§ 1. Публичная власть как воплощение народовластия в России

Конституция РФ оперирует следующими понятиями в рамках общей категории «власть»: «власть народа», «государственная власть», «власть в Российской Федерации» (ст. 3), «государственная власть в Российской Федерации», «государственная власть в субъектах Российской Федерации» (ст. 11). Из указанных понятий самым широким является понятие «власть народа». Власть народа осуществляется непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ). В свою очередь, последние два вида органов являются «органами публичной власти (ст. 3, ч. 1 и 2 Конституции РФ)»[1][2]. Введение понятия «публичная власть», отсутствующего в тексте Конституции РФ, принадлежит КС РФ.

В Постановлении от 10 июня 1998 г. Ns 17-ГР85 КС РФ употребил понятие «уровни публичной власти»: «определение конкретных условий и порядка проведения местного референдума в соответствии с конституционным разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями публичной власти, поскольку это не касается совместного ведения РФ и ее субъектов, относится к ведению субъектов РФ и местного самоуправления, что вытекает из смысла положений ст. 72 (п. «н» ч. 1), 73 и 130 Конституции РФ» (абз. 3 п. 1 м.ч.).

Таким образом, можно сказать, что в Российской Федерации существует несколько уровней публичной власти: государственная власть, которая в силу федеративной природы государства подразделяется на государственную власть РФ и государственную власть субъектов РФ, а также муниципальная власть.

Конституция РФ провозглашает самостоятельное в пределах своих полномочий местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12, 130).

В ряде решений КС РФ сформулировал правовые позиции, на основе которых можно говорить о существовании наряду с государственной властью такой формы (уровня) публичной власти, как муниципальная власть или власть местного самоуправления.

В Постановлении от 15января 1998г. № J-/7[3] КС РФ, основываясь на ранее выработанных правовых позициях[4][5], указал на то, что «публичная власть может быть и муниципальной» (абз. 4 п. 2 м.ч.). В последующих решениях Суд подробно раскрыл содержание данной теории. В частности, он показал, что у муниципальной власти есть своя знаменитая триада составных элементов: свой субъект — местное сообщество, население муниципального образования, своя территория и свои полномочия.

В Постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-ГР88 КС РФ, подтвердив тезис «местное самоуправление — публичная (муниципальная) власть» (абз. 2 п. 2 м.ч.), отметил, что понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией РФ территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, обусловливает необходимость учета природы муниципальной власти как власти местного сообщества и особенностей институтов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти — непосредственно и через органы местного самоуправления — выступает население муниципального образования. На выборные органы местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления возлагаются вытекающие из природы местного самоуправления обязанности по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретных муниципальных образований, а надлежащее исполнение обязательств, взятых непосредственно перед населением, является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (абз. 1, 3, 4 п. 3 м.ч.).

В Определении от 6марта 2008г. № 214-0-ГРт КС РФ уточнил, что территории, на которых осуществляется местное самоуправление, образуют пространственные пределы муниципальной власти как публичной власти народа в РФ и одновременно — территориальную сферу реализации права на осуществление местного самоуправления (абз. 2 п. 2 м.ч.). Все муниципальные образования независимо от их территориальной основы предназначены для осуществления муниципальной власти как власти местного сообщества, решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения[6][7].

Хотя местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, КС РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П[8] указал, что Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль над законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ст. 132, ч. 2; ст. 15, ч. 2). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей (абз. 5 п. 7 м.ч.). Такой контроль должен осуществляться в отношении законности, а не целесообразности деятельности органов местного самоуправления.

  • [1] Абз. 2 п. 2.1 м.ч. Постановления КС РФ от 9 июля 2002 г. № 12-П. СЗ РФ.2002. № 28. Ст. 2909.
  • [2] Постановление КС РФ от 10 июня 1998 г. № 17-П. СЗ РФ. 1998. № 25.Ст. 3002.
  • [3] Постановление КС РФ от 15 января 1998 г. № 3-П. СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.
  • [4] См.: п. 4, 5, 7 м.ч. Постановления КС РФ от 24 января 1997 г. № 1-П. СЗРФ. 1997. №5. Ст. 708.
  • [5] Постановление КС РФ от 2 апреля 2002 г. № 7-П. СЗ РФ. 2002. № 14. Ст.1374.
  • [6] Определение КС РФ от 6 марта 2008 г. № 214-О-П. СЗ РФ. 2008. № 18.Ст. 2092.
  • [7] Абзац 1 п. 3 м.ч. Постановления КС РФ от 11 ноября 2003 г. № 16-П. СЗРФ. 2003. № 46 (Ч. II). Ст. 4509.
  • [8] 39’ Постановление КС РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П. СЗ РФ. 2000.№ 50. Ст. 4943.

Модель публичной власти в РФ

контрольная работа

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти.

Публичная власть — это то же самое, что и государственная власть.

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти.

Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти.

Необходимость публичной власти порождена, в первую очередь, потребностью управления, направленного на достижение общих целей при наличии в обществе многообразия интересов и ценностей. Власть как явление имеет объективное происхождение, ее возникновение обусловлено сущностью человеческого общения и естественным процессом структурирования общества. Власти свойственна иерархия, неизбежно вырастающая из социальной дифференциации.

Публичную власть в России осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией. «Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения [1, с.147].

Как закреплено в ч.1 ст.1 Конституции РФ «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом, Российская Федерация — государство с республиканской формой правления. По вопросу о форме правления в РФ нет единства мнения: некоторые ученые считают Россию президентской республикой, другие — суперпрезидентской, а ряд ученых полагает, что в России смешанная форма правления: президентская республика с элементами парламентаризма [6, с.321].

На наш взгляд, представляется более правильным считать Россию президентской республикой, тем более учитывая последние государственно-правовые тенденции. Статья 3 Конституции РФ закрепляет принцип народовластия (народного суверенитета), который определяет основы организации демократического государства, принадлежность и основные формы осуществления в нем публичной власти.

Носителем суверенитета в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который выступает как единый субъект, объединяющий всех граждан. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. В соответствии со ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Публичная власть распоряжается силами, возможностями и ресурсами, которые имеются у общества. Она, используя их, выступает механизмом упорядочения социальных отношений, связанным с определением меры, установлением правил отношений между социальными субъектами, с принятием или наложением на них определенных ограничений в поведении и деятельности. С этой целью власть активно использует внедряемые нормы, посредством которых поведение людей направляется в желаемое русло и изменяется мотивация их деятельности. Публичная власть призвана влиять, воздействовать на отдельные социальные субъекты даже вопреки их возможному сопротивлению.

Власть осуществляется посредством признаваемого авторитета, слова, акта, действия, в том числе принуждения. С этой точки зрения власть следует рассматривать как воздействие особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти.

Для функционирования власти и осуществления властных отношений обязательным условием является наличие субъекта и объекта воздействия. Субъектно-объектные отношения составляют структуру власти.

Публичная власть осуществляется в обществе и адресована широким массам.

В отличие от власти биологической, патриархальной, родовой, публичная власть обладает двумя определяющими чертами. Во-первых, для нее свойственна всеобщность. В той или иной степени (в зависимости от политического режима) публичная власть распространяется практически на все сферы человеческого общения.

Во-вторых, инклюзивность (включенность), связанная со всеобщностью, является непременным свойством публичной власти и означает, что власть, охватывая все области человеческого общения и деятельности, соединяет и (или) противопоставляет социальные объекты и субъекты [6, с. 257].

Указанные особенности объясняют главное предназначение публичной власти — подчинять единой воле все социальные субъекты и объекты в интересах обеспечения целостности и устойчивости социального сообщества как такового. Исходя из данного подхода, власть можно трактовать как волевые отношения, при которых субъект власти воздействует на объект с целью достижения заранее ожидаемого результата.

Публичная власть имеет две основные исторические формы:

1) индивидуализированная власть — выражается в том, что властные роли и функции выполняют конкретные индивиды. В догосударственных обществах ими являлись старейшины, вожди, служители культа. В государственных образованиях, в зависимости от формы государства, это могут быть монархи, президенты, премьер-министры, руководители партий;

2) институализированная власть, которая реализуется через властные, главным образом, государственные институты (органы законодательной и исполнительной власти, армию, суд, прокуратуру, полицию, систему исполнения наказания, налоговые органы, муниципалитеты).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации система публичной власти представляет собой совокупность двух институтов публичной власти: государственной и местного самоуправления. Это следует, в частности, из ч. 2 ст. 3

Конституции РФ, где установлено, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» [1, с. 147]. Каждая из названных подсистем имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Очень важной особенностью системы органов публичной власти России является наличие предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Часть 2 ст. 77 Конституции РФ предусматривает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Это означает, что, по меньшей мере, по линии исполнительной власти административно-территориальное устройство Российской Федерации и ее субъектов должно представлять единую систему.

Достаточно сложная структура системы органов местного самоуправления установлена Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1, с. 149].

Она включает в себя пять категорий (типов) муниципальных образований: сельские и городские поселения, городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Основными конституционными принципами организации системы публичной власти являются:

— единство публичной власти;

— разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между подсистемами и органами в системе публичной власти;

— самостоятельность подсистем и органов в пределах собственной компетенции.

Эти принципы носят универсальный характер. На их основе строятся и федеральные, и региональные системы публичной власти, а также система местного самоуправления. Реализацию этих принципов должно обеспечить обновленное административно-территориальное устройство в субъектах Российской Федерации.

Принцип единства системы публичной власти следует из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, провозглашающей, что в Российской Федерации ее многонациональный народ является единственным источником власти. Это означает, что административно-территориальное устройство Российской Федерации и ее субъектов должно формироваться на основе единого подхода и на единой «элементной базе» для всей территории России.

По поводу этого принципа было много споров, поскольку ст. 12 Конституции РФ устанавливает положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следует отметить, что принцип самостоятельности местного самоуправления, провозглашенный Конституцией России, так же, как и в отношениях между ветвями государственной власти, не противоречит принципу единства системы публичной власти [6, с. 214].

Организационная обособленность местного самоуправления исключает прямое административное подчинение, но государственный контроль над органами местного самоуправления по вопросам соблюдения законодательства остается.

К конституционному положению о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти необходимо относиться как к специальному механизму в системе «сдержек и противовесов», обеспечивающему устойчивость всей системы власти. Если разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную призвано обеспечить равновесие властей «по горизонтали», то ст. 12 Конституции РФ является правовой основой для формирования механизма «сдержек и противовесов» «по вертикали». Вместе с тем этот механизм по-прежнему существует лишь в «теории».

При этом чрезмерное огосударствление самоуправления в России еще не означает искажения изначальной природы местной власти.

Специалисты неоднократно и убедительно доказывали, что суть низового самоуправления двояка: практически повсюду оно выступает нерасторжимой комбинацией государственной инициативы, проистекающей сверху, и общественной самодеятельности, исходящей снизу. Российское самоуправление в данном отношении ничуть не выбивается из общего ряда. Кроме того, в настоящее время по всему миру наблюдается сдвиг к стандартам, утвердившимся в нашей стране: огосударствление местного самоуправления и наделение его все более широким набором навязываемых сверху государственных функций.

Таким образом, публичная власть едина как система, но ее структура предполагает наличие самостоятельных властных подсистем. Вторым важнейшим конституционным принципом построения власти является принцип разграничения компетенции (предметов ведения и полномочий) в системе публичной власти. В соответствии с этим принципом Конституцией РФ в основном разграничены предметы ведения и полномочия между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Этот принцип также является универсальным, т. е. его действие распространяется на внутреннюю организацию подсистем публичной власти (государственной и муниципальной).

Третьим конституционным принципом построения системы публичной власти является принцип самостоятельности органов публичной власти в пределах собственной компетенции. Этот принцип по своей природе тесно связан с принципом разграничения компетенции, последовательное соблюдение которого является условием для самостоятельного осуществления властных полномочий. Он не исключает сотрудничества и взаимодействия властей. Не противоречат принципу самостоятельности и контрольные полномочия органов государственной власти над органами местного самоуправления. Органы государственной власти не вправе непосредственно вмешиваться во внутренние дела местного самоуправления, но вправе и даже обязаны осуществлять контроль над соблюдением законодательства [1, с. 150].

Осуществление контрольных функций со стороны государства должно быть строго регламентировано и закреплено законом.

Публичная власть, используя находящиеся в ее распоряжении силы и средства, обеспечивает наличие определенного порядка в обществе. Эффективность публичной власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием, т. е. способностью, возможностью, потребностью действовать в соответствии или вопреки интересам, как управляющих, так и управляемых.

Таким образом, управленческая эффективность публичной власти сопряжена, прежде всего, с ее социальной сущностью.

Публичная власть как социальный феномен зарождается в обществе и обеспечивает его целостность.

Любое общество своей организацией обязано власти, однако основы этой власти, ее источник, силы и средства, обеспечивающие ее, могут быть различными. Власть, источником которой является население, народ, общество — по своему происхождению является общественной, т.е. публичной властью. Ее публичный характер проявляется в том, что сама способность властвовать есть результат консолидации отдельных полномочий каждого члена общества и передачи их новому публичному субъекту.

Именно общество или его часть, создавая публичного субъекта, определяют предмет его ведения и передают ему часть своих полномочий на решение этих вопросов.

Следовательно, по своей природе публичная власть производна от волеизъявления каждого человека — члена организованного сообщества. При этом человек выступает одновременно в двух аспектах: с одной стороны, он часть источника публичной власти, субъект, делегирующий свои полномочия; а с другой — объект, на который будет направлена публичная власть.

Делись добром 😉

16 марта Конституционный суд пришел к выводу, что поправки законны, как и обнуление сроков действующего президента. На то, чтобы рассмотреть поправки, у суда было семь дней, но хватило всего двух — суд начал рассматривать документ вечером в субботу, 14 марта, и закончил днем в понедельник, 16 марта. Заседание прошло в экстренном режиме. «Медуза» отмечала, что до этого Конституционный суд в таком режиме рассматривал только вопрос присоединения полуострова Крым к России. По данным «Би-би-си», судья Константин Арановский — в декабре он назвал СССР «незаконно созданным государством» и заявил, что Россия не может стать правопреемницей «репрессивно-террористических деяний» СССР — на заседании отсутствовал из-за больничного.

В 52-страничном заключении Конституционного суда, опубликованном на сайте, в основном говорится: всё нормально, поправки не противоречат ни другим статьям действующей Конституции, ни чему-либо другому. Но задача КС — объяснить, какой смысл скрыт за этими поправками. И вот тут начинается самое интересное.

Как КС объяснил появление «общенародного голосования»

Общенародное голосование «имеет особую юридическую природу». Это «форма непосредственного народного волеизъявления при принятии указанного государственного решения» и не противоречит функциям и прерогативе Федерального собрания. Оно отвечает главному принципу — принципу народовластия, поэтому «конституционный законодатель, в целях конституционной легитимации своего решения был вправе обратиться к общероссийскому голосованию, прямо не предусмотренному действующим правовым регулированием для принятия конституционной поправки». 

Поправка: обнулить президентские сроки Владимира Путина (по предложению первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой)

Объяснение: Текущее требование (не более двух сроков подряд) вообще-то конкретно не допускает дополнительных сроков для президента. Но у нас нет точных указаний, что делать в переходный период (что сейчас и есть, ведь Конституция обновляется). Чтобы давать человеку право снова избираться, раз уж на то пошло, у нас должны быть институциональные гарантии: развитый парламентаризм, реальная многопартийность, наличие политической конкуренции, эффективная модель разделения властей, снабженная системой сдержек и противовесов, а также обеспечение прав и свобод независимым правосудием, включая деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.

С этим всем у нас всё в порядке, а новые поправки так еще и укрепляют парламентаризм. Выборы — это же демократический процесс, действующий президент может и не избраться снова, потому что народ проголосует за другого.

image Партийный состав Думы не менялся с 2007 года / duma.gov.ru

Но так как «обнуление», как и все поправки, вынесено на всеобщее голосование, то всё в порядке: голосование — демократический процесс волеизъявления народа. Голосование «придает дополнительную конституционную легитимность соответствующему решению».

Цитата: С одной стороны, конституционная характеристика демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет, установление в этом аспекте достаточно жестких ограничений. С другой стороны, конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, при том что его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остается за избирателями, а наличие у лица статуса действующего главы государства отнюдь не предрешает победы на выборах, поскольку другие кандидаты могут ограничиваться обнародованием своих программ и критикой действующего главы государства, а последний объективно связан необходимостью предъявить результаты своей деятельности за прошедший период.

Как КС объяснил новый термин — «система органов публичной власти»

Максимально философская часть. Следите за руками: единственный источник власти в России — многонациональный народ. Он — носитель суверенитета, который распространяется на всю территорию РФ. Он осуществляет свою власть непосредственно и через органы госвласти и органы местного самоуправления. Система органов госвласти и местного самоуправления работает на общих принципах.

Категория «единая система публичной власти» производна от основополагающих понятий «государственность» и «государство», которые означают политический союз (объединение) многонационального российского народа. 

Общая суверенная власть данного политического союза (российского народа) распространяется на всю территорию страны и функционирует как единое системное целое в конкретных организационных формах, определенных Конституцией Российской Федерации. Следовательно, органы местного самоуправления, которые согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти, указанных в ее статьях 10 и 11, во всяком случае входят в единую систему публичной власти политического союза (объединения) многонационального российского народа.

image Сергей Собянин выбирает муниципальных депутатов в 2017 году / АГН «Москва» / фото: Кирилл Зыков 

В своем функциональном предназначении единство публичной власти выражается и в том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

Кстати, согласно поправкам, местные органы самоуправления больше не будут выполнять функцию охраны общественного порядка. А вводить собственные налоги смогут.

Поправка: приоритет Конституции над международным правом

Объяснение: КС будет решать, возможно ли исполнить решения международных договоров РФ и решения межгосударственных органов (например, ЕСПЧ) и что делать, если такие решения противоречат Конституции России. В документе судей говорится, что приоритет российского права над международным нужен, чтобы исполнять международное право. Логично, не правда ли?

Цитата:Данный механизм предназначен не для утверждения отказа от исполнения международных договоров и основанных на них решений межгосударственных юрисдикционных органов, а для выработки конституционно приемлемого способа исполнения таких решений Российской Федерацией при неуклонном обеспечении высшей юридической силы Конституции Российской Федерации в российской правовой системе, составной частью которой являются односторонние и многосторонние международные договоры России, в том числе предусматривающие соответствующие правомочия межгосударственных юрисдикций.

Поправка: закрепить в Конституции определения брака как союза между мужчиной и женщиной. То есть, по сути, запрет гей-браков

Объяснение: По мнению суда, основная цель создания семьи — рождение детей, отсюда и определение. Судьи подчеркнули, что это не противоречит Конвенции о защите прав человека, а заставлять государство признавать гей-браки никто не может.

Цитата: Поскольку одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей, в основе законодательного подхода к вопросам демографического и социального характера в области семейных отношений в Российской Федерации лежит понимание брака как союза мужчины и женщины, что согласуется со статьями 7 и 38 Конституции Российской Федерации и не противоречит Международному пакту о гражданских и политических правах (статья 23) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 12), предусматривающим возможность создания семьи в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права. Ни из Конституции Российской Федерации, ни из принятых на себя Россией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года No 496-О и от 19 января 2010 года No 151-О-О).

image Защитники прав ЛГБТ в России часто сталкиваются с проблемами / flickr.com/photos/yuri_timofeyev

Но «произвольно вторгаться» в частную жизнь никто не будет, ущемлять права по мотиву их сексуальной ориентации тоже. Государство будет эффективно защищать и восстанавливать нарушение прав, потому что все равны перед судом и законом (так написано в Конституции) .

Поправка: запрет на отчуждение территорий и призывы к этому; закрепление русского языка и русского народа как государствообразующего; почитание памяти защитников Отечества

У нас традиционные ценности. Мы почитаем память защитников Отечества, защищаем историческую правду. Наш важнейший приоритет — дети и их духовное, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие, воспитание в них патриотизма, гражданственности и уважение к старшим. Русский язык нас как народ государствообразует, культура нашего многонационального народа уникальна, поэтому мы будем всех защищать — даже тех, кто живет за рубежном. Будем укреплять международный мир и безопасность, обеспечивать мирное сосуществование государств и народов, но не допустим вмешательства во внутренние дела государства.

Это не идеология. Просто так Путин обычно говорит.

image Риторика не так важна, когда власти нуждаются в дешевой рабочей силе / mskagency.ru

Цитата: семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Именно на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Российская Федерация вправе решать отдельные вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения, не отрицая при этом необходимости учета требований Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов относительно индивидуальной автономии личности.

Госсовет едет в Петербург?

Точнее, федеральные органы. Предполагается, что в Конституции запишут, что федеральная власть может находиться не только в Москве. Возможно, речь идет не о правительстве, а о возможности разместить в Петербурге — родном городе Владимира Путина — Госсовет.

Цитата: Глава 3 Конституции Российской Федерации дополняется также положениями о возможности создания в соответствии с федеральным законом на территории Российской Федерации федеральных территорий и установления федеральным законом организации публичной власти на таких территориях (статья 67, часть 1), о возможности определения федеральным конституционным законом иного города (городов) — помимо Москвы — в качестве места постоянного пребывания отдельных федеральных органов государственной власти (статья 70, часть 2).

Поправка: упоминание Бога

Объяснение: Судьи решили, что упоминание Бога в Конституции не означает, что все жители страны обязательно должны быть верующими и если верующими, то православными. По их мнению, Бог упоминается для того, чтобы подчеркнуть, что религия сыграла важную роль в становлении страны.

image На пасхальном богослужении в храме Христа Спасителя  / kremlin.ru

Цитата: Включение в текст Конституции Российской Федерации указания на веру в Бога, переданную народу России предками (статья 67 , часть 2), не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашенного в ее статье 14, и от свободы совести, гарантируемой ее статьей 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и ее конкретной направленности и призвано лишь подчеркнуть необходимость учета при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности.

Поправка: закрепление в Конституции индексации пенсий и устойчивого экономического роста

Объяснение: пенсионное обеспечение держится на принципах всеобщности, справедливости и солидарности поколений. 

Государство должно создавать экономический рост страны и повышать благосостояние граждан — «для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность, направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности».

Поправка: никаких зарубежных счетов и загранпаспортов для тех, кто хочет во власть

Объяснение: там мы защищаем суверенитет, а возраст — это чтобы был жизненный опыт. Человек, который хочет избраться, должен быть в «устойчивой политико-правовой связи» с государством РФ. А если он находится в такой же связи с другим государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством снижается». Кроме того, если человек так хочет избраться в президенты или депутаты, он всегда может закрыть счета за рубежом, продать недвижимость, подождать и избраться!

По поводу таких требований к президенту вообще всё очевидно — он же должен российский суверенитет защищать, это его основная обязанность. А если человек когда-либо переходил или имел гражданство другого государства, то доверия к нему никакого не будет.

Обсудите в соцсетях

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий