1. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.

imageСкачиваний: 134 Добавлен: 15.05.2015 Размер: 20.84 Кб Скачать ☆

Исполнительная власть в РФ. Структура Правительства РФ, порядок назначения, полномочия

 Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

            Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

            Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

            Правительство РФ состоит из:

— Председателя Правительства РФ

— заместителей Председателя Правительства РФ

— федеральных министров

            Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Структура Правительства

  • Председатель правительства

  • Первый заместитель Председателя правительства

  • Первый заместитель Председателя правительства

  • Заместитель Председателя правительства

  • Министр финансов Российской Федерации — Заместитель Председателя правительства

  • Руководитель Аппарата правительства — Заместитель Председателя правительства

Федеральные министры:

  • министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

  • министр сельского хозяйства Российской Федерации

  • министр иностранных дел Российской Федерации

  • министр транспорта Российской Федерации

  • министр экономического развития и торговли Российской Федерации

  • министр внутренних дел Российской Федерации

  • первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации — министр Российской Федерации

  • министр информационных технологий и связи Российской Федерации

  • министр обороны Российской Федерации

  • министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

  • министр природных ресурсов Российской Федерации

  • министр юстиции Российской Федерации

  • министр образования и науки Российской Федерации

  • министр промышленности и энергетики Российской Федерации

  • министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Координационные и совещательные органы Правительства:

  • Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

  • Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем (2005) году и на среднесрочную перспективу

  • Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам

  • Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности, ее правовой охране и использованию

  • Морская коллегия при Правительстве Российской Федерации

  • Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации

  • Правительственная комиссия по вопросам экономической интеграции

  • Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействия Российской Федерации с Организацией экономического сотрудничества и развития

  • Правительственная комиссия по вопросам комплексного развития транспортной системы Российской Федерации

  • Комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности

  • Комиссия по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации

  • Правительственная комиссия по организации перемещения архивных фондов и имущества Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) в новое здание

  • Правительственная комиссия по проведению административной реформы

Иные органы при Правительстве:

  • Академия народного хозяйства

  • Институт законодательства и сравнительного-правоведения

  • Информационно-телеграфное агентство России (ФГУП)

  • полномочные представители правительства при различных органах

  • Экспертный совет при Правительстве России

  • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

 Полномочия Правительства РФ:

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии

— управляет федеральной собственностью

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан

— организует охрану собственности и общественного порядка

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового   Правительства РФ.

Порядок назначения

Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации определён в ст. 111 Конституции РФ и ст.7 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Вопрос о процедуре назначения главы российского Правительства имеет большое значение, поскольку названная должность – одна из ключевых и ведущих в государстве.

В части 1 статьи 111 Конституции РФ содержится исходная норма: Председатель Правительства назначается Президентом – это одно из важнейших конституционных полномочий Президента РФ. В этой же части указанной статьи называется полномочие Государственной Думы – «с согласия Государственной Думы», которое корреспондирует со статьёй 103 часть 1, предусматривающей, что Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Далее следует предусмотренная Конституцией процедура выдвижения кандидатуры на пост Председателя Правительства. Выделим важнейшие моменты. Во-первых, право выдвигать кандидатуру на эту должность, имеет только Президент России. Во-вторых, внесение кандидатуры в Государственную Думу должно происходить в определённые сроки: а) не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента; б) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства, если таковая имела место; в) в течение недели со дня отклонения Государственной Думой кандидата на этот пост. В части 3 статьи 111 установлен определённый срок для рассмотрения Государственной Думой кандидатуры на должность Председателя Правительства – в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре4.

В Регламенте Государственной Думы (глава 17) подробно определён порядок дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ. Президент России либо его полномочный представитель в Федеральном собрании официально представляет кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ. Кандидат докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ. Перед обсуждением кандидатуры в течение времени, определённого Государственной Думой, но не свыше 30 минут кандидат отвечает на вопросы депутатов. По окончании ответов на вопросы представители фракций и депутатских групп высказываются за выдвинутую кандидатуру или против неё. Согласие на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 111 часть 4 предусматривает, что после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства. Это объясняется тем, что государство не может в течение длительного времени обходиться без Правительства и его главы.

В юридической литературе статья 112 часть1 Конституции иногда рассматривается как право Президента определять структуру федеральных органов исполнительной власти. Это, однако, не бесспорно ввиду неурегулированности в законодательстве (в том числе и в самой Конституции) данного вопроса, который призван быть регламентирован в законе о системе федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядке их организации и деятельности. В настоящее время вопрос, например, о федеральных органах исполнительной власти регулируется рядом указов Президента. 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • # 27.09.2019123.9 Кбиогп лекция!.doc
  • # 15.05.2015176.66 Кб69иогп.docx
  • # 15.05.201519.9 Кб33ИОТГОВОЕ ЗАДАНИЕ.docx
  • # 15.05.201567.11 Кб15ирс.docx
  • # 15.05.201536.82 Кб18Исполнительная власть в РФ. Овсепян А..docx
  • # 15.05.201520.84 Кб134Исполнительная власть в РФ.docx
  • # 05.11.2018286.21 КбИсполнительное производство Коваленко.doc
  • # 15.05.2015415.74 Кб119ист зачет1.doc
  • # 15.05.2015209 Кб24история (25-68) (Восстановлен).docx
  • # 15.05.2015707.07 Кб17История (СР).doc
  • # 25.09.2019602.62 КбИстория Античности.doc

Энциклопедический справочник

Высший исполнительный орган государственной власти РФ, осуществляющий в соответствии с Конституцией РФ исполнительную власть в РФ. Является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. Работу П. РФ организует Председатель Правительства РФ. На заседаниях П. РФ вправе председательствовать Президент РФ. Председатель Правительства РФ назначается на должность Президентом РФ с согласия ГД и освобождается от должности Президентом РФ. Его освобождение от должности влечет за собой отставку П. РФ. Члены П. РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя П. РФ.

П. РФ в пределах своих полномочий: организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ; организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. П. РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит законодательству РФ. Оно может осуществлять полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений. В соответствии с ст. 104 Конституции РФ П. РФ дает заключения на законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. В соответствии с регламентами палат ФС РФ члены П. РФ вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат, их комитетов и комиссий. Кроме того, взаимодействие П. РФ с палатами ФС РФ обеспечивается его полномочными представителями в соответствующих палатах, а также участием членов П. РФ в заседаниях СФ и ГД в рамках «правительственного часа». Одной из форм парламентского контроля за деятельностью П. РФ является парламентский запрос, который каждая из палат ФС РФ вправе направлять Председателю или членам П. РФ по вопросам, входящим в их компетенцию. Согласно ст. 18 Регламента СФ к полномочиям Председателя СФ относится назначение из числа членов СФ полномочного представителя СФ в П. РФ. П. РФ издает нормативные и ненормативные постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. П. РФ несет ответственность перед Президентом РФ, который может принять решение об отставке П. РФ, и перед ГД, которая может выразить недоверие П. РФ.

Состав П. РФ определен ст. 6 Федерального конституционного закона от 17 дек. 1997 «О Правительстве Российской Федерации», в соответствии с которой в состав П. РФ входят: Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Указом Президента от 12 мая 2008 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» определено, что Председатель Правительства РФ имеет 7 заместителей, в т. ч. 2 первых заместителей, заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ, а также заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ. В соответствии с ст. 25 указанного закона заместители Председателя Правительства РФ: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ, в выработке и реализации политики П. РФ, в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения; предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в П. РФ; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями П. РФ. Ст. 26 определены полномочия федеральных министров, в соответствии с которой федеральные министры: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях П. РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений П. РФ, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики П. РФ; обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти; координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств; назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов. П. РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены эти вопросы. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны П. РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами к полномочиям Президента РФ, и Президенту РФ.

Руководство Аппаратом Правительства РФ осуществляется Руководителем Аппарата Правительства РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 11 янв. 1995 «О государственных должностях Российской Федерации» Руководитель Аппарата Правительства РФ может являться как заместителем Председателя Правительства РФ, так и министром РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства РФ: организует деятельность Аппарата Правительства РФ и несет ответственность за выполнение возложенных на Аппарат функций; формирует в установленном порядке проекты плана заседаний П. РФ на очередной период и повесток заседаний П. РФ; докладывает Председателю Правительства РФ материалы с проектами актов, по которым требуется решение П. РФ, и иных документов с соответствующими предложениями по результатам их подготовки Аппаратом Правительства РФ к рассмотрению в П. РФ; распределяет обязанности между заместителями Руководителя Аппарата Правительства РФ; устанавливает порядок работы подразделений Аппарата Правительства РФ, а также определяет вопросы, входящие в сферу ведения департаментов; издает приказы и дает поручения по вопросам работы Аппарата Правительства РФ; рассматривает внесенные в П. РФ проекты федеральных законов, актов Президента РФ, актов П. РФ, др. поступившие документы и направляет их в подразделения Аппарата Правительства РФ для подготовки к рассмотрению в П. РФ; осуществляет др. полномочия в соответствии с решениями П. РФ и поручениями Председателя Правительства РФ.

Полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема. Кажется, что нужно выучить всю Конституцию РФ, чтобы справиться с ней. Но не стоит паниковать! Сейчас я расскажу несколько секретов, как разобраться в этой теме. Прочитаете статью — и сможете решать задания на полномочия органов власти в ЕГЭ без ошибок.

Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?

Теория по полномочиям органов государственной власти вызывает сложности у школьников, которые сдают ЕГЭ по обществознанию. Она очень обширна. Поэтому некоторые полномочия вам все-таки придется выучить.

Рассматриваемая теория относится к блоку «политика» и встречается в 14 задании ЕГЭ по обществознанию. Там просят соотнести орган государственной власти и функцию, которую он выполняет. Еще эта теория может встретиться во второй части.

Эффективно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию можно на наших онлайн-курсах. Мы расскажем, как правильно организовать свой день и учиться онлайн, не теряя эффективности.

Какие полномочия органов власти в ЕГЭ необходимо знать?

Для начала нужно разобраться, полномочия каких органов власти могут встретиться в ЕГЭ по обществознанию.

Теория разделения властей

Разбор полномочий необходимо начать с теории разделения властей. Здесь всё очень просто! Власть делится на три основные ветви — законодательную, судебную и исполнительную. Каждой ветви соответствуют конкретные органы государственной власти, которые к ней относятся. Ни одна из ветвей власти не возглавляет другую, но находится с ней в определенных взаимоотношениях.

  • Законодательная ветвь: Федеральное Собрание, состоящие из двух палат. Верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума.
  • Исполнительная ветвь: принадлежит Правительство РФ, а также различные министерства и ведомства.
  • Судебная ветвь: Верховный суд и Конституционный суд. 

Еще необходимо обратить внимание на полномочия Президента РФ. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но чьи полномочия также встречаются на экзамене.

Совет Федерации

Итак, начнём с законодательной ветви, а именно с Совета Федерации. Попытаемся понять, чем он занимается, с помощью рассуждений.  

Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко (2020)

В Совете Федерации сидят представители субъектов РФ. Значит, он будет заниматься вопросами, связанными с субъектами. Отсюда первое полномочие — он утверждает изменение границ между субъектами РФ. 

Кроме того, Совет Федерации больше, чем Государственная Дума связан с Президентом. Именно он одобряет многие его решения. Значит, утверждение чрезвычайного и военного положения, решение вопроса об использовании вооруженных сил за рубежом будут относиться к полномочиям Совета Федерации.  

К тому же, именно Совет Федерации назначает выборы президента и отрешает его от должности (при наличии серьезного основания). Наконец, Совет Федерации назначает на должность судей Верховного и Конституционного суда, а также Генерального прокурора.

Государственная Дума

Перейдём к нижней палате парламента — Государственной Думе. Если Совет Федерации более тесно связан с Президентом, то Государственная Дума — с Правительством. Именно поэтому Государственная Дума даёт согласие Президенту на назначение председателя Правительства. Отсюда вытекает следующее полномочие — решение вопроса о доверии правительству. 

Председатель Государственной думы В.В. Володин (2020)

Также Госдума может выдвигать обвинения против Президента. Мы уже знаем, что отрешение Президента от должности — это полномочие Совета Федерации, но такое серьезное решение должно приниматься коллективно и по серьезным основаниям. Поэтому именно Госдума предъявляет президенту конкретное обвинение.  

Кстати, раз уж мы говорим об обвинениях, нельзя не упомянуть амнистию. Безусловно, в головах у выпускников путаница с двумя понятиями: амнистией и помилованием. Оба понятия обозначают досрочное освобождение виновного лица. Воспользуемся лайфхаком. Амнистия — освобождение большого количества людей. Следовательно, для этого потребуется много участников — 450 депутатов Государственной Думы. Помилование — дарование свободы одному конкретному человеку, поэтому осуществляет его также одно лицо – Президент. Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.  

Также необходимо запомнить, что Государственная Дума назначает Председателя Центрального банка, Председателя счетной палаты, а также Уполномоченного по правам человека. Подытожим полномочия Государственной Думы и Совета Федерации для лучшего запоминания с помощью таблицы.

Государственная Дума Совет Федерации
Назначает:— председателя Центрального Банка — Уполномоченного по правам человека Назначает: — выборы президента — судей Конституционного и Верховного суда — председателя счетной палаты (ранее это была функция ГД)  
Исполняет функции:— дает согласие Президенту на назначение председателя правительства — занимается решением вопроса о доверии правительству — объявляет амнистии — выдвигает обвинения против Президента Исполняет функции:— утверждает изменение границ между субъектами — утверждает указы президента о военном, чрезвычайном положении — занимается решением вопроса о возможности использования Вооруженных Сил — отрешает Президента от должности

Правительство РФ

Исполнительная ветвь, а конкретно Правительство РФ занимается реализацией предписаний, принятых законодательной ветвью власти. Именно отсюда следуют полномочия Правительства РФ. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции, но это будет неэффективно, да и времени потребует много. Поэтому альтернативный способ — это опираться на слова — маркеры.

Председатель Правительства России М.В. Мишустин (2020)

Если в задании вам встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и «проведение», вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. То есть, к полномочиям Правительства РФ будут относиться следующие:

  • обеспечение проведения единой финансовой политики, политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • меры по обеспечению обороны страны
  • меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка

Еще Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета. И здесь вновь воспользуемся методом рассуждения: именно Правительству РФ нужны деньги для реализации политики, приведения решения в жизнь. Получается, тот, кто использует бюджет, его и разрабатывает.

Налоги в ЕГЭ по обществознанию

Президент РФ

У Президента РФ много полномочий. В Конституции РФ им посвящена целая глава. Можно просто выучить эту главу от корки до корки, но мы используем альтернативный подход, который позволит быстрее и эффективней запомнить полномочия Президента. Давайте структурируем все полномочия, разделив их на несколько областей: полномочия в военной сфере, в отношении законодательной власти  и исполнительной власти, полномочия, которые относятся к особым компетенциям.

Президент России В.В. Путин (2020)

Полномочия Президента в военной сфере

В данной области Президент РФ является верховным главнокомандующим. Он утверждает военную доктрину, вводит на территории страны военное и чрезвычайное положение (при утверждении Совета Федерации).

Полномочия в отношении законодательной и исполнительной власти

В отношении законодательной власти Президент имеет ряд важнейших полномочий. Он подписывает принятые парламентом законы и даже может их не одобрить (наложить вето), тогда закон придется рассматривать повторно. Кроме того, Президент может распустить нижнюю палату парламента — Государственную Думу. Однако сделать это не так просто. Также, в соотвествии с новыми поправками в Конституцию, Президент назначает Генерального прокурора РФ. Ранее это была функция Совета Федерации.

Не менее сильное влияние Президент оказывает и на исполнительную власть. Он обладает полномочием по роспуску Правительства (правда в обоих случаях роспуска потребуется согласование с другими органами власти). Президент назначает Председателя Правительства, а также издает указы и распоряжения, которые необходимо исполнять, поскольку они являются подзаконными актами.

Особые полномочия

Есть полномочия Президента, которые сложно отнести к предыдущим категориям. Так, в его исключительной компетенции находится выдача государственных наград, гражданства, осуществление помилования, подписание международных договоров.

ЕГЭ по обществознанию: простые способы решения части 1

Полномочия органов власти в ЕГЭ: пример задания

Теперь рассмотрим, как полномочия органов власти могут встретиться в ЕГЭ. Например, возьмем 14 задание ЕГЭ по обществознанию.

ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А) осуществление помилования. Сразу вспоминаем главный принцип — один человек освобождает одного (помилование), много человек освобождают многих (амнистия). Значит это полномочие Президента РФ. 1)Президент РФ
Б)  осуществление управления федеральной собственностью. Ориентируемся на слово-маркер «осуществление», которое указывает на то, что это полномочие Правительства 2) Совет Федерации
В) назначение на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Это, как мы уже знаем полномочие Государственной Думы 3) Государственная Дума
Г) разработка федерального бюджета. Кто реализует бюджет, тот его и разрабатывает. Соответственно, это полномочие Правительства РФ 4) Правительство РФ
Д) назначать выборы Президента РФ. Полномочие Совета Федерации, так как именно этот орган власти больше всего связан с президентом  

Ответ: 14342

Как видите, запомнить полномочия органов государственной власти в ЕГЭ не так сложно. Главное — знать некоторые секреты и лайфхаки, чтобы не приходилось учить Конституцию наизусть.

Узнать такие лайфхаки для других заданий ЕГЭ можно на наших онлайн-курсах. Записывайтесь — и удачи с подготовкой!

18 3

После распада СССР в начале девяностых годов прошлого века образовалось независимое государство – Российская Федерация. Появился новый флаг, гимн и, самое главное, новая Конституция. В статье 10-й Основного закона, который был принят на референдуме в 1993 году, государственная власть была разделена на три ветви.

image

Отличия от прежней системы

В Советском Союзе применялся термин «государственное управление», оно имело четкую структуру и иерархию. Изменилось то, что теперь исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет система, которая независима от законодательной и судебной. Причем это ясно прописано в Конституции РФ.

Осуществление власти

По Конституции, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет двухуровневая система. На высшем уровне это федеральные субъекты, а на местах — региональные субъекты. Образована единая иерархическая структура.

Но независимость — не значит оторванность, изоляция одной от другой. Все виды гос. власти тесно взаимодействуют друг с другом. Лишь в теории французских просветителей идеальна для демократии такая изоляция, даже, возможно, противостояние в интересах всего общества. На практике это утопия. Такое положение дел приводит к политическому тупику, коллапсу всей политической системы.

Субъекты

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет единая система через функционирование специальных субъектов, наделенных соответствующей компетенцией. В качестве таковых выступают органы исполнительной власти Российской Федерации. Основной закон организует всю власть в стране по принципу федерализма. Отличие федерации от унитарного государства — в том, что имеется двухуровневая система исполнительной власти в РФ с местными региональными законами. Правительство — это высший орган исполнительной власти РФ, которому подчиняются исполнительные субъекты на местах.

Отличие исполнительной власти и административной

Исполнительная и административная власть — это не одно и то же. Последняя служит лишь внесудебной мерой принуждения. Административная власть — лишь один из инструментов достижения целей исполнительной власти, и она не ограничивается лишь внесудебным принуждением.

Юридически большинство распоряжений на всех уровнях осуществляется во внесудебном порядке. Это касается не только исполнительной, но и законодательной власти. Но неправомерно утверждать, что они реализуют административную власть.

image

Рычаги влияния

Как же выполняются директивы и распоряжения? Для этого в подчинение переданы наиболее влиятельные службы и организации. Это финансовые, органы внутренних дел, армия, службы безопасности, исправительно-трудовые организации и т. д.

Необходимо заметить, что государственное управление как понятие не отражено в Конституции РФ. Ошибочно полагать, что это и есть исполнительная власть. Управление государством намного шире, и как раз включает в себя как исполнительную власть, так и другие институты власти.

image

Функции исполнительной власти

Выделяют следующие ее функции:

• Направление политики программ общефедерального значения. Примерами могут быть приватизация, национализация, разработка единой энергетической системы и т. д.

Правильное регулирование и обеспечение правового порядка в экономической сфере общества. Примерами являются деятельность антимонопольной службы, охрана частной собственности, поддержка предприятий или какой-либо отрасли производства и т. д.

Эффективное управление предприятий государственного сектора. Ошибочно полагать, что все в нашей стране приватизировано. Существует множество государственных корпораций, государственно-частное партнерство.

Контроль и надзор за работой различных сфер деятельности общества. Примерами может служить контроль за деятельностью Рособрнадзора в сфере образования, Росмеднадзора в сфере медицины, Роспотребнадзора в сфере питания и защиты потребителей и т. д.

image

Признаки

Первый признак – субординация, когда нижестоящая власть подчиняется вышестоящей. Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти РФ, главное учреждение в этой системе.

Второй признак – организация. Существует целая система для реализации законов на всех уровнях государства.

Третий признак – повсеместность. Везде, где есть человеческие коллективы, так или иначе присутствует исполнительная власть.

Четвертый признак – огромные ресурсы. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет целая система с широкими возможностями: правовые, экономические, информационные, силовые, технические службы. Все они подчинены единому управленческому центру для поддержания всей полноты исполнительной власти.

Пятый признак – силовое внесудебное воздействие. Для этого существует множество служб принудительного характера: армия, полиция, органы государственной безопасности, национальная гвардия и т. д.

Шестой признак – контроль над исполнительной властью. Это обязательное условие правового государства. Несмотря на разделение властей, для эффективного исполнения всех законов необходим широкий контроль, который могут осуществлять парламент, счетная палата, прокуратура. Широкие полномочия по контролю имеет институт президентства в Российской Федерации. Большое значение имеют демократические институты — свободные СМИ, гражданское общество, инициативные группы контроля и т. д.

image

Система и структура исполнительной власти РФ

Наибольшее затруднение вызывает иерархия. Исполнительную власть осуществляет система органов исполнительной власти, являющаяся частью общей структуры государственной власти. Они учреждены самим государством с целью претворения в жизнь всех законов и нормативно-правовых актов, принимаемых соответствующими компетентными субъектами.

Органы исполнительной власти РФ входят в единую управленческую систему. Однако их перечень не определен в Конституции РФ.

Классификация

От роли, масштаба деятельности, компетенции, способу образования различают:

1. Россия — федеративное государство. Отсюда существует как федеральная исполнительная власть РФ, так и региональная. Президент и его администрация формально не входят в эту структуру, но активно ее контролируют. Глава государства — гарант конституционных норм, а также прав и свобод граждан, следовательно, он обязан следить и корректировать работу всех органов власти. Но юридически президент не входит в эту структуру. Высшим органом исполнительной власти РФ является правительство во главе с председателем.

2. В зависимости от компетенции выделяют органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. К первым можно отнести региональные правительства и администрации краев и областей. В качестве примера органов отраслевой компетенции можно привести министерство сельского хозяйства, министерство по чрезвычайным ситуациям и т.д. К межотраслевым относится служба занятости населения, органы статистики.

3. В зависимости от порядка разрешения вопросов структура исполнительной власти РФ подразделяется на коллегиальные органы и единоначальные. Первые обсуждают наиболее важные вопросы (правительство Российской Федерации как высший орган государственной власти РФ, правительства регионов, комитетские собрания и т. д.). Единоначальные органы — это обычно те, которые работают в штатном режиме для устранения бюрократической волокиты.

Роль Главы государства в функционировании исполнительной власти

Формально, как уже отмечалось выше, президент РФ не является частью системы исполнительной власти. Он стоит «над всеми ветвями», а его власть образует четвертую ветвь – президентскую. Отсюда возможно непонимание того, кто именно возглавляет правительство РФ, исполнительная власть кому именно должна подчиняться. Правильный ответ – председателю, которого непосредственно назначает глава государства.

Конституционное подчинение президенту РФ

Основной закон содержит ряд статей, которые «подчиняют» правительство президенту. В частности, ст. 83 Основного закона. Согласно данной статье, президент РФ назначает председателя правительства РФ. Следовательно, можно предположить, что если премьер-министр подчиняется главе государства, то все исполнительные органы государственной власти РФ также ему подчиняются.

Роль Государственной думы в назначении Председателя

Как бы то ни было, но президент должен назначить председателя правительства с одобрения Государственной думы. Возможно, это сделано с целью продуктивного взаимодействия между этими институтами власти. Таким образом, юридически может показаться, что Российская Федерация — парламентская республика. Государственная дума только утверждает кандидатуру главы исполнительной власти, предложенную президентом. Своих кандидатов парламент предложить не может, а также не участвует в формировании кабинета министров.

Но и здесь не все так однозначно. Согласно Конституции РФ, президент предлагает лишь два раза. Если кандидатура отклоняется, то Государственная дума распускается. Назначаются новые выборы в нижнюю законодательную палату. Также президент имеет право оба раза предложить одного и того же человека. После роспуска он спокойно может утвердить неугодную Думе кандидатуру. Таким образом, видно, что больше «пострадает» законодательный орган, а нужный глава правительства все равно будет утвержден. Такая процедура превращает утверждение нижней законодательной палатой председателя правительства в простую формальность.

Но после этого влияние президента на исполнительную власть не ограничивается. Согласно Конституции, он может освободить председателя правительства РФ. Кроме того, именно президент РФ утверждает на должность этих министров по предложению премьер-министра. И, судя по тому, что в Основном законе количество таких отклонений не установлено, оно бесконечно.

Естественно, на практике подобное вряд ли произойдет. Но в теории юридически это вполне возможно. Из этого может показаться, что глава государства фактически формирует правительство и единолично назначает его главу. Но это не так, хотя по Конституции ему разрешается председательствовать на заседании правительства. А Федеральный закон «О правительстве РФ» дает ему это право и на президиуме.

Но, несмотря на это, юридически главой является председатель правительства. Согласно Конституции, к его компетенции относится определение направления работы высшего исполнительного органа, организация его работы. Также он обладает решающим голосом. Председателю напрямую подчинены исполнительные органы государственной власти РФ.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что исполнительная власть направлена на практическую реализацию распоряжений и законов вышестоящих органов. К таковым относятся подзаконные акты главы государства, нормативно-правовые акты законодательной власти, Федеральные законы и другие правовые документы, регламентирующие ее деятельность. Кроме того, она обладает мощными инструментами для их реализации. Ей напрямую подчиняются целые системы экономического, информационного, силового и других видов воздействия. Поэтому она неразрывно связана с понятием государственного управления. Но нельзя ставить знак равенства между ними. Несмотря на то что исполнительная власть составляет огромный пласт государственной власти, последнее понятие намного шире и включает другие властные институты в стране, такие как институт президенства, законодательные субъекты власти и другие.

От слаженной системы государственной власти зависит благополучие, мир и стабильность в стране. Одно дело — издавать законы, но если граждане видят, что их никто не выполняет, что власти не справляются со своей работой, наступает хаос, охлократия, политическая нестабильность. Это можно было наблюдать в конце прошлого века. После падения авторитарного по меркам правоведения государства в нашей стране появилось новое — правовое, демократическое. Базовые декларации Конституции остались прежними: права и свободы граждан, равноправие в суде, независимость судей, принцип презумпции невиновности и т. д. Но реально картина выглядела немного иначе. В отсутствие сильной и волевой власти, а именно исполнительной, все это свелось на нет. Беззаконие, насилие, уход от налогов, тотальная коррупция привели к таким потрясениям и разрухе, от которых не пострадали даже многие государства, ведущие военные действия.

Российская исполнительная власть на современном этапе своего развития подвергается количественным и качественным изменениям. Ведь она не просто слепо исполняет законы и следит за их реализацией. Данная власть борется и со многими внешними угрозами. Например, осуществляет борьбу с терроризмом и экстремизмом как внутри страны, так и за ее пределами, техногенными катастрофами, лесными пожарами. В их подчинении для этой цели служат такие федеральные службы, как министерство по чрезвычайным ситуациям, службы государственной безопасности, недавно созданная национальная гвардия. Конечно, некоторые службы лично подчинены главе государства, но они выполняют те же цели и все вместе следят за спокойствием и конституционным порядком в стране.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий