной власти в форме закрепления в нормативно-правовой форме за административно-территориальными единицам государства прав по реализации от лица местного населения возможности и способности определения общественного порядка в вопросах местного значения в определённых сферах под собственную ответственность. Наряду с самоуправлением — равноправием всех административно-территориальных единиц — автономия подразумевает признание автономных прав на определение общественного порядка в некоторых сферах, возможно отличных от прав других единиц. По сферам выделяют автономии административные — в вопросах осуществления организации общественного управления и принятия решений, — и национальные — в реализации особых прав этнических групп.

Современные унитарные государства

Унита?рное госуда?рство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными не могут быть субъекты федеративного государства, так как они не имеют государственного суверенитета.

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

  • Единые для всей страны высшие органы власти;

  • Единая система законодательства;

  • Единое гражданство;

  • Единая денежная единица;

  • Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:

  • характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;

  • объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют: государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым), государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями), государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами

Во многих сферах жизни присутствуют такие понятия как централизация и децентрализация.

Содержание

image

В начале XX в. в ответ на централизацию экономических сил и политической власти появилось децентралистическое движение. Основной его идеей было обвинение промышленного производства в уничтожении относящихся к среднему классу владельцев магазинов и небольших производств (мануфактур) и продвигало идеи увеличения возможностей владения собственностью и возврата к жизни в небольших, локальных масштабах.

В рамках системного подхода под децентрализацией следует понимать такую реорганизацию протекающих внутрисистемных процессов, при которой значительная их часть переводится на более низкий уровень иерархии. Другими словами, это передача полномочий и обязанностей по принятию решений из центра в другие, менее значимые, организации при одновременном сужении прав и полномочий соответствующего центра.

Описание децентрализации простыми словами

Если говорить простым языком, то децентрализация – это перераспределение власти. Вся власть, которой обладал только центр начинает расходиться и по областям на места.

В условиях децентрализации происходит расширение и укрепление прав, полномочий, возможностей мест, отделов, областей, автономий, республик. То есть если все решения принимались в одном месте руководителем, главой, начальником, директором либо управляющим, то при децентрализации некоторой властью наделяются и подчинённые, освободив от некоторых функций своё руководство.

А еще проще – власть, принадлежавшая одному человеку, в условиях децентрализации начинает принадлежать многим людям.

Децентрализация — информация из Википедии

image

Децентрализация в производстве

На предприятии децентрализация характеризуется степенью власти, которой обладает руководитель организации. Сильная централизация на предприятии – это ярко выраженное единоначалие. В таких организациях, как правило, основным фактором успеха является высокая дисциплина, а принятие решений происходит все время одинаково, по стандартному сценарию.

Однако, современные рыночные отношения требуют гибкости и оперативности принятия решений, связанных с вопросами реализации продукции, обслуживания клиентов, разработки тактики фирмы. Нынешние условия ведения бизнеса показывают, что наиболее жизнеспособными и конкурентоспособными являются организации с большей степенью децентрализации. В условиях подобной структуры распределения власти сотрудники, занимающиеся продажей товаров и услуг наделены полномочиями, позволяющими самостоятельно принимать необходимые управленческие решения.

Обычно менеджер на децентрализованном предприятии без согласования с высшим руководством оперативно решает возникающие вопросы, тем самым обеспечивая увеличение скорости производственных процессов и осуществление реакций на внешние факторы. Это оказывает благотворное влияние на конечный результат производства.

На децентрализованных предприятиях весомую роль играют коллективные решения. Часто бывает так, что для решения сложившейся ситуации требуются мнения специалистов разных профессиональных областей и при комплексном подходе к проблеме находится разумный выход из сложившейся ситуации. Эффективным инструментом в борьбе с возникшими проблемами может стать именно взвешенное коллективное решение.

image

Предприятия с описываемой структурой управления обладают следующими характеристиками:

  • решения, принимаемые низшими иерархическими структурами, являются более значимыми;
  • выполнение организационных функций происходит в соответствии с принятыми решениями подразделений;
  • контроль из центрального управления за действиями низших иерархических структур достаточно низок.

Большая степень децентрализации на предприятии способствует:

  • увеличению управленческих навыков руководителей;
  • увеличению навыков по конкурентоспособности в современных рыночных условиях, способствующих экономическому подъёму и улучшению производительности труда;
  • самостоятельности руководства, начиная со среднего управленческого звена, при решении возникающих проблем, что тянет к осознанию и оценке их собственного вклада в получение результата и является существенной дополнительной мотивацией их труду.

Децентрализация в экономике

Рыночная экономика обязана быть частично децентрализованной, так как она характеризуется свободным не зависящим от предписаний и указаний сверху режимом хозяйственной деятельности граждан и их объединений.

Децентрализованная экономика в рыночных условиях не должна быть обременена установленным центром государственным планом, который безоговорочно подлежит выполнению. Вместо обязательного существует рекомендательный план-прогноз, который министерство предлагает регионам. Происходит не только ограничение прав центрального государственного или иного руководящего аппарата, но и делегирование планово-управленческих полномочий хозяйственным единицам, предоставление самостоятельности в принятии решений, а также в тактике и стратегии своих действий.

Однако, чтобы избежать хаоса и полнейшего разногласия рыночная экономика должна быть контролируемой и направляемой, поэтому полная децентрализация экономики невозможна и нежелательна. Экономика страны должна обладать системой правил экономического поведения, имеющей общий характер для всех участников экономического процесса.

Децентрализация в управлении государством

Процесс рассредоточения власти из центра по регионам и налаживание местного самоуправления за счет получения части полномочий от центральной власти является децентрализацией.

Этот механизм приносит пользу в случае гармоничного взаимоотношения между центром и регионами. Децентрализация в управлении государством – это передача ответственности за планирование, менеджмент и использование ресурсов от центрального аппарата управления на более низшие уровни.

Децентрализация тесно связана с распределением функций (или задач) между самыми низкими уровнями социального порядка, которые способны их выполнять.

Принцип субсидиарности – один из главнейших принципов распределения социальной помощи по мере необходимости между подразделениями. Именно данный принцип положен в основу Европейской хартии Местного самоуправления. Немаловажным является тот факт, что не все функции управления стоит переводить на места.

Исходя из принципа субсидиарности, совершать децентрализацию стоит, если это крайне важно для достижения поставленных целей и есть гарантии эффективного их выполнения и повышения качества управления.

image

Отличия децентрализации от федерации

Децентрализованное государство, где полномочия центрального аппарата власти в значительной мере переданы его составным частям занимает промежуточное место между унитарным и федеративным государствами. Оно в некоторой степени имеет сходство с федеративным устройством государства, которое заключается в наделении правом административно-территориальной единицы издавать законы, быть финансово независимой, а также возможным наличием автономии в своем составе.

Но между этими двумя системами управления существуют значительные различия.

Федерализм – это система правления, при которой властью обладает и общенациональное правление и региональное. Здесь присутствует конституционное признание автономии областей с защитой от посягательств на их суверенитет со стороны центральной власти.

Децентрализация может быть частью политики как унитарного, так и федеративного государства. Децентрализация предусматривает автономию областей согласно принятым законам, верховная власть может решать, когда и какие полномочия передать регионам, а может их забрать в любой момент обратно. В этом случае большая часть налогов, собранных в административно-территориальных единицах передается в центральное управление, полномочия регионов небольшие, а все необходимо выпрашивать у главного руководства.

Плюсы и минусы децентрализации

Достоинства

  • Укрепление демократии на местах. Менеджеры подразделений владеют значительным объёмом информации о местных условиях для принятия решений. Затраты на её передачу из центрального управления не нужны, все происходит на местном уровне.
  • Улучшение социально-экономического развития, учитываются социально-территориальные интересы, более точно корректируется политика с учётом возникающих условий.
  • Управленцы на местах принимают более своевременные решения, что для заказчиков наиболее привлекательно. Деятельность менеджеров наиболее эффективна благодаря тому, что они могут проявить инициативу, приобретают методом проб и ошибок ценный опыт, развивают управленческий талант. Появляется почва для взращивания новых администраторов, талантливых государственных служащих. Снижаются издержки на управление.
  • Обеспечение свободы и прав человека за счет противодействия сторон.
  • Сосредоточение знаний и умений высшего руководства на вопросах стратегического планирования благодаря передачи бремени ежедневных решений проблем управленцам на местах.
  • Позволяет установить более гибкую систему регулирования без бюрократии, характерной централизованному управлению.

Недостатки

  • Принятие управляющими подразделений некомпетентных решений в связи с недостатком информации, отсутствия согласованности целей между отделами и др.
  • Дублирование исполняемых функций.
  • Уменьшение лояльности по отношению к другим подразделениям общего целого.
  • Обособленность частей, что приводит конфликтам, ослаблению контроля.
  • Присутствие тенденции к втягиванию управляемого процесса в анархию и беспорядок.

Следовательно, децентрализация наглядно отражает характер отношений между руководителями различного уровня в системе управления будь то какая-либо сфера хозяйственной деятельности, предприятие, экономика или государство. Это новое качество управления, позволяющее максимально приблизиться к положительному результату.

Значение децентрализации заключается в невозможности решения из единого центра всех вопросов, возникающих у подразделений. Для этого полномочия распределяются по структурным единицам, обладающим достаточными возможностями для решения собственных проблем.

Ваш репост и оценка статьи:

Похожие статьи

  1. Рецессия
  2. Франчайзинг
  3. Трансакция
  4. Трансферт
  5. Секвестр

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий